Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10112

РАЗВИТИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ТУРИСТСКИЕ ПРОДУКТЫ И РЕСУРСЫ

DEVELOPMENT OF ALTAI REGION: TOURIST PRODUCTS AND RESOURCES

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Голованова Софья Олеговна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Домнина Анна Ивановна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Golovanova S.O., sogolovanova@gmail.com

Domnina A.I., Anna.domnina22@gmail.com

Аннотация. В статье описаны результаты исследования туристского потенциала Алтайского края и факторов формирования спроса на туристские продукты. Авторами выделены ключевые критерии выбора, которые оказывают влияние на формирование туристского продукта: частота отдыха, средства размещения, длительность отдыха, наиболее актуальные объекты показа и т.д. авторами сделаны выводы о возможностях и перспективах отдыха в Алтайском крае. Сформулированы предложения по платформам продвижения продуктов для туристов европейской части России.

Summary. The article describes the results of a study of the tourism potential of the Altai Territory and the factors in the formation of demand for tourism products. The authors identified key selection criteria that affect the formation of a tourist product: the frequency of rest, the means of accommodation, the duration of the rest, the most relevant display objects, etc. the authors made conclusions about the possibilities and prospects of recreation in the Altai Territory. Formulated proposals on platforms for promoting products for tourists in the European part of Russia.

Ключевые слова: отдых, Алтайский край, Стратегия развития туризма до 2035 года, факторы формирования спроса, опрос, исследование.

Keywords: rest, Altai Territory, Tourism Development Strategy 2035, factors of demand formation, survey, research.

1. Введение. Туризм является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Алтай, это закреплено в “Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2035 года”, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 года № 60 [1]. Задачами развития туристского Алтайского кластера является повышение внимания к туристкой дестинации и привлечение большого количества отдыхающих, этому способствует формирование современной туристской индустрии через механизмы подпрограммы “Развитие внутреннего и въездного туризма” государственной программы Республики Алтай “Развитие экономического потенциала и предпринимательства”, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 29 июня 2018 года № 201 [5].

Многочисленные публикации показывают, что в целом, 2018-2019 годы имели положительную динамику для развития туристской отрасли в регионе по целому ряду показателей.

В 2018 году Республика Алтай принимала участие в реализации мероприятий Федеральной целевой программы “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)” по созданию обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров [2]. За счет средств федерального и республиканского бюджета осуществлялось строительство механической системы оснежения туристско-рекреационного кластера “Манжерок”, это позволяет в настоящее время обеспечить наличие необходимого снегового покрова и продлить сезон катания на склонах курорта [7].

Одной из важнейших является задача увеличения туристского потока из европейской части России. В связи с этим, особую значимость представляет работа по формированию конкурентоспособного продукта для данного рынка и учет потребностей данной целевой группы в этом направлении [4,6].

2. Материалы и методы исследования. В течение 2019 года авторами было проведено исследование среди клиентов ряда туристских кампаний Нижнего Новгорода востребованности направления Алтайского края и факторов, оказывающих влияние на формирование туристского продукта.

В исследовании приняли участие 130 респондентов, исследование проводилось средствами google forms.

3. Результаты исследования. По данным анкетирования, в опросе приняли участие практически одинаковое количество мужчин (56,3%) и женщин (43,8%) в возрасте от 25-40 лет.

Из них 75% респондентов любят путешествовать и регулярно это делают, остальные 25% – совершают поездки редко 1 раз в 3-4 года и реже (Рисунок 1).

Около 59% опрошенных предпочетают путешествовать по Россси, в то время, как 41% предпочитают отдых заграницей (Рисунок 2).

Далее опрашиваемым были предложены для ознакомления основные природные достопримечательности Алтайского края. Респондентам был задан вопрос о желании посетить Горно-Алтайск, ответы показали, что популярность данного направления весьма велика, так как 53% желают увидеть кусочек нетронутой природы, а 9% уже езди и хотели бы повторить отдых, 37% ответили – -“нет”, т.к. они не являются любителями путешествовать по России и им нужны условия с высоким уровнем сервиса (Рисунок 3).

На рисунке 4, видно, что одинаковое количество опрошенных (22%) хотят посетить Большой Чульчинский водопад и реку Чарыш, следом за ними по желанию посетить, идут гора Синюха и Алтайский заповедник (15.6%), 12.5% хотели бы посетить гору Белуха, самыми не популярными среди опрошенных же являются Телецкое озеро и Чуйский тракт (6, 25%).

В Горно-Алтайске есть множество кафе и ресторанов, но практически полное отсутствие национальной кухни в ресторанах, за исключением всего двух мест, Black Bar, и Алтын Кёль. На вопрос какую кухню предпочли отдыхающие, получили следующие результаты (рисунок 5).

Как видно изи рисунка 5 одинаковое количество, а именно 43% выбрали бы национальную кухню и не имеют предпочтения в выборе кухни, а 12,5% поклонниками традиционной, т.е. европейской кухни.

Основной вопрос, который всегда является главным для операторов, которые формируют турпродукт, равно как и агентам, которые реализуют путевки  – это продолжительность отдыха, результаты отражены на рисунке 6.

Итак, примерно 47% опрошенных предпочитают готовы отдыхать в Алтайском крае от 7 до 14 дней, 25% – менее недели, 12,5% предпочли бы оставаться в туре месяц и более, и 15,6% – от 14 до 21 дней.

Предпочитаемый сезон поездки на Алтай представлен на рисунке 7.

Большинство опрошенных, а именно примерно 47%, как и следовало ожидать, предпочитают отдых летом, 25% – весной, 19% – в зимнее время года и лишь 9,4% осенью.

Далее, важным аспектом организации отдыха и формирования туристского продукта, является вопрос о вариантах размещения.

В Горно-Алтайске представлены следующие средства размещения.

Отель “Игман” расположен рядом с подножием горы Комсомольской.

Хостел «Тихий дворик», для тех, кто путешествует на собственном автомобиле, предусмотрена парковка. При желании гости могут заказать трансфер от/до аэропорта.

Небольшой домашний отель “Рыжий пес” предлагает для гостей приготовлено 16 номеров с классическим дизайном и набором аксессуаров [3].

Также в распоряжении гостей есть база отдыха «Кедровый Остров», гостиницы «Red House 2», «Зимородок»,         «Алтын Туяк». Предпочтение в средствах размещения отражено на рисунке 8.

Так, 31,3% опрошенных предпочли бы остановится в гостинице, 28,1% сняли бы частный дом, 25% выбрали хостелы и 15,6% – приезжая предпочитают аренду апартаментов.

4. Обсуждение. В целях формирования целесообразного продукта для Европейской части населения необходимо учитывать продолжительность отдыха в 7-14 дней с размещением гостинице, обязательным посещением ряда ключевых природных объектов и по сути, продукт должен носить внесезонный характер. Также было установлено, что для продвижения туристского продукта необходимо использовать электронные площадки федерального уровня, такие как, например, Единый национальный туристско-информационный портал («RUSSIA.TRAVEL»), помимо этого, можно использовать интернет-ресурсы субъектов туриндустрии.

5. Заключение. Таким образом, отдых в Алтайском крае, не только реализация Стратегии развития внутреннего туризма, но и возможность познакомиться с природными объектами, которые еще сохранились в России.

Особое внимание должно быть сосредоточено на продвижении туристских продуктов для европейской части страны с учетом требований и интересов. Все это сможет более активно развивать туризм в Алтайском крае, что через мультипликатор инвестиций и пополнения бюджета за счет туристов даст новый импульс росту экономики региона.

Литература

  1. Анисимов П.А. Основные направления развития туризма в Алтайском крае. В книге: Молодежь – Барнаулу Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю. В. Анохин. 2019. С. 746-748.
  2. Беспалова Н.Н., Кольмайер Е.В. Туристский кластер как эффективный инструмент для развития туризма в Алтайском крае. В сборнике: Туризм как фактор устойчивого развития горных территорий Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Т.А. Куттубаевой, А.В. Глотко. 2018. С. 135-141.
  3. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.
  4. Ротанова И.Н. Предпосылки и возможности развития познавательного туризма на природоохранных территориях Алтайского края В сборнике: Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирское региональное отделение всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Российской академии наук. 2016. С. 163-167.
  5. Семиколенова М.Н., Степанова А.Н. Туризм как одно из перспективных направлений развития экономики Алтайского края. В сборнике: Современные тренды развития стран и регионов – 2018 Материалы международной научно-практической конференции: в 2 томах. Отв. ред. О.В. Ямова. 2019. С. 304-307.
  6. Стрижова О.С. Анализ развития внутреннего туризма в Алтайском крае. В сборнике: Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации сборник материалов II Международной студенческой научно-практической интернет-конференции. Ответственный редактор В. В. Лиханова. 2016. С. 159-162.
  7. Теков И.М., Мртеян А.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае. В сборнике: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы VII Международной Интернет-конференции. 2018. С. 387-392.

Referents

1.   Anisimov P.A. Osnovnye napravleniya razvitiya turizma v Altajskom krae. V knige: Molodezh’ – Barnaulu Materialy XX gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. Glavnyj redaktor YU. V. Anohin. 2019. pp. 746-748.

2.   Bespalova N.N., Kol’majer E.V. Turistskij klaster kak effektivnyj instrument dlya razvitiya turizma v Altajskom krae. V sbornike: Turizm kak faktor ustojchivogo razvitiya gornyh territorij Sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshch. red. T.A. Kuttubaevoj, A.V. Glotko. 2018. pp. 135-141.

3.   Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Varivoda V.S. Sozdanie resursnoj bazy rasshireniya sektora gostinichnyh uslug v regione//Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. № 4 (8). p. 2.

4.   Rotanova I.N. Predposylki i vozmozhnosti razvitiya poznavatel’nogo turizma na prirodoohrannyh territoriyah Altajskogo kraya V sbornike: Geograficheskaya nauka, turizm i obrazovanie: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, Novosibirskoe regional’noe otdelenie vserossijskoj obshchestvennoj organizacii «Russkoe geograficheskoe obshchestvo», Institut pochvovedeniya i agrohimii Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. 2016. pp. 163-167.

5.   Semikolenova M.N., Stepanova A.N. Turizm kak odno iz perspektivnyh napravlenij razvitiya ekonomiki Altajskogo kraya. V sbornike: Sovremennye trendy razvitiya stran i regionov – 2018 Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 tomah. Otv. red. O.V. YAmova. 2019. pp. 304-307.

6.   Strizhova O.S. Analiz razvitiya vnutrennego turizma v Altajskom krae V sbornike: Problemy razvitiya industrii turizma i gostepriimstva: opyt i innovacii sbornik materialov II Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Otvetstvennyj redaktor V. V. Lihanova. 2016. pp. 159-162.

7.   Tekov I.M., Mrteyan A.N. Sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v Altajskom krae V sbornike: Strategiya razvitiya industrii gostepriimstva i turizma materialy VII Mezhdunarodnoj Internet-konferencii. 2018. pp. 387-392.