Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10113

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОФЕ В РОССИИ: B2B & B2C

KEY COFFEE MARKET TRENDS IN RUSSIA: B2B & B2C

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Шамина Екатерина Максимовна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Спиридонова Диана Александровна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Shamina E.M., Ekaterina.shamina@mail.ru

Spiridonova D.A., spidianka1234@mail.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования основных перспектив развития рынка кофе в России. В начале на основании контент-анализа авторами изучены основные направления развития кофейного бизнеса, соотнесены изменения на рынке кофеин на современном этапе и в начале становления сегмента. Выявлены основные актуальные векторы развития отрасли. Далее, авторами представлены результаты исследования критериев выбора кофе на основе проведенного исследования среди нижегородцев: частота потребления и место; причины и вкусы; модные предпочтения и тип напитка; любимая марка и объем потребления и т.д. Авторами сделаны выводы о возможностях и перспективах рынка потребления кофе в России с учетом полученных результатов.

Summary. The article describes the results of a study of the main prospects for the development of the coffee market in Russia. At the beginning, on the basis of content analysis, the authors studied the main directions of development of the coffee business, correlated changes in the caffeine market at the present stage and at the beginning of the formation of the segment. The main relevant vectors of development of the industry are identified. Further, the authors present the results of the study of the criteria for choosing coffee based on the study among Nizhny Novgorod: frequency of consumption and place; causes and tastes; fashionable preferences and type of drink; favorite brand and volume of consumption, etc. The authors made conclusions about the opportunities and prospects of the coffee consumption market in Russia, taking into account the results obtained.

Ключевые слова: рынок кофе, кофейни, тенденции развития, факторы формирования спроса, опрос, исследование.

Keywords: coffee market, coffee houses, development trends, factors of demand formation, survey, research.

1. Введение. За последние 5 лет кофейный бизнес в нашей стране стал более профессиональным, постепенно с рынка уходят кофейни открытые на “модной волне кофемании”. Больше недостаточно открыть кофейню с хорошим кофе и красивым интерьером. Бизнес кофеен требует достаточных усилий для развития и продвижения, как и любой другой. И это уже заметно на сетевых кофейнях, которые переходят на новые правила жизни на рынке, ведь если этого сделано не будет, то уход с рынка неизбежен в уже в ближайшие год-два [2-4].

Основным трендом развития данного рынка в 2020 году называют развитие кофеен не только в городах миллионниках, но и в городах с населением менее 500тыс. человек. Этому на рынке способствует развитие профессионального оборудования, которое имеет имеет достаточно низкую цену для того, чтобы переходить на качественно новый уровень кофеварения. Еще одним драйвером развития рынка в предстоящий год специалисты называют кофейный консалтинг, а также лидерство Take away [1].

Концепции Take away продолжат удерживать лидирующие позиции в продажах. И этому есть несколько причин. Основная масса продаж “кофе с собой” происходит в крупных городах, где ритм жизни людей подразумевает скорость, доступность и простоту получения продукта. Порог входа в эту бизнес модель находится на низком, очень доступном уровне, что повышает инвестиционную привлекательность проектов [5].

Отдельного внимания заслуживает капсульный кофе. По мнению специалистов 2019 год стал практически прорывом в этой области с точки зрения массовости производства. Также, они считают, что в 2020 году это направление получит новый виток развития и, скорее всего, во множестве кофеен можно будет без проблем купить капсулы со specialty кофе внутри [3].

2. Материалы и методы исследования. В течение сентября-декабря 2019 года авторами было проведено исследование среди жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, критериев выбора кофе. В исследовании приняли участие 350 респондентов, исследование проводилось средствами google forms.

3. Результаты исследования. По данным анкетирования, респонденты по возрасту, распределились следующим образом: 40% опрошенных- лица до 20 лет, 33,3% – от 21 до 25 лет, 15,6% респондентов старше 30 лет и 11,1% – от 30 до 35 лет. Большинство опрошенных – это женщины (77,8%), мужчины – 22,2%.

Анализ вопроса о среднемесячном доходе семей респондентов показал, что 42,2% опрошенных имеют доход от 30 000 до 50 000 руб., 26,7% – до 30 000руб., 22,2% – от 50 000 до 70 000руб и 8,9% имеют доход выше 70 000руб (рисунок 1).

Одним из ключевых вопросов, была частота употребления кофе респондентами, итак, 37,8% опрошенных употребляют кофе раз в несколько дней, 33,3% – 1-3 раза в день, 22,2% – чаще 3 раз в день и 6,7% опрошенных не употребляют кофе (рисунок 2).

Таким образом, Большинство респондентов употребляют кофе раз в несколько дней.

75,6% опрошенных употребляют кофе чаще всего дома, 35,6% – на учёбе/работе, 22,2% – в кофейне/кафе/ресторане и 20% употребляют кофе в гостях.

Наибольшее количество опрошенных – 55,6%, предпочитают Nescafe, 48,9% – Jacobs, 26.7% – Jardin, 20% – Nespresso, 20%- Moccona, 17,8% – Carte Noire, 11,1% – Черная карта, 6,7% – Московская кофейня на паях, 2,2% – Amway. Анализ вопроса о наиболее предпочтительных марках кофейных напитках, если Вы посещаете кафе показал, что 37,8% опрошенных предпочитают латте, 35,6% – капучино, 17,8% – американо, 6,7% – эспрессо, 2,2% выбрали заварной кофе.

При этом, 60% опрошенных редко меняют свои предпочтения, 15,6% – предпочитают только один вид, 15,6% – довольно часто меняют свои предпочтения, 8,9% – каждый раз покупают новый кофе.

Анализ вопроса о предпочтениях респондентов в выборе места покупки растворимого/зернового кофе показал, что 57,8% опрошенных предпочитают покупать кофе в супермаркетах, для 26,7% выбор места покупки не имеет значения, 8,9% покупают кофе в специализированных магазинах и лишь 6,6% предпочитают покупать кофе в интернет-магазинах.

Анализ вопроса о предпочтениях респондентов в выборе кофе показал, что 73,3% опрошенных обращают внимание на вкус кофе, 55,6% – на цену, 31,6% – на марку, 11,1% – на консультацию продавца, 8,9% – на красивую упаковку и 2,2% – на скидку.

Выбор упаковки кофе показал, что 60% опрошенных предпочитают покупать кофе в стеклянной банке, 35,6% – в пакете, 2,2% – на развес, 2,2% – в капсулах.

Также, как показало исследование, 64,4% респондентов сталкивались с низким качеством приобретённого кофе.

4. Обсуждение. На основании проведенного исследования были определены основные критерии выбора кофе и сформулированы выводы.

По итогам исследования получены существенные результаты, а также представлен ряд выводов:

1. В последнее время в России наметилась тенденция роста потребления в России кофе. Подавляющая часть отечественного рынка кофе находится под влиянием Nestle Russia (28 %), Kraft Foods Russia (19 %) и Tchibo (8 %). Большое значение в российской кофеиндустрии ООО «Орими Трэйд», ЗАО «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Монделис Русь».

2. Объем рынка натурального кофе будет расти, достигая среднегодового темпа роста 9%, а по растворимому кофе будет равен всего 3%. В перспективе: повышение уровня качества кофе, увеличение инвестиций в кофейное производство, комфорт употребления, потребление вне дома, благодаря многочисленным возможностям (различного рода кофейни, принцип «кофе с собой» и т. п.).

Литература

  1. Булганина С.В., Сергеева А.А., Зубова А.Д., Большакова Ю.С. Анализ предпочтений клиентов кафе // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 12 (90). С. 148-151.
  2. Винничек Л.Б., Кафтулина Ю.А., Батова В.Н. Тенденции и проблемы развития мирового рынка кофе // Московский экономический журнал. 2017. № 1. С. 15.         
  3. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Партизанский маркетинг как эффективный инструмент продвижения товара на рынок // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 6.
  4. Лебедева Т.Е., Казначеева С.Н. Тенденции выбора кофе: региональное исследование //International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 3-2. С. 113-116.
  5. Резина Е.В., Бургат В.В. Позиционирование кофе на российском рынке. В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики: Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. 2018. С. 197-201.

Referents

1.   1. Bulganina S.V., Sergeeva A.A., Zubova A.D., Bol’shakova YU.S. Analiz predpochtenij klientov kafe // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2018. № 12 (90). pp. 148-151.

2.   Vinnichek L.B., Kaftulina YU.A., Batova V.N. Tendencii i problemy razvitiya mirovogo rynka kofe // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2017. № 1. p. 15.     

3.   Kaznacheeva S.N., Bondarenko V.A. Partizanskij marketing kak effektivnyj instrument prodvizheniya tovara na rynok // Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. № 1-1 (13). p. 6.

4.   Lebedeva T.E., Kaznacheeva S.N. Tendencii vybora kofe: regional’noe issledovanie //International Journal of Advanced Studies. 2018. T. 8. № 3-2. pp. 113-116.

5.   Rezina E.V., Burgat V.V. Pozicionirovanie kofe na rossijskom rynke. V sbornike: Aktual’nye problemy sovremennoj ekonomiki: Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 chastyah. Omskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya. 2018. pp. 197-201.