Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 331

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_428

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ECONOMIC COSTS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA

Ундалова Ирина Семеновна, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: iundalova4@gmail.com

Денисов Евгений Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: eugen188@yandex.ru

Романовская Елена Вадимовна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: alenarom@list.ru

Андряшина Наталия Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: natali_andr@bk.ru

Undalova Irina Semenovna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: iundalova4@gmail.com

Denisov Evgeny Yuryevich, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: eugen188@yandex.ru

Romanovskaya Elena Vadimovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: alenarom@list.ru

Andryashina Natalia Sergeevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: natali_andr@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития инклюзивного образования в России, дается оценка экономических издержек и перспектив его развития в условиях рынка и гарантии равных прав на образование каждому гражданину. Данная тема крайне актуальна для любого государства, так как доля людей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет, это может сказываться на экономическом потенциале государства, на изменении численности трудовых ресурсов. Соответственно государство должно озаботиться решением данной проблемы. Чтобы не допустить резкого сокращения численности трудовых ресурсов вследствие увеличения доли лиц с ОВЗ трудоспособного возраста, необходимо им создать условия, позволяющие активно включаться в экономическую жизнь государства, соответственно улучшая и свое социально-экономическое благополучие, а не только существование за счет социальных пособий от государства. Решению данной проблемы будет способствовать и развитие инклюзивного образования. Авторы статьи уверен в необходимости развития инклюзивного образования в России, его востребованности со стороны лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образование поможет им быть более конкурентоспособными, а их трудовая деятельность будет влиять не только на повышение производительности труда в различных сферах экономики, но и в целом способствовать экономическому процветанию государства.

Abstract. The article discusses the development of inclusive education in Russia, assesses the economic costs and prospects of its development in market conditions and guarantees equal rights to education for every citizen. This topic is extremely relevant for any state, since the proportion of people with disabilities is constantly growing, this can affect the economic potential of the state, the change in the number of labor resources. Accordingly, the state should take care of solving this problem. In order to prevent a sharp reduction in the number of labor resources due to an increase in the proportion of disabled people of working age, it is necessary for them to create conditions that allow them to be actively involved in the economic life of the state, respectively improving their socio-economic well-being, and not only existence at the expense of social benefits from the state. The development of inclusive education will also contribute to solving this problem. The authors of the article are convinced of the need to develop inclusive education in Russia, its demand from people with disabilities. Education will help them to be more competitive, and their work activity will influence not only the increase in labor productivity in various sectors of the economy, but also contribute to the economic prosperity of the state as a whole.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, конкурентоспособность, экономическое развитие, профессиональное инклюзивное образование, трудоустройство

Keywords: persons with disabilities, inclusive education, competitiveness, economic development, professional inclusive education, employment

Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование [1], определяя его не только как право, но и как обязанность гражданина. Значимость данного положения заключается в том, что образование во многом определяет экономическое развитие государства, влияет на социально-экономическое благосостояние граждан. Оно способствует развитию всех отраслей экономики, является одним из главных факторов повышения производительности труда, формирует особый слой рабочей силы, готовой к развитию и совершенствованию. Образованные, грамотные специалисты работают над новыми технологиями и методами производства, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность всей страны на мировом рынке. Образование способствует и формированию контактов с представителями различных социальных групп и содействует межличностной толерантности, что также является актуальным в современном мире.

Вопросы необходимости введения и развития инклюзивного образования рассматривают многие авторы. Рассматриваются проблемы инклюзии на различных ступенях образования – от дошкольного до высшего. Авторы пытаются систематизировать результаты научных исследований и представляют опыт практического применения инклюзивного образования, стремятся вовлечь в это движение всех тех, кто равно заинтересован в развитии инклюзивного образования в России.

22 ноября 2018 года в Москве проходило Всероссийское совещание по вопросам инклюзивного профессионального образования, проходившее в рамках деловой программы IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». По итогам совещания был опубликован сборник материалов, представивших передовой опыт регионов в области организации и реализации инклюзивного профессионального образования, а также обучения и сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ в системе среднего профессионального образования.

Авторы рассматривают не только рациональность и разумность введения инклюзивного образования, но и его экономическую целесообразность. Так, Бычков Д.Г. в своей статье «Экономические доводы инклюзивного образования: в поддержку изменений на региональном и местном уровнях» [6] выступает в поддержку инклюзивного образования как совместного обучения детей, не зависимо от наличия инклюзии, именно с точки зрения экономической выгоды.

Л.В. Дегтева в работе «Интеграция трудового потенциала инвалидов в экономику страны: проблемы и перспективы» [8] обозначила проблемы трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, препятствующие эффективной интеграции людей с инвалидностью.

Таким образом, вопросы, связанные с образованием и последующим трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья требуют не только пристального внимания, но и скорейшего решения.

В связи с такой востребованностью образования, встает вопрос, насколько оно доступно. Все ли граждане, не зависимо от своей мобильности имеют равный доступ к нему. Способно ли инклюзивное образование решать существующие проблемы в данном направлении?

Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года «Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].

Таким образом, государство обратило внимание на этот вопрос и на роль инклюзивного образования в экономическом развитии.

Насколько это актуально для современной экономики России, можно увидеть на основе статистических данных, представленных в таблице 1.

Из таблицы видно, что почти 10% населения составляют люди с ограниченными возможностями здоровья, а это будет сказываться на их материальном благополучии. Основу средств существования человека с ограниченными возможностями здоровья составляют социальные пособия и выплаты, размеры которых ограничены, поэтому важно дать таким людям возможность не только социализироваться в обществе, но и возможность трудоустройства с учетом их возможностей. В большей степени таким людям подойдет умственный труд, вот здесь четко и прослеживается необходимость развития инклюзивного образования.

На рисунке 1 представлена численность работающих людей с ограниченными возможностями здоровья, что также показательно для развития экономики. На графике мы видим сокращение численности данных работников. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о востребованности инклюзивного образования в современных условиях, так как оно дает равные права и возможности не только в получении новых знаний, но и в дальнейшем трудоустройстве с учетом ограниченных возможностей.

В России на инклюзивное образование обратили внимание сравнительно недавно, в девяностые годы прошлого века. Рассматривая вопросы целесообразности организации инклюзивного образования, российские педагоги, медики, экономисты обратились к зарубежному опыту. К тому времени вопросы внедрения и развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья решались уже многими странами мира. В качестве правовой основы для развития инклюзивного образования выступали международно-правовые акты по правам человека. Среди них можно назвать следующие:

  • Всеобщая Декларация прав человека:
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция o борьбе с дискриминацией в области образования;
  • Декларация социального прогресса и развития;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц;
  • Резолюция «Предупреждение потери трудоспособности и восстановление трудоспособности инвалидoв»;
  • Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей.

В настоящее время инклюзивное образование в Российской Федерации является приоритетным направлением в деятельности Правительства и регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Предоставляя равные права на образование людям с ограниченными возможностями здоровья, государство исходит из позиции совместного обучения  всех обучающихся, независимо от статуса «обучающийся с ОВЗ» или категории инвалидности. Таким образом, развитие инклюзивного образования поможет достижению социально-экономических задач государства, а также даст значимый результат для преодоления экономического неравенства граждан, а также влияет на экономический рост государства в целом.

Список источников

  1. Конституция РФ. М.: ВАКО, 2020. Ст. 43.
  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181- ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8559/0b7c84fcc8663ca8312977254d5ea3a4c9226 691/ (дата обращения 11.08.2023).
  3. Амиров Р.А. Образование в экономике и экономика в образовании // Экономическое возрождение России, 2020 г., № 4 (66).
  4. Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) / Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012.
  5. Быстров А.И. Инклюзивное образование в контексте государственной экономической политики (финансовые аспекты проблемы) – URL: https://www.1urok.ru/categories/13/articles/34631 (дата обращения 11.08.2023).
  6. Бычков Д.Г. Экономические доводы инклюзивного образования: в поддержку изменений на региональном и местном уровнях // Журнал исследований социальной политики. — Том 6. — № 1.
  7. Воропаев А.А. Показатели трудовой занятости инвалидов как отражение государственной социальной политики Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 341-346. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69216/ (дата обращения 11.08.2023).
  8. Дегтева Л.В. Интеграция трудового потенциала инвалидов в экономику страны: проблемы и перспективы. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-trudovogo-potentsiala-invalidov-v-ekonomiku-strany-problemy-i-perspektivy/viewer (дата обращения 11.08.2023).
  9. Зырянова Н.И. Экономика образования: учебное пособие / Н.И. Зырянова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016.
  10. Конашенкова К.О. Проблематика инклюзивного образования // Молодой ученый. – 2017. — № 3 (137).
  11. Малофеев Н.Н. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзия в образовании. – 2016. — № 1.
  12. Малыгина А. Роль образования в экономике и влияние экономики на образование // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href=»https://scienceforum.ru/2016/article/2016027739 (дата обращения 11.08.2023).
  13. Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России // Вестник Мининского университета. – 2016 – № 3
  14. Миронова Т.Г. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: КноРус, 2013.
  15. Нестерова О.А., Санфирова О.В., Петрова Т.А. Инклюзивный субъект в контексте экономического роста // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1.
  16. Неуймина О.А. Экономические трудности при реализации инклюзивного образования // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href=»https://scienceforum.ru/2018/article/2018000005 (дата обращения 11.08.2023).
  17. Пашахина Е.А. Роль образования в экономическом развитии //Вестник Бурятского государственного университета. — 2020 г. — № 2.
  18. Рымханова А.Р., Сарсенов С.Ж. Экономические основы инклюзивного образования // Педагогические науки, № 4. URL: http://www.rusnauka.com/10_NMIW_2015/Pedagogica/4_190393.doc.htm (дата обращения 11.08.2023).
  19. Электронный ресурс Инвалидность в России: цифры и факты. URL: https://dislife.ru/materials/3516 (дата обращения 11.08.2023).

References

  1. Konstitucija RF. M.: VAKO, 2020. St. 43.
  2. O social’noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 24.11.1995 № 181- FZ (red. ot 29.07.2018) // Sistema «Konsul’tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8559/0b7c84fcc8663ca8312977254d5ea3a4c9226 691/ (data obrashhenija 11.08.2023).
  3. Amirov R.A. Obrazovanie v jekonomike i jekonomika v obrazovanii // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2020 g., № 4 (66).
  4. Anisovec T.A. Jekonomika obrazovanija i obrazovatel’nogo uchrezhdenija: uchebno-metodicheskoe posobie (kompendium) / Sankt-Peterburgskij filial Nac. issled. un-ta «Vysshaja shkola jekonomiki». – SPb.: otdel operativnoj poligrafii NIU VShJe – Sankt-Peterburg, 2012.
  5. Bystrov A.I. Inkljuzivnoe obrazovanie v kontekste gosudarstvennoj jekonomicheskoj politiki (finansovye aspekty problemy) – URL: https://www.1urok.ru/categories/13/articles/34631 (data obrashhenija 11.08.2023).
  6. Bychkov D.G. Jekonomicheskie dovody inkljuzivnogo obrazovanija: v podderzhku izmenenij na regional’nom i mestnom urovnjah // Zhurnal issledovanij social’noj politiki. — Tom 6. — № 1.
  7. Voropaev A.A. Pokazateli trudovoj zanjatosti invalidov kak otrazhenie gosudarstvennoj social’noj politiki Rossijskoj Federacii // Molodoj uchenyj. — 2020. — № 17 (307). — S. 341-346. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69216/ (data obrashhenija 11.08.2023).
  8. Degteva L.V. Integracija trudovogo potenciala invalidov v jekonomiku strany: problemy i perspektivy. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-trudovogo-potentsiala-invalidov-v-ekonomiku-strany-problemy-i-perspektivy/viewer (data obrashhenija 11.08.2023).
  9. Zyrjanova N.I. Jekonomika obrazovanija: uchebnoe posobie / N.I. Zyrjanova. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2016.
  10. Konashenkova K.O. Problematika inkljuzivnogo obrazovanija // Molodoj uchenyj. – 2017. — № 3 (137).
  11. Malofeev N.N. Razvitie inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii // Inkljuzija v obrazovanii. – 2016. — № 1.
  12. Malygina A. Rol’ obrazovanija v jekonomike i vlijanie jekonomiki na obrazovanie // Materialy VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» URL: href=»https://scienceforum.ru/2016/article/2016027739 (data obrashhenija 11.08.2023).
  13. Medvedeva E.Ju., Dvurechenskaja O.N. Monitoring processa i rezul’tatov inkljuzivnogo vysshego obrazovanija v Rossii // Vestnik Mininskogo universiteta. – 2016 – № 3
  14. Mironova T.G. Pravo social’nogo obespechenija. Uchebnik. – M.: KnoRus, 2013.
  15. Nesterova O.A., Sanfirova O.V., Petrova T.A. Inkljuzivnyj sub#ekt v kontekste jekonomicheskogo rosta // Voprosy innovacionnoj jekonomiki. – 2022. – Tom 12. – № 1.
  16. Neujmina O.A. Jekonomicheskie trudnosti pri realizacii inkljuzivnogo obrazovanija // Materialy X Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» URL: href=»https://scienceforum.ru/2018/article/2018000005 (data obrashhenija 11.08.2023).
  17. Pashahina E.A. Rol’ obrazovanija v jekonomicheskom razvitii //Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2020 g. — № 2.
  18. Rymhanova A.R., Sarsenov S.Zh. Jekonomicheskie osnovy inkljuzivnogo obrazovanija // Pedagogicheskie nauki, № 4. URL: http://www.rusnauka.com/10_NMIW_2015/Pedagogica/4_190393.doc.htm (data obrashhenija 11.08.2023).
  19. Jelektronnyj resurs Invalidnost’ v Rossii: cifry i fakty. URL: https://dislife.ru/materials/3516 (data obrashhenija 11.08.2023).

Для цитирования: Ундалова И.С., Денисов Е.Ю., Романовская Е.В., Андряшина Н.С. Экономические издержки и перспективы развития инклюзивного образования в России // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-9/

© Ундалова И.С., Денисов Е.Ю., Романовская Е.В., Андряшина Н.С., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.