Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.322

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_475

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMIC MODEL OF RUSSIAN REGIONS

Строев Владимир Витальевич, Доктор экономических наук, профессор,  Ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,  Москва, E-mail: rector@guu.ru

Stroev Vladimir Vitalievich, Doctor of Economics, Professor, Rector of the State University of Management, Moscow, E-mail: rector@guu.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию идентификации проблем и трендов развития различных групп процессов, связанных с проведением многоуровневой цифровизации в границах региональных экономик РФ. Автором рассматривается специфика цифровизации в контексте развития и формирования сложных бизнес-структур, включая наукоемкие стартапы. Методология проводимого в статье исследования построена на базе применения специальных и общих групп методов наружного познания, текущего/перспективного анализа. Проведенное автором исследование позволило установить основные группы проблем и барьеры, которые, в значительной мере, препятствуют бизнес-структурами реализовывать, в полной мере, программы, направленные на переход экономики к цифровому типу. Проведена оценка проблем, возникающих при работе стартапов в рамках создаваемого цифрового поля. Проанализированы проблемы, возникающие в процессе реализации государственных программ цифровизации регионов. Рассмотрена степень практической готовности населения к осуществлению Правительством РФ программ цифровой трансформации. Полученные в ходе исследования результаты могут быть положены в основу разработки и последующей реализации инвестиционной региональной политики не только в общем виде, но и в рамках отдельных составных элементов. В заключении автор приходит к выводу, что действующие в данный момент барьеры и проблемы развития цифровизации региональной экономики, имеют высокий уровень актуальности как для бизнес-сообщества, так и для граждан региона. Возникает необходимость качественного обновления существующего в данное время механизма, отвечающего за экономико-организационное, нормативно-государственное регулирование процесса последовательного перехода экономики РФ на цифровую основу.

Abstract. The article is devoted to the study of identifying problems and development trends of various groups of processes associated with multi-level digitalization within the boundaries of the regional economies of the Russian Federation. The author examines the specifics of digitalization in the context of the development and formation of complex business structures, including knowledge-intensive startups. The methodology of the research carried out in the article is based on the use of special and general groups of methods of external cognition, current/prospective analysis. The research conducted by the author made it possible to identify the main groups of problems and barriers that largely prevent business structures from fully implementing programs aimed at transitioning the economy to a digital type. An assessment was made of the problems that arise when startups operate within the digital field being created. The problems arising in the process of implementing state programs for digitalization of regions are analyzed. The degree of practical readiness of the population for the implementation of digital transformation programs by the Government of the Russian Federation is considered. The results obtained during the study can serve as the basis for the development and subsequent implementation of regional investment policy, not only in general terms, but also within the framework of individual components. In conclusion, the author comes to the conclusion that the current barriers and problems in the development of digitalization of the regional economy have a high level of relevance both for the business community and for citizens of the region. There is a need for a qualitative update of the currently existing mechanism responsible for the economic, organizational, regulatory and government regulation of the process of consistent transition of the Russian economy to a digital basis.

Ключевые слова: краудфандинговые платформы, цифровая экономика, региональное развитие, международная экономическая интеграция, электронный рынок услуг, альтернативное инвестирование, перспективы развития регионов

Keywords: crowdfunding platforms, digital economy, regional development, international economic integration, electronic services market, alternative investment, prospects for the development of regions

Введение

Подавляющее большинство стран, в том числе и Россия, признают необходимость в качественном и последовательном развитии многоуровневых групп процессов в сфере цифровизации экономики. Ими отмечается необходимость проведения трансформации на основе совокупного базиса цифровых решений/технологий в различных аспектах экономики, с целью достижения более выгодных позиций в новом, создающимся в настоящее время мировом пространстве, построенном на цифровой основе. Современной цифровизации экономики присущ тренд, который задает определенный долгосрочный вектор, направленный на развитие всей, без исключения, экономико-социальной системы, включая все ее микро/макро/мезо уровни.

В свою очередь, развитие уровней оказывает стимулирующее воздействие на качественное проведение групп исследований, а также многоэтапного анализа всего присутствующего многообразия форм, процессов и видов цифровизации. Отметим, что процессам цифровизации еще присуща определенная инновационность, т.к. еще недавно они были интересны только определенному числу высокотехнологичных и инвестиционно-инновационным группам предприятий. Цифровые трансформации в экономике только с 2019 года стали носить массовый, всеобщий характер, а целый ряд цифровых наукоемких проектов стали приобретать актуальный характер в рамках проводимой Правительством РФ программы трансформации бизнес-структур регионов.

Существенным образом возрастает степень актуализации проведения ряда исследований, направленных на изучение многоаспектных процессных групп цифровизации, что связано со значительным развитием и проникновением цифровых технологий во все сферы жизни современного общества. Статья посвящена исследованию факторов развития, проблем и тенденций цифровой экономической модели российских регионов. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:

  • анализ и оценка уровня применения групп цифровых инструментов в разрезе отдельных регионов РФ;
  • обозначение существующего круга проблем и узких мест, которые связаны с проведением цифровой трансформации в сфере бизнеса в регионах РФ;
  • определение существующих многоуровневых групп барьеров, напрямую оказывающих непосредственное препятствие последовательному развитию цифровой экономики в регионах РФ;
  • проведение расчета индекса цифровизации экономики регионов.

Результаты исследования и обсуждения

В настоящее время процессу цифровизации подвергаются практически все сферы жизнедеятельности современного общества, при этом наиболее значимыми аспектами выступают группы процессов, связанных с цифровизацией экономико-социальных систем регионов. Это напрямую связано с разработкой проектов цифровой направленности в условиях недостаточной степени государственной финансовой поддержки. В утвержденном государственном бюджете не заложены статьи расходов, связанные с дополнительными социальными обязательствами, а значит быстрота развития процессов, направленных на цифровизацию регионов напрямую будет коррелироваться с возможностями и ресурсами самого региона. Это приведет к возрастанию спроса на инвестиции частного характера.

В подавляющем большинстве регионов РФ уже сейчас можно увидеть, как происходит поэтапное развитие механизмов, которые в полной мере способны реализовать на постоянной основе приток инвестиций частного характера. Принимая во внимание позицию регионального развития цифровизации, нужно обязательно учитывать пролонгированную степень влияния, которую оказывает цифровая трансформация на генерацию новых уникальных бизнес-моделей экономического развития региона. Если рассматриваться тенденции развития цифровых технологий в регионах РФ в таком аспекте, то можно говорить, о том, что с высокой долей вероятности они будут в полной мере соответствовать действующим мировым стандартам, но при этом они смогут сохранить свои специфические особенности, обусловленные территориальными факторами [1].

Консалтинговой компанией «DT-GBC» было проведено полномасштабное исследование «Цифровая трансформация в РФ: определение конкурентных преимуществ», в котором приняло участие более 120 респондентов, занимающих руководящие посты в крупных российских и международных компаниях, которые реализуют свой бизнес в различных регионах РФ. Полученные в ходе проведения результаты позволили сформировать десять наиболее приоритетных категорий цифровых инструментов/технологий, которые в той, или иной мере в настоящее время применяются в бизнес-практике российскими предприятиями (Рис.1).

В разрезе рассматриваемых классических технологий в районе от 32% до 44% от всего числа бизнес-структур, наблюдается интеграция в свои базовые бизнес-процессы новых групп цифровых решений. Доля цифровых инструментов/решений в остальных предприятиях не превышает пороговое значение 20%, а 34% опрошенных респондентов отмечали, что совсем не применяют передовые инновационные цифровые технологии, к примеру в сфере организации и построения облачных сервисов [6].

Практическое применение IOT-технологий, развитие передовых решений в сфере программного обеспечения реализуется только у половины предприятий, из которых в активной фазе только у 12,1%. Около 75% региональных бизнес-структур практически не применяют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, 90% предприятий не задействуют инновационную робототехнику в своих производственно-технических процессах. Проводимая в нашей стране цифровая трансформации сталкивается с обширным комплексом проблем, доминантными из которых по-прежнему остаются вопросы кадрового обеспечения (рис.2). Комплекс проблем, связанный с развитием цифровизации, который в той или иной мере озвучивается бизнес-структурами, имеет один общий знаменатель – решения о развитии цифровых инструментов и технологий принимает руководство бизнес-структуры.

Формирующиеся в регионах бизнес-структуры сталкиваются, как правило, с достаточно существенным барьером – недостаточностью финансирования. Зачастую это связано с тем, что активный приток инвестиционных и финансовых ресурсов для стартапов, или малого бизнеса сопряжен с присутствием достаточно обширного списка требований, которым должна соответствовать компания, в первую очередь, если речь идет о привлечении классических экономических и финансовых ресурсов. Источниками для привлечения инвестиций (в т.ч. капитала) для компаний на этапе их раннего развития могут являться альтернативные инвестиции, основными из которых являются мезонинное финансирование и средства, получаемые от краудфандинговых платформ. В свою очередь, цифровые технологии дают возможность задействовать в полной мере принципиально иной цифровой механизм, в основе которого находится работа в социальных сетях, с целью поиска новых групп инвесторов.

Инвесторы, которые предоставили инвестиции альтернативного вида, не несут при этом повышенного риска, а следовательно, могут предъявлять более мягкие требования к выбранным для финансирования компаниям, к примеру в части наличия соответствующего обеспечения. Крауд-инвестиции является специфической чертой экономики цифрового типа в контексте реализации инвестиционной политики. Под крауд-инвестициями понимается новый уникальный продукт цифровизации, который дает возможность сформировать и затем развивать процессы, связанные с саморазвитием процессов цифровой трансформации. Это, в свою очередь, приводит к определенному совмещению правовых и организационных проблем, которые напрямую связаны с развитием цифровизации с группой проблем интенсификации цифровой сферы в части работы с инвестициями и финансами. Плоскость развития сферы и решения последующих групп проблем, связанных с цифровизацией, с учетом формирования определенных приоритетов, касающихся стимулирующих процессов цифрового изменения российской экономики, находится полностью под контролем Правительства РФ. Тогда государство берет на себя роль определенного регулятора пути развития цифровизации, не только в сферах, относящихся к управлению государственной безопасности, но в плоскостях взаимодействия общественных структур с государством [2].

Для изучения более подробной работы процессов, связанных с проводимой в стране цифровизацией в различных секторах экономики, Правительством РФ был проведен опрос представителей региональной исполнительной власти, с целью идентификации комплекса проблем и барьеров, возникающих на пути развития цифровизации, в т.ч. в вопросах, которые касаются технологических аспектов цифровой трансформации. Опрос проводился в 70 субъектах РФ, и только три региона указали на факт практически полного отсутствия тех или иных проблем, связанных с проведением цифровой трансформации [5]. Существенным барьером в сфере разработки многоуровневой региональной цифровой системы (в данном случае говорится о ее экономической и финансовой составляющей) властями регионов отмечалось отсутствие подготовленных кадров, способных в полной мере задействовать имеющейся потенциал программы (Рис.3).

Приведенная градация определенных проблем в развитии экономики цифрового типа в отдельных регионах страны, позволяет говорить о том, что ключевыми барьерами цифровизации регионов являются:

  • крайне низкий уровень качества подготовки профильных кадров [3];
  • отсутствие или недостаточное нормативное и правовое регулирование;
  • ограниченность выделяемых правительством денежных средств, в данном случае как бюджетных, так и инвестиционных.

Проблемы, связанные с кадрами, безусловно в первую очередь, связаны с тем, что на протяжении последнего времени наблюдается устойчивая нехватка выпускаемых высшими учебными заведениями профильных специалистов, которые впоследствии должны работать и реализовывать заложенный в создаваемой цифровой среде потенциал. Безусловно, это связано с тем обстоятельством, что растущий с каждым днем спектр потребностей экономики цифрового типа, неизбежным образом приводит к увеличению числа специалистов, которые обладают обширными профильными группами компетенций. К сожалению, в регионах это связано с тем, что в них зачастую отсутствуют необходимые программы подготовки, а также с ограничением бюджетных мест на специальности информационно-технической направленности. Так, например, в Курганской и Пензенской областях отмечались проблемы «недобора» абитуриентов в высшие учебные заведения на специальность цифровой экономика, а в Саратовской области был отмечен достаточно высокий спрос на данную программу, но при этом наблюдалась нехватка бюджетных мест. Недостаточное количество бюджетных мест в высших учебных заведениях, в значительной мере затруднят достижение установленных Правительством РФ целевых групп показателей, в рамках реализуемого на федеральном уровне проекта «Кадры для цифровой экономики». Например,в Еврейской автономной области на 2021 год показатель был установлен на 306 выпускников, тогда как по данной программе в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема обучается только 30 человек. Наблюдается острая нехватка учебных заведений в регионах, которые задействованы в реализации программ по подготовке профильных специалистов для сферы цифровой экономики, а также нехватка образовательных программ, которые дали бы возможность расширить зону охвата всего перечня необходимых групп специальностей. Это связанно, отчасти, с тем обстоятельством, что кадры, которые были бы способны эффективно и грамотно наладить процессы, связанные с цифровизацией, отдают предпочтение работать в крупных и хорошо обеспеченных с финансовой стороны центрах. Недостаточность кадрового обеспечения высококвалифицированными профильными группами специалистов в данный момент наблюдается по абсолютно различным направлениям, обозначенным в рамках программы «Цифровая экономика России». Этот факт выявлен в Орловской и Амурской областях, Республиках Мордовия и Марий Эл. В дополнении к этой проблеме, в Псковской и Новосибирской областях, а также в Хабаровском крае были выявлены следующие моменты:

  • показатель цифровой грамотности населения находится на низком уровне;
  • население имеет низкую степень заинтересованности в приобретении новых знаний (в данном случае речь идет как раз о цифровых компетенциях);
  • неравномерность доступа к существующим в регионе цифровым инструментам и технологиям [7].

В Республиках Карелия и Дагестан, Магаданской области и Санкт-Петербурге в данный момент отсутствуют профильные образовательные программы, а также программы дополнительного образования (ДПО), направленные на повышение уровня квалификации в сфере цифровой экономики. Заслуживает внимание и круг вопросов, связанных с отсутствием единого перечня сформированных групп компетенций, касающихся цифровой экономики. К примеру, до сих пор нет единой трактовки «цифровой компетенции», т.е. от региона к региону она различается, а значит неизбежным образом возникают препятствии в реализации установленных целевых показателей. Уже сейчас нужно искать пути и создавать механизмы, направленные на поиск возможностей, которые бы позволили трансформировать кадровую подготовку в регионах с учетом не только актуальной экономической повестки, но и для дальнейшего производственно-технического суверенитета. Эти механизмы должны предусматривать следующее [4]:

  • проработка концепций, направленных на формирование способов для нормативно-правового закрепления основополагающих групп компетенций, касающихся развития цифровой модели экономики;
  • приоритетными задачами, решаемыми на уровне Правительства РФ, должны стать те, которые посвящены трансформации текущей региональной политики и развороту ее в сторону расширения круга направлений, связанных с подготовкой специалистов для создаваемой в стране цифровой сферы [8];
  • необходим пересмотр действующих программ, не только касающихся повышения квалификационного уровня работников, но и программ ДПО, с последующей интеграцией в них специальных фундаментальных основ цифровизации, с учетом сформированных в регионе потребностей.

Барьер нормативно-правового характера является достаточно значимым препятствием для грамотного и эффективного развития цифровой модели экономики в регионах и включает в себя:

  • отсутствие во многих регионов нормативных и правовых актов, в которых было бы закреплено предоставление муниципальных/государственных услуг;
  • определенную потребность в разработке специальных групп стандартов, в которых было бы рассмотрены процессы необходимые для развития цифровых технологий [10];
  • защиту персональных данных населения как на уровне программного обеспечения, так и законодательно;
  • актуализацию законов, касающихся контрактной, грантовой системы;
  • отсутствие в регионах надлежащих концессионных соглашений в части работы информационных технологий [9].

Проблемы в работе нормативно-правовой системы были отмечены в Мурманской, Волгоградской, Тюменской, Калужской областях, из-за отсутствия правовых и нормативного актов, которые устанавливали бы актуальные принципы и способы оказания государством услуг (в том числе, речь идет и о муниципальном уровне), в результате чего приостанавливается работа, связанная с цифрой трансформацией региона в части государственного управления. Проводимая цифровизация в Республике Дагестан в сфере оказания государственных/муниципальных услуг определила проблему, связанную с работой Единого Портала Государственных и Муниципальных услуг (ЕПГиМ) в части несоответствия форм услуг, которые фактически оказывались населению.

Подавляющее большинство регионов обозначает общую проблему, которая заключается в том, что за получением той или иной услуги требуется очное присутствие заявителя. Процессам цифровизации подвергаются различные сферы жизни современного общества, однако по-прежнему наблюдается определенная полярность между регионами, связанная с применением цифровых технологий. В Таблице 1 автором, на базе статистической отчетности, профильных научных трудов был производен расчет суммарного показателя индекса цифровизации экономики регионов РФ.

Необходимо отметить и существующие препятствия со стороны финансов, которые также оказывают сильное влияние на цифровое развитие региона. Недостаточное финансирование со стороны государства, ввиду ограниченности бюджетов регионов, в значительной мере затрудняет выполнение ряда мероприятий, заложенных в программах по цифровому развитию. Регионы начинают сталкиваться с определенными группами проблем уже на стадии планирования обширного комплекса мероприятий, которые им нужны для выполнения заданных показателей в разрезе высокотехнологичных и наукоемких проектов. Сформированные Правительством РФ целевые группы показателей для различных регионов зачастую не учитывают их специфические особенности, что в итоге затрудняет их достижение. Бюджеты регионов несбалансированные, а значит качество и уровне реализации тех или иных мероприятий, которые связаны с переходом экономики на цифровую модель будут сильно отличаться, т.к. полученные средства от государства регионы перенаправят на решение более насущных и важных задач. Т.е. нужно адресное выделение денежных средств именно на развитие цифровой экономики. Недостаточное бюджетное обеспечение влечет за собой практически полное отсутствие проектов (в данном случае цифровых или связанных с новыми технологиями), без которых будет невозможно воплотить более крупные и значимые для региона проекты. Такие проблемы наблюдаются в Республике Кабардино-Балкария, а также в Ненецком автономном округе.

Заключение

Было определено, что подавляющее числа бизнес-структур, которые работают в РФ на данный момент времени проходят только первые, начальные этапы своей трансформации на основе цифровых решений и инструментов. Данное обстоятельство, как правило, связывают с тем, что у проводимой Правительством РФ цифровизации наблюдается достаточно существенный спектр проблем. Сферу бизнеса затрагивает в большей степени, факт недостаточного финансирования, в то время как в целом грамотное и эффективное развитие цифровой экономики в регионах тормозят следующие барьеры:

  • проблемы с подготовкой высококвалифицированных кадров, т.е. группы специалистов, которые должны в полной мере владеть цифровыми компетенциями;
  • существующие проблемы и пробелы в нормативных положениях и документах, в т.ч. тех, что касаются напрямую вопросов, связанных с проведением цифровизации на местах, в отдельных регионах РФ со своими уникальными экономическими зонами;
  • проблемы недостаточного финансирования, в связи с чем регионы РФ развиваются неравномерно, что приводит к созданию определенной полярности между крупными центрами (в данном случае речь идет о финансовой составляющей).

Барьеры, препятствующие развитию цифровизации на уровне регионов также связаны с низким уровнем готовности и возможностями принимать решения с учетом действующих в стране программ по цифровой трансформации. В данный момент во многих регионах имеется значительный разрыв, касающийся того, насколько успешно были адаптированы те или иные цифровые инструменты и технологии. Данное обстоятельство связано с различиями в уровне спроса (цифрового), который, в свою очередь, напрямую зависит от того, какими навыками и знаниями в сфере цифровых технологий владеет население региона.

Список источников

  1. Авдеева И.Л., Полянин А.В., Головина Т.А. Цифровизация промышленных экономических систем: проблемы и последствия современных технологий // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. 2019. Том 19. №3. С. 238-245.
  2. Бабаян Е.Б., Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Распределенная инфраструктура отраслевой экосистемы цифровой экономики региона // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Том 7. №7. С. 120-128.
  3. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. №4. С. 32-38.
  4. Гашева З.Д. Цифровизация региональной экономики: понятия, проблемы, пути реализации // Новые технологии. 2018. №4. С. 114-123.
  5. Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А. Цифровизация национальной экономики // Вестник университета. 2019. №8. С. 32-38.
  6. Кислощаев П.А., Капитонова Н.В. Влияние цифровой экономики на обеспечение экономической безопасности реального сектора экономики // Вестник Забайкальского государственного университета. Том 24. №9. С. 82-89.
  7. Сазонов А. А. Технологическая трансформация региона как механизм реализации комплекса государственного стратегического развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 2. С. 104-110.
  8. Стрелкова И.А. Цифровая экономика: новые возможности и угрозы для развития мирового хозяйства // Экономика. Налоги. Право. 2018. Том 11. №2. С. 18-26.
  9. Туровец Ю.В., Вишневский К.О. Стандартизация цифрового производства: возможности для России и ЕАЭС // Бизнес-информатика. 2019. Том 13. №3. С. 78-96.
  10. Эскиндаров М.А., Масленников В.В., Масленников О.В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: теория и практика. 2019. Том 23. №5. С. 6-17.
  11. Строев В.В. Экономическое обоснование выбора информационных систем управления высокотехнологичным предприятием в условиях цифровизации // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 3.

References

  1. Avdeeva I.L., Polyanin A.V., Golovina T.A. Cifrovizaciya promy`shlenny`x ekonomicheskix sistem: problemy` i posledstviya sovremenny`x texnologiĭ // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2019. Tom 19. №3. S. 238-245.
  2. Babayan E.B., Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. Raspredelennaya infrastruktura otraslevoj ekosistemy` cifrovoj ekonomiki regiona // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Tom 7. №7. S. 120-128.
  3. Basaev Z.V. Cifrovizaciya e`konomiki: Rossiya v kontekste global`noj transformacii // Mir novoj e`konomiki. 2018. №4. S. 32-38.
  4. Gasheva Z.D. Cifrovizaciya regional`noj e`konomiki: ponyatiya, problemy`, puti realizacii // Novy`e texnologii. 2018. №4. S. 114-123.
  5. Goncharenko L.P., Sy`bachin S.A. Cifrovizaciya nacional`noj e`konomiki // Vestnik universiteta. 2019. №8. S. 32-38.
  6. Kisloshhaev P.A., Kapitonova N.V. Vliyanie cifrovoj e`konomiki na obespechenie e`konomicheskoj bezopasnosti real`nogo sektora e`konomiki // Vestnik Zabajkal`skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. Tom 24. №9. S. 82-89.
  7. Sazonov A. A. Texnologicheskaya transformaciya regiona kak mexanizm realizacii kompleksa gosudarstvennogo strategicheskogo razvitiya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: E`konomika. 2022. № 2. S. 104-110.
  8. Strelkova I.A. Cifrovaya e`konomika: novy`e vozmozhnosti i ugrozy` dlya razvitiya mirovogo xozyajstva // E`konomika. Nalogi. Pravo. 2018. Tom 11. №2. S. 18-26.
  9. Turovecz Yu.V., Vishnevskij K.O. Standartizaciya cifrovogo proizvodstva: vozmozhnosti dlya Rossii i EAE`S // Biznes-informatika. 2019. Tom 13. №3. S. 78-96.
  10. E`skindarov M.A., Maslennikov V.V., Maslennikov O.V. Riski i shansy` cifrovoj e`konomiki v Rossii // Finansy`: teoriya i praktika. 2019. Tom 23. №5. S. 6-17.
  11. Stroev V.V. Ekonomicheskoe obosnovanie vybora informacionnyh sistem upravleniya vysokotekhnologichnym predpriyatiem v usloviyah cifrovizacii // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 3.

Для цитирования: Строев В.В. Современные тенденции развития цифровизации экономической модели российских регионов // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-56/

© Строев В.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.