Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_453

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

INTERRELATION OF ECONOMIC ASPECTS AND PEDAGOGICAL STRATEGIES IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Карелина Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков, Красноярский Государственный Медицинский Университет, nataly_karelina@mail.ru

Иваненко Илона Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры экономической теории и анализа, кафедра экономической теории и анализа, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», i.a.ivanenko@struust.ru

Гаврильева Надежда Константиновна, к.с.-х.н., доцент кафедры «Землеустройство и ландшафтная архитектура», Арктический государственный агротехнологический университет, nadezheda@inboх.ru

Гоголева Надежда Ивановна, старший преподаватель, кафедра «Экспертиза, управление и кадастр недвижимости», Северо-Восточный федеральный университет, GNI83@mail.ru

Гоголев Геннадий Дмитриевич, старший преподаватель кафедра «Архитектура и городское строительство», Северо-Восточный федеральный университет, GOGEND@mail.ru

Karelina Natalia Andreevna, senior lecturer of the Department of Latin and Foreign Languages, Krasnoyarsk State Medical University, nataly_karelina@mail.ru

Ivanenko Ilona Anatolyevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Economic Theory and Analysis, Department of Economic Theory and Analysis, Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, i.a.ivanenko@struust.ru

Gavrilyeva Nadezhda Konstantinovna, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Land Management and Landscape Architecture, Arctic State Agrotechnological University, nadezheda@inboх.ru

Gogoleva Nadezhda Ivanovna, Senior Lecturer, Department of «Expertise, Management and Cadastre of Real Estate»,North-Eastern Federal University, GNI83@mail.ru

Gennady Dmitrievich Gogolev, Senior Lecturer, Department of Architecture and Urban Construction,North-Eastern Federal University, GOGEND@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимосвязи экономических аспектов и педагогических стратегий в современной образовательной среде. Автор отмечает, что в современных условиях педагогика и экономика представляют собой синтез, благодаря которому специалисты имеют возможность готовить будущих экономистов не только в рамках теоретического освоения того или иного курса, но и с позиции практики, грамотно организуя учебный процесс. Кроме того, экономика сегодня становится ванным направлением изучения не только в профильных вузах. но и в рамках подготовки будущих IT-специалистов, работников сельского хозяйства, сферы сервиса и пр. Соответственно, понимание важности внедрения экономики в педагогические стратегии на разных уровнях приобретает все большее значение.

Abstract. The article examines the features of the relationship between economic aspects and pedagogical strategies in the modern educational environment. The author notes that in modern conditions, pedagogy and economics are a synthesis, thanks to which specialists have the opportunity to train future economists not only within the framework of the theoretical development of a particular course, but also from the perspective of practice, competently organizing the educational process. In addition, economics today is becoming a priority area of study not only in specialized universities. but also in the framework of training future IT specialists, agricultural workers, service sector, etc. Accordingly, understanding the importance of introducing economics into pedagogical strategies at different levels is becoming increasingly important.

Ключевые слова:  экономические аспекты, педагогические стратегии, взаимосвязь, современная образовательная среда

Keywords: economic aspects, pedagogical strategies, interrelation, modern educational environment

Педагогика в современном мире выступает областью знаний, без которой практически невозможно. В любой образовательной сфере педагогические науки представляют собой опору, фундамент, без которого нельзя обойтись. Преподавание любой дисциплины в обязательном порядке опирается на педагогические знания, независимо от того, что преподается – теория или практика.  Получить обратную связь от аудитории необходимо любому преподавателю, поскольку  при ее отсутствии лбое образование будет неэффективным [4].

Педагогические стратегии приобретают наибольшее значение при преподавании экономических дисциплин, поскольку их качественное преподавание и  изучение крайне важно в современных условиях. Будущие экономисты должны не только хорошо знать свой предмет. Но и уметь применять полученные знания на практике, в этой связи важно организовать практические занятия на таком уровне, чтобы подготовка будущих специалистов в области экономики проводилась уже на этапе обучения. В этой связи сегодня организуются различные производственные площадки, на которых проводится развитие будущих профессиональных навыков  выпускников [2.

Известно, что достаточно часто, приходя на работу конкретную организацию, будущие экономисты не всегда могут почувствовать себя полноценными членами трудового коллектива, поскольку каждый такой коллектив работает в рамках определённого алгоритма, который подчинён внутренним документам организации и требованиям, которые предъявляются к её работе. Поэтому во время учебной практики студентам очень важно влиться в тот или иной трудовой коллектив и на практике осваивать свою будущую профессию.

Учебная практика не должна быть оторвана от теоретического обучения, поэтому педагогам необходимо разрабатывать стратегию, позволяющую соединить теоретическое и практическое обучение. В современных условиях большинство компаний переходит на электронный документ оборот, осваивают достижения цифровизации в различных областях работы компании. Программное обеспечение, которое устанавливается на современных предприятиях, достаточно сложно, и не всегда в вузах студенты имеют возможность ознакомиться с его особенностями во время обучения. С этой целью студентам необходимо погрузиться в трудовую деятельность коллектива, что позволит во время практической работы освоить программные продукты,  поработать с электронным документооборотом и так далее.

Очень важным аспектам является освоение информационных технологий в сфере сервиса. Будущие специалисты в области гостиничного хозяйства, туристической деятельности и других направлений сфера услуг также должны иметь возможность изначально получать практические навыки работы с цифровой информации. По этой причине в вузах необходимо разработать программу преемственности теоретического и практического обучения, которая даст возможность студентам легко и быстро освоиться на будущем рабочем месте и попробовать себя в качестве специалиста – стажера [3].

Ещё достаточно важным моментом выступает формирование мотивации студентов получения дополнительных экономических знаний в области осваиваемой профессий. Педагогом необходимо разрабатывать планы занятий таким образом, чтобы каждый студент понимал, что практические навыки не менее важны, чем теоретические. Интерес к будущей профессии формируется не только посредством получения большого количества информации о ней, но и на основе  развития навыков применения таких знаний на практике. Обмен знаниями на базе университета также возможен с привлечением специалистов предприятий, которые являются базовыми для университета. В данном ключе очень интересным способом будет приглашение различных профильных специалистов для проведения практических занятий в вузе. На практических занятиях, проводимых в аудитории, специалисты могут раскрыть для студентов все особенности работы современных предприятий, познакомить их с используемым программным обеспечением, оборудованием, на котором осуществляется работа [1. Студенты будут понимать всю важность своей будущей профессии на основе того, что специалисты разных компаний заинтересованы в них, ждут их для принятия свои трудовые коллективы.

Также важным моментом в области развития будущих профессиональных знаний в рамках экономического мышления может стать разработка интерактивных методов обучения на базе вузов. Здесь очень важно осуществить финансирование расширения учебной базы, оснастить вуза и необходимым IT оборудованием, что позволит студентам осуществлять различные виртуальные экскурсии, развивать интерактивное мышление, почувствовать себя специалистом своей области и применить это на практике. Возможность погрузиться в будущую профессию в виртуальным мире – очень интересный и мотивирующий фактор, так как каждый из студентов сможет выразить себя в виртуальной реальности таким образом, чтобы проявить все свои возможности, умения и навыки [2]. При этом, студенты не будут бояться совершать ошибки, поскольку, находясь в реальных условиях работы, они не будут испытывать давление преподавателя или другого руководящего лица, который отвечает за действия студента на практике. Это поможет развить у студентов свободу экономического мышления, их профессиональные фантазии, которые в будущем позитивно повлияют на развитие креативного мышления, что принесет в будущем пользу будущим работодателям, готовым принять таких студентов на работу.

Кроме того, нельзя забывать о том, что выпускники школ также должны быть заинтересованы в получении будущей профессии. Осуществление обучения первокурсников на базе вузов должно также переплетаться с получением ими практических знаний, поэтому уже с первых месяцев обучения в вузе такие студенты должны выходить на практику, чтобы на начальном этапе убедиться в правильности выбора ими профессии. Таким студентам необходимо грамотные кураторы, которые дадут им возможность не просто ознакомиться поверхностно с будущей профессий, но и расскажут её преимущества, укажут на возможные сложности, а также помогут студентам реализовать их роль будущего экономиста в реальных условиях [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях педагогические стратегии должны быть ориентированы на формирование перспективных подходов к преподаванию экономических дисциплин. Чрезвычайно важно грамотно сочетать теорию и практику, чтобы получить на выходе грамотных и хорошо подготовленных специалистов-выпускников экономических вузов.

Экономика сегодня становится ванным направлением изучения не только в профильных вузах. но и в рамках подготовки будущих IT-специалистов, работников сельского хозяйства, сферы сервиса и пр. Соответственно, понимание важности внедрения экономики в педагогические стратегии на разных уровнях приобретает все большее значение.

Список источников

  1. Бурнаева Е.М., Матафонова А.Н. Формирование экономических компетенций в процессе изучения финансовых дисциплин на профильном уровне образования // Управление образованием: теория и практика. 2022. №2 (48).
  2. Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Сологуб В.А., Хашева И.А. Экономико-социальное значение образования в сфере финансов // Управление образованием: теория и практика. 2022. №7 (54).
  3. Москаленко М.Р., Ожиганова М.В. Особенности преподавания правовых дисциплин будущим экономистам в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №4 (44).
  4. Муллер О.Ю., Боталова А.Н. Формирование экономической компетентности студентов педагогического образования // Концепт. 2021. №3.
  5. Федонина О.В., Русяева Е.А., Гришина Я.А. Современное образование на этапе цифровизации // Контентус. 2020. №10.

References

  1. Burnaeva E.M., Matafonova A.N. Formation of economic competencies in the process of studying financial disciplines at the profile level of education // Education management: theory and practice. 2022. №2 (48).
  2. Zabaykin Yu.V., Krasavina E.V., Sologub V.A., Khasheva I.A. The economic and social significance of education in finance // Education management: theory and practice. 2022. №7 (54).
  3. Moskalenko M.R., Ozhiganova M.V. Features of teaching legal disciplines to future economists at higher school // Vocational education in Russia and abroad. 2021. №4 (44).
  4. Muller O.Yu., Batalova A.N. Formation of economic competence of students of pedagogical education // Concept. 2021. No.3.
  5. Fedonina O.V., Rusyaeva E.A., Grishina Ya.A. Modern education at the stage of digitalization // Content. 2020. №10.

Для цитирования: Карелина Н.А., Иваненко И.А., Гаврильева Н.К., Гоголева Н.И., Гоголев Г.Д. Взаимосвязь экономических аспектов и педагогических стратегий в современной образовательной среде // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-34/

© Карелина Н.А., Иваненко И.А.,Гаврильева Н.К., Гоголева Н.И., Гоголев Г.Д., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.