Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.3

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10529

СОЗДАНИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТЮМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

CREATION OF A RECREATIONAL ZONE ON THE TERRITORY OF THE TYUMEN MUNICIPAL DISTRICT OF THE TYUMEN REGION 

Запевалов Владимир Николаевич, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет, Российская Федерация, г. Тюмень

Zapevalov Vladimir Nikolaevich, Senior Lecturer, Tyumen Industrial University, Russian Federation, Tyumen 

Аннотация. Статья посвящена созданию рекреационной зоны на территории Тюменского муниципального района.

Актуальность темы исследования заключается в том, что создание рекреационной зоны на территории Тюменского района предоставит широкие возможности для отдыха и туризма, а также укрепит экономическое положение не только муниципального образования, но и субъекта Российской Федерации в целом.

Объектом исследования является земельный участок под создание рекреационной зоны на территории Тюменского муниципального района Тюменской области.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты различного административно-территориального уровня, регламентирующие создание рекреационных зон, а также организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе создания рекреационной зоны.

Цель исследования – изучение порядка создания рекреационной зоны в совокупности с нормативно-правой базой, регламентирующей создание рекреационных зон на территории муниципального района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Провести анализ нормативно-правовой базы государственного регулирования создания рекреационных зон.

2). Охарактеризовать Тюменский муниципальный район.

3). Дать описание процесса создания рекреационной зоны на территории Тюменского муниципального района.

4). Разработать предложения и рекомендации в целях совершенствования процедуры создания рекреационной зоны.

Abstract. The article is devoted to the creation of a recreational zone on the territory of the Tyumen municipal district.

The relevance of the research topic lies in the fact that the creation of a recreation zone on the territory of the Tyumen region will provide ample opportunities for recreation and tourism, as well as strengthen the economic situation not only of the municipality, but also of the subject of the Russian Federation as a whole.

The object of the study is a land plot for the creation of a recreation zone on the territory of the Tyumen municipal district of the Tyumen region.

The subject of the study is regulatory legal acts of various administrative and territorial levels regulating the creation of recreational zones, as well as organizational and managerial relations arising in the process of creating a recreational zone.

The purpose of the study is to study the procedure for creating a recreational zone in conjunction with the legal framework governing the creation of recreational zones on the territory of the municipal district.

To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks:

1). To analyze the regulatory framework of the state regulation of the creation of recreational zones.

2). To characterize the Tyumen municipal district.

3). To describe the process of creating a recreational zone on the territory of the Tyumen municipal district.

4). Develop proposals and recommendations in order to improve the procedure for creating a recreational zone.

Ключевые слова: рекреационная зона, нормативно-правовые акты, порядок создания рекреационной зоны, договор аренды, характеристика муниципального района

Keywords: recreational zone, regulatory legal acts, the procedure for creating a recreational zone, lease agreement, characteristics of the municipal area

  1. Введение

Термин «рекреация» происходит от латинского слова «recreatio» — отдых, восстановление сил и французского «recreation» — развлечение, отдых. В настоящее время термин «рекреация» используется для определения видов деятельности людей в свободное время, направленных на поддержание физического и душевного здоровья и повышение культурного уровня. Рекреация рассматривается и как совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного жительства [6].

Рекреационная зона – это зона массового отдыха людей. Ее основное назначение – восстановление физических и моральных сил человека.

Уровни предельной рекреационной нагрузки в Тюменской области указаны в таблице 1.

  1. Характеристика Тюменского муниципального района как объекта изучения

Тюменский муниципальный район – административно-территориальное образование в Тюменской области Российской Федерации. Административный центр – город Тюмень.

Тюменский район образован в ноябре 1923 года.

На основании закона Тюменской области  от 5 ноября 2004 г. № 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения» с 1 января 2006 года образовано двадцать пятое муниципальное образование     – Тюменский муниципальный район.

Территория района разделена на 24 муниципальных образования, в которые входят 77 населенных пунктов. Самые крупные из них: Боровское МО, Винзилинское МО, Богандинское МО.

Границы муниципальных образований представлены на рисунке 1.

Общая площадь Тюменского района по данным на 1 января 2009г. составляет 414436 га.

На территории Тюменского муниципального района расположены различные виды рекреационных зон:

  1. Зоны парков, скверов, бульваров, набережных, ботанических садов выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением, а также сохранения и формирования озелененных участков на территории муниципального образования.
  2. Объекты культурного наследия, которые включают памятники археологии федерального значения: комплекс памятников на южном береге оз. Андреевское; комплекс памятников — Молчановский могильник, Молчановское поселение; комплекс памятников — Мысовские курганы, Мысовское поселение; Айгинское городище.
  3. Особо охраняемые природные территории включают в себя региональные заказники: Успенский (5 000 га); Лебяжье (2 770 га); и региональные памятники природы: Припышминские боры (316 га), Ембаево (68 га), Тополя (59 га), Кулаково (28 га), Червишевский (13 га), Успенское (6 га), Каменское (5 га).
  4. Санаторно-курортная зона, которая включает в себя санатории, профилактории, пансионаты и базы отдыха, горячие источники.
  5. Объекты религиозного туризма.
  6. Предприятия детского отдыха, такие как «Звездный», «Витязь» и т.д.

В настоящее время Тюменский район обладает значительным рекреационным потенциалом, а также объективными предпосылками для его развития [8].

  1. Порядок создания зон рекреационной деятельности на территории Тюменского района

Зоны туристско-рекреационной деятельности могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Зоны туристско-рекреационной деятельности также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения [1].

Допускается включение в границы зон туристско-рекреационной деятельности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Рассмотрим особенности создания рекреационной зоны на землях лесного фонда [2].

Для осуществления рекреационной деятельности в лесах РФ государственными и муниципальными учреждениями необходимо наличие следующих документов:

  • свидетельство о регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование лесным участком.

Для осуществления рекреационной деятельности в лесах РФ лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями необходимо наличие следующих документов:

  • договор аренды лесного участка, зарегистрированный в установленном порядке;
  • акт приема-передачи лесного участка в аренду;
  • проект освоения лесов;
  • лесная декларация, принятая государственным органом, предоставившим лесной участок [5].

Лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, лесные участки для осуществления рекреационной деятельности предоставляются в аренду.

Договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в лесах РФ заключается по результатам лесного аукциона на срок от 10 до 49 лет. Договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в лесах РФ может быть заключен только в отношении лесного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

Для создания рекреационной зоны на территории Тюменского муниципального района выбраны лесные участки № 16 и № 17 Каменского лесничества, расположенные на границе Тюменской и Свердловской областей. Согласно карте — схеме зон планируемого освоения лесов по видам их использования территории Тюменской области данный участок предназначен для осуществления рекреационной деятельности.

 Предлагается создание уникального комплекса, где основным направлением будет рекреационная составляющая (отдых, лечение), но с элементами культурно-познавательного и спортивно-приключенческого сегментов [4].  

Территорию зеленой лесной площадки предлагается разделить на несколько функциональных зон:

1). Зона размещения туристов S  = 1 га: включает гостиничные и коттеджные комплексы.

Гостиничный комплекс состоит из многоэтажных зданий круглогодичного использования различных ценовых категорий: два гостинично — ресторанных комплекса туристского класса (категории 2-3*) общей вместимостью до 300 чел.; один гостинично — ресторанный комплекс премиум-класса (категория 4-5*) общей вместимостью до 100 чел;

Коттеджный комплекс состоит из 30 зданий коттеджного типа; площадками для костра и мангалами.

2). Культурно — познавательный комплекс S = 55 га включает:

  • спортивный комплекс с крытым аквапарком, тренажерными залами, фитнес-центром, площадкой для боулинга, закрытым теннисным кортом, парком для экстремальных видов спорта с мототрассой экстремального вождения, трассой для картинга и квадрациклов и пр.;
  • культурно-познавательный комплекс может быть представлен объектами культурно-познавательного и рекреационного назначения: летний театр на 200 мест; тематические парки; торговые пассажи, рестораны и пр.

3). Лесная экологическая зона S = 60 га. Лесная экологическая зона представлена перелесками, расположенными на туристско-рекреационной территории и расположенными вблизи лесными массивами.

На этой территории целесообразно разместить:

  • соколиную ферму;
  • гостиницу для животных;
  • охотничьи домики.

4). Хвойный лес, особый микроклимат, умеренное солнце, несколько источников минеральной воды являются прекрасными ресурсами для развития в рамках комплекса лечебного и оздоровительного направлений отдыха. С этой целью предлагается создание нескольких лечебно-рекреационных объектов: медицинского центра с современной диагностической базой и процедурными кабинетами, современных спа — и косметических центров, центров нетрадиционной медицины, оздоровительного комплекса с закрытыми и открытыми подогреваемыми бассейнами, банями, саунами, массажными кабинетами и пр. S = 85 га.

5) В глубине хвойного леса расположены боровые озёра.

На озерах предполагается создание небольшого рыборазводного карьера.

Территория обладает необходимыми ресурсами, позволяющими организовать дополнительный спектр услуг комплекса в виде охотничьих и рыболовных туров.

Также на территории комплекса будет создана охраняемая автостоянка.

Доставка на туристский комплекс может осуществляться автотранспортом.

Общая протяженность вновь проектируемых автомобильных дорог может составить 7 км. Ширина дорожного полотна 8-10 м. Также должны быть предусмотрены затраты на ремонт существующих дорог.

Предварительные показатели эффективности проекта:

  • максимальная пропускная способность комплекса около 1000 человек в день;
  • ориентировочный срок окупаемости проекта — не менее 5 лет.

Создание комплекса также будет направлено на сохранение и поддержание природного ландшафта, сохранение хвойных лесов и уникальной природы.

При проведении рекогносцировки местности, было выявлено, что на данном лесном участке проходят вырубки леса, и местность с каждым годом теряет свой рекреационный потенциал [7].

Актуальность проекта с точки зрения экологии в том, что данная территория одна из наиболее перспективных в регионе. Благодаря хвойным лесам территория обладает уникальным микроклиматом, источники минеральной воды являются прекрасными ресурсами для развития лечебного и оздоровительного направлений отдыха.

Создание рекреационной зоны позволит обеспечить рабочими местами несколько десятков человек.

Результатом развития рекреационной зоны станет создание в Тюменской области современной высокоэффективной индустрии туризма и отдыха, способной удовлетворить потребности жителей области, а также туристов других регионов России и туристов из-за рубежа, как взрослых, так и школьников.

  1. Заключение

Процедура создания рекреационной зоны на территории Тюменского района заключается во взаимодействии органа местного самоуправления в лице Администрации Тюменского района с заявителем [7].

Процесс создания рекреационной зоны включает в себя:

1) подготовительные административные действия;

2) рассмотрение возможности использования земельного участка Управлением архитектуры;

3) заседание земельно-градостроительной комиссии и принятие решения о возможности или невозможности согласования места размещения объекта;

4) издание постановления о создании зоны рекреационной деятельности;

5) издание постановления о предоставлении земельного участка в аренду;

6) заключение с заявителем договора аренды;

7) заключение с заявителем Соглашения по управлению зоной рекреационной деятельности.

При подаче документов в полном объеме и оформленных надлежащим образом, время от даты принятия заявления до принятия решения о создании зоны рекреационной деятельности составляет – 94 дня.

В результате создания зон рекреационной деятельности выявлены следующие проблемы:

  1. Отсутствие четкого алгоритма действий, утвержденного законодательно, при создании зон рекреационной деятельности в Тюменском районе;
  2. Малое количество законодательных актов и теоретической базы, регулирующей создание рекреационных зон.

Для решения проблем, возникающих при создании зон рекреационной деятельности, предлагается проведение следующих мероприятий:

  1. Разработать и законодательно утвердить порядок действий при создании зоны рекреационного назначения, который значительно сократит сроки рассмотрения документов и расширит возможности для создания зон рекреационной деятельности на территории Тюменского района;
  2. Разработка концепции создания зон рекреационной деятельности на территории Тюменского района.

Список источников

  1. Боголюбов, С.А. Земельное право: учебник / С.А. Боголюбов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 400 с. – Текст: непосредственный.
  2. Быковский, В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование / В.К. Быковский — М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 224 с. – Текст: непосредственный.
  3. Варламов, А.А и др. Государственный кадастр недвижимости / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. — М.: Колос, 2012.- 679с. – Текст: непосредственный.
  4. Волков, С. Н. Землеустройство: учебное пособие / С. Н. Волков. – Москва: ГУЗ, 2013. – 992 с. – Текст: непосредственный.
  5. Воробьев, А. В. И др. Управление земельными ресурсами / А. В. Воробьев, Е. В. Акутнева. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. — 212 с. – Текст: непосредственный.
  6. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма / А.Б. Косолапов – М.: Кнорус, 2010. – 272 с. – Текст: непосредственный.
  7. Кухтин, П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. / П.В. Кухтин, А.А. Левов, В.Ю. Морозов Спб.: Питер, 2006.- 450 с. – Текст: непосредственный.
  8. Пуряева, А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право: учебное пособие / А.Ю. Пуряева, А.С. Пуряев — М.: Деловой двор, 2013 – 406 с. – Текст: непосредственный.
  9. Сухова, Е.А. Сборник нормативных актов по земельному праву с комментариями / Е.А. Сухова. – M: Альфа — Пресс, 2015 – 399 с. – Текст: непосредственный.

References

  1. Bogolyubov, S.A. Zemel`noe pravo: uchebnik / S.A. Bogolyubov. – M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2004. — 400 s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  2. By`kovskij, V.K. Ispol`zovanie lesov v Rossijskoj Federacii: pravovoe regulirovanie / V.K. By`kovskij — M.: VoltersKluver, 2009. – 224 s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  3. Varlamov, A.A i dr. Gosudarstvenny`j kadastr nedvizhimosti / A.A. Varlamov, S.A. Gal`chenko. — M.: Kolos, 2012.- 679s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  4. Volkov, S. N. Zemleustrojstvo: uchebnoe posobie / S. N. Volkov. – Moskva: GUZ, 2013. – 992 s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  5. Vorob`ev, A. V. I dr. Upravlenie zemel`ny`mi resursami / A. V. Voro-b`ev, E. V. Akutneva. – Volgograd: Volgogradskij GAU, 2015. — 212 s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  6. Kosolapov, A. B. Geografiya rossijskogo vnutrennego turizma / A.B. Ko-solapov – M.: Knorus, 2010. – 272 s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  7. Kuxtin, P.V., Levov A.A., Morozov V.Yu. Upravlenie zemel`ny`mi re-sursami: Uchebnoe posobie. / P.V. Kuxtin, A.A. Levov, V.Yu. Morozov Spb.: Pi-ter, 2006.- 450 s. – Tekst: neposredstvenny`j.
  8. Puryaeva, A.Yu., Puryaev A.S. Lesnoe pravo: uchebnoe posobie / A.Yu. Puryaeva, A.S. Puryaev — M.: Delovoj dvor, 2013 – 406 s. – Tekst: neposredstven-ny`j.
  9. Suxova, E.A. Sbornik normativny`x aktov po zemel`nomu pravu s kom-mentariyami / E.A. Suxova. – M: Al`fa — Press, 2015 – 399 s. – Tekst: neposred-stvenny`j.

Для цитирования: Запевалов В.Н. Создание рекреационной зоны на территории Тюменского муниципального района Тюменской области // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-16/

© Запевалов В.Н., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.