Московский экономический журнал 8/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_8_373

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

OPTIMIZATION OF RESOURCES IN EDUCATION: PEDAGOGICAL AND ECONOMIC ASPECTS

Макарова Татьяна Сергеевна,  кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет, почта tatamk11@rambler.ru

Хончев Михаил Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент
доцент департамента маркетинга и спортивного бизнеса Факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ
makhonchev@fa.ru

Филиппова Ольга Владимировна, кафедра иностранных языков и культуры речи,Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет,olgaphilippova@yandex.ru

Калимуллин Диловар Диловарович, кандидат педагогических наук, доцент. Фгбоу во «Казанский государственный институт культуры»

Мурзагалина Гульназ Миннуловна, Кандидат экономических наук, доцент,Кафедра экономики и управления,Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»

Makarova Tatiana Sergeevna, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer of the Department of English and Intercultural Communication, Perm State National Research University, Post Office tatamk11@rambler.ru

Honchev Mikhail Anatolyevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing and Sports Business, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, makhonchev@fa.ru

Filippova Olga Vladimirovna, Department of Foreign Languages and Speech Culture, St. Petersburg State Agrarian University,olgaphilippova@yandex.ru

Kalimullin Dilovar Dilovarovich, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor. Kazan State Institute of Culture

Murzagalina Gulnaz Minnulovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,Department of Economics and Management, Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology

Аннотация. В работе изучается важность оптимизации ресурсов в образовательной системе и рассматривает эту проблему с педагогической и экономической точек зрения. Обращено внимание на то, что образование является ключевым сектором в развитии любого общества и должно обладать эффективной системой использования своих ресурсов.

В педагогическом аспекте статьи обсуждаются методы и стратегии, которые могут быть использованы для оптимизации ресурсов в образовательных учреждениях, изучаются вопросы эффективного планирования учебного процесса, рационального использования времени и пространства, а также оптимизации учебных материалов и технических ресурсов. Определено, что эффективная организация учебной среды и ресурсов способствует повышению качества образования и обеспечению равных возможностей для всех студентов.

Также изучены финансовые и бюджетные аспекты оптимизации ресурсов в образовании, рассматривается эффективность использования бюджетных средств, основные факторы, влияющие на распределение ресурсов, и меры, которые могут быть предприняты для оптимизации расходов.  Определено, что эффективное использование ресурсов может привести к улучшению качества образования, увеличению доступности  к образовательным ресурсам.

Abstract. The paper studies the importance of optimizing resources in the educational system and considers this problem from a pedagogical and economic point of view. Attention is drawn to the fact that education is a key sector in the development of any society and should have an effective system for using its resources.

In the pedagogical aspect of the article, methods and strategies that can be used to optimize resources in educational institutions are discussed, issues of effective planning of the educational process, rational use of time and space, as well as optimization of educational materials and technical resources are studied. It is determined that the effective organization of the learning environment and resources contributes to improving the quality of education and ensuring equal opportunities for all students.

The financial and budgetary aspects of optimizing resources in education are also studied, the efficiency of using budget funds, the main factors affecting the allocation of resources, and measures that can be taken to optimize expenditures are considered. It is determined that the effective use of resources can lead to an improvement in the quality of education, an increase in access to educational resources.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, оптимизация,  педагогические аспекты, экономические аспекты

Keywords: educational resources, optimization, pedagogical aspects, economic aspects

Важнейшим условием развития страны является функционирование совершенной системы подготовки кадров на основе развития современной экономики, науки, культуры, техники, технологий. Уровень образования личности – это характеристика, показатель определённого уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений, т.е. наличие у человека некоего индивидуализированного социокультурного облика [4]. Чем шире спектр ресурсов,  применяемых в образовательном процессе, тем выше  уровень образования обучающихся.

Оптимизация ресурсов в образовании является актуальной и важной задачей, поскольку образовательные учреждения сталкиваются с ограничениями в финансировании, пространстве, кадровом потенциале и других ресурсах. В условиях ограниченности ресурсов становится необходимым разработать эффективные стратегии и методы использования доступных средств и возможностей, чтобы обеспечить качественное образование и достичь оптимальных результатов [2].

Образование как цель и содержание педагогического процесса – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, создаваемое для достижения человеком (обществом) некоего уровня образованности (образование как цель педагогического процесса). Оно формирует знания, навыки и компетенции обучающихся, подготавливает их к будущей профессиональной и социальной жизни.

С позиции педагогики процесс совершенствования образовательных ресурсов  опирается на разработку и внедрение  отдельных инновационных и стратегических инициатив, кроме того, важным моментом является оптимизация применяемых образовательных технологий. Все это позволяет повысить интерес учащихся к образовательному процессу и качество получаемых знаний.

В разрезе экономики процесс оптимизации  связан с рациональным подходов в области распределения финансирования, а также в части оказания платных образовательных услуг. Экономика  образования – важнейший аспект развития данной отрасли, поскольку без соответствующих ресурсов сложно  сегодня реализовать профильные инновации в полном объеме.

Результативность оптимизации образовательного процесса довольно значительна, поскольку расширение доступа обучающихся к тем или иным учебным материалам и технологиям дает им возможность проявить свои таланты, способствует развитию у них критического мышления и самостоятельности,  что позволяет  получить в результате высоко развитую личность, готовую к получению в будущем профессиональных знаний [5].

Также  в процессе оптимизации различных  составляющих образовательного процесса возникает возможность снизить объем издержек, поскольку повышается уровень контроля затрат. В данной ситуации образовательная организация  в будущем может   позиционироваться  как финансово устойчивая организация, способная самостоятельно планировать свое будущее развитие на основе самостоятельного распределения финансовых ресурсов.

Экономические и педагогические аспекты оптимизации образовательного процесса взаимосвязаны, поскольку применение различных инновационных методик  в процессе образования позволяет в значительной степени  оптимизировать учебное время,  давая возможность решить за более короткий промежуток учебного времени  большее количество задач.  Также данный подход очень благоприятен для организации дифференцированного обучения, так как дает возможность распределять учебный материал  по уровню сложности и осуществлять контроль его усвоения одновременно всеми обучающимися [1].

Также здесь следует сказать о возможном подходе в области  повышения потенциала помещений образовательной организации, а также создания комфортной образовательной среды. Это позволит в значительной  степени повысить интерес обучающихся к учебному процессу, следствием чего будет являться повышение качества знаний.

Если говорить об учебных материалах, то здесь также  можно отметить необходимость оптимизации в разрезе подхода к их выбору педагогами. Современные учебные пособия и материалы достаточно разнообразны, и, ориентируясь на особенности и потребности обучающихся, педагоги  могут оптимально подобрать те или иные пособия, которые будут  позитивно   влиять на желание обучающихся получать знания.

ИКТ могут быть мощным инструментом в педагогической оптимизации ресурсов. Они позволяют эффективно использовать электронные учебники, онлайн-ресурсы, образовательные платформы и другие технологии для обучения, что увеличивает доступность и разнообразие образовательного процесса. Как и человек любой другой профессии, педагог должен обладать цифровой грамотностью, то есть базовыми знаниями, навыками и установками, необходимыми для жизни в цифровом обществе. Уже сегодня в развитых странах без должного уровня цифровой грамотности становится невозможным сам факт трудоустройства человека, в том числе и педагога, не говоря о том, что цифровая грамотность – это фундамент развития профессиональных ИКТ- компетенций [3].

Учет индивидуальных потребностей и особенностей учащихся позволяет оптимизировать образовательный процесс. Применение дифференцированных и персонализированных методов обучения позволяет учащимся развиваться в соответствии с их уникальными потребностями и способностями. Это может включать индивидуальные и групповые задания, адаптацию программы обучения и использование разнообразных оценочных методов.

Оптимизация образовательных ресурсов также предполагает сотрудничество и партнерство между различными участниками образовательного процесса. Это включает взаимодействие педагогов, администрации, учащихся, родителей и широкой образовательной общественности. Партнерство в совместной деятельности подразумевает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, и в совместной деятельности учитываются интересы всех участников [2].  Соответственно, партнерство названо одной из важнейших характеристик сотрудничества, которое характеризуется наличием субъективных интересов всех участников.

Сотрудничество позволяет обмениваться опытом, лучшими практиками и ресурсами между педагогами и учебными заведениями, что способствует оптимизации использования ресурсов, обогащению учебной среды и повышению качества образования. Кроме того, партнерство с внешними организациями и институтами может обеспечить доступ к дополнительным ресурсам, финансированию и профессиональному развитию педагогов.

Все эти аспекты педагогической оптимизации ресурсов в образовании направлены на обеспечение эффективного использования доступных ресурсов для достижения высокого качества образования. Педагогическая оптимизация не только способствует повышению результативности образовательного процесса, но и создает условия для развития учащихся, развития их потенциала и формирования навыков, необходимых для успешной адаптации и реализации в современном обществе [2].

Важным также выступает экономический аспект оптимизации образовательных ресурсов. Опыт показывает, что наибольшего экономического благополучия достигают страны с эффективными стратегиями развития образования, которому принадлежит ключевая роль в воспроизводстве и развитии человеческого капитала, в решении стратегических задач социально-экономической модернизации страны. Стратегической целью политики государства в сфере образования является повышение доступности качественного образования всех видов и уровней, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества в целом и каждого гражданина. В условиях глобализации и становлении экономик, основанных на знаниях, необходимо совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования [4].

В экономическом аспекте оптимизации ресурсов в образовании рассматривается эффективное использование финансовых ресурсов и управление бюджетом образовательных учреждений. Рациональное планирование бюджета образовательных учреждений является важным шагом для оптимизации ресурсов. Это включает оценку финансовых потребностей, составление бюджетных планов, определение приоритетных направлений расходов и прогнозирование доходов. Бюджетное планирование позволяет эффективно использовать доступные финансовые средства и распределять их в соответствии с образовательными целями и потребностями.

Образование реализует экономическую функцию, создавая для страны пул квалифицированных кадров, которые в будущем смогут участвовать в деятельности различных предприятий. В образовательном процессе не только передаются знания обучающимся, но и происходит  генерация таких знаний, которая в значительной степени расширяет перспективы образовательного процесса.  Стратегическая роль образования в развитии будущего любого государства налицо, по этой причине оно вносит посильный вклад в развитие экономической сферы страны [2].

Таким образом, оптимизация ресурсов в образовании имеет как педагогический, так и экономический аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Педагогический аспект оптимизации образовательных ресурсов направлена на эффективное использование учебного времени, пространства, материалов и технологий с целью обеспечения качественного образования. Это включает планирование учебного процесса, рациональное использование учебных материалов, применение информационно-коммуникационных технологий и индивидуализацию обучения.

Список источников

  1. Арысланбаева А.Б. Образование как цель и совершенствование педагогического процесса, и место образовательных технологий // Экономика и социум. 2022. №3-1 (94).
  2. Домиева Н.Ф. Совершенствование образовательного процесса  в контексте ФГОС нового поколения // Вестник науки. 2021. №9 (42).
  3. Истомин Л.Г., Калмыков С.П. Совершенствование научной работы студентов при организации образовательного процесса // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2022. №2 (13).
  4. Парпиев О.Т., Қурбонов К.М., Султонов С.С. Способы достижения образовательной эффективности при совершенствовании педагогических процессов // Экономика и социум. 2021. №9 (88).
  5. Светличный Е.Г. Совершенствование образовательного процесса в школе с использованием цифровых платформ на основе искусственного интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2.

References

  1. Arslanbayeva A.B. Education as the goal and improvement of the pedagogical process, and the place of educational technologies // Economy and society. 2022. №3-1 (94).
  2. Domieva N.F. Improving the educational process in the context of a new generation of FGOS // Bulletin of Science. 2021. №9 (42).
  3. Istomin L.G., Kalmykov S.P. Improving the scientific work of students in the organization of the educational process // Bulletin of the SSUPS: Humanitarian Studies. 2022. №2 (13).
  4. Parpiev O.T., Kurbonov K.M., Sultonov S.S. Ways to achieve educational effectiveness in improving pedagogical processes // Economy and society.2021. №9 (88).
  5. Svetlichny E.G. Improving the educational process at school using digital platforms based on artificial intelligence // Problems of modern pedagogical education

Для цитирования:  Макарова Т.С., Хончев М.А., Филиппова О.В., Калимуллин Д.Д., Мурзагалина Г.М. Оптимизация ресурсов в образовании: педагогические и экономические аспекты // Московский экономический журнал. 2023. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2023-9/

© Макарова Т.С., Хончев М.А., Филиппова О.В., Калимуллин Д.Д., Мурзагалина Г.М., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 8.