Московский экономический журнал 8/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.24:001.895

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_476

РОЛЬ НАУКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕНТЫ

THE ROLE OF SCIENCE IN THE FORMATION OF INTELLECTUAL RENT

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90033.

The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90033.

Дмитриев Николай Дмитриевич, аспирант, ассистент Высшей инженерно-экономической школы, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29), тел.: 8 (812) 775-05-30, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0282-1163, dmitriev_nd@spbstu.ru

Зайцев Андрей Александрович, д.э.н., профессор, Высшая инженерно-экономическая школа, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29), тел.: 8 (812) 775-05-30, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4372-4207, andrey_z7@mai.ru

Dmitriev Nikolay D., postgraduate student, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (29 Politechnicheskaya str., St.Petersburg, 195251 Russia), tel.: 8 (812) 775-05-30, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0282-1163, dmitriev_nd@spbstu.ru

Zaytsev Andrey A., Doctor of Economics, Professor, Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (29 Politechnicheskaya str., St.Petersburg, 195251 Russia), tel.: 8 (812) 775-05-30, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4372-4207, andrey_z7@mai.ru

Аннотация. Формирование достаточного объема интеллектуальной ренты выступает базисным условием для обеспечения долгосрочного экономического роста. Настоящая статья посвящена рассмотрению роли науки в контексте формирования сверхнормативных доходов от активного использования интеллектуального капитала. Авторами проанализированы направления влияния научного фактора на стратегическое достижение успеха в условиях трансформации экономических отношений. Подготовлено теоретическое обоснование, что наличие научного потенциала позволяет ускорять процессы перехода к инновационному развитию путем увеличения объемов интеллектуальной ренты, которая отражает качественную сторону экономических доходов. Проделанный анализ планируется в дальнейшем использовать при построении авторской концепции интеллектуальной ренты.

Abstract. The formation of a sufficient amount of intellectual rent is a basic condition for ensuring long-term economic growth. This article is devoted to the role of science in the context of the formation of excess income from the active use of intellectual capital. The authors analyzed the directions of the influence of the scientific factor on the strategic achievement of success in the conditions of transformation of economic relations. A theoretical justification has been prepared that the availability of scientific potential allows accelerating the processes of transition to innovative development by increasing the volume of intellectual rent, which reflects the qualitative side of economic income. The analysis is planned to be used in the future in the construction of the author’s concept of intellectual rent.

Ключевые слова: интеллектуальная рента, научная рента, экономика знаний, интеллектуальный капитал, инновации, инновационное развитие, рентные отношения

Keywords: intellectual rent, scientific rent, knowledge economy, intellectual capital, innovation, innovative development, rental relations

Введение

Реалии экономического прогресса диктуют необходимость перехода к экономике знаний, который активно происходит в технологически развитых странах и затрагивает все национальные экономики. Очевидно, что при реализации сценария такого перехода нельзя отказываться от материально-производственного компонента и переходить полностью в интеллектуальную сферу, однако имеется объективная возможность рационализировать систему хозяйствования путем повышения роли интеллектуализации в общественном и производственно-хозяйственном пространстве.

Построение экономической системы с высокой долей знаниеемкого продукта в воспроизводственном процессе невозможно представить без использования научного фактора. В научном сообществе имеется консенсус, что основу новых экономических отношений составляет инновационность. Данная качественная характеристика отражает потенциал научного фактора в трансформации действующей экономической системы за счет увеличения значимости нематериальных элементов в создании итоговой эффективности. Реальные процессы формирования высокотехнологичных производств со значительной долей использования нематериальных элементов изменяют структуру национального хозяйства, в которой первичным сектором экономики становится знаниеемкое производство, то есть производство с большим объемом интеллектуального труда, интеллектуальных технологий, наличием интеллектуального капитала.

Суть экономической системы нового типа составляет производство, распределение и использование знаний, а научный компонент можно выделить на всех этапах ее воспроизводственного цикла. Знания – базовый ресурс, а наука – безусловный детерминант их устойчивого воспроизводства. В таких условиях научные знания представляют собой не только фактор производства, вклад которого в создание прибавочного продукта значителен, но и рентообразующий ресурс [1]. Интеллектуальная рента учитывает экономический эффект от реализации знаний в практической деятельности. Следовательно, возрастает роль науки в формировании сверхнормативных доходов, позволяя говорить о такой категории, как научная рента.

Поскольку формирование достаточного объема интеллектуальной ренты выступает базисным условием долгосрочного экономического роста, то рациональная расстановка приоритетов долгосрочного функционирования национальной экономики тесно связана с интеллектуальным капиталом и поддержкой науки.

Цель исследования заключается в рассмотрении роли науки в контексте формирования сверхнормативных доходов от активного использования интеллектуального капитала. Для этого предлагается провести теоретический обзор и представить авторское видение проблемы, что в дальнейшем позволит выработать пути ее разрешения. Авторами были проанализированы направления влияния научного фактора на стратегическое достижение успеха в условиях трансформации экономических отношений и построения экономической системы нового типа.

Основная часть

Индустрия 4.0 коренным образом изменяет все сферы деятельности. Институциональная революция оказала влияние на устройство экономики и общества. Новая экономика характеризуется инновациями, увеличением роли нематериальных активов и НИОКР в экономических отношениях и выступает непосредственной основой информационной эпохи [2]. В свою очередь научный фактор стал детерминантом повышения инновационности на всех уровнях управления, а создание инновационного потенциала уже способствует увеличению объемов интеллектуальной ренты в хозяйстве.

В современных условиях возникает острая необходимость обеспечения устойчивого возрастания интеллектуальной ренты, поскольку данный факт является базовым требованием для осуществления перехода на новую ступень развития социально-экономических отношений. Небольшая часть исследователей фокусирует свой взгляд на переход к ноономике, что соответствует авторскому видению построения устойчивого общества. Следует выделить работу С.Д. Бодрунова [3], который рассмотрел концептуальные положения ноономики как качественно новый феномен неоиндустриального общества второго поколения. В связи с противоречиями мировой социально-экономической системы в преддверии четвертой промышленной революции возникает объективная потребность в пересмотре и разработке совершенно иных фундаментальных принципов реализации экономической политики. В таком контексте увеличение инновационности экономики должно быть направлено не на усиление «общества услуг», а на проведение реиндустриализации с помощью использования качественно иной технологической базы, что требует преобладания роли знаний над материальными факторами во всех производственно-экономических процессах.

Социально-экономические тенденции во всем мире определили весомую значимость инновационных технологий, которые способствуют оптимизации производственных процессов, и внесли существенные изменения в структуру национальной экономики. Предпосылками движения к смене общественной формации является создание условий для роста форм ассоциированного (шерингового, совместного, коллективного) использования и присвоения благ, способствуя увеличению нематериального потребления. Данная ситуация должна стать ключевым элементом создания научного потенциала, направленного на ускорение процессов инновационности через увеличение объемов интеллектуальной ренты. Именно данный показатель способен отразить качественные характеристики экономических доходов. В будущем процессы увеличения интеллектуальной ренты позволят пересмотреть приоритеты в общественном сознании и переформатировать социум, в котором максимизация знаний и удовлетворение неэкономических потребностей должны стать главными доминантами существования общества [4].

Рентные отношения в сфере науки позволяют выстраивать механизмы, обеспечивающие связь между научным знанием и производством. Концепция научной ренты как экономической категории во многом взаимоувязана с вопросами институциональных отношений, определяющими качество структурных взаимосвязей в экономике и социуме. Интеграционные процессы между научным знанием и производством позволяют активизировать формирование дополнительного эффекта в научно-образовательной и научно-инновационной деятельности. В то же время воздействие на институциональные взаимосвязи не может осуществляться только механизмами государственного регулирования науки и инноваций. Экономика знаний повышает значимость личных мотивов инноваторов и субъектов-науки. В экономическом аспекте интеллектуальная рента выступает доходом, получаемым сверх нормативных значений от эксплуатации располагаемого интеллектуального капитала. Данный доход является существенным стимулом для ведения инновационной деятельности со стороны ученых и предпринимателей-инноваторов.

Можно сделать вывод, что интеллектуальный элемент экономических отношений способствует формированию сверхнормативной прибыли на всех уровнях управления, а цикличность воспроизводства научных знаний отражает стратегическую способность создания рентообразующих ресурсов. Научно-образовательная и научно-инновационная деятельность становится действенным источником создания эффективности, поскольку именно в них происходит создание, распределение и использование научных знаний, а также обеспечивается их дальнейшая диффузия между экономическими субъектами. В результате происходит усиление инновационных процессов и форматирование благоприятной институциональной среды [5].

Управление интеллектуальным капиталом на уровне регионов и страны практически невозможно осуществлять без учета роли науки и образования в создании итоговой эффективности. Инновационная система образования уже обладает действенными инструментами проникновения научного знания в предпринимательскую деятельность, фундаментально превращая науку в движущий элемент интеллектуализации системы хозяйства. Подготовка востребованных экономикой специалистов и их адаптация к сложившимся социально-экономическим условиям способствуют решению назревших задач по осуществлению поступающего инновационного развития. Таким образом, эффективная система образования выступает решающим критерием устойчивого функционирования и высокой результативности национальной экономики, поскольку многократно ускоряет превращение научного знания в интеллектуальную ренту [6].

Новая экономика диктует особые перестройки в образовательной среде, динамика которой должна учитывать требования по расширенному воспроизводству интеллектуального капитала, соответствующего трендам социально-экономического развития. Увеличение объемов интеллектуальной ренты в предпринимательстве должно производиться на основе подготовки в научно-образовательной среде специалистов, обладающих определенными компетенциями. Цифровая трансформация и переход российской экономики на инновационный путь развития обусловили необходимость модернизации системы образования, в первую очередь высшего. Применение современных инновационных технологий в системе образования способствует повышению качества человеческого капитала и ускорению инновационных преобразований во всех сферах хозяйствования. Инновационные кадры как фундамент интеллектуального роста способствуют созданию скрытого и неявного потенциала в экономике. Данный потенциал является по своей сущности интеллектуальным, не поддается количественному расчету, но существенно повышает интенсивность использования ресурсов [7; 8].

Цифровые преобразования в окружающем пространстве позволяют получать комбинаторные эффекты, ускоряющие динамику Индустрии 4.0, от различных элементов развития. Наука выступает одним из таких элементов, воздействие на который позволяет усиливать процессы инновационного развития и обеспечивать диффузию знаний в условиях инвестиционных ограничений, оказывая безусловное воздействие на структурное развитие социально-экономических систем на разных уровнях управления. Цифровая доминанта и ускоренное распространение информационных технологий становятся проводниками устойчивого интеллектуального роста [9; 10].

Цифровая среда изменяет структурные составляющие человеческого капитала и предлагает новые инструменты для его развития. С целью получения квалифицированных специалистов разрабатываются механизмы диффузии знаний между экономическими субъектами разных уровней, создавая потенциал для устойчивого роста. Данные механизмы зачастую не могут опираться на классические подходы к управлению и вынуждены учитывать все больше аспектов менеджирования интеллектуальными ресурсами в условиях цифровизации. Образовательные организации уже предлагают сетевые модели функционирования, подготавливая специалистов под запросы определенного производства, тем самым наделяя будущих специалистов необходимыми навыками и компетенциями. В стратегической перспективе данный подход способствует увеличению производительности труда и благоприятно сказывается на итоговых результатах хозяйственной деятельности. Обращаясь к научному составляющему, стоит выделить роль высшей школы, которая способна ориентировать научную базу и систему знаний на потребности рынка и экономического развития, обеспечив сектора национального хозяйства не только квалифицированными специалистами, но и научными направлениями, которые на практике будут способствовать приросту эффективности. Следовательно, такие процессы оказывают прямое воздействие на формирование интеллектуальной ренты [11; 12].

Наука также выступает элементом функционирования технологических компаний, вынужденных ориентироваться на наукоемкое производство и вырабатывать механизмы обмена информационными потоками. В результате технологический сектор получает значительный эффект практически без эксплуатации материальных ресурсов. По своей сути такой эффект является интеллектуальным и выражается в рыночной стоимости, а также в интеллектуальной ренте. Данная специфика характерна и для предприятий, функционирующих в отраслях промышленности, в которых происходит расширенное использование материальной базы; например машиностроение, в котором путем внедрения инноваций и интеллектуальных разработок получается достигать расширенного эффекта за счет интенсивного использования располагаемых ресурсов. Следовательно, целесообразно при разработке инновационных стратегий учитывать потенциал формирования интеллектуальной ренты и выявлять влияние инновационной компоненты на рыночную стоимость и интеллектуальные доходы субъектов [13; 14].

Отходя от образовательного и предпринимательского контекста, предлагается перейти к определению доходного потенциала научных знаний. Доходный потенциал или формирование сверхнормативных доходов не всегда воспринимается в ключе благоприятности. Если обратиться к науке, то ее использование и воспроизводство в экономике не подразумевает расширенную эксплуатацию материальной базы и соответствует интересам устойчивого развития. Следовательно, роль науки в формировании интеллектуальной ренты заключается в возможностях ускорения инновационной активности, позволяя решать актуальные социально-экономические задачи. Для российской действительности генерация инноваций позволяет отходить от ориентации экономических агентов на присвоение природно-ресурсной ренты, наносящей существенный вред устойчивому развитию и сокращающей общественную эффективность. Научные знания включаются в маршрутные карты, в которых прописаны стратегии ликвидации хищнического отношения к природе и ископаемым. Формирование и присвоение интеллектуальной ренты соответствует интересам экономических агентов, которые стремятся максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Выработка научного знания, внедрение и использование его результатов для повышения результативности производственно-хозяйственной деятельности способствует созданию и присвоению экономическими агентами квазирентных доходов. Квазирента отличается от ренты тем, что носит временный характер и формируется неприродными ресурсами [15].

Наука, инновации и технологии неразрывно связаны между собой, при этом научное знание является фундаментом инновационного развития, воздействие на которое способствует переходу экономики РФ от догоняющей модели развития к лидерской. Природно-ресурсная рента еще остается залогом стабильности российской экономики, позволяя за счет экспорта сырья обеспечивать техническое перевооружение, выполнять бюджетные обязательства и развивать отстающие сектора экономики. В то же время эффекты от данной тенденции в долгосрочной перспективе по большей степени отрицательные, поскольку происходит сдерживание инновационной деятельности и осложняется интеграция научных достижений в хозяйственные системы. Если обратиться к науке как рентообразующему ресурсу, то следует отметить следующие аспекты: научное знание способствует разработке уникальных технологий; научное знание позволяет подготовить инновационные кадры; научное знание обеспечивает совершенствование технической базы; научное знание приводит к пересмотру организационно-управленческих подходов к конкретной деятельности. Неоднозначность трактовок квазиренты усложняет развитие рентных подходов к управлению, однако имеется возможность определить ключевые факторы образования рентных доходов и предоставить алгоритмы действия, нацеленные на переориентацию экономических агентов с поиска природно-ресурсной ренты на поиск инновационно-технологической квазиренты [16].

Отличительная специфика научной ренты как результата эксплуатации научного знания заключается в возникновении экономических отношений между ее субъектами с другими агентами в процессе осуществления самой научной деятельности, то есть до появления на рынке готового продукта, созданного с использованием результатов научного знания. Для этого требуется формирование регулирующих институтов, способных обеспечить соответствующее институциональное оформление субъектов науки, чтобы они смогли получить вознаграждение за использование в производстве их изобретений и новых технологических решений, обеспечить соблюдение юридических процедур, поддержать права собственности на нововведения. Рентный потенциал науки выражается в дополнительном приросте дохода от реализации научно-исследовательской деятельности, обусловленным уникальностью результатов интеллектуального и творческого труда и их использованием для производства редкой по своим характеристикам продукции либо для усовершенствования процесса ее создания. При этом цена производства такой продукции оказывается ниже ее рыночной цены, что связано с большей по сравнению со стандартными благами институциональной ценностью, вменяемой обществом [1].

Роль науки усиливается в процессах воспроизводства национального интеллектуального капитала и является составным элементом в механизме управления интеллектуальным развитием. Систему воспроизводства интеллектуального капитала или ее подсистемы следует рассматриваться как объект управления. На национальном уровне управление интеллектуальным капиталом носит опосредованный характер и понимается как совокупность решений, выработка и реализация которых способствует положительному воздействию на максимизацию эффективности от интеллектуального ресурса и может привести к существенным сдвигам в структуре экономического развития. По мере повышения уровня экономического развития происходит ускорение формирования интеллектуальной ренты, что благоприятно сказывается на макроэкономических показателях (ВВП и его производных). Следовательно, в интересах экономического развития научное знание ускоряет цикличность и саморегулирование воспроизводственных процессов в системах управления интеллектуальным капиталом. Предлагается рассмотреть роль науки в управлении воспроизводством интеллектуального капитала на основе подходов, представленных в статье [17].

  1. Политэкономический подход. С позиции данного подхода научное знание следует рассматривать как элемент в общей структуре общественного воспроизводства, а система эксплуатации научного знания предлагает модели и механизмы, способствующие получению новых знаний, информации, технологий, интеллектуальных продуктов и услуг в разных сферах деятельности, что сказывается на совокупном спросе и предложении в обществе через реализацию общественных потребностей в обмене, распределении и потреблении результатов эксплуатации научного знания. Такая сложная структура предполагает формирование интеллектуальной ренты через общественное принятие научного знания и его эксплуатацию для ускорения воспроизводственных процессов.
  2. Институциональный подход. С позиции данного подхода научное знание следует рассматривать как элемент институтов, участвующих в воспроизводстве интеллектуального капитала и предлагающих новые организационные формы взаимодействия между разноуровневыми субъектами в социально-экономических системах, который предлагает усиление взаимосвязей в механизмах непрерывного продуктивного формирования, развития и использования интеллектуального капитала для ускорения инновационного развития на мезоуровне. Такая сложная структура предполагает формирование интеллектуальной ренты через эффективное взаимодействие институтов, способствуя в результате более эффективному использованию научного знания и его дальнейшей диффузии.
  3. Теория управления. С позиции данного подхода научное знание следует рассматривать как элемент в организационно-управленческом механизме воспроизводства интеллектуального капитала, который участвует в инвестиционных процессах и способствует ускорению реализации тех или иных мероприятий, направленных на принципиальное расширение роли знаний в управлении экономическим развитием. Такая сложная структура предполагает формирование интеллектуальной ренты через эффективное управление составными компонентами интеллектуального капитала, которые формируются вследствие качественной эксплуатации научного знания.
  4. Теория интеллектуального капитала. С позиции данного подхода научное знание следует рассматривать как элемент трансформационных процессов в ходе функционирования социально-экономических систем, определяя расширенное использование в них нематериальных ресурсов и повышение отдачи от интенсивного использования материальных ресурсов. Такая сложная структура предполагает формирование интеллектуальной ренты через эффективное использование компонентов интеллектуального капитала, где в моделях воспроизводства уточнено влияние научного знания и его результатов на каждый составной компонент интеллектуального капитала как по отдельности, так и в совокупности.

Богатство и развитость любой современной страны зависит от состояния технологического развития и наличия возможностей по созданию добавочного продукта от располагаемого инновационного потенциала. Наука способствует появлению новшеств и нововведений, внедрение и продажа которых приводит к возникновению у субъектов интеллектуальных доходов. Для обеспечения лидерства в области научно-технического прогресса и формирования интеллектуальной ренты требуются значительные затраты всех ресурсов (в отличие от формирования природно-сырьевой ренты). Следовательно, субъекты-лидеры в области развития науки и техники получают интеллектуальную ренту лишь при инвестиции в знания, в том числе и в научные [18].

Научная рента в составе интеллектуальной ренты заключается в приросте доходов субъектов науки сверх нормативных значений путем осуществления научной деятельности, позволяющей получать уникальные результаты при условии распространения (диффузии) знания в обществе, учитывая непрерывное повышение роли знания в совершенствовании качественных характеристик интеллектуального капитала экономических субъектов, общества и каждого отдельного индивидуума. Возрастание уровня знаниеемкости в производственно-хозяйственной деятельности предполагает реализацию целенаправленных мер со стороны государства, направленных на стимулирование научной деятельности и ориентированных как на коммерциализацию научных результатов, так и на фундаментальные исследования, способствующие ускорению интеллектуального роста в различных отраслях национального хозяйства.

Во многом формирование интеллектуальной ренты происходит посредством передачи научных знаний в образовательном процессе. Следовательно, наука позволяет формировать рентные доходы не только при использовании ее результатов в хозяйственных системах для осуществления инновационной деятельности, но и в системе образования, активизируя научно-исследовательскую деятельность и подготавливая инновационные кадры. При этом рентные факторы научно-исследовательской деятельности менее очевидны и слабо проработаны с позиции их доходной части. Однако признается очевидным факт, что достижения науки позволяют присваивать рентные доходы сособственникам научного знания (научных результатов), что оказывает положительное влияние на инновационное развитие и служит действенным стимулом для выравнивания конкурентных условий между собственниками разнокачественных ресурсов.

Поскольку интеллектуальная рента снижается и полностью исчезает вследствие появления общего доступа к инновациям или с появлением более совершенной продукции (услуг) на рынке, то научные знания позволяют усилить монополию на интеллектуальные ресурсы путем разработки новой продукции, инноваций и технологий, активизации НИОКР, позволяющую сохранить доминирующее положение экономических субъектов на рынке. Такая же практика соответствует и патентам, у которых срок действия со временем сокращается. В результате знание распространяется с ускоренными темпами, запуская механизмы самовоспроизводства интеллектуального капитала и содействуя активизации инновационной деятельности.

Вне зависимости от способов организации рентных отношений наука играет весомую роль в формировании рентных доходов на разных стадиях инновационного процесса (от создания конкретного научного знания до его распространения), приводя к оптимизации транзакционных издержек в заданных временных интервалах в системах управления и задавая стимулы субъектам хозяйствования для активизации научно-исследовательской деятельности, обеспечивая воспроизводство интеллектуального капитала. На первом этапе научный компонент интеллектуальной ренты формируется в результате непосредственного взаимодействия между учеными и научно-исследовательскими организациями, воспроизводящими интеллектуальный капитал путем создания научных знаний и использования интеллектуального и творческого труда. На втором этапе научный компонент интеллектуальной ренты выходит за пределы субъектов науки на рынок и в общество, обеспечивая активизацию инновационных процессов в предпринимательской деятельности и проникновение научного знания в социально-экономические системы.

Концепция формирования эффективной рентной политики не может рассматриваться в отрезе от научного знания, выступающего действенной движущей силой в условиях инновационного преобразования существующей реальности. Формирование интеллектуальной ренты создает основу устойчивого роста и соответствует государственной политике, направленной на переход к новой экономике и структурной перестройке национального хозяйства. Наука как один из элементов содействия трансформационным изменениям технологической основы экономических систем играет свою роль в построении механизмов формирования, присвоения и распределения интеллектуальной ренты. Так, основной сферой хозяйственной деятельности, где образуется интеллектуальная рента, является наукоемкое производство, обеспечивающее функционирование высокотехнологичного сектора, который является локомотивом инновационного обновления национальной экономики. Такая конструкция на макроуровне позволяет выявить корреляцию между объемами высокотехнологичной продукции и уровнем интеллектуальной ренты. Данный факт подтверждается исследованиями, согласно которым на формирование интеллектуальной ренты влияют аспекты финансирования (затраты на НИОКР) и результативности науки (патенты) [18].

К сожалению, в Российской Федерации получение сверхнормативных доходов в отраслях представлено преимущественно в виде природно-сырьевой ренты, получаемой от эксплуатации национального ресурсного потенциала. Наукоемкость производств невелика, а их рентабельность остается ниже уровня технологически развитых стран, что приводит к относительной деградации науки, поскольку в условиях рынка происходит развитие преимущественно тех производств, которые способны обеспечить высокий уровень рентабельности. Доминирование неэффективных рент порождает институциональные проблемы, искусственные преграды для перераспределения рентных доходов и неконкурентные способы ведения хозяйствования. Без решения острых проблем инвестиционный дисбаланс будет сохраняться и дальше, сдерживая развитие высокотехнологичного сектора в РФ. Недополучение рентных доходов от образовательной и инновационной деятельности требует от властных органов реализации срочных мер, направленных на создание системы стимулов использования научного потенциала и механизмов его расширенного воспроизводства.

Заключение

Создаваемая в результате эксплуатации науки интеллектуальная рента является «благоприятной» рентой, поскольку не наносит ущерб экономике и социуму, а способствует активизации располагаемого в экономике скрытого потенциала, в первую очередь инновационного. Интеллектуальные ресурсы характеризуются всеобщей полезностью и являются одновременно частным и общественным благом. Интеллектуальная рента отражает качественную сторону экономических доходов и возникает в результате разработки и использования интеллектуальных продуктов, науки и инноваций. Анализ ренты как специфической экономической категории позволяет теоретически обосновать, что наличие научного потенциала является необходимым условием для ускорения процессов перехода к инновационному развитию.

Элементы интеллектуального капитала трудно идентифицируемы и недостаточно структурированы. Однако невозможно представить переход к экономике знаний без активного использования факторов интеллектуального капитала в производственно-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Результатом рассмотрения роли науки в контексте формирования сверхнормативных доходов от активного использования интеллектуального капитала становится определение возможностей эксплуатации научного знания, направляя потенциал его на совершенствование образовательных и инновационных процессов. Наука и ее результаты стали действенными инструментами отхождения от традиционных активов, не способных обеспечить высокую маржу в условиях усиления глобальной конкуренции и переориентации предпринимательства в сторону поддержания устойчивости и обеспечения интенсивности использования располагаемого ресурсного потенциала. Полученный теоретический материал планируется использовать при построении авторской концепции интеллектуальной ренты.

Авторами были проанализированы направления влияния научного фактора на стратегическое достижение успеха в условиях трансформации экономических отношений и построение экономической системы нового типа. При этом в стратегической перспективе отхождение от материального производства является рациональным путем долгосрочного развития человеческой цивилизации, а неуклонное увеличение интеллектуальной ренты станет первым шагом к трансформации не только существующей системы управления, но и общественных отношений в целом. Тем не менее без государственного вмешательства и эффективной политики невозможно повысить интенсивность интеллектуализации. Данная политика должна касаться не только экономики, но и существенно переформатировать подходы к науке, определив ее ключевое положение в системе рентных факторов [4]. Это обуславливает необходимость регулирования процессов образования и присвоения научной ренты. Проделанный анализ планируется использовать при построении авторской концепции интеллектуальной ренты.

Список источников

  1. Макаревич Е.А. Рентные отношения в сфере науки и инноваций // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 2. С. 111-113.
  2. Анимица Е.Г., Рахмеева И.И. Третья институциональная революция и изменение структуры экономических отношений // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 2. С. 206-218.
  3. Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. 2019. № 1. С. 5-12.
  4. Zaytsev A., Dmitriev N., Talerchik S. Intellectual rent as a necessary element in the transition to noonomics // 35th IBIMA Conference. Spain: Seville. pp. 13560-13570.
  5. Александрова А.И., Зайцев А.А. Институционализация государственной поддержки инновационных процессов // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 6. С. 35-42.
  6. Станишевская С.П., Имайкин Е.А. Управление интеллектуальным капиталом в регионе на основе взаимодействия региональной системы образования и рынка труда // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 6-14.
  7. Алексеева И.А., Трофимова Н.И. Формирование человеческого капитала в вузах для наукоемких производств в условиях промышленных инноваций и цифровой экономики // Экономика образования. 2020. № 2. С. 30-38.
  8. Дмитриев Н.Д. Интеллектуальный капитал в образовательной среде: формирование инновационных кадров для новой экономики // Психология человека и общества. № 4. С. 36-44.
  9. Rodionov D., Konnikov E., Dubolazova Y., Polyanina P., Konnikova O. Development of socio-economic systems in the context of information technology development // Proceedings of the 16th ECIE. 2021. pp. 810-820.
  10. Zaytsev A., Blizkyi R., Rakhmeeva I., Dmitriev N. Building a Model for Financial Management of Digital Technologies in the Areas of Combinatorial Effects // Economies. 2021. № 2. p. 52.
  11. Azarenko N., Kazakov O., Kulagina N., Rodionov D. The model of human capital development with innovative characteristics in digital economy // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: DTMIS. 2020. p. 012032.
  12. Васильева О.С. Формирование и оценка совместного интеллектуального капитала коммерческих организаций и ВУЗов. Ставрополь: Фабула, 2021. 158 с.
  13. Родионов Д.Г., Тенишев Т.В., Конников Е.А. Роль информационного фона в динамике капитализации технологических компаний // Экономические науки. 2021. № 205. С. 107-115.
  14. Дмитриев Н.Д. Инновационные тренды развития машиностроительного комплекса // Ползуновский альманах. 2020. № 1. С. 244-246.
  15. Мацко И.Ю. Проблема спецификации инновационно-технологической квазиренты // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: сборник конференции. 2016. С. 256-257.
  16. Мацко И.Ю. Инновационно-технологическая рента в структуре квазирентных доходов // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 127-132.
  17. Макаров П.Ю., Чуб А.А. К вопросу о специфике управления воспроизводством национального интеллектуального капитала // Управленческие науки. 2018. № 1. С. 6-17.
  18. Назарычева Т.М. Особенности формирования интеллектуальной ренты в новой экономике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 743-749.

References

  1. Makarevich E.A. Rental relations in the field of science and innovation. Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance. No.2. pp. 111-113.
  2. Animitsa E.G., Rakhmeeva I.I. The third institutional revolution and the change in the structure of economic relations. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020. No.2. pp. 206-218.
  3. Bodrunov S.D. Noonomics: conceptual foundations of a new development paradigm. Proceedings of the Ural State University of Economics. 2019. No.1. pp. 5-12.
  4. Zaytsev A., Dmitriev N., Talerchik S. Intellectual rent as a necessary element in the transition to noonomics. 35th IBIMA Conference. Spain: Seville. 2020. pp. 13560-13570.
  5. Alexandrova A.I., Zaitsev A.A. Institutionalization of state support of innovative processes. Natural-humanitarian studies. No.6. pp. 35-42.
  6. Stanishevskaya S.P., Imaykin E.A. Intellectual capital management in the region based on the interaction of the regional education system and the labor market. Bulletin of Perm University. Series: Economics. 2010. No.2. pp. 6-14.
  7. Alekseeva I.A., Trofimova N.I. Formation of human capital in universities for high-tech industries in the conditions of industrial innovation and the digital economy. Economics of education. No.2. pp. 30-38.
  8. Dmitriev N.D. Intellectual capital in the educational environment: the formation of innovative personnel for the new economy. Psychology of man and society. 2022. No.4. pp. 36-44.
  9. Rodionov D., Konnikov E., Dubolazova Y., Polyanina P., Konnikova O. Development of socio-economic systems in the context of information technology development. Proceedings of the 16th ECIE. 2021. pp. 810-820.
  10. Zaytsev A., Blizkyi R., Rakhmeeva I., Dmitriev N. Building a Model for Financial Management of Digital Technologies in the Areas of Combinatorial Effects. Economies. 2021. No2. p. 52.
  11. Azarenko N., Kazakov O., Kulagina N., Rodionov D. The model of human capital development with innovative characteristics in digital economy. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: DTMIS. 2020. p. 012032.
  12. Vasilyeva O.S. Formation and evaluation of joint intellectual capital of commercial organizations and universities. Stavropol: Plot, 2021. 158 p.
  13. Rodionov D.G., Tenisheva T.V., Konnikov E.A. The role of the information background in the dynamics of capitalization of technology companies // Economic sciences. No.205. pp. 107-115.
  14. Dmitriev N.D. Innovative trends in the development of the machine-building complex // Polzunovsky Almanac. No.1. pp. 244-246.
  15. Matsko I.Yu. The problem of specification of innovative and technological quasi-rent // Modern problems of interaction between the Russian state and society: conference proceedings. pp. 256-257.
  16. Matsko I.Yu. Innovative and technological rent in the structure of quasi-equivalent incomes // Economic psychology: past, present, future. No.3-1. pp. 127-132.
  17. Makarov P.Yu., Chub A.A. On the issue of the specifics of reproduction management of national intellectual capital // Managerial sciences. 2018. No.1. pp. 6-17.
  18. Nazarycheva T.M. Features of the formation of intellectual rent in the new economy // Economics and entrepreneurship. 2013. No.9. pp. 743-749.

Для цитирования: Дмитриев Н.Д., Зайцев А.А. Роль науки в формировании интеллектуальной ренты // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2022-26/

© Дмитриев Н.Д., Зайцев А.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8.