Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.564

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_436

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ЭКСПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ШАХТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

SANCTIONS IMPACT ON THE CERTAIN TYPES OF MINE EQUIPMENT EXPORT

Логинова Валерия Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, E-mail: 000234@pnu.edu.ru

Хитрина Дарья Александровна, кафедра экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, E-mail: 2018102234@pnu.edu.ru

Loginova Valeria Alexandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management, Pacific State University, E-mail: 000234@pnu.edu.ru

Khitrina Daria Alexandrovna, Department of Economics and Management, Pacific State University, E-mail: 2018102234@pnu.edu.ru

Аннотация. В работе рассмотрено понятие экономических санкций. Приведены данные о торговом обороте Российской Федерации со странами, не поддержавшими санкции против РФ. Представлена группировка введенных против РФ санкций, оказывающих влияние на внешнюю торговлю России. Представлена динамика объемов и структуры мирового экспорта буровых и проходческих машин. Дана оценка позиции и географической структуры российского экспорта буровых и проходческих машин, выявлены законодательные ограничения на экспорт данной продукции в 2022 году.   Предложено одно из перспективных направлений российского экспорта буровых и проходческих машин.

Abstract. The work considers the concept of economic sanctions. Data on the trade turnover of the Russian Federation with countries that did not support sanctions against the Russian Federation are given. Groups of sanctions imposed against the Russian Federation that affect Russia’s foreign trade are considered. The volume dynamics and structure of global boring and sinking machinery exports are presented. An assessment of the position and geographical structure of Russian boring and sinking machinery exports was given, legislative restrictions on the export of these products in 2022 were identified. One of the promising areas of Russian boring and sinking machinery export has been proposed.

Ключевые слова: санкции, финансовые санкции, логистические санкции, ограничения на российский экспорт, ограничения на российский импорт, экспорт буровых и проходческих машин

Keywords: sanctions, financial sanctions, logistical sanctions, restrictions on Russian exports, restrictions on Russian imports, boring and sinking machinery export

В современных условиях функционирования мировых рынков, взаимодействия международных компаний, а также политических взаимоотношений особую актуальность приобретает изучение такого явления как санкции. Понятие «санкция» не является новым современным термином, хотя ранее использовались такие названия как «меры принуждения», «ответная реакция», «репрессалии», «реторсии», «самопомощь», но в последнее время все более автивно стал использоваться именно термин «санкции» [1]. По мнению ряда исследователей санкции являются инструментом мощных развитых стран или их объединений, которые благодаря своему влиянию на мировую экономику, а также в силу их региональных или глобальных амбиций могут позволить себе применение санкций. В ХХ веке из 174 случаев применения санкций 109 были инициированы США, 16 — Великобританией, 14 — Европейским Союзом, 13 — СССР и Российской Федерацией и 20 — Организацией объединенных наций [2].

Одно из самых ранних определений санкций было сформулировано Йоханом Галтунгом, который интерпретировал их как действия одних международных агентов против других с целью лишить последних части их дохода или принуждения к исполнению определенных норм [3]. В свою очередь, И. Н. Тимофеев отмечает, что санкции в большинстве случаев означают прямое или косвенное вмешательство одной страны в процесс принятия решений другой [2]. По мнению Сухановой И. Ф. и Лявиной М. Ю. санкции в самом широком понимании представляют собой какие-либо ограничительные меры против отдельных государств, отдельных компаний или физических лиц, которые применяются в качестве наказания за некие действия или проступки [5]. Е. Д. Годованник определяет экономические санкции как способ воздействия на сложившиеся торгово-экономические отношения между одной страной или группой стран на другую страну или группу стран с целью нанесения ущерба экономике путем введения запретов и ограничений [4].

Устав Организации Объединенных Наций (статья 41) предполагает для восстановления международного мира и безопасности такие меры воздействия на страны, которые не связаны с использованием вооруженных сил, как «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений» [6], что можно отнести к понятию санкций. Аналогично, в Федеральном законе «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» [7] отсутствует термин «санкции», но используется понятие специальных экономических мер, которые «применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан», что также можно трактовать как санкции.

Основной целью санкций является создание неблагоприятных условий для экономики так называемой «провинившейся» страны, ее субъектов на федеральном и региональном уровнях, чтобы заставить их изменить выбранную стратегию поведения.

Экономические санкции выступают как один из наиболее распространенных инструментов внешней политики, создавая такие условия, при которых экономический ущерб, упущенная выгода и их влияние на социальную и политическую систему делают невыгодным сохранение прежнего, существующего политического курса. Исходя из этого, санкции следует понимать, как инструмент господства и доминирования в международных отношениях, подразумевающий прямое или косвенное использование мер экономического давления странами-инициаторами на страны-адресаты с целью изменения политического или экономического курса в целях мирового сообщества.

Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций после присоединения Крыма в 2014 году и особенно после начала специальной военной операции в 2022 году. Несмотря на достаточно широкий круг стран, участвующих в санкциях против России, ряд стран не присоединился к этим мерам – в частности, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, Турция, ОАЭ, Египет, Иран, ЮАР, Мексика, и другие.

По данными ФинЭкспертизы [8] в 2021 году торговый оборот России со странами, не поддержавшими западные санкции, составил 359,8 млрд. долл., или около 45,8% от всей внешней торговли: 44,2% совокупного экспорта и 48,6% импорта. По сравнению с периодом до 2014 года эта доля увеличилась почти в полтора раза (рисунок 1).

В настоящее время против России действуют четыре группы санкций, виляющих на ее внешнюю торговлю:

  • финансовые, в том числе запрет транзакций с Банком России со стороны США, ЕС, Японии, заморозка международных резервов Банка России на сумму около 300 млрд. долл. США, отключение ЕС от SWIFT семи российских банков, направленное на затруднение международных расчетов, ввод блокирующих санкций против Российского фонда прямых инвестиций со стороны США и т.п.;
  • логистические, включая закрытие для российских судов портов ЕС, Великобританией, Канадой и другими странами, закрытие неба ЕС, США, Великобритании, Швейцарии, Канады и многих других стран для российских воздушных судов, запрет ЕС поставок самолетов и запчастей к ним в РФ, а также требования о возврате лизинговых самолетов и т.п.;
  • ограничения российского экспорта, к которым можно отнести намерение сокращения импорта из России нефти, газа, угля странами ЕС, Великобританией, США, Канадой; отмена (намерение отменить) режим наибольшего благоприятствование в торговле с РФ США, ЕС и G7; повышение пошлин на импортируемые российские товары (Австралия, Великобритания, Канада и другие) и т.п.;
  • ограничения российского импорта, в частности, введение США, Великобританией, ЕС, Японией и рядом других стран запрета на экспорт высокотехнологичной продукции и технологий в Россию; запрет США, ЕС и Японией экспорта оборудования для нефтепереработки и нефтехимии в Россию; запрет Республикой Корея экспорта в Россию стратегических материалов, материалов и продукции двойного назначения и другие.

9 марта 2022 года опубликовано постановление Правительства РФ № 311 (Постановление 311) [9], согласно которому до 31 декабря 2022 года включительно введен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации определенных товаров, основную долю в которых составляет продукция машиностроения. Запрет на экспорт машиностроительной продукции сложно отнести к контрсанкциям, так как продукция российского машиностроения в целом не оказывает существенного влияния на мировой рынок данной продукции. Рассмотрим позиции РФ на мировом рынке на примере одного из видов горношахтного оборудования – буровые или проходческие машины для бурения земли или добычи полезных ископаемых или руд (ТН ВЭД 843049:) (таблица 1).

Российская Федерация замыкает двадцатку стран–экспортеров буровых и проходческих машин, поставляя на мировой рынок менее одного процента мирового экспорта данной продукции, хотя нельзя не заметить практически удвоение объемов экспорта РФ за 2019–2021 годы (199,9%).

В 2021 году покупателями российских буровых и проходческих машин были 39 стран. Основными покупателями являлись Республика Беларусь (31,8%), Казахстан (21,8%), Узбекистан (16,2%), Киргизстан (6,84%) (таблица 2). В первой десятке стран–импортеров только одна страна, отнесенная к категории недружественных (Польша), на долю которой приходилось в 2021 году 3,36% российского экспорта буровых и проходческих машин.

В Постановлении 311 определены товары, на которые настоящим постановлением не распространяются ограничения по экспорту:

  • на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении по форме СТ-1;
  • на товары, вывозимые в государства — члены Евразийского экономического союза, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия;
  • на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации;
  • на товары, вне зависимости от их происхождения, вывозимые в Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику;
  • на товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза, помещенные в государствах — членах Евразийского экономического союза под таможенные процедуры, предусматривающие вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Таким образом, санкции и контрсанкции не оказывают существенного влияния на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции, в частности, буровых и проходческих машин. Перспективы открываются для экспорта данной продукции в ДНР и ЛНР, которые подпадают под исключение на запрет экспорта продукции, с одной стороны, и потенциально могут быть заинтересованы в поставках горно-шахтного оборудования.

До событий 2014 года Донецкая область Украины была одним из самых развитых промышленных регионов, на неё приходилось порядка 20% общего объёма производства в стране. Донбасс в целом ассоциируется с угольной добычей, так на территории Донецкой области угольную промышленность до военных действий представляли 95 шахт [12]. Однако, конфликт серьёзно ударил по угольной отрасли, разорваны торговые и производственные цепочки ввиду сложной экономической и политической мировой ситуации.

Также следует отметить, что в результате перманентных военных действий в Донбассе со стороны Украины расположенные рядом с линией фронта районы добычи получили множество повреждений, часть шахт частично или полностью разрушены, некоторые находится в заброшенном состоянии [13].

Кроме того, по оценке специалистов [14] технологии добычи угля на шахтах ДНР уже устарели, а оборудование выработало 2–3 нормативных срока эксплуатации. Ввиду того, что в настоящее время ситуация остается тяжелой, угольная отрасль также остается в нестабильном положении. Однако данная отрасль является базовой для экономики республик в целом, её поддержание является одной из ключевых задач как в операционном, так и в стратегическом плане по развитию ДНР и ЛНР.

По данным Делового портала [15], запасов угля на территории ДНР хватит примерно на 100 лет, что определяет необходимость развития данной сферы, поддержание основных фондов предприятий несмотря на сложности в экономической и политической ситуации. Также, говоря о перспективах угольной промышленности региона в целом, следует отметить, что уголь все еще сохраняет большую роль в энергетике самого региона.

Современная санкционная и контрсанкционная политика вероятнее всего изменит структуру экспорта отдельных видов машиностроительной продукции, заставив производителей продукции искать новые перспективные экспортные рынки.

Список источников

  1. Петренко Е.Г. Правовое регулирование и научные подходы к понятию «санкция». Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года [Электронный ресурс]: // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-i-nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-sanktsiya/viewer (дата обращения 27.07.2022).
  2. Тимофеев И.Н. экономические санкции как политическое понятие. Вестник МГИМО-Университета. 2018. 2(59). С. 26-42 [Электронный ресурс]: // URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35059929 (дата обращения 27.07.2022).
  3. Кнобель А. Ю. Санкции: всерьез и надолго/А.Ю. Кнобель, К.М. Багдасарян, А.Н. Лощенкова, К.А. Прока. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 80 С.
  4. Годованник Е. Д. Экономические санкции: исторический аспект / Е. Д. Годованник. // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 232-235. [Электронный ресурс]: // URL: https://moluch.ru/archive/100/22724/ (дата обращения 29.07.2022).
  5. Суханова И. Ф., Лявина М. Ю. Экономические санкции: содержание, цели, мотивы, эффективность // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 4. [Электронный ресурс]: // URL: https://www.agrojr.ru/index.php/asj/article/view/45462/ (дата обращения 29.07.2022).
  6. Устав ООН (полный текст). [Электронный ресурс]: // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text/ (дата обращения 29.07.2022).
  7. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах». [Электронный ресурс]: // URL: https://base.garant.ru/12151317/ (дата обращения 29.07.2022).
  8. Доля товарооборота России с не поддержавшими санкции странами составила 46%. [Электронный ресурс]: // URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/dolya-tovarooborota-rossii/?sphrase_id=29900 (дата обращения 27.07.2022).
  9. Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. N 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100». [Электронный ресурс]: // URL: https://base.garant.ru/403681896/ (дата обращения 30.07.2022)
  10. List of exporters for the selected product. Product: 843049 Boring or sinking machinery for boring earth or extracting minerals or ores. [Электронный ресурс]: // URL: https://www.trademap.org/Country_SelProduct_TS.aspx?nvpm (дата обращения 01.08.2022)
  11. List of importing markets for a product exported by Russian Federation. Product: 843049 Boring or sinking machinery for boring earth or extracting minerals or ores. [Электронный ресурс]: // URL: https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm85/ (дата обращения 01.08.2022).
  12. Голоднюк Р.А. Промышленность донецкой народной республики: состояние, тенденции, направления развития. Вестник Института экономических исследований 2020, № 3(19) [Электронный ресурс]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennost-donetskoy-narodnoy-respubliki-sostoyanie-tendentsii-napravleniya-razvitiya (дата обращения 29.07.2022).
  13. Кочура И.В. Анализ развития экономического потенциала угольной промышленности Донбасса в современных условиях хозяйствования. Вестник Института экономических исследований 2018, № 4(12) [Электронный ресурс]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-ekonomicheskogo-potentsiala-ugolnoy-promyshlennosti-donbassa-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya (дата обращения 29.07.2022).
  14. Кузьмин И. Примитивизация и деиндустриализация. В каком состоянии находится экономика ДНР. [Электронный ресурс]: // URL: https://secretmag.ru/stories/primitivizaciya-i-deindustrializaciya-v-kakom-sostoyanii-nakhoditsya-ekonomika-dnr.htm (дата обращения 30.07.2022).
  15. Угольная отрасль ДНР – обзор DNR LIVE. [Электронный ресурс]: // URL: https://dnr-live.ru/ugolnaya-otrasl-dnr/ (дата обращения 30.07.2022).

References

  1. 1. Petrenko E.G. Pravovoe regulirovanie i nauchny`e podxody` k ponyatiyu «sankciya». Nauchny`j zhurnal KubGAU, №111(07), 2015 goda [E`lektronny`j resurs]: // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-i-nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-sanktsiya/viewer (data obrashheniya 27.07.2022).
  2. Timofeev I.N. e`konomicheskie sankcii kak politicheskoe ponyatie. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2018. 2(59). S. 26-42 [E`lektronny`j resurs]: // URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35059929 (data obrashheniya 27.07.2022).
  3. Knobel` A. Yu. Sankcii: vser`ez i nadolgo/A.Yu. Knobel`, K.M. Bagdasaryan, A.N. Loshhenkova, K.A. Proka. — Moskva: Izdatel`skij dom «Delo» RANXiGS, 2019. – 80 S.
  4. Godovannik E. D. E`konomicheskie sankcii: istoricheskij aspekt / E. D. Godovannik. // Molodoj ucheny`j. — 2015. — № 20 (100). — S. 232-235. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://moluch.ru/archive/100/22724/ (data obrashheniya 29.07.2022).
  5. Suxanova I. F., Lyavina M. Yu. E`konomicheskie sankcii: soderzhanie, celi, motivy`, e`ffektivnost` // Agrarny`j nauchny`j zhurnal. – 2018. – № 4. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://www.agrojr.ru/index.php/asj/article/view/45462/ (data obrashheniya 29.07.2022).
  6. Ustav OON (polny`j tekst). [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text/ (data obrashheniya 29.07.2022).
  7. Federal`ny`j zakon ot 30 dekabrya 2006 g. № 281-FZ «O special`ny`x e`konomicheskix merax i prinuditel`ny`x merax». [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://base.garant.ru/12151317/ (data obrashheniya 29.07.2022).
  8. Dolya tovarooborota Rossii s ne podderzhavshimi sankcii stranami sostavila 46%. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/dolya-tovarooborota-rossii/?sphrase_id=29900 (data obrashheniya 27.07.2022).
  9. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 9 marta 2022 g. N 311 «O merax po realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 8 marta 2022 g. N 100». [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://base.garant.ru/403681896/ (data obrashheniya 30.07.2022)
  10. List of exporters for the selected product. Product: 843049 Boring or sinking machinery for boring earth or extracting minerals or ores. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://www.trademap.org/Country_SelProduct_TS.aspx?nvpm (data obrashheniya 01.08.2022)
  11. List of importing markets for a product exported by Russian Federation. Product: 843049 Boring or sinking machinery for boring earth or extracting minerals or ores. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm85/ (data obrashheniya 01.08.2022).
  12. Golodnyuk R.A. Promy`shlennost` doneczkoj narodnoj respubliki: sostoyanie, tendencii, napravleniya razvitiya. Vestnik Instituta e`konomicheskix issledovanij 2020, № 3(19) [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennost-donetskoy-narodnoy-respubliki-sostoyanie-tendentsii-napravleniya-razvitiya (data obrashheniya 29.07.2022).
  13. Kochura I.V. Analiz razvitiya e`konomicheskogo potenciala ugol`noj promy`shlennosti Donbassa v sovremenny`x usloviyax xozyajstvovaniya. Vestnik Instituta e`konomicheskix issledovanij 2018, № 4(12) [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-ekonomicheskogo-potentsiala-ugolnoy-promyshlennosti-donbassa-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya (data obrashheniya 29.07.2022).
  14. Kuz`min I. Primitivizaciya i deindustrializaciya. V kakom sostoyanii naxoditsya e`konomika DNR. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://secretmag.ru/stories/primitivizaciya-i-deindustrializaciya-v-kakom-sostoyanii-nakhoditsya-ekonomika-dnr.htm (data obrashheniya 30.07.2022).
  15. Ugol`naya otrasl` DNR – obzor DNR LIVE. [E`lektronny`j resurs]: // URL: https://dnr-live.ru/ugolnaya-otrasl-dnr/ (data obrashheniya 30.07.2022).

Для цитирования: Логинова В.А., Хитрина Д.А. Влияние санкций на экспорт отдельных видов шахтного оборудования // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-46/

© Логинова В.А., Хитрина Д.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.