Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_419

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЛАГАЕМЫЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

PEDAGOGICAL COMPONENTS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Брежнева Оксана Винеровна, старший преподаватель, Кафедра экономической теории и анализа,Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,o.v.brezhneva@strbsu.ru

Клычкова Ольга Владимировна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса »

Гаврильева Надежда Константиновна, к.с.-х.н., доцент кафедры землеустройства и ландшафтной архитектуры, ФГБОУ ВО Арктический государственный агротехнологический университет, nadezheda@inbox.ru

Малашихина Татьяна Афанасьевна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия, Ростовский филиал. tchipakova@yandex.ru

Улыбина Олеся Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета, UOlesya_77@mail.ru

Brezhneva Oksana Vinerovna, Senior Lecturer, Department of Economic Theory and Analysis,Sterlitamak Branch of Bashkir State University,o.v.brezhneva@strbsu.ru

Klychkova Olga Vladimirovna, Senior Lecturer of the Russian State University of Tourism and Service

Gavrilyeva Nadezhda Konstantinovna, PhD, Associate Professor of the Department of Land Management and Landscape Architecture, Arctic State Agrotechnological University, nadezheda@inbox.ru

Malashikhina Tatyana Afanasyevna , Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines of the Russian State University of Justice, Rostov Branch. tchipakova@yandex.ru

Ulybina Olesya Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Birsky Branch of Bashkir State University, UOlesya_77@mail.ru

Аннотация. В статье проводится изучение особенностей преподавания экономических дисциплин. Автор считает, что в настоящее время преобладание пассивных методов обучения в высшей школе недопустимо, поскольку это приводит к снижению уровня качества знаний и не способствует будущей профессиональной подготовке студентов.  Использование инновационных активных методов обучения позволит педагогам расширить горизонты знаний студентов и вовлечь их в процесс изучения экономических дисциплин с тем условием, что позиция студента будет здесь являться достаточно активной, что позволит ему в будущем применить полученные знания на практике.

Abstract. The article studies the peculiarities of teaching economic disciplines. The author believes that currently the predominance of passive teaching methods in higher education is unacceptable, since this leads to a decrease in the level of knowledge quality and does not contribute to the future professional training of students. The use of innovative active teaching methods will allow teachers to expand the horizons of students’ knowledge and involve them in the process of studying economic disciplines with the condition that the student’s position will be sufficiently active here, which will allow him to apply the knowledge gained in practice in the future.

Ключевые слова: экономические дисциплины, педагогические технологии, инновационные методы преподавания

Keywords: economic disciplines, pedagogical technologies, innovative teaching methods

Преподавание экономических дисциплин в вузе представляет собой процесс, который должен не только расширить багаж знаний студентов посредством применения пассивных методов обучения, но и создать ситуацию, в которой сами студенты будут заинтересованы в получении таких знаний[5]. В этой связи необходимо применять инновационные «педагогические слагаемые»  процесса обучения экономическим наукам, а именно – инновационные активные методы обучения. Рассмотрим их особенности, а также возможности их  применения в учебном процессе.

  1. Аудиторные эксперименты.  Эксперименты в аудитории – это мероприятия, в которых любое количество студентов работает в группах над тщательно разработанными направляемыми вопросами. Материалы предоставляют студентам средства сбора данных посредством взаимодействия с типичными лабораторными материалами, инструментами моделирования данных или средой принятия решений, а также ряд вопросов, которые ведут к обучению на основе открытий.

Во время самого эксперимента педагогу необходимо наблюдать и фиксировать полученную информацию, выполняя, при этом, роль инструктора, которая заключается в том, чтобы действовать как фасилитатор, задавая наводящие вопросы и привлекая внимание к интересным результатам. Хорошо спланированный эксперимент нацелен на распространенные заблуждения студентов, он фокусируется на основных идеях, которые студенты должны правильно понять, чтобы поддержать глубокое обучение [4]. Эксперименты в аудитории отличаются от демонстраций тех или иных экономических процессов,  так как студенты участвуют в сборе данных или наблюдений. При этом, студентов можно попросить сделать  некоторые прогнозы рассматриваемой ситуации на основе обдуманных ими наблюдений за действиями других участников эксперимента.

Все эксперименты включают сбор наблюдений или наблюдение за действиями, чтобы попытаться ответить на вопрос или решить проблему.  Исследовательские эксперименты обычно включают как контрольную, так и экспериментальную группы, чтобы обеспечить возможность сравнения.

Эксперименты можно использовать либо для введения новых идей, либо для прояснения непонятных или сложных для студентов аспектов тем занятий. Если результат эксперимента удивителен, но убедителен, студенты могут заявить о себе новой идеей и использовать ее для обучения. В дополнение к проверке того, что концептуальная направленность эксперимента была правильно понята, оценки могут подтолкнуть студентов к описанию последующего эксперимента или распространению концепции на другое приложение.

2. Контекстно-обогащенные проблемные задачи. Контекстные задачи представляют собой короткие реалистичные сценарии, дающие студентам правдоподобную мотивацию для решения проблемы. Проблема представляет собой небольшой рассказ (начинающийся с «вы»), в котором главный герой – студент. Контекстные задачи более сложны, чем традиционные задачи, они отражают реальный мир и могут включать избыточную информацию или требовать от студента вспомнить важную справочную информацию.

Контекстно-обогащенные задачи предлагают студентам возможность развивать навыки, выходящие за рамки проблемы, рассматриваемой в вопросе. Студенты изучают методы решения проблем, которые они могут применять в реальных жизненных ситуациях. Участвуя в этом типе решения проблем, студенты развивают экспертное мышление в дисциплине [3].

Например, в качестве одной из таких задач может выступить возможность применения экономических концепций к реальной проблеме. Так, стоимость высшего образования не только регулярно обсуждается в новостях, но и является темой, к которой студенты могут непосредственно относиться и наблюдать, как экономические концепции применяются в повседневных решениях.

Студентов просят написать письмо соседу по комнате, который думает, вернуться ли в университет в следующем семестре. В письме студента просят объяснить соседу по комнате ожидаемые выгоды и затраты на продолжение образования. В частности, их просят указать как явные, так и неявные затраты.

После выполнения этого упражнения студенты должны уметь объяснять и применять концепции неявных и явных затрат применительно к высшему образованию. Затем студенты должны иметь возможность расширить свой анализ, чтобы сравнить затраты и преимущества высшего образования, что позволит им сделать рекомендацию. Успешный студент должен уметь проводить аналогичный анализ для оценки различных вариантов образования.

Данное задание может быть применено для занятий по основам микроэкономики или по экономике труда. Это задание можно выполнять в классе или вне его. Студенты могут работать над проектом индивидуально или в малых группах. Это может быть назначено после того, как класс покрыл явные и неявные затраты. Это также может быть назначено до официального покрытия явных и неявных затрат в качестве упражнения по обучению «точно в срок».

Необходимо также учесть, что студент должен быть в состоянии выполнить аналогичный анализ, если ситуация немного отличается. Например, студента можно спросить, как изменятся его ответы, если его соседу по комнате потребуется шесть лет, чтобы получить высшее образование и пр.

  1. Документированное решение проблемы. Документированное решение проблем — это метод активной оценки обучения, который побуждает студентов отслеживать шаги, которые они предпринимают при решении проблемы, а затем записывать или документировать их в случае практической реализации.   Этот подход:
  • повышает осведомленность студентов об их стратегиях решения проблем, использующих метапознание; 
  • способствует развитию у студентов навыков решения проблем;
  • обеспечивает формирующую оценку для педагога относительно ошибок студентов;
  • позволяет преподавателям предоставлять подробную обратную связь студентам;
  • хорошо сочетается с различными педагогическими практиками;
  • легко адаптируется к различным академическим дисциплинам.

Документированное решение проблем – это метод преподавания и обучения, который порождает метапознаниеЭто приводит к тому, что студенты переключают свое внимание с простого получения правильного ответа к мыслительному процессу или шагам, которые они используют, чтобы найти ответ [2]. По мере того, как студенты думают о своем обучении и их осведомленность о решении проблем повышается, они начинают переходить от «шагов, используемых для решения проблемы» к применению навыков аналитического и критического мышления. Документированное решение проблем также помогает выявить ошибки в мышлении студентов и, таким образом, обеспечивает ценную обратную связь для студентов и преподавателей. Обратная связь более информативна, чем то, что можно почерпнуть из типичных вопросов с множественным выбором, верно/неверно или вопросов с кратким ответом. Подход легко реализовать в ряде академических дисциплин.

Документированное решение проблем — это очень гибкая стратегия преподавания и обучения, которую можно адаптировать к конкретному курсу или конкретному содержанию курса. Это особенно хорошо работает с темами, которые требуют анализа, решения проблем и навыков критического мышления. Преподаватели могут легко трансформировать задания, которые они в настоящее время используют для работы с этим подходом. Его можно структурировать так, чтобы он требовал минимальных усилий со стороны инструктора даже в больших классах. Чтобы студенты могли извлечь пользу из этой техники, преподаватель должен объяснить им ценность подхода, смоделировать подход для студентов и предоставить им отзывы об их процессе решения.

  1. Интерактивная лекция. Это простой способ для педагогов интеллектуально задействовать и вовлечь студентов в качестве активных участников лекционного класса любого размера. Интерактивные лекции – это занятия, в которых преподаватель прерывает лекцию хотя бы один раз за занятие, чтобы студенты участвовали в деятельности, которая позволяет им работать непосредственно с материалом.

Преподаватель может начать интерактивный сегмент с триггера взаимодействия, который захватывает и удерживает внимание студентов. Затем преподаватель включает упражнение, которое позволяет студентам применить то, что они узнали, или дает им контекст для предстоящего лекционного материала.

По мере того, как педагог чувствует себя более комфортно, используя интерактивные методы, он или она может начать использовать сочетание различных интерактивных методов в течение одного занятия.

Чтение лекций – это проверенный временем метод обучения, который является эффективным методом представления больших объемов контента в классах любого размера и эффективен для обмена информацией с большим количеством студентов, но может привести к тому, что студенты просто будут пассивно выслушивать преподавателя.

Создание интерактивных лекций может способствовать активному участию и повысить ценность сегментов лекций.

Использование методов, которые позволяют всем студентам участвовать, вместо того, чтобы отдельные студенты отвечали на вопросы, когда их вызывают, будет способствовать запоминанию студентами и усвоению материала, представленного во время лекции, даст студентам возможность попрактиковаться в развитии навыков критического мышления и позволит преподавателям оценить насколько  высока успеваемость группы в данной день [1].

Разбивка лекции с помощью этих методов не только обеспечивает изменение формата для вовлечения студентов, эти действия позволяют студентам немедленно применять содержание полученного на занятии материала и предоставляют преподавателю обратную связь о студенте.

Проведение интерактивной лекции включает в себя создание и проведение эффективной сегментированной лекции с триггерами вовлечения и хорошо подобранными интерактивными лекционными техниками. Преподаватель должен начать с того, чтобы уделить внимание предучебному планированию и различным вопросам управления аудиторией, которые позволяют изменить традиционный формат лекций. Для методов интерактивных лекций должны быть установлены цели обучения. Преподаватель должен определить, какие типы заданий будут задействованы и какой триггер вовлечения может быть подходящим для данной деятельности.

Затем необходимо выбрать метод интерактивной лекции и адаптировать его к конкретному курсу и содержанию, а также уделить внимание тому, как будут собираться отзывы студентов. В истинно интерактивных лекциях традиционные выступления педагога будут короткими, а интерактивные действия могут быть как запланированными, так и спонтанными. Эффективная интерактивная лекция, скорее всего, потребует сочетания различных интерактивных методов в течение одного занятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование инновационных активных методов обучения позволит педагогам расширить горизонты знаний студентов и вовлечь их в процесс изучения экономических дисциплин с тем условием, что позиция студента будет здесь являться достаточно активной, что позволит ему в будущем применить полученные знания на практике.

Список источников

  1. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Высокое качество обучения как основа обеспечения конкурентоспособности вузов в условиях инновационной экономики // Вестник АГТУ. 2008. №4.
  2. Воробьёва Е.Г., Плеханова Е.А., Кильдюшкина И.Г. Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №3 (31).
  3. Крепс Т.В. Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин // Научный вестник ЮИМ. 2018. №4.
  4. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. — 5-е изд., доп. — Алматы, 2011. — 341 с.
  5. Шувалова О.В., Наумова Н.А. Инновационные образовательные технологии в процессе преподавания экономических дисциплин // АНИ: педагогика и психология. 2020. №1 (30).

References

  1. Akmaeva R.I., Zhukov V.M. High quality of education as a basis for ensuring the competitiveness of universities in an innovative economy // Bulletin of the AGTU. 2008. No.4.
  2. Vorobyeva E.G., Plekhanova E.A., Kildyushkina I.G. Innovative approach in teaching economic disciplines in higher education: technologies and teaching methods // News of universities. Volga region. Humanities. 2014. №3 (31).
  3. Kreps T.V. Application of modern educational technologies in teaching economic disciplines // Scientific Bulletin of the YUIM. 2018. No. 4.
  4. Mynbaeva A.K., Sadvakasova Z.M. Innovative teaching methods, or How interesting it is to teach: A textbook. — 5th ed., supplement — Almaty, 2011. — 341 p.
  5. Shuvalova O.V., Naumova N.A. Innovative educational technologies in the process of teaching economic disciplines // ANI: pedagogy and psychology. 2020. №1 (30).

Для цитирования: Брежнева О.В., Клычкова О.В., Гаврильева Н.К., Малашихина Т.А., Улыбина О.В., Педагогические слагаемые преподавания экономических дисциплин // Московский экономический журнал. 2022 № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-29/

© Брежнева О.В., Клычкова О.В., Гаврильева Н.К., Малашихина Т.А., Улыбина О.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.