Московский экономический журнал 6/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 005

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_6_313

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

CURRENT ASPECTS OF GLOBAL GOVERNANCE: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

Полушкин Олег Анатольевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Организации деятельности пожарной охраны» Академии государственной противопожарной службы МЧС России,  г. Москва, e-mail: polushckin.oleg2016@yandex.ru

Polushkin Oleg Anatolyevich, Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of «Organization of Fire Protection Activities» of the Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow, e-mail: polushckin.oleg2016@yandex.ru

Аннотация. Во все времена власть и управление являются важнейшими регуляторами общественных отношений. Существуя в любом типе социальных связей, они создают соответствующие возможности для распределения и перераспределения важнейших ресурсов, регулируя формы поведения, изменяя характер деятельности отдельных стран, соответствующих норм и институтов. Эти возможности распространяются и на трансграничное, а так же мировое пространство.

На рубеже двух последних веков, данная идея начала приобретать вид научных концепций, что было связано с активизацией трансграничных процессов, нарастанием неустойчивости и неравномерного развития различных стран, появлением новых вызовов и угроз, порожденных глобальными рисками.

Исследование показало, что существуют серьезные опасения, что попытки превратить международные организации, в том числе ООН, в подобие «мирового правительства», неизбежно обернутся тем, что ключевые решения будут приниматься под давлением сильных и экономически развитых государств, что приведет к усилению напряженности в мире.

По мнению, автора решением проблемы является переход от «однополярного» к «многополярному» мировому устройству. Таким образом, глобальное управление все чаще определяется как коллективные усилия с целью обнаружения, дальнейшего изучения и решения мировых проблем, выходящих за рамки возможностей их решения на уровне отдельных государств.

Abstract. At all times, power and management are the most important regulators of public relations. Existing in any type of social ties, they create appropriate opportunities for the distribution and redistribution of critical resources, regulating forms of behavior, changing the nature of the activities of individual countries, relevant norms and institutions. These opportunities extend to the cross-border, as well as the global space.

At the turn of the last two centuries, this idea began to take the form of scientific concepts, which was associated with the activation of cross-border processes, the increase in instability and uneven development of various countries, the emergence of new challenges and threats generated by global risks.

The study showed that there are serious concerns that attempts to turn international organizations, including the UN, into a kind of «world government» will inevitably result in key decisions being made under pressure from strong and economically developed states, which will lead to increased tension in the world.

According to the author, the solution to the problem is the transition from a «unipolar» to a «multipolar» world order.

Thus, global governance is increasingly defined as a collective effort to discover, further study and solve world problems that go beyond the possibilities of solving them at the level of individual States.

Ключевые слова: глобальное управление; глобализация; трансграничные процессы; мировое правительство; транснациональные корпорации; полицентричность; институционализация; «гибкая» власть, многополярность

Keywords: global governance; globalization; cross-border processes; world government; transnational corporations; polycentricity; institutionalization; «flexible» power, multipolarity

На протяжении истории развития человеческого общества власть и управление являются важнейшими регуляторами общественных отношений. Существуя в любом типе социальных связей, они создают соответствующие возможности для распределения и перераспределения важнейших ресурсов, регулируя формы поведения, изменяя характер деятельности соответствующих норм и институтов. В настоящее время эти возможности распространяются и на трансграничное, а так же, мировое пространство.

Идея глобального управления высказывалась еще в далеком прошлом, как важность обеспечения мирового порядка, исключающего кровопролитные войны и конфликты между государствами. Однако, только на рубеже двух последних веков, данная идея начала приобретать вид научных концепций, что было связано с активизацией трансграничных процессов, нарастанием неустойчивости и неравномерного развития различных стран, появлением новых вызовов, порожденных глобальными рисками [4,с.34].

В настоящее время следует выделить два основных подхода к проблеме «глобального управления»:

  • предлагается превратить Организацию Объединенных Наций (ООН) в своеобразный надгосударственный орган наподобие мирового правительства, наделив его особыми властными полномочиями решать те проблемы, с которыми не под силу справиться отдельным странам.

Однако, такой подход подвергается серьезной критике. Во-первых, за годы своего существования ООН так и не смогла превратиться в международную структуру, эффективно решающую глобальные проблемы, — слишком разными являются входящие в нее страны, в связи с этим трудно реализуется механизм согласования их позиций. Во-вторых, высказываются серьезные опасения, что попытки превратить ООН в  подобие «мирового правительства», неизбежно обернутся тем, что ключевые решения  будут приниматься под давлением сильных и авторитетных государств, в итоге, сами решения не будут обладать достаточной легитимностью, а потому, вряд ли можно будет добиться их исполнения [1,с.64].

  • рекомендуется создать систему «глобального управления», где вместо единого центра принятия решений будут существовать несколько международных структур, выполняющих функцию согласования интересов всех основных направлений мировой политики. В этом случае участниками «глобального управления» рассматриваются не только национальные государства и создаваемые ими международные структуры, но также «транснациональные корпорации» и неправительственные организации, которые в настоящее время играют важную роль во всех международных событиях и явлениях.

Несмотря на то, что второй подход не отвечает классическим представлениям об управлении как способе регулирующего воздействия, осуществляемого из единого центра и опирающегося на властные структуры, следует отметить, что именно эта позиция находит наибольшее признание в научной среде.

Таким образом, глобальное управление все чаще определяется как коллективные усилия с целью обнаружения, дальнейшего изучения и решения мировых проблем, выходящих за рамки возможностей их решения на уровне отдельных государств [1,с.114].

В настоящее время можно выделить следующие свойства глобального управления:

  • полицентричностъ. Глобальное управление не имеет единого центра принятия решений, а предполагает их коллективный поиск на основе взаимопонимания между национальными государствами, которые должны демонстрировать готовность к ограничению своего суверенитета;
  • разнообразие факторов. При ведущей роли государств в принятии и реализации решений должно осуществляться привлечение к этой работе негосударственных факторов, способных внести свой вклад в анализ проблем, сбор информации, разработка решений, мониторинг их реализации и т.д.;
  • многообразие форм международного сотрудничества. Поскольку глобальное управление осуществляется на основе коллективного определения и разрешения проблем, то необходимо использовать различные способы взаимодействий как между государствами, так и в сфере сотрудничества с неправительственными организациями;
  • асимметричность. Глобальное управление предполагает поиск совместных решений общих проблем, поэтому неизбежно будет выходить за рамки национальных интересов отдельных государств;
  • многосторонность и многоуровневость. Это свойство глобального управления проявляется не только в привлечении возможно большего количества участников, но и в появлении разных уровней управления, таких как: локального, национального, регионального, межрегионального и международного;
  • инновационная институционализация. Глобальное управление предполагает, с одной стороны, адаптацию институтов управления отдельных государств к новым реалиям, а с другой — создание новых институтов глобального управления, отвечающих современным веяниям в экономике и политике;

В настоящее время перед учеными остро стоит проблема обеспечения устойчивости системы глобального управления. Поиск путей решения этой проблемы привел к появлению двух точек зрения[5,с.76].

Первая, сформулированная известным американским политологом польского происхождения 3бигневым Бжезинским, основана на предположении, что в качестве стабилизирующей силы следует использовать мощь США —  как единственной сверхдержавы, имеющей военное присутствие во всех регионах мира, играющей ведущую роль в мировой экономике и технологическом развитии и осуществляющей глобальную культурную экспансию. Обладая необходимыми ресурсами, государство-гегемон должно обеспечивать стабильность миропорядка и работоспособность международных организаций, выполняющих роль институтов глобализации [7,с.43].

Показательно, что для усиления роли США в системе глобального управления предлагаются обновление методов воздействия и использование так называемой гибкой власти, позволяющей без насилия и принуждения добиваться реализации поставленных целей. Многие ученые, работающие в данном направлении, считают, что гибкая власть — это «способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие «проплаты». Технологии гибкой власти предполагают использование глобальных информационных сетей (интернета) для внесения в массовое сознание ценностей и установок, отвечающих интересам США, и добиваться таким образом готовности граждан различных стран откликаться на предлагаемые этой страной управленческие решения[7,с.68].

Современное развитие многих стран показало, что данная теория себя не оправдала, многие ученые и политики считают такой подход к глобальному управлению неприемлемым. Прежде всего, вызывает сомнение способность одного государства адекватно выражать интересы всего мирового сообщества. Различные аспекты американской политики неоднократно подвергались серьезной критике. В попытках США влиять на глобальные процессы многие, не без оснований, видят стремление этой страны продвигать исключительно собственные национальные интересы [8, с.24]. Современные события, в том числе «военное противостояние» России и Украины, а так же «сложные отношения» со странами Западной Европы и США наглядно это продемонстрировали.

В этой связи более привлекательна вторая точка зрения на глобальное управление. В ее основе лежит признание принципов равноправия государств и необходимости развивать сотрудничество всех стран в решении глобальных проблем современности. Сторонники такого полицентричного подхода считают необходимым выстраивать управление глобальными процессами в форме кооперации между национальными государствами и их экономиками, а так же неправительственными структурами, обладающими значительными ресурсами влияния на мировое развитие.

Так, к разработке правил регулирования глобальных экономических процессов предлагается активно подключать транснациональные корпорации, которые в силу специфики своей деятельности, обладают большей информацией о состоянии глобальных рынков и современных механизмах их функционирования [8,с.38]. Их вовлечение в процессы выработки норм и правил экономического порядка может также стать своеобразной гарантией того, что данные правила будут соблюдаться, поскольку именно эти структуры задают вектор развития глобальных экономических процессов во всех развитых, а теперь уже и в развивающихся странах мира.

В рамках многополярного подхода в качестве участников глобального управления рассматриваются национальные государства, межправительственные организации, региональные объединения, транснациональные корпорации и глобальное гражданское общество. Устойчивость такой управляющей системы достигается благодаря созданию механизмов, уравновешивающих интересы основных участников мировой политики. Главным механизмом выработки решений в таких условиях является согласование интересов, результаты которого получают свое выражение в нормах международного права.

Для обеспечения соблюдения международно-правовых норм используется, например, такая форма международного контроля, как представление государствами докладов о выполнении международных обязательств. Так, в ООН представляются доклады о соблюдении государствами пактов о правах человека, договоров о нераспространении ядерного оружия и др. В случаях, предусмотренных международными договорами, используется инспекция. В частности, Международное агентство по атомной энергии наделено полномочиями проводить инспекцию ядерных объектов по согласованию с соответствующими государствами [5,с.63].

В качестве меры принуждения государствами могут применяться различные санкции. Международное право предусматривает применение санкций как самими государствами, индивидуально или коллективно, так и международными организациями. В качестве санкций используются: дипломатические демарши, разрыв дипломатических отношений, ограничения экономических, научно-технических и других связей с государством-нарушителем и др. К сожалению, современная ситуация взаимоотношений между отдельными странами показала, что нормы международного права повсеместно нарушаются, в частности, в отношении России, в форме предъявления различных санкций, как в отношении юридических, так и физических лиц, что недопустимо.

Особая роль в системе глобального управления отводится таким экономическим институтам, как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). МВФ призван содействовать развитию международного валютного сотрудничества, он предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, оказывает помощь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности. Всемирный банк ориентирован, главным образом, на оказание финансовой помощи развивающимся странам с целью решения ими таких задач, как развитие образования и здравоохранения, совершенствование системы государственного управления, поддержка отраслей экономики, охраны окружающей среды и т.п [10, с.37].

Вместе с тем, по нашему мнению, говорить о сложившейся системе глобального управления преждевременно. На пути ее создания стоит целый ряд объективных препятствий. Во-первых, несмотря на то, что глобализация усиливает взаимозависимость народов, мировое сообщество остается разделенным по религиозным, национально-территориальным, культурным и другим признакам. Следует отметить, что это ведет к тому, что групповые интересы неизбежно будут проявляться, а процессы их согласования пока не становятся проще. Во-вторых, в любой управленческой системе решающий голос всегда принадлежит высокоразвитым экономическим группам. Таким образом, в международных структурах, осуществляющих регулирование основных мировых процессов, ведущую роль играют экономически сильные государства. Именно они не только являются основными донорами институтов глобализации, но и активно используют свое положение для продвижения политики, отвечающей их собственным интересам.

В то же время, даже при безусловных претензиях на доминирование у различных государств или групповых объединений, ввиду многополярности центров власти, в мире в целом никогда не сможет сложиться единый (ресурсно-принудительный) центр политической власти, способный задавать мировым связям и отношениям устойчивую и единую направленность развития [10,с.91]. В связи с этим между государствами и крупными транснациональными корпорациями происходит борьба за новые рынки сбыта, источники ресурсов и сферы влияния.

При этом, в мире так или иначе кто-то постоянно проявляет (или пытается проявлять) лидерские амбиции. Однако, подобные проявления не способны завершиться институализацией и легитимизацией доминирования единого центра властного влияния, так как мир все более становится многополярным. В этой ситуации различные государства, транснациональные корпорации или альянсы обладают властными преимуществами только в определенных полях и зонах мира, где их влияние велико.

В то же время существует ряд  главных ограничителей управления мировым пространством, которыми являются:

  • наличие множества центров экономического и политического влияния в мире;
  • постоянное пересечение и взаимопогашение активности различных финансовых, экономических, политических и прочих центров решений (свидетельствующих о распылении и деконцентрации мировой власти);
  • низкий уровень легализации сотрудничества в трансграничном пространстве.

По сути, в любом сколько-нибудь серьезном для мировых лидеров  вопросе они предпочитают использовать для его решения технологии власти, а не управления.

Анализ данных тенденций показал, что к настоящему времени в мировой политической мысли сформировалось несколько основных концепций  возможной организации глобального регулирования . Все они предполагают либо создание новых институтов, призванных наиболее адекватно соответствовать новым глобальным процессам, либо эволюцию и трансформацию функций уже существующих международных организаций [5,с.61].

Таким образом, глобальное управление вырастает из реально складывающихся альянсов и союзов крупнейших держав (сил), контролирующих ситуацию в той или иной части мира или в системе складывающихся отношений.

Таким образом, глобальное управление — это масштабный социальный механизм, необходимость которого прежде всего обусловлена глобализацией. Одним из ключевых участников глобального управления является государство.

В современной мировой экономике важную роль играют межправительственные организации (МПО), являющиеся  главным, необходимым и наиболее перспективным компонентом глобального управления. В их число входят организации, деятельность которых охватывает фактически все страны мира:

  • ООН и интегрированные в него особыми договорами МВФ,  Всемирный банк (ВБ), ВОЗ , ВТО и др.;
  • структуры, действующие и имеющие влияние в различных регионах планеты (ЕС, СЕ, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, ОАЕ, ОАГ и др.) [7, с.29].

Вышеуказанные межправительственные организации «содействуют мировому управлению и интеграции, повышая внимание к коллективным проблемам в политике и  экономике, экологии и социальной защите «.

Так же следует отметить региональные межправительственные структуры — механизм сотрудничества стран-членов в различных сферах общественной жизни, инструмент концентрации экономических, интеллектуальных и материальных ресурсов для достижения общих целей.

Европейские страны для решения важнейших вопросов объединились в Европейский Союз (ЕС) —  экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию[8,с.76].

Он принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Евросоюз — субъект международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.

Евросоюз — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность),  однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами [10, с.19].

Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Европарламент, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк.

Способы реализации целей:

  • оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН);
  • формирование соответствующее их целям общественное мнение;
  • проведение одновременно с официальными структурами параллельные саммиты;
  • инициирование и участие в создании новых международных режимов;
  • формирование новой повестки дня для решения глобальных проблем и демократизации мира.

Следует остановиться на членстве России в международных союзах и организациях. До недавнего времени (до февраля 2022г.) Россия участвовала более чем в 300 международных организациях. Важнейшими из них являются: СНГ (союзное государство), организация черноморского экономического сотрудничества (ОДКБ), шанхайская организация сотрудничества (БРИКС), организация объединенных наций (ООН) и др [10, с.38].

К сожалению, в ряде международных организациях, таких как агентство по ядерной энергии при организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), совете Европы (СЕ), совет государств Балтийского моря (СГБМ), в международной организации труда (МОТ), международной конфедерации профсоюза (МКП) и др. членство России было приостановлено, что ослабило позиции страны на мировой арене, где роль России всегда была высока.

Так, с 2016г. в России прослеживается новая логика принятия внешне-политических концепций. Возникает необходимость выработки доктрин нового поколения, которые зависят не от «транзита власти», а от политической обстановки на международной арене. Введение антироссийских санкций со стороны США и ЕС и контрмер России  потребовали издания новой Концепции внешней политики страны. В Концепции от 30.11.2016г. были сформулированы задачи по дальнейшему развитию отношений с другими региональными партнерами и первостепенные роли ООН в международных делах. В дальнейшем возникла необходимость корректировки дипломатической доктрины.

В этой ситуации Россия последовательно выступает за формирование устойчивого многополярного мира. В условиях безпрецедентного санкционного давления произошел «разворот на Восток» и 31 марта 2023г. вышла действующая редакция Концепции внешней политики России.

В новой Концепции представлена переоценка тенденций развития современного мира. Вполне закономерно, что реакции на политику Запада по формированию «порядка, основанного на их правилах» стало выделение необходимости восстановления координирующей роли ООН, так как именно в период коренных трансформаций особую роль приобретает поддержание международных отношений и международного общения, закрепленных в уставе ООН, в первую очередь – принципа суверенного равенства стран.

По нашему мнению, в будущем возникнет необходимость обновления данной организации с учетом интересов незападного мира. Возможно, этот процесс будет достаточно долгим и сложным, но, в то же время, необходимым.

Список источников

  1. Т.А. Алексеева, Глобальное управление. Учебное пособие. –М., ИНФРА-М, 2017. -252с.
  2. М.М. Лебедева и др. Глобальное управление. Монография. –М. МГИМО-Университет, 2013. -220с.
  3. Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. Под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2021. – 328 с.
  4. Г.Г. Малинецкий и др. Россия: XXI век. Стратегия прорыва. -М., ЛЕНАНД, 2016. -304с.
  5. Ильин, И. В. Политическая глобалистика : учебник и практикум для вузов / И. В. Ильин, О. Г. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 216 с.
  6. Макроэкономика для управленческих специальностей : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина  ; под редакцией Г. А. Родиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 471 с.
  7. Международные отношения и мировая политика : учебник для вузов / П. А. Цыганков  — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 279 с.
  8. Ивонина, О. И. Теория международных отношений : учебник для вузов . — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 188 с.
  9. Пономаренко, Л. В. История международных отношений : учебное пособие для вузов  — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с.
  10. Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. К. Белозёров . — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с.

References

  1. T.A. Alekseeva, Global Governance. Tutorial. –M., INFRA-M, 2017. -252p.
  2. M.M. Lebedeva and others. Global management. Monograph. –M. MGIMO-University, 2013. -220p.
  3. The future and present of Russia in the mirror of synergetics. Ed. G.G. Malinetsky. M.: Book house «LIBROKOM», 2021. — 328 p.
  4. G.G. Malinetsky and others. Russia: XXI century. Breakout strategy. -M., LENAND, 2016. -304s.
  5. Ilyin, I. V. Political global studies: textbook and workshop for universities / I. V. Ilyin, O. G. Leonova. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 216 p.
  6. Macroeconomics for management specialties: textbook and workshop for universities / G. A. Rodina; edited by G. A. Rodina. — 3rd ed., revised. and additional — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 471 p.
  7. International relations and world politics: a textbook for universities / P. A. Tsygankov — 2nd ed., revised. and additional — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 279 p.
  8. Ivonina, OI Theory of international relations: a textbook for universities. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 188 p.
  9. Ponomarenko, L. V. History of international relations: textbook for universities — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 231 p.
  10. Modern international relations: textbook and workshop for academic undergraduate / V. K. Belozerov. — 3rd ed., revised. and additional — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 379 p.

Для цитирования: Полушкин О.А. Актуальные аспекты глобального управления: проблемы и пути их решения // Московский экономический журнал. 2023. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2023-57/

© Полушкин О. А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 6.