Московский экономический журнал 6/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332/774

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_6_301

РИСКИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

RISKS IN THE FIELD OF LAND AND PROPERTY RELATIONS DURING CONSTRUCTION AT THE EXPENSE OF BUDGETARY FUNDS IN ST. PETERSBURG

Ломова Татьяна Олеговна, кафедра геодезии, землеустройства и кадастров, факультет инженерной экологии и городского хозяйства, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет», 190005, Россия, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4, E-mail: lo_ta@mail.ru

Волков Виктор Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры геодезии, землеустройства и кадастров, факультет инженерной экологии и городского хозяйства, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет», 190005, Россия, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4

Lomova Tatyana Olegovna, geodesy, land management and cadaster department, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 4, 2nd Krasnoarmeiskaya Str., St Petersburg, 190005, E-mail: lo_ta@mail.ru

Volkov Viktor Ivanovich, PhD, professor of geodesy, land management and cadaster department, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 4, 2nd Krasnoarmeiskaya Str., St Petersburg, 190005

Аннотация. В данной статье описаны риски, возникающие в сфере земельно-имущественных отношений при строительстве за счет бюджетных средств и продемонстрировано их влияние на исполнение инвестиционной программы города Санкт-Петербург. Строительство объектов образования, здравоохранения дорожно-транспортной инфраструктуры и других социально значимых объектов всегда в актуальной повестке дня. Но год от года государственные инвестиционные программы не исполняются на 100% или исполняются неэффективно. Целью данной статьи являлось анализ рисков неисполнения государственной инвестиционной программы на примере Адресной инвестиционной программы в городе Санкт-Петербург за 2022 год. Цель исследования достигалась решением следующих задач: анализ объектов капитального строительства, включенных в государственную инвестиционную программу, сравнение программы в начале и в конце 2022 года, выявление рисков в сфере земельно-имущественных отношений при реализации программы.

Abstract. This article describes the risks arising in the field of land and property relations during construction at the expense of budgetary funds and demonstrates their impact on the implementation of the investment program of the city of St. Petersburg. The construction of education, healthcare, road transport infrastructure and other socially significant facilities is always on the current agenda. But from year to year, state investment programs are not executed at 100% or are executed inefficiently. The purpose of this article was to analyze the risks of non-fulfillment of the state investment program on the example of the Targeted investment program in the city of St. Petersburg for 2022. The purpose of the study was achieved by solving the following tasks: analysis of capital construction projects included in the state investment program, comparison of the program at the beginning and at the end of 2022, identification of risks in the field of land and property relations during the implementation of the program.

Ключевые слова: земельно-имущественные отношения, земельный участок, адресная инвестиционная программа, бюджетные инвестиции, объекты государственной собственности, объекты капитального строительства

Keywords: land and property relations, land plot, targeted investment program, budget investments, state-owned objects, capital construction objects

Введение

Экономическая политика государства играет важную роль в стимулировании роста факторов производства и развития экономики страны в целом. Важные социальные объекты создаются за счет бюджетных средств. Государство является активным инвестором как собственником денежного капитала, составляющего бюджетные доходы. Основной целью государственных капиталовложений является не столько извлечение прибыли, сколько получение положительных внешних эффектов в промышленности, социальной сфере и других областях экономической деятельности. По данным ежегодного обследования Росстата, в котором приняли участие 23 тысячи организаций в 85 субъектах Российской Федерации, 38% организаций назвали несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующую инвестиционные процессы, одним из факторов ограничивающих инвестиционную деятельность. Как результат влияния всех факторов государственных инвестиционные программы не исполняются в полном объеме. Из 268 объектов, предусмотренных к вводу в 2020 году, в соответствии Федеральной адресной программой, на полную мощность введено 156 объектов, 26 — частично. [1].

В доктрине финансового права размещение капитальных вложений публичными субъектами называют бюджетными инвестициями. За счет бюджетных средств государство финансирует социально значимые отрасли. В данном направлении научных исследований множество работ посвящено эффективности расходования средств бюджета. Под эффективностью понимается достижение наилучшего результата при использовании определенного бюджетом объема средств [2] Отмечается, что бюджетное финансирование, его объем, направленность и структура должна максимально соответствовать социально-экономическим потребностям общества [3]. Также, авторы [4,5,6,7] отмечают несовершенство существующих мер финансового контроля и его структуры. В проблеме организации системы финансового контроля авторы выделяют две большие группы: отсутствие четкого законодательного распределения полномочий и слабая нормативно-правовая база. Первая группа проблем связана с тем, что контрольные органы состоят из различных служб, ведомств, которые действуют невзаимосвязанно. А вторая – что огромное количество нормативных правовых актов повторяют друг друга, дублируют полномочия органов контроля. Многие исследователи озадачены вопросом оценки эффективности расходования средств бюджета. Это важно и для сами институтов власти так, как результативность и эффективность расходования средств влияет на выделение субсидий регионам из федерального бюджета. Отмечается, что эффективность бюджетных расходов невозможно оценить без четких показателей результативности, характеризующих состояние и определяющих направления бюджетной политики в области дальнейшего финансирования государственных программ [3]. Эффективность расходов бюджетных средств оценивается с целью повышения ответственности органов исполнительной власти и иных бюджетополучателей и получения положительных эффектов от оказанных услуг [4]. Несмотря на то, что методика оценки бюджетных расходов постоянно усовершенствуется, отдельные вопросы требуют доработки и актуализации. Ряд исследователей отмечают, что существующая методика не позволяет в полной мере оценить эффективность государственных программ [8]. Так нередко в качестве целевых показателей устанавливаются легкодостижимые индикаторы, исходя из интересов ведомств [8,9,10]. Данная методика оценки качества, эффективности, результативности программ ориентирована на использование количественных, численно измеримых критериев и показателей. Рядом авторов осуществляется анализ существующих подходов к оценке эффективности целевых программ [9]. В способности реализации федеральных целевых программ на региональном уровне отражает взаимосвязь бюджетного инвестирования и социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Многие авторы [11,12,13] занимаются исследованием ряда проблем, связанных с возможностями отдельных субъектов Российской Федерации по финансированию бюджетных расходов. Одной из наиболее острых является проблема наличия у регионов собственных источников для финансирования программных мероприятий. Она связана в первую очередь с общей дефицитностью большинства территориальных бюджетов. Дефицит региональных бюджетов зачастую не позволяет финансировать даже текущие расходы, а на дополнительных расходах на реализацию федеральных программ органы власти субъектов Федерации стараются сэкономить как можно больше. Неисполнение доходной части бюджетов (в основном по налоговым доходам) в итоге приводит к недофинансированию важнейших мероприятий по развитию производственной и социальной сфер экономики [9]. Важным аспектом в данном вопросе для исследователей остается определения порядка и очередности реализации программных мероприятий. К целевым программам относится инвестиционная программа региона. В целях достижения реализации инвестиционных программ необходимо создание эффективного механизма. Механизмом реализации региональной инвестиционной программы – это совокупность методов и инструментов, при помощи которых органы регионального управления воздействуют на инвестиционный процесс в регионе с целью обеспечения его социально-экономического развития [10]. Б.А. Райзберг отмечает одну из причин неосвоения программно-целевого бюджетирования – противоречие в виде существенного расхождения продолжительности бюджетного периода, составляющего от одного года до трех лет и программного периода, составляющего обычно от пяти лет. В следствии этого расхождения, только часть принятой программы обладает гарантией финансового обеспечения [9]. Другие авторы отмечают, что неисполнение обязательств обусловлены длительностью процедур размещения государственного заказа, нарушением сроков строительства, отсутствие проектно-сметной документации по объектам, включенным в адресную инвестиционную программу [14]. В исследовании [15] указываются следующие проблемы выполнения государственных программ и проектов:

  1. Управление государственными программами и проектами для государственного заказчика не является профильной деятельностью;
  2. Дефицит кадров в службах государственного заказчика, которые в достаточной мере владеют современными технологиями управления проектами;
  3. Отсутствие мотивации в достижении конечных результатов инвестиционного проекта; напротив, есть стимулы к затягиванию сроков их реализации и увеличению бюджета;
  4. Крайне низкая гибкость реагирования на изменения в проекте. Любое изменение конфигурации программы не может быть осуществлено в короткие сроки, так как требует переутверждения их нормативно-правовыми актами, а перед этим – согласования во множестве инстанций.

Ответственность государственных заказчиков и исполнителей является фактором успешной реализации государственных инвестиционных программ.

Ряд ученых занимается исследованием алгоритма и основных этапов процедуры получения документов, разрешающих строительство [16,17]. Другие исследователи занимаются изучением проблем основных требований и проблем, связанных с получением разрешительной документации [18,19]. Некоторые работы затрагивают вопрос влияния процедур получения разрешительной документации на инвестиционный климат регионов [20]. В работе [21] отмечено, что получение разрешительной документации на строительство требует определенных вложений и временных затрат. И из-за бюрократических проволочек в разных регионах данная процедура занимает различное количество времени, в некоторых регионах до одного года, что влияет на инвестиционный климат в регионе. Подавляющее большинство исследований относительно вопросов получения разрешения на строительство касается самой сути вопроса и не затрагивает сферу земельно-имущественных отношений. Авторы данного исследования выдвигают гипотезу, что риски при строительстве за счет бюджетных средств в городе Санкт-Петербург связаны с оформлением земельно-имущественных отношений.

Целью данного исследования является анализ рисков неисполнения государственной инвестиционной программы на примере Адресной инвестиционной программы в городе Санкт-Петербург за 2022 год.

Цель исследования достигается решением следующих задач: анализ объектов капитального строительства, включенных в государственную инвестиционную программу, сравнение программы в начале и в конце 2022 года, выявление рисков в сфере земельно-имущественных отношений при реализации программы.

Методы

В исследовании применены следующие общенаучные методы: системно-структурный, логический. В исследовании проанализированы нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней в области земельных отношений и инвестиционной деятельности.

Результаты и обсуждение

В целях исследования проанализирована Адресная инвестиционная программа Санкт-Петербурга на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее-АИП СПб 2022) [22]. АИП СПб 2022 включает 103 объекта капитального строительства, за исключением линейных объектов. В соответствии с данной программой в 2022 году запланировано начало строительства 40 объектов. По состоянию на 01.05.2023 из 40 объектов на 22 объекта не получено разрешение на строительство. Из тех объектов, на которые получена разрешительная документация, самый короткий срок получения разрешения на строительство составил 6 месяцев. В конце 2022 года в целях корректировки Законом Санкт-Петербурга от 10.11.2022 № 625-100 были внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 25.11.2021 №558-119 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», в частности, претерпела изменения АИП СПб 2022. Сравнив стоимость расходов, планируемых на 2022 год в конце 2021 года, и стоимость расходов, утвержденных в конце 2022 на эти же объекты, можно сделать вывод, что ни один объект, не исполнен на 100 %. Суммарная разница в расходах на строительство этих объектов в конце 2021 года и зафиксированных в конце 2022 года составила 4 644 628 тыс. руб. Сметная стоимость объектов возросла с 48 176 146,7 тыс. руб. до 56 357 682 тыс.руб. Несмотря на возросшую сметную стоимость объектов, неисполнение бюджета по 40 рассматриваемым объектам составило 83%. Нельзя однозначно сказать, что на неисполнение бюджета повлияло исключительно сложности с разрешительной документацией на строительство. До оформления разрешения на строительство необходимо провести конкурсные процедуры по выбору государственного подрядчика на строительство, заключение государственного контракта и другие процедуры, требующие время. Но необходимо отметить тот факт, что АИП СПб 2022 содержит объекты капитального строительства, строительство или реконструкция которых предполагается на застроенных земельных участках. На рисунке 1 показано соотношение свободных земельных участков в АИП СПб 2022 и застроенных.

В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации при строительстве за счет бюджетных средств земельный участок предоставляется лицу, с которым заключен государственный контракт на строительство объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование на период строительства.

На 17 из 20-ти земельных участках из АИП СПб 2022 располагаются здания, действующих бюджетных учреждений (общеобразовательные школы, больницы, спортивные школы), а сами земельные участки должны быть оформлены в постоянное (бессрочное) пользование. В этом случае, для оформления земельного участка в безвозмездное срочное пользование требуется проведение мероприятий по наделению правами пользования объектами капитального строительства государственного подрядчика и снятию обременения в виде прав пользования земельным участком бюджетным учреждением. Однако, порядка передачи действующих социальных объектов в эксплуатацию строительным организациям не предусмотрено. Соответственно, земельные участки государственному подрядчику не предоставляются.

В рамках реализации АИП СПб 2022 в качестве застройщика и заявителя о выдаче разрешения на строительство по 46 объектам из 103 выступило Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции», являющееся подведомственным учреждением Комитета по строительству. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным казенным учреждениям для размещения зданий, сооружений, в которых размещается учреждение. Следовательно, разрешение на строительство выдано без должно оформленных документов на земельный участок. Разрешение на строительство по 21 объекту, включенному в АИП СПб оформлено на бюджетные учреждения. Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает передачу исполнительными органам государственной власти, являющимся заказчиками, на безвозмездной основе на основании соглашений передавать свои полномочия заказчика по заключению и исполнению контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности подведомственным государственным бюджетным и автономным учреждениям или государственным унитарным предприятиям. Но социальные бюджетные учреждения не подведомственны комитету по строительству, более того управление государственными строительными проектами не является их профильной деятельностью.

Выводы

Получение разрешительной документации для начала строительства в рамках государственной инвестиционной программы занимает длительный срок. Проанализировав, Адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга на 2022 год, можно сказать, что за год больше половины объектов не получило разрешение на строительство. Сложности в оформлении разрешения на строительство могут быть связаны с оформлением прав пользования земельным участком под строительство. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки под строительство за счет бюджетных средств, предусмотренные законодательством, не исполняется, ввиду сложности или отсутствия порядка. Данные причины могут являться следствием неисполнения государственных инвестиционных программ.

Нивелирование рисков в сфере земельно-имущественных отношений имущественных вопросов способствует началу производства строительных-монтажных работ и освоения выделенных бюджетных средств в сроки, определенные государственной программой.

Список источников

  1. Инвестиции в России. 2021:Стат.сб./Росстат. –М.,2021.-273 с.
  2. Афанасьев Р.С., Н.В. Голованова. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и законодательство // Финансовый журнал 2016. №1. С. 61-69
  3. Ефремова М.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат. Автореферат дис.кан.экономических наук. – Волгоград, 2011. – 194 с.
  4. Зорина М.А. Мониторинг эффективности расходов региональных бюджетов. Автореферат дис.кан.экономических наук. – Самара, 2009. – 144 с.
  5. Яруллин Р.Р., Сиразева Э.А. Основные недостатки и меры по совершенствованию существующей системы государственного финансового контроля // Инновационная наука. 2016. №4-2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-nedostatki-i-mery-po-sovershenstvovaniyu-suschestvuyuschey-sistemy-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 25.03.2023).
  6. Игнатьева, И. В. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации / И. В. Игнатьева, А. В. Кирина, Б. Д. Цыбикдоржиев // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2, № 2(14). – С. 223-231.
  7. Совершенствование механизма государственного финансового контроля с применением мониторинга контрольного воздействия / И. А. Самсонова, К. А. Корниенко, И. Ж. Станкуте, А. А. Данкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 342.
  8. Громова Наталья Николаевна Анализ методик оценки эффективности целевых программ субъектов Российской Федерации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodik-otsenki-effektivnosti-tselevyh-programm-subektov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.03.2023).
  9. Райзберг, Б. А. Современное состояние и проблемы программно-целевого планирования и бюджетирования в России / Б. А. Райзберг // Известия МГТУ МАМИ. – 2012. – Т. 3, № 2(14). – С. 165-172. – EDN PVIVDB.
  10. Гуркин, А. В. Инвестиции в развитие регионов. Особенности реализации региональных инвестиционных программ / А. В. Гуркин // Российское предпринимательство. – 2008. – № 10-1. – С. 91-96.
  11. Швецов, Ю. Г. Государственные инвестиции в регионе: проблемы и перспективы / Ю. Г. Швецов // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 9(777). – С. 2042-2055.
  12. Орлов В.А. Особенности реализации инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ // Проблемы современной экономики. 2016. № 3. С. 138—140. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/problemy-sovremennoy-ekonomiki
  13. Шулус А.П., Шулус В.Б. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью и индикативное его регулирование // Инвестиции в России. 2013. № 5. С. 15—20.
  14. Лебедева Л.Ю. Проблемы реализации Адресной инвестиционной программы в Санкт-Петербурге и пути их решения // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. №28-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-adresnoy-investitsionnoy-programmy-v-sankt-peterburge-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 16.04.2023).
  15. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия2020: Новая модель роста – новая социальная политика // http://2020strategy.ruСтратегия социально-экономического развития страны до 2020 г.
  16. Кирничный, В. Ю. Основные этапы получения разрешения на строительство / В. Ю. Кирничный, В. С. Генрихсон // . – 2008. – № 1. – С. 110-111.
  17. Жариков, И. С. Алгоритм получения разрешения на строительство / И. С. Жариков, М. А. Нестула // Образование, наука, производство, Белгород, 20–22 октября 2015 года / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2015.
  18. Бавижев, А. А. Проблемы получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального развития / А. А. Бавижев, К. А. Белокур // Наука в современном информационном обществе : Материалы VII международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 09–10 ноября 2015 года / н.-и. ц. «Академический». Том 2. – North Charleston, USA: CreateSpace, 2015.
  19. Шатилова, В. Э. Анализ требований по получению разрешения на строительство объектов согласно нормативным требования / В. Э. Шатилова, С. А. Баронин // . – 2017. – Т. 1, № 11. – С. 59-65.
  20. Фокина, О. В. Влияние получения разрешительной документации на инвестиционный климат проекта / О. В. Фокина, А. Н. Коркишко // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 2(45). – С. 147.
  21. Закон Санкт-Петербурга от 25.11.2021 №558-119 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов». Электронный ресурс «Консультант плюс».
  22. Законом Санкт-Петербурга от 10.11.2022 № 625-100 были внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 25.11.2021 №558-119 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов». Электронный ресурс «Консультант плюс».

References

  1. Investments in Russia. 2021:Stat.sat./Rosstat. –M.,2021.-273 p.
  2. Afanasyev R.S., N.V. Golovanova. The concept of efficiency of budget expenditures: theory and legislation // Financial Journal 2016. No. 1. pp. 61-69
  3. Efremova M.S. Improving the efficiency of budget expenditures in the context of result-oriented budgeting. Abstract of dis.kan.of economic sciences. – Volgograd, 2011. – 194 p.
  4. Zorina M.A. Monitoring the effectiveness of regional budget expenditures. Abstract of dis.kan.of economic sciences. – Samara, 2009. – 144 p.
  5. Yarullin R.R., Sirazeva E.A. The main shortcomings and measures to improve the existing system of state financial control // Innovative science. 2016. No.4-2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-nedostatki-i-mery-po-sovershenstvovaniyu-suschestvuyuschey-sistemy-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya (accessed: 03/25/2023).
  6. Ignatieva, I. V. Problems of the organization of state financial control in the Russian Federation / I. V. Ignatieva, A.V. Kirina, B. D. Tsybikdorzhiev // Theory of law and Interstate relations. – 2021. – Vol. 2, No. 2(14). – pp. 223-231.
  7. Improvement of the mechanism of state financial control with the use of control impact monitoring / I. A. Samsonova, K. A. Kornienko, I. Zh. Stankute, A. A. Dankova // Modern problems of science and education. — 2014. – No. 5. – p. 342.
  8. Gromova Natalia Nikolaevna Analysis of methods for evaluating the effectiveness of target programs of the subjects of the Russian Federation // Bulletin of the LSU named after A.S. Pushkin. 2012. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodik-otsenki-effektivnosti-tselevyh-programm-subektov-rossiyskoy-federatsii (accessed: 03/29/2023).
  9. Raisberg, B. A. The current state and problems of program-target planning and budgeting in Russia / B. A. Raisberg // Izvestiya MSTU MAMI. – 2012. – Vol. 3, No. 2(14). – pp. 165-172. – EDN PVIVDB.
  10. Gurkin, A.V. Investments in the development of regions. Features of the implementation of regional investment programs / A.V. Gurkin // Russian entrepreneurship. – 2008. – No. 10-1. – pp. 91-96.
  11. Shvetsov, Yu. G. State investments in the region: problems and prospects / Yu. G. Shvetsov // Finance and credit. – 2018. – Vol. 24, No. 9(777). – pp. 2042-2055.
  12. Orlov V.A. Features of the implementation of investment projects within the framework of federal target programs // Problems of modern economy. 2016. No. 3. pp. 138-140. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/problemy-sovremennoy-ekonomiki
  13. Shulus A.P., Shulus V.B. Improvement of investment activity management and its indicative regulation // Investments in Russia. 2013. No. 5. pp. 15-20.
  14. Lebedeva L.Yu. Problems of implementation of the Targeted investment program in St. Petersburg and ways to solve them // Problems of modern economy (Novosibirsk). 2015. No.28-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-adresnoy-investitsionnoy-programmy-v-sankt-peterburge-i-puti-ih-resheniya (accessed: 04/16/2023).
  15. Final report on the results of expert work on topical issues of Russia’s socio-economic strategy for the period up to 2020 Strategy2020: A new growth model – a new social policy // http://2020strategy.ruСтратегия socio-economic development of the country until 2020
  16. Kirnichny, V. Yu. The main stages of obtaining a construction permit / V. Yu. Kirnichny, V. S. Henrikhson // . – 2008. – № 1. – Pp. 110-111.
  17. Zharikov, I. S. Algorithm for obtaining a construction permit / I. S. Zharikov, M. A. Nestula // Education, science, production, Belgorod, October 20-22, 2015 / Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. – Belgorod: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 2015.
  18. Bavizhev, A. A. Problems of obtaining permits for construction, reconstruction of capital development facilities / A. A. Bavizhev, K. A. Belokur // Science in modern information society : Materials of the VII International scientific and practical Conference, North Charleston, USA, November 09-10, 2015 / n.-I. ts. «Academic». Volume 2. – North Charleston, USA: CreateSpace, 2015.
  19. Shatilova, V. E. Analysis of requirements for obtaining permits for the construction of facilities according to regulatory requirements / V. E. Shatilova, S. A. Baronin // . – 2017. – Vol. 1, No. 11. – pp. 59-65.
  20. Fokina, O. V. The impact of obtaining permits on the investment climate of the project / O. V. Fokina, A. N. Korkishko // Engineering Bulletin of the Don. – 2017. – № 2(45). – P. 147.
  21. The Law of St. Petersburg of 25.11.2021 No. 558-119 «On the budget of St. Petersburg for 2022 and the planning period of 2023 and 2024». Electronic resource «Consultant plus».
  22. The Law of St. Petersburg No. 625-100 of 10.11.2022 amended the Law of St. Petersburg No. 558-119 of 25.11.2021 «On the Budget of St. Petersburg for 2022 and the planning period of 2023 and 2024». Electronic resource «Consultant plus».

Для цитирования: Ломова Т.О., Волков В.И. Риски в сфере земельно-имущественных отношений при строительстве за счет бюджетных средств в г. Санкт-Петербург // Московский экономический журнал. 2023. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2023-46/

© Ломова Т.О., Волков В.И., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 6.