Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 334

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_149

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITY OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Работа выполнена в рамках научного проекта РУДН № 201377-0-000 «Разработка прототипа цифровой платформы для взаимодействия и обмена данными в молодежной предпринимательской среде».

Фирсов Дмитрий Вячеславович, ассистент кафедры прикладной экономики, Российского университета дружбы народов, Москва, firsov-dv@rudn.ru

Парм Ольга Яновна, ассистент кафедры прикладной экономики, Российского университета дружбы народов, Москва parm-oya@rudn.ru

Бухаров Валентин Валентинович, аспирант кафедры прикладной экономики, Российского университета дружбы народов, Москва, 1142220710@rudn.ru

Firsov Dmitry Vyacheslavovich, Assistant, Department of Applied Economics, Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, firsov-dv@rudn.ru

Parm Olga Yanovna, Assistant Professor, Department of Applied Economics, Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow parm-oya@rudn.ru

Bukharov Valentin Valentinovich, PhD student, Department of Applied Economics, Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, 1142220710@rudn.ru

Аннотация. В настоящее время правительство Российской Федерации принимает активные меры по поддержке молодых предпринимателей в связи с отставанием технологического развития и необходимостью импортозамещения. Однако, это поднимает вопрос об отсутствии доступной среды делового общения. В этой связи, авторы обосновывают и предлагают разработать цифровую. среду делового общения для поддержки как начинающих, так и уже существующих предпринимателей. Авторы делают акцент рассматриваемой среды как цифровой платформы, на основе анализа тенденции последних лет по активной цифровизации в бизнесе. Реализация предлагаемого проекта послужит основой преодоления технологического отставания и дальнейшего инновационного развития ведущих секторов экономики РФ, а также дальнейшего роста, в частности, РУДН, как ведущей площадки подготовки кадров для наукоемких отраслей народного хозяйства и самостоятельных субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность в форме перспективного предпринимательства.

Abstract. Currently, the government of the Russian Federation is taking active measures to support young entrepreneurs due to the lag in technological development and the need for import substitution. However, this raises the issue of the lack of an accessible business communication environment. In this regard, the authors substantiate and propose to develop a digital one. a business communication environment to support both start-ups and existing entrepreneurs. The authors emphasize the considered environment as a digital platform, based on an analysis of the trend of recent years in active digitalization in business. The implementation of the proposed project will serve as the basis for overcoming the technological gap and further innovative development of the leading sectors of the Russian economy, as well as further growth, in particular, RUDN University, as the leading platform for training personnel for high-tech industries of the national economy and independent business entities operating in the form of promising entrepreneurship.

Ключевые слова: молодёжное предпринимательство, цифровая платформа, цифровизация

Key words: youth entrepreneurship, digital platform, digitalization

Число молодых людей, использующих цифровые платежи, в том числе мобильные деньги, быстро растет, хотя в основном это происходит среди более образованной и богатой молодежи. Благодаря быстрому технологическому развитию появляется больше возможностей для лучшей связи цифровых финансов и бизнес-платформ для молодых предпринимателей, особенно для развивающихся стран. Также существует потребность в более широком спектре предложений цифровых финансовых услуг, включая сбережения, денежные переводы и кредиты, и в том, чтобы эти услуги лучше соответствовали потребностям существующих молодежных предприятий.

В настоящий момент государство активно поддерживает трансформацию социально-экономических процессов общества в рамках программы по созданию инновационных условий по глобализации технологического лидерства до 2035 года —  Национальной технологической инициативы (НТИ). Кроме того, государственная поддержка предпринимателей ведётся в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

По данным Аналитического центра «Эксперт» спрос на проектно- и практико-ориентированное и бизнес-образование активизировался. Это связано с запросом как российских, так и иностранных студентов из стран, где такой формат образования является привычным и пользующимся популярностью. В России на данный спрос активно реагируют Высшая Школа Экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, РЭУ им. Плеханова, которые занимают верхние 4 позиции в рейтинге «предпринимательских» университетов и бизнес школ за 2020 год. РУДН находится на 18 месте. В рейтинге «предпринимательских» университетов РУДН на 25.

Внедрение практики предпринимательской активности среди студентов университета за счет приобретения ими необходимых компетенций в сфере науки и управления технологическими процессами управления инновациями в рамках специализированных образовательных программ – это ориентир на подготовку нового бизнес-сообщества студентов, привлечение к новому формату заинтересованного топ-менеджмента и владельцев бизнеса в на позиции  наставничества и командной поддержки студенческих инициатив в формах НИОКР, ОИС, стартапов, непродуктовых и продуктовых, технологических и нетехнологических инноваций.

Развитие предпринимательской активности студентов создаёт проблему отсутствия среды для обмена данными, деловой активности, подбора команды и единомышленников поскольку на сегодняшний момент не существует подобной платформы.

В современных условиях разработка цифровой платформы для молодёжной предпринимательской среды станет не только возможностью для привлечения и развития новых предпринимателей, но и поддержкой уже состоявшихся предпринимателей. Также активное вовлечение и развитие у молодёжи деловой активности способствует наполнению внутреннего рынка собственными идеями, что также положительно скажется на импортозамещении и впоследствии на улучшении экономической ситуации страны.

Реализация предлагаемого проекта послужит основой преодоления технологического отставания и дальнейшего инновационного развития ведущих секторов экономики РФ, а также дальнейшего роста, в частности, РУДН, как ведущей площадки подготовки кадров для наукоемких отраслей народного хозяйства и самостоятельных субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность в форме перспективного предпринимательства.

Основываясь на результатах исследования Аналитического центра НАФИ [1] в 2021 году, можно считать, что такие цифровые платформы как Instagram, ВКонтакте, YouTube – являются эффективными инструментами для развития и увеличения прибыльности бизнеса.

По результатам исследования 74% креативных предпринимателей поставили в приоритет продвижение своих товаров и бренда в Интернете, а 44% из них также планируют увеличить использование онлайн-платформ, включая продажу товаров и услуг, проведение рекламных кампаний, PR.

Одним из драйверов резкого развития цифровых платформ стала пандемия коронавируса в 2020 году. В частности, рассматривая предпринимательскую деятельность, можно сказать, что предприниматели активно использовавшие цифровые платформы не только пострадали в меньшей степени, но и смогли развернуть кризис в свою пользу.

В начале пандемии большинство творческих предпринимателей (76%) не успели адаптироваться к новым условиям работы, связанным с ограничениями, и столкнулись с рядом проблем, основными из которых были снижение спроса (49%) и доходов (42%). Тем не менее, на рынок выходили новые услуги и продукты, а сами  компании увеличили сферу влияния в интернет-пространстве.

Также в успешном старте и развитии экспортной деятельности среди предпринимателей высоко ценятся международные цифровые платформы, такие как Google, AliExpress, Яндекс, Facebook и Amazon. Почти половина выручки от экспорта товаров и услуг приходится на реализацию через зарубежные цифровые платформы. Большинство российских предпринимателей в креативной сфере, занимающихся экспортом, используют онлайн-продажи для реализации своих товаров и услуг.

Согласно исследованию, 23% тех, кто занимается экспортом или планирует начать экспорт, считают, что использование крупных зарубежных цифровых платформ, таких как Amazon, AliExpress, Google Play и другие, необходимо для увеличения объемов продаж или расширения на новые рынки. Еще 20% респондентов считают, что получение знаний об экспорте через цифровые платформы будет способствовать запуску и расширению экспортной деятельности [1].

В настоящий момент развитие цифровых платформ расширилось от общения и развлечения до возможности ведения торговли, получения образовательного контента, поиска работы и возможности заработать.

За последний год каждый третий интернет-пользователь в России (36%) получил дополнительное образование в онлайн-формате, из которых 6% обучались через YouTube. Обычно пользователи использовали это для повышения своей квалификации на работе или в учебе, изучения новой профессии или творчества. Кроме того, 15% опрошенных вели личные или бизнес-блоги, включая продвижение своего бизнеса [1].

Учитывая тенденцию развития цифровых платформ, необходимо создать интернет-среду деловой активности – социальную сеть предпринимателей, которая поспособствует развитию коммуникации российских бизнесменов, в которой можно будет обмениваться опытом, искать исполнителей и партнёров. Подобный функционал может благоприятно сказаться, в частности, на развитии молодёжных стартапов разных уровней, поскольку участники проектов всегда будут нуждаться в новых знаниях и продвижении.

Список источников

  1. НАФИ и Google выяснили, как цифровые платформы помогают развивать креативное предпринимательство в России [Электронный ресурс] // https://nafi.ru/analytics/nafi-i-google-vyyasnili-kak-tsifrovye-platformy-pomogayut-razvivat-kreativnoe-predprinimatelstvo-v-r/ (Дата обращения:15.01.2023)
  2. Ивашина М.М., Казнина К.А., Калинина Д.М. Молодежное предпринимательство в эпоху цифры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 1 (80). С. 12-15.;
  3. Симченко Н.А., Острик В.Ю. Развитие молодежного технологическогопредпринимательства в условиях цифровизации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7. № 2. С. 120-127.

Referents

  1. NAFI and Google found out how digital platforms help develop creative entrepreneurship in Russia [Electronic resource] // https://nafi.ru/analytics/nafi-i-google-vyyasnili-kak-tsifrovye-platformy-pomogayut-razvivat- kreativnoe-predprinimatelstvo-v-r/ (Accessed: 15.01.2023)
  2. Ivashina M.M., Kaznina K.A., Kalinina D.M. Youth Entrepreneurship in the Age of Digital // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2020. No. 1 (80). pp. 12-15.;
  3. Simchenko N.A., Ostrik V.Yu. Development of youth technological entrepreneurship in the context of digitalization. Uchenye zapiski V.I. Vernadsky. Economics and Management. 2021. V. 7. No. 2. S. 120-127.

Для цитирования: Фирсов Д.В., Парм О.Я., Бухаров В.В. Развитие деловой активности молодёжного предпринимательства в условиях цифровизации // Московский экономический журнал. № 4. 2023. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-8/

© Фирсов Д.В., Парм О.Я., Бухаров В.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.