Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.13

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_147

АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ Г. ХАБАРОВСКА

ANALYSIS AND TRENDS OF THE CLEANING SERVICES MARKET IN KHABAROVSK

Курашова Екатерина Анатольевна, ст. преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, Российская Федерация, г. Хабаровск, katenakurashova@mail.ru

Тюленева Татьяна Ивановна, канд. экон. наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, Российская Федерация, г. Хабаровск

Kurashova Ekaterina A., Senior Lecturer at Pacific State University, Khabarovsk, Russian Federation katenakurashova@mail.ru

Tyuleneva Tatiana Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Pacific State University  Khabarovsk, Russian Federation

Аннотация. Целью исследования являлось проанализировать рынок клининговых услуг г. Хабаровска. В настоящее время в клининговом бизнесе наиболее актуальной проблемой является подбор персонала и его обучение до высокого профессионального уровня. Текучесть кадров в клининге очень велика, это объясняется малой привлекательностью и непрестижностью данной профессии в нашей стране. В настоящий момент основной персонал – это трудовые мигранты, особенно это характерно для Дальнего Востока.

В работе изложены материалы анализа динамики роста рынка клининговых услуг г. Хабаровска в период с 2013 по 2022 гг. Расчет емкости рынка г. Хабаровска производился из площади нежилого фонда. Дана оценка объема и структуры потребления рынка клининговых услуг г. Хабаровска.

Abstract. The purpose of the study was to analyze the market of cleaning services in Khabarovsk. Currently, the most urgent problem in the cleaning business is the recruitment of personnel and their training to a high professional level. Staff turnover in cleaning is very high, this is due to the low attractiveness and low prestige of this profession in our country. At the moment, the main staff are migrant workers, this is especially typical for the Far East.

The paper presents the materials of the analysis of the dynamics of the growth of the cleaning services market in Khabarovsk in the period from 2013 to 2022. The calculation of the capacity of the Khabarovsk market was made from the area of the non-residential fund. The estimation of the volume and structure of consumption of the cleaning services market of Khabarovsk is given.

Ключевые слова: клининговая индустрия, клининг, рынок, маркетинг, затраты, персонал, прибыль

Key words: cleaning industry, cleaning, market, marketing, costs, personnel, profit

Услугами клининговых компаний в г. Хабаровске охвачен в основном сегмент коммерческой недвижимости – супермаркеты, торговые центры, офисные строения, медицинские и спортивные учреждения, вокзалы и аэропорты, развлекательные заведения. С ростом строительства коммерческой недвижимости растет и интерес к профессиональному клинингу. Диаграмма (рисунок 1) показывает динамику роста рынка клининговых услуг в городе Хабаровске.

В 2021 году в Хабаровске наблюдался значительный рост рынка клининговых услуг – с 380 млн рублей до 458,7 млн руб., темпы роста российского рынка в целом в 2021 году еще более внушительны – с 24 032,1 млн руб. до 30 908,2 млн. Рассматривая клининговую отрасль, отдельно нужно рассмотреть рынок услуг по уборке территорий.

Дело в том, что наравне с традиционными взглядами на клининг, как на уборку помещений, развивается и сегмент услуг по очистке прилегающих территорий. Традиционный ОКВЭД для клининга – 74.7 отражает почти все рассматриваемые компании, но часть фирм учитываются по коду 90.00.3 – уборка территорий (рисунок 2).

Расчет емкости рынка г. Хабаровска производился из площади нежилого фонда. Предприятия исследуемого вида деятельности испытывают сегодня затруднения, связанный с общей экономической ситуацией в стране; увеличением ставок кредитования; внедрением новых технологий и материалов необходимых для оказания услуги, усиление конуренции; законодательными изменениями. В условиях изменений внутренней и внешней среды деятельности, еще более актуальным становиться разработка и реализация собственной уникальной стратегии управления [1].

Опираясь на практику, практически вся выручка в отрасли приходится на сектор промышленных и служебных помещений [5]. Расчет емкости рынка г. Хабаровска представлен в таблице 1.

Емкость рынка составила 2,42 млрд. руб. Клининг ориентирован на аутсорсинг в сфере уборки, а значит емкость рынка можно рассчитать из предположения, что все предприятия не стали нанимать собственных уборщиков, а перекладывали обязанности на специализированные фирмы.

Рисунок 3 отображает колебания прибыли клининговых компаний г. Хабаровска в сравнении с показателями в целом по РФ. Стоит заметить, что в отличие от предыдущих двух диаграмм, данный график демонстрирует несовпадение указанных величин.

Так, в регионе прибыль компаний в рассматриваемый период упала с 4,7 млн рублей практически до нуля, в то время как в стране зафиксировано увеличение этого показателя более чем в два раза – с 290,6 млн до 681,8 млн рублей.

На фоне относительно небольшого роста финансовых показателей в целом – с 573,8 млн до 738,1 млн руб. – компании Хабаровска показали рекордное увеличение прибыли – более чем в десять раз, с 1,6 млн до 16,5 млн рублей. Однако уже следующих год принес убытки – прибыль компаний упала до 9,1 млн рублей, в то время как общий показатель демонстрирует уверенный рост – с 738,1 млн до 957,5 млн рублей.

В настоящее время в клининговом бизнесе наиболее актуальной проблемой является подбор персонала и его обучение до высокого профессионального уровня. Текучесть кадров в клининге очень велика, это объясняется малой привлекательностью и непрестижностью данной профессии в нашей стране. В настоящий момент основной персонал – это трудовые мигранты, особенно это характерно для Дальнего Востока.

В общем случае услуги клининговых фирм можно разделить на 4 сегмента: мойка стеклянных поверхностей; уборка офисов; уборка прилегающих территорий; уход за твердыми покрытиями.

Наибольшая доля выручки приходится на уборку офиса. Обслуживание включает в себя как обычную мойку полов, так и целый комплекс услуг, например: генеральная или послестроительная уборка, химчистка ковровых покрытий и выведение пятен, чистка диванов, кресел, стульев и прочее.

Мойка стеклянных поверхностей (окна, двери, витрины и пр.) делится на два типа: обычная и с помощью промышленных альпинистов. Стандартный набор услуг по уборке прилегающих территорий включает в себя: устройство газона, посадка деревьев и кустарников, очистка кровли от снега и т.д. Уход за твердыми покрытиями включает следующие основные услуги: химическая очистка твердого напольного покрытия с нанесением защитного полимерного покрытия, шлифовка пола (особенно, востребовано для мраморного или гранитного пола и других поверхностей зданий).

Исходя из набора услуг выделяются два типа клининговых компаний: универсальные и специализированные [2].

Универсальные – крупные предприятия, которые оказывают широкий спектр услуг на любых объектах (от влажной уборки квартиры до мытья фасадов или окон крупного торгового центра).

Специализированные компании – предоставляют лишь узкий перечень услуг, например, занимаются химической чисткой ковров и ковровых покрытий.

Также, существуют сезонные фирмы, когда зимой требуется чистка снега, осенью – уборка листьев, а летом – мытье фасадов и окон. В последнее время популярно стало помимо основного рода деятельности фирмы, предоставлять дополнительные услуги клининга. Так, фирма, занимающаяся продажей бытовой или промышленной химии, может заниматься химчисткой ковров и мебели [3].

В процессе исследования дана оценка объема и структуры потребления рынка клининговых услуг г. Хабаровска. Город Хабаровск это крупный экономический, транспортно-логистический, политический и культурный центр Дальнего Востока России.

Выявлены следующие основные потребители клининговых услуг на рынке Хабаровска: владельцы офисной недвижимости, торговые комплексы, крупные компании, банки, заводоуправления, логистические и складские комплексы, вокзалы и аэропорты, государственные учреждения, крупные розничные сети, спортивные сооружения.

На рисунке 4 ниже представлена динамика потребления услуг клининговых компаний за четыре последних лет (с 2019 по 2022 годы). Диапазон значений колеблется от 369,6 млн рублей в 2019 г. до 458,7 млн руб. в 2021 году. В целом, потребление стабильное с повышением, больших просадок по потреблению не замечено.

При анализе потребительских предпочтение выявлено, что при выборе клининговых услуг типичный потребитель руководствуется следующими основными факторами: комплексный подход; цена обслуживания; качество оказанных услуг; количество предложенных услуг и дополнительные предложения; авторитет на рынке; уровень используемых в работе оборудования, технологий и химикатов.

Пакеты услуг формируются под каждого клиента индивидуально. Сотрудник клининговой компании, получив заявку, выезжает на осмотр помещения, чтобы оценить объем предстоящих работ.

В расчете стоимости услуг учитываются такие факторы, как площадь, заставленность, проходимость помещения, допустимое время выполнения работ и др.

Изучая насыщенность рынка выявлено, что сравнение емкости рынка клининга г. Хабаровска с объемом рынка показывает, что емкость превышает в 5,3 раза объем. Таким образом, рынок далек от насыщения и, вероятно, рынок будет расти (рисунок 5).

Изучая динамику развития рынка, выявлено влияние сезонности.

Картина по сезонам выглядит следующим образом: наименьший объем заказов приходится на 1 квартал. Затем, объем услуг вырастают в течение года. Весна – услуги по сбиванию сосулек, очищение тротуаров и парковок от слякоти.

Осень – тоже самое, плюс уборка листьев. На четвертый квартал приходится наибольший объем услуг по клинингу. Таким образом, сезонность в клининге наблюдается в секторе очистки фасадов и окон, а также уход за прилегающей территорией.

В последние годы высотный клининг стал распространенной услугой, которую заказывают владельцы и арендаторы торговых и офисных центров, крупные административные здания и промышленные предприятия. В зависимости от сезонности, высотный клининг имеет свои особенности. Весной и осенью, как правило, заказывается комплексная очистка фасадов и окон.

Услуги клининга высотных здание в летний период, чаще всего представляет из себя стандартную мойку фасадов и окон щадящими средствами, предназначенными для влажной очистки поверхностей.

Для зимнего периода характерны такие услуги, как аккуратная очистка снега с карнизов, крыш, балконов и рекламных конструкций. Также осуществляется мойка окон с применением незамерзающих жидкостей.

В список сезонных услуг по уходу за прилегающей территорией включаются: уборка на прилегающей территории; стрижка и уход за газоном, растениями, удобрение почвы; уборка листьев, уборка и вывоз снега; посадка, пересадка растений; чистка водостоков; чистка лестниц и террас от обледенений.

Анализирую факторы роста рынка клининговых услуг г. Хабаровска, выявлено, что к основным факторам спроса на услуги клининга относятся: количество покупателей; цена услуг; реклама; сезонность; сложные услуги; оперативность. Количество покупателей – это главный фактор за последние 10 лет. В каждым годом количество потребителей клининговых услуг стремительно увеличивается. Реклама и осведомлённость потребителей о деятельности клининговых фирм значительно увеличилась, по сравнению с серединой 2000-х [4]. Тогда, немногие вообще знали о таком направлении бизнеса.

Спрос связан с ростом крупных и мелких предприятий, появлением большого количества офисных помещений, медицинских и спортивных учреждений, различных развлекательных центров. Для того чтобы содержать в чистоте огромные по площади комплексы, нужен целый штат профессиональных уборщиков. Сезонность, влияет на уборку территорий, для услуг внутри зданий – этот бизнес не сезонный.

В последнее время появляются новые направления, которые могут стать точками роста. Так, например, профессиональная дезинфекция и очистка систем вентиляции и кондиционирования производственных, общественных и жилых зданий и сооружений или сегмент рынка обслуживания ЖКХ.

Таким оборазом можно сделать вывод о том, что рынок клининговых услуг в г. Хабаровске является развивающимся, имеющим умеренный спрос на услуги и умеренный уровень конкуренции.  Зародился и функционирует сравнительно недавно, как организованная форма ведения бизнеса, но имеет все объективные предпосылки для успешного развития.

Список источников

  1. Баранов Д. Н. Разработка модели функционирования рынка клининга в России и современные тенденции его развития // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1 : Экономика и управление, №1(12). 2015. С. 24-30.
  2. О клининге в России [Электронный ресурс] / Клининговый портал Uborka.su. URL : http://www.uborka.su/topics/50-cleaning.html (дата обращения: 05.03.2023)
  3. Проблемы стратегического государственного управления в современной России. Выпуск №5 (43), / Коллектив авторов. Москва : РГГУ, 2018. 643 c.
  4. Эффективная реклама для клининговой компании [Электронный ресурс] / бизнес-портал «Бизнес-План-Пример». URL : https://biznesplan-primer.ru/reklama/kliningovaja- kompania (дата обращения 14.03.2023)
  5. DISCOVERY Research Group [Электронный ресурс] / Анализ рынка клининговых услуг в России. URL : http://drgroup.ru/428-analiz-rinka-klininga-v-rossii.html обращения: 14.03.2023).

References

  1. Baranov D. N. Development of a model for the functioning of the cleaning market in Russia and current trends in its development // Bulletin of the S. Y. Witte Moscow University. Series 1 : Economics and Management, No. 1(12). 2015. pp. 24-30.
  2. About cleaning in Russia [Electronic resource] / Cleaning Portal Uborka.su . URL : http://www.uborka.su/topics/50-cleaning.html (date of reference: 05.03.2023)
  3. Problems of strategic public administration in modern Russia. Issue No. 5 (43), / Collective of authors. Moscow : RSUH, 2018. 643 p.
  4. Effective advertising for a cleaning company [Electronic resource] / business portal «Business Plan-Example». URL : https://biznesplan-primer.ru/reklama/kliningovaja — kompanija (accessed 14.03.2023)
  5. DISCOVERY Research Group [Electronic resource] / Analysis of the cleaning services market in Russia. URL : http://drgroup.ru/428-analiz-rinka-klininga-v-rossii.html addresses: 03/14/2023).

Для цитирования: Курашова Е.А., Тюленева Т.И. Анализ и тенденции рынка клининговых услуг г. Хабаровска // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-6/

© Курашова Е.А., Тюленева Т.И.  2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.