Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10129

Мероприятия по совершенствованию инструментов управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми

Measures to improve management tools in the field of production and processing of agricultural products in the Republic of Komi

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

The article was prepared within the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAA-A20-120022790009-4

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Center » Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences»

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher, Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Center » Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences»

Аннотация. В статье проанализировано состояние земельных и агроклиматических ресурсов, агропромышленного комплекса, зон специализации и размещения сельскохозяйственного производства, представлены концептуальные направления развития сельского хозяйства в регионе. Указаны основные конкурентные возможности агропромышленного комплекса Республики Коми; рекомендуемая модель областного aгрaрно-инновaционного комплекса Республики Коми, рекомендуемая структура областного специализированного аграрно-инновационного центра в Республике Коми. В работе определены направления совершенствования инструментов управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Коми. Дана оценка влияния предложенных мероприятий на продовольственную безопасность региона с помощью таблицы «Объемы производства сельскохозяйственной продукции в Республике Коми до и после реализации предложенных мероприятий». Выявлена главная цель создания областного специализированного аграрно-инновационного центра, которая состоит в координации инновационной деятельности организаций сельского хозяйства согласно концепции индустриaльно-инновaционного развития области, основываясь на постоянном мониторинге рынка инноваций. Помимо этого, рассматриваются основополагающие возможности республики.

Стратегия, представленная в этой статье, ориентирована на то, чтобы предоставить оптимальные возможности для формирования гибкой производственной структуры. Аграрный сектор республики должен учитывать потребности, существующие в регионе, и современные требования к осуществлению сельскохозяйственной деятельности.

Summary. The article analyzes the state of land and agro-climatic resources, the agro-industrial complex, areas of specialization and placement of agricultural production, and presents the conceptual directions of agricultural development in the region. The main competitive opportunities of the agro-industrial complex of the Republic of Komi are indicated; the recommended model of the regional agricultural and innovation complex of the Republic of Komi, the recommended structure of the regional specialized agricultural and innovation center in the Republic of Komi. The paper identifies areas for improving management tools in the field of production and processing of agricultural products in the Komi Republic. The impact of the proposed measures on the food security of the region is assessed using the table «Agricultural production volumes in the Komi Republic before and after the implementation of the proposed measures». The main goal of creating a regional specialized agricultural and innovation center, which is to coordinate the innovative activities of agricultural organizations in accordance with the concept of industrial and innovative development of the region, based on constant monitoring of the innovation market, is identified. In addition, the fundamental capabilities of the republic are considered.

The strategy presented in this article is focused on providing optimal opportunities for the formation of a flexible production structure. The agricultural sector of the republic should take into account the needs existing in the region and modern requirements for the implementation of agricultural activities.

Ключевые слова: индустриально – инновационное развитие, агроклассы, аграрно – инновационный комплекс, модернизация, Республика Коми.

Keywords: industrial and innovative development, agricultural classes, agricultural and innovative complex, modernization, Komi Republic.

В качестве благоприятных условий и конкурентных возможностей аграрного сектора Республики Коми отметим следующие, агроприродный (длинный световой день в период вегетации, достаточное количество осадков, существенные массивы природных кормовых угодий, включая пойменные луга) и экономические (исторически освоенные территории, трудовые ресурсы, дороги) потенциалы позволяют осуществлять эффективное скотоводство, картофелеводство, птицеводство, оленеводство [1].

В республике имеется наличие достаточного количества сельхозугодий, в том числе крупных массивов пойменных лугов, природных растительных ресурсов для организации сбора и переработки дикоросов, рыбных ресурсов. Продукция традиционных отраслей (рыболовства, оленеводства, охотничьих промыслов, сбор дикорастущих ягод и грибов) является конкурентоспособной как на региональном, так и на национальном и международном рынках [2].

Помимо мяса оленей и продуктов его переработки огромным спросом за рубежом, прежде всего в странах Азии, пользуются панты, эндокрино-ферментное сырье и кровь оленей. В качестве предпосылки для социально-экономического и технико-технологического развития аграрной отрасли выступает индустриальный характер экономики, который позволяет направлять существенные средства бюджета на модернизацию отрасли и комплексное развитие сельских территорий [3].

У республики имеются возможности для производства органической продукции, реализация которой позволит получать своего рода рентный доход. Преимущества северного сельского хозяйства для производства экологических продуктов питания успешно используются скандинавскими фермерами [4]. Так, Финляндия объявила сельское хозяйство страны экологической отраслью, которая производит только экологическую продукцию в соответствии со стандартами Европейского союза. Централизованный фонд Евросоюза выделяет на производство экологической продукции Финляндии повышенные субсидии (по сравнению с теми, что предназначены на выпуск продукции, производимой по традиционным технологиям) [5].

В Республике Коми решающая роль в производстве такой продукции будет принадлежать сельской местности. В перспективе решение модернизационных и социальных задач села сделает аграрный сектор сельских территорий экспортером органической продукции. Конкурентные возможности агропродовольственного сектора представлены на рисунке 1.

Направления совершенствования инструментов управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми: [6]

  • стабильный рост бюджетной поддержки госпрограмм развития сельского хозяйства;
  • поддержка инвестиционной деятельности путем увеличения прямых государственных инвестиций и расширения доступа к льготному кредитованию;
  • доступность малым и средним формам хозяйствования на селе льготного кредита (по ставке 1-2%) на приобретение новой техники и высокопроизводительного оборудования, строительство производственных помещений;
  • установление единовременных пособий выпускниками вузов в размере 1 млн. руб., техникумов – 600 тыс. руб., заработной платы выше средней по региону. Молодым специалистам на селе необходимо предоставить ипотеку под 1-2%;
  • ликвидация ножницы цен на сельскохозяйственную продукцию, покупные средства производства и оказываемые услуги. В этой связи потребуется государственноерегулирование цен на материальные ресурсы и тарифы на электроэнергию, которые для сельхозпроизводителей значительно выше, чем в промышленности;
  • создание в регионе агроклассов в школах, где школьникам будут рассказывать о сельском хозяйстве, современных крестьянско-фермерских хозяйствах, где используют новые технологии и оборудования, важности востребованных профессий на селе, государственной поддержке и национальных программах развития сельского хозяйства и сельских территорий. Молодому поколению необходимо «привить» любовь к селу и сельскому хозяйству с детства, объяснив им, что сельское хозяйство может быть современным, рентабельным и работать там достойно. Успешный 30 летний опыт агроклассов имеется в Якутии;
  • возобновить обучение в ВУЗах и техникумах республики по востребованным профессиям в сельском хозяйстве (Например, в Сыктывкарском лесном институте с 2010 г. закрыта специальность «экономика и управление на предприятиях АПК»). Обучение можно сделать целевым, чтобы после обучения специалист возвращался обратно на сельскохозяйственное предприятие или в сельский район с отработкой 3-5 лет;
  • ускоренная модернизация сельского хозяйства на основе индустриально-инновационного развития. Для этого необходимо создать региональные специализированные аграрно-инновационные центры, которые будут заниматься распространением сведений о разработке новых инновационных проектов, способствовать их практическому применению. Также целесообразно развивать инновационные процессы в сельском хозяйстве Республики Коми в направлениях: [7]
  • техническое и технологическое переоснащение организаций для преодоления технологической отсталости АПК;
  • формирование эффективного механизма управления инновационным развитием АПК на региональном уровне, который позволит обеспечить создание системы инфраструктурного и информационного обеспечения инновационных процессов;
  • интеграция малых предприятий, в том числе ЛПХ, в крупные производственные формирования, основываясь на кооперировании связей, для использования преимуществ крупных организаций, которые имеют большие финансовые возможности;
  • активизация инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, которая основывается на предоставлении налоговых льгот, улучшении финансирования, расширении предоставления информационных услуг[8].

Именно работапо предложенным направлениям позволит сформировать основу регионального интегрированного инновaционно-aгропромышленного комплекса, включающий учебные, научные и финансовые организации, малые, средние и крупные производственные формирования, организации инновационной инфраструктуры[9].

В целях совершенствования механизма управления инновационной деятельностью при областных Департаментах сельского хозяйства необходимо создание региональных специализированных аграрно-инновационных центров. Перечисленные выше направления инновационного развития АПК могут быть реализованы, основываясь на объединении производственного, нaучно-обрaзовaтельного и финансового потенциала региона в единый aгрaрно-инновaционный комплекс и создания экономических условий, чтобы простимулировать инновационную деятельность организаций (рис. 2) [10].

Главная цель создания областного специализированного аграрно-инновационного центра состоит в координации инновационной деятельности организаций сельского хозяйства согласно концепции индустриaльно-инновaционного развития области, основываясь на постоянном мониторинге рынка инноваций [11]. В качестве основных подразделений областного специализированного аграрно-инновационного центра следует выделить:

  • отдел мониторинга и информационного обеспечения;
  • отдел экспертизы и предварительной экономической оценки;
  • отдел консультаций и внедрения [12].

Создание областного аграрно-инновационного центра как единой информaционно-коммуникaционной структуры управления отвечает насущной потребности активизации инновационной деятельности в Республике Коми, вследствие координации усилий хозяйствующих субъектов, направленных на создание инноваций в сельском хозяйстве [13].

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Коми, что, в конечном счете, должно привести к достижению целевых показателей Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» (табл. 1) [14-15].

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что объемы производства сельскохозяйственной продукции в Республике Коми возрастут. Изменение в обеспечении продовольственной безопасности по основным видам продукции представлено в таблице 2.

Таким образом, предложенный комплекс мероприятий по совершенствованию инструментов управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми будет способствовать росту продовольственной безопасности региона.

Список литературы

  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 26 (ч.1). – Ст.3378
  2. О Государственной программе развития сельского хозяй­ства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия на 2013–2024 годы: постановление Прави­тельства РФ от 14.07.2012 № 717 (с изм. и доп.) // Собр. законода­тельства РФ. – 2012. – № 32. – Ст.4549
  3. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перераба­тывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р (ред. от 13.01.2017) // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 18. – Ст.2246
  4. Об инвестиционной деятельности Республики Коми. – URL: http://www.bossmag.ru/view.php?id=4970
  5. Аль-Байдани И.Д.А. Развитие инструментов стратегического управления устойчивым развитием АПК региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18. —№ 11 (482). — С. 2131-2140
  6. Буторин С.Н. Совершенствование системы управления АПК региона: теоретико-методологический аспект // Экономика сельского хозяйства России. — 2020. —№ 4. — С. 24-28
  7. Герусова О.И., Лихолетов Е.А. Особенности управления АПК на современном этапе развития // Приоритетные научные исследования и инновационные технологии в АПК: наука – производству: материалы Национальной научно-практической конференции. — 2019. — С. 372-377
  8. Мальцева И.С. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве Республики Коми // Материалы V Всероссийского симпозиума по региональной экономике. — 2019. — С. 303-308
  9. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Инфра-М, 2020. – 352 с.
  10. Муратова Е.А. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в АПК // Московский экономический журнал. — 2019. —№ 9. — С. 57
  11. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольственного рынка Республики Коми [Электронный ресурс]. – URL: https://mshp.rkomi.ru/
  12. Самыгин Д.Ю., Барышников Н.Г. Стратегическая модель устойчивого аграрного бизнеса: параметры, риски, решения. – М.: Инфра-М, 2020. – 161 с.
  13. Тарабукина Т.В. Состояние сельскохозяйственного производства в Республике Коми // Московский экономический журнал. — 2020. — № 6. — С. 42
  14. Щербакова Е.С. Совершенствование экономического механизма развития аграрной сферы Республики Коми // Устойчивое развитие сельских территорий: взгляд молодых ученых. материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. — 2020. — С. 102-104
  15. Яшкова Н.В., Маслова С.С. Теоретические аспекты государственной поддержки АПК как механизма обеспечения продовольственной безопасности страны // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. —№ 1 (99). — С. 12-19