Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10117

Развитие КСО в текущей общехозяйственной конъюнктуре

    CSR development in the current general economic environment

Кузнецов Антон Олегович, аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ФГОБУВО, департамент корпоративных финансов и корпоративного управления г. Москва 

Kuznetsov Anton Olegovich, PhD student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of corporate Finance and corporate governance, Moscow 

Аннотация. Статья рассматривает принципиально важные вопрос для осуществления надежной корпоративной политики.  Важность вопроса корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) обусловлена общехозяйственными конъюнктурными изменениями на микро- и макроэкономическом уровнях. Раскрывается позиция автора по данному вопросу с акцентом на частный сектор экономики, как одного из ключевых участников социально-экономической жизни страны. Предлагаются рекомендации по внедрению принципов КСО в постоянную практику.

Summary. The article examines a fundamentally important issue for the implementation of reliable corporate policy. The importance of the issue of corporate social responsibility is due to general economic conjuncture changes at the micro- and macroeconomic level. The author’s position on this issue is revealed with an emphasis on the private sector of the economy, as one of the key participants in the socio-economic life of the country. The problems of CSR development in Russia and recommendations for their solution are analyzed.

Ключевые слова: конъюнктурные изменения, корпоративная социальная ответственность, меры по развитию.

Keywords: market changes, corporate social responsibility, development measures.

Развитие принципа КСО и адаптация частного сектора к данным нормам в современном обществе стоит остро.

На текущий момент до конца не сформировано единого мнения по поводу КСО и окончательным принципам, которым должна следовать компании. Общей чертой большинства обоснований является внедрения новых методов ведения бизнеса, которые отвечали бы социально-экономическим задачам государства, ожиданиям гражданского общества. На текущий момент в условиях отсутствия рамочного законодательного решения, бизнес в зависимости от своих целей и миссии формируют внутренние принципы корпоративной социальной ответственности, тем самым поднять стандарты корпоративного поведения сверх того,  что требуется по закону.

Корпоративная социальная ответственность – является идеей, имеющей американские корни в трудах сталелитейного магната Эндрю Карнеги. Он считал, что целью бизнесменов должно быть «преуспевать, чтобы делать добро». Карнеги утверждал, что более успешная часть общества должна помогать менее удачливым — что богатые должны распоряжаться своей собственностью, храня свои деньги «в доверительном управлении» для остальной части общества. Как попечители они имеют право делать с ним только то, что общество сочтет законным.

Движение КСО на текущий момент страдает от ряда фундаментальных проблем. Одна из них связана, как уже было сказано, с отсутствием стандартов, определяющих понятие корпоративной ответственности, а это значит наличие закона. Второй причиной является неразвитая система встречной государственной поддержки. Говоря о последнем, считаю необходимым сказать, что наличие государственной поддержки для бизнеса является отправной точкой для того, чтобы смело заходить в социальные проекты, как раз те, от реализации которых государство ожидает удовлетворение гражданской позиции.

В международной практике часто среди приоритетных  инициатив в области корпоративной социальной ответственности, принимаемыми компаниями, являются экологические программы — например, сокращение выбросов парниковых газов и переработки мусора. С помощью этих программ компании могут одновременно повышать эффективность, увеличивать свою прибыль и улучшать имидж бренда в глаза общественности. Но проблема с подходом, который позволяет бизнесу определять корпоративную ответственность, заключается в том, что он не основан на наборе принципов о том, что значит быть ответственным бизнесом. В итоге КСО является то, чем хотят ее видеть компании,   принимающие в работу данный принцип и зачастую использующие с наилучшей точки зрения по отношению к финансовой модели компании.

Эта неоднозначность определений создает проблемы не только для заинтересованных сторон, стремящихся привлечь компании к ответственности, но и для самих предприятий. Подход, при котором компании желают следовать принципам КСО, не основываясь в первую очередь на принципе полезности для общества, а исходят из принципа показательного участия ради гражданского удовлетворения, является на мой взгляд не социально мотивированным, что в свою очередь является необходимым условием реализации принципов КСО.

Тем не менее, если говорить про Российскую практику, то в России развитие КСО пришлось на начало 21 века. И с каждым годом число российских компаний, которые внедряют у себя политику по принципах КСО, растет. Подобная тенденция объясняется желанием бизнеса развиваться на международных рынках, встроится в восприятие гражданского общества как цивилизованного участника социально-экономических и гражданско-правовых отношений. 

Национальная общехозяйственная конъюнктура, которая складывается из сформированной стратегии государственной национальной политики, стратегии экономической безопасности РФ на разные периоды, прогнозов социально-экономического развития, стратегии национальной безопасности, а также различных внутренних и внешних факторов: социально-экономических, политических, поведенческих – накладывают на бизнес ответственность по детальному анализу принимаемых решений. В связи с увеличивающимся надзором как со стороны государственной власти, так и со стороны гражданского общества бизнес обязан принимать решения с отсылкой на указанных участников жизнедеятельности страны. И в части реализации даже внутренних принципов КСО, компания вынуждена основываться в первую очередь на нормах морали и полезности от принятых принципов.

Подход к КСО «бизнес в плюсе», которого придерживаются многие компании на мой взгляд изначально некорректен поскольку КСО –это в первую очередь создание выгоды для остальных, а только потом долгосрочный бизнес-проект.  Общество предоставляя лояльность компании, предоставляют некий аванс организации и руководству для того, чтобы получить частно-социальное партнерство, поэтому компании, чьи цели и представление о КСО расходятся с высокими ожиданиями гражданского общества, работают в высокой степени зависимости, так как решение акционеров может быть в итоге не в сторону выгоды для общества.

Ценность принципов КСО заключается в том, что при условии их выполнения, социально-экономическая инфраструктура развивается и учитывает интересы гражданского общества, ради которого и реализуются проекты. Проекты, реализованные по социально-экономически эффективным причинам, несут в себе глубочайший потенциал для отраслевого развития. Российская действительность разительно отличается от зарубежной практики. Территориальная целостность, но при этом обширная территория в короткий промежуток времени не позволяют реализовывать проекты и учитывать в интересы всех слоев общества.  Однако формирование общей идеологии и понимания необходимости в повсеместной реализации проектов на основе КСО могут дать ощутимый толчок в развитии государства. На мой взгляд для выработки такой позиции необходимо создание определенных условий:

  • создание Закона о корпоративной социальной ответственности с градацией по сегментам бизнеса;
  • формирование специальной кредитной политики в отношении участников рынка КСО;
  • создание реестра социально значимых проектов для различных территориальных образований;
  • предоставление льгот участникам-инвесторам проектов.

Зарубежный опыт развития принципа КСО является успешным примером того, как бизнес-сообщество с высокой ответственностью относится к социальным нормам.  Однако социально-экономическая часть    в России отличается от положения дел за рубежом. Однозначно необходимы инициативные меры в области КСО.

Формирование общепризнанных стандартов корпоративной ответственности на основе национальной специфики реализации социальных проектов является, возможно, ключевой задачей, так как КСО должно являться не способом получения дополнительной прибыли, а, в первую очередь, способом поддерживать и защищать интересы общества. 

Список литературы

  1. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учебник/под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – Москва: КНОРУС, 2016. – 320 с.
  2. Бикеева М.В. Опыт компаний Европейского Союза в реализации корпоративной социальной ответственности // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 6. – С. 70-76.
  3. Маркеева А.В., Калиновская К.В. Модернизация корпоративной социальной ответственности на различных этапах жизненного цикла организации // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12, № 11 DOI: 10.18334/ce.12.11.39532.
  4. Then, V., Schober, C., Rauscher, O., & Kehl, K. (2017). Social return on investment analysis : measuring the impact of social investment. Palgrave Macmillan [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://doi.org/10.1007/978-3-319-71401-1
  5. Reicher Z.R. Opportunities for small and medium sized enterprises in the field of corporate social responsibility // Ekonomicko-manazerske Spektrum. – 2019. – № 13. – С. 26-37.
  6. Официальный сайт Всемирный Экономический Форум. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org(дата обращения: 21.02.2021).
  7. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] / Режим доступа:  https://www.rspp.ru/activity/social/ (дата обращения: 18.02.2021).