Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 37

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_610

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И УКРЕПЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

THE EDUCATIONAL PROJECT «UNIVERSITY SATURDAYS» AS A TOOL FOR THE SOCIALIZATION OF MOSCOW SCHOOLCHILDREN AND THE STRENGTHENING OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Пакунова Татьяна Анатольевна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», pakunova@mail.ru

Пакунов Олег Станиславович, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», pakunov@mail.ru

Кондаков Анатолий Михайлович, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», kafsocgum@guz.ru

Pakunova Tatiana Anatolievna, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «State University of Land Management», pakunova@mail.ru

Pakunov Oleg Stanislavovich, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «State University of Land Management»,pakunov@mail.ru

Kondakov Anatoliy Mikhaylovich,  Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «State University of Land Management», kafsocgum@guz.ru

Аннотация. В статье представлен анализ опыта реализации образовательного и культурно-просветительского проекта «Университетские субботы». Проводится исследование управленческих механизмов проведения мероприятий. Рассматривается влияние личности педагога на качество образовательного продукта, процесс социализации и воспитания молодого поколения в духе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Abstract. The article is devoted to the project «University Saturdays». It presents an analysis of the experience of implementing the educational and cultural-educational events. A study of the management mechanisms of events is being conducted. The influence of the teacher’s personality on the quality of the educational product, the process of socialization and upbringing of the younger generation in the spirit of traditional spiritual and moral values is considered.

Ключевые слова: педагогическое новаторство, образовательный менеджмент, традиционные духовно-нравственные ценности, синергетический эффект, мастер-класс

Key words: pedagogical innovation, educational management, traditional spiritual and moral values, synergetic effect, master class

Образовательный и культурно-просветительский проект Департамента образования и науки города Москвы «Университетские субботы» динамично развивается с 2013 года. За 10 лет существенно расширился диапазон мероприятий, зародились и прошли массовую апробацию новые форматы проведения лекций, семинаров, мастер-классов, лабораторных занятий, экскурсионных программ. За это время кардинально изменился интерфейс официального сайта, появилась удобная для пользователей навигация на платформе «Горизонты». Структура проекта включает следующие разделы: гуманитарные науки, естественные науки, культура и искусство, медицина, мода и красота, спорт, технологии, точные науки, урбанистика, экономика, гибкие навыки. Влиться в ряды участников проекта можно после прохождения процедуры регистрации. Значительно увеличилась целевая аудитория за счет организации онлайн трансляций [1].

Главными субъектами проекта выступают столичные школы, колледжи, высшие учебные заведения. Интеграция молодежи в университетскую среду помогает адаптироваться к современной образовательной парадигме, осваивать доминирующие этические установки, правила, нормы. Образование как важнейший социальный институт учит разделять коллективные ценности, формирует мировоззрение, основанное на традиционных духовно-нравственных ценностях, таких как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [2].

Опыт взаимодействия представителей разных ступеней образовательной цепочки: основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего требует постоянного анализа и осмысления. Комплексное освоение педагогами академических, традиционных и инновационных методик трансляции актуальных знаний, обучения новейшим научным технологиям, практик развития личности нацелено на совершенствование всей системы российского образования в целом, широкого внедрения педагогического новаторства и экспериментов.

Успех мероприятия напрямую зависит от налаженного образовательного менеджмента – процесса подготовки, проведения и итоговой аналитики. Система управления играет ключевую роль в получении конечного результата – высококачественного продукта, произведенного преподавателями высшего учебного заведения. Стратегическая цепочка, логически выстраивающаяся в ходе реализации проекта, состоит из целого ряда последовательных и взаимодополняющих компонентов (схема 1).

На стадии планирования вуз определяет научные и творческие направления, которые могут представлять интерес для юных москвичей. Изначально важно предусмотреть наличие кадрового, интеллектуального и материального потенциала для заявленной тематики: компетентных ведущих, ассистентов, дидактических материалов, технического и технологического оснащения. Грамотно сформулированные анонсы предстоящих мероприятий служат ориентиром для целевой аудитории. Емкое, отражающее суть занятия название и тщательно продуманный краткий информационный обзор позволяет привлечь мотивированную, стремящуюся к обучению публику.

Вуз составляет календарный график, исходя из загруженности профессорско-преподавательского состава, аудиторного и лабораторного фондов. Особое значение приобретает перспективное прогнозирование рисков, негативных факторов, способных повлиять на исход дела. Организация мероприятия – сложный, многоаспектный и многоуровневый процесс, в который вовлечены представители администрации вуза, PR-службы, преподаватели-ученые, сотрудники кафедр и лабораторий, студенческий актив. Каждая встреча в рамках проекта проходит по структурированному, заранее подготовленному плану. Следуя знаменитому афоризму: «Бог в деталях!», принимающая сторона учитывает мельчайшие нюансы логистики: широкое информирование общественности, анонсирование события в социальных сетях, рекламные рассылки, налаживание контактов с образовательными учреждениями – партнерами, помощь в регистрации, сопровождение гостей – индивидуальных посетителей и групп, разработка сценария со строгим соблюдением хронометража, контроль за качеством проведения мероприятия, получение обратной связи от участников.

Отчетные материалы знаменуют завершение сезонного цикла «Университетских суббот» и начало подготовки к новому. На данной стадии происходит обобщение опыта, проводится анализ проведенной работы, выявляются слабые и сильные моменты. В долгосрочную стратегию реализации проекта закладываются актуальные темы, эффективные образовательные методики и коммуникационные инструменты.

На архитектурном факультете Государственного университета по землеустройству накоплен солидный опыт проведения мероприятий творческой направленности: мастер-классов по архитектурной графике, рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, профориентационных тренингов, деловых игр, интеллектуальных викторин и квестов.

Роль первой скрипки, безусловно, принадлежит ведущему. Как правило, преподаватели университета – практикующие специалисты, члены творческих Союзов архитекторов, художников, дизайнеров. Это тот случай, когда «кадры решают всё». Ведь благодаря педагогическому мастерству ведущего, в соответствии с планом или в результате свободной импровизации, занятие зачастую превращается в увлекательный интерактивный спектакль. Гости, вдохновленные мастером, самым непосредственным образом задают тональность и формируют благоприятную атмосферу образовательного процесса. Положительный настрой, уверенность в своих силах, заинтересованность, помноженные на харизму и профессионализм ведущего, дают потрясающий синергетический эффект.

При подготовке творческой встречи берутся в расчет следующие моменты:

  • возрастная шкала участников может варьироваться от 10 до 18 лет и более;
  • далеко не все школьники обладают творческим мышлением и владеют соответствующими навыками;
  • индивидуальное место для творчества должно быть оборудовано полным комплектом материалов и инструментов;
  • мультимедийные технологии и наглядные пособия способствуют лучшему погружению в тему;
  • время занятия ограничено и регламентировано.

Ведущий сам решает, следует ли дифференцировать сложность и объем заданий в зависимости от возрастной категории. Исключительное значение приобретают коммуникационные технологии, умение наладить контакт с незнакомой аудиторией, наметанный глаз педагога, отмечающего слушателей, требующих особого внимания или дополнительных персональных консультаций. Неизменно мотивированная аудитория – это слушатели подготовительных курсов, которые сознательно предпринимают шаги по освоению выбранной профессии.

Выбор популярной или, напротив, узко специфической, темы – основополагающий фактор успеха мероприятия. Мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятного» остроумно предупреждает, что сосредоточиться следует на том, что хорошо получается, актуально, востребовано, полезно для общества в целом и для молодого поколения в частности.

Художественное творчество также может быть социально ориентированным, способствовать расширению эрудиции, открытиям в различных областях знания, пробуждать интерес к российской истории и русской культуре, формировать традиционные ценности. Так, например, один из мастер-классов по акварельной живописи был посвящен поиску смыслового значения цвета и орнамента народных костюмов. В центре внимания на этот раз оказался русский народный костюм, колористические и орнаментальные особенности которого нашли отражение в культурных традициях жителей различных регионов России. Ведущие погружаются в историю вопроса, работают с исторической литературой, монографическими исследованиями, подбирают примеры и готовят комментарии. Обучение живописной технике сопровождается просвещением. Насыщенная полезными фактами, познавательная информация пробуждает желание приобщиться к истокам отечественной культуры, заставляет задуматься о личностной и общественной идентичности.

Еще одним ярким примером расширения границ образовательного пространства стал мастер-класс по пластическому искусству, посвященный палеонтологии и археологии. Ведущие обратились к изучению верхнего палеолита – эпохе нашего далекого предка – первобытного человека, основное занятие которого заключалось в охоте на диких животных. Вводная часть проводилась с использованием электронных ресурсов и содержала видеоряд с изображениями мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов, северных оленей, овцебыков, медведей, лис, кабанов, лошадей. Иллюстрации современных художников-анималистов дополнили представления школьников о древних обитателях степей, тундр, лесов. В ходе практической части занятия с помощью пластических материалов участники мастер-класса создавали образы вымерших представителей доисторической фауны. В нашем случае речь идет о междисциплинарном подходе в обучении, когда над сценарием и дидактическими материалами трудится коллектив профильных специалистов.

На изучение шедевров отечественной художественной культуры нацелена интеллектуальная викторина по истории искусства. Ведущие подбирают изображения известных произведений, которые хранятся и экспонируются в крупнейших российских музеях: Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Интерактивная викторина состоит из нескольких раундов и основана на подборе заданий по принципу от простого сложного. В течение занятия слушатели рассматривают картины русских мастеров, отгадывают авторов и названия, ищут скрытые смыслы и символы, определяют стили и жанры. При подведении итогов ведущий обязательно дает ответы на все загадки и каверзные вопросы. Помимо закрепления ранее изученного материала и получения новых знаний участники викторины получают существенный стимул посетить столичные музеи, поискать электронные версии полюбившихся картин. Лейтмотивом занятия звучит мысль о богатстве русской культуры, ответственности молодого поколения за сохранение культурного наследия, его преумножение.

Аналогичным образом расширяет горизонты познания мастер-класс по ландшафтному дизайну. Прежде чем приступить к практической составляющей и выполнить авторский дизайн-проект загородного участка или небольшой общественной территории, ведущий демонстрирует образцы выдающихся памятников мирового ландшафтного искусства, таких как дворцово-парковый ансамбль Версаля, Королевская резиденция и парк в итальянской Казерте, Сады Боболи во Флоренции, Сады у залива в Сингапуре, сады средневековых резиденций халифов в Гранаде – Альгамбру и Хенералифе.

Особое внимание уделяется достижениям садово-паркового искусства на территории России. Участники мастер-класса знакомятся с принципами архитектурно-ландшафтной планировки дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга – Петергофа, Царского села, Гатчины, Павловска. С учетом того, что целевая аудитория – юные жители столицы, отдельно рассматриваются сады и парковые ансамбли Москвы: Александровский сад, Кусково, Царицыно, Лефортово и др. Ведущий подчеркивает непреходящую роль созидательного труда, любовь к земле и живой природе, судьба которой зависит от разумной деятельности человека.

Для обеспечения высокого качества образовательного мероприятия важно предельно серьезно и добросовестно отнестись к формированию и систематизации методических фондов. Это могут быть разноплановые по своему содержанию и функциям материалы:

  • электронные изображения;
  • короткие видеофильмы по теме занятия, находящиеся в свободном доступе на образовательных и просветительских ресурсах сети интернет;
  • авторские видеоролики, снятые и смонтированные в студии университета;
  • графические, живописные работы автора и его учеников;
  • студенческие курсовые проекты, выполненные в ручной и цифровой графике;
  • изделия декоративно-прикладного искусства;
  • печатные репродукции произведений искусства;
  • гипсовые слепки античных произведений пластического искусства;
  • иные дидактические и наглядные пособия.

Ряд художественных техник, например, батик – мастерство росписи шелковой, хлопковой или шерстяной ткани, представляют собой необычайно трудоемкий и сложный производственный процесс. Познакомить слушателей с одним из самых древних видов изобразительного искусства, внесенных в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества, целесообразно с помощью видеоролика, который мастер записывает заблаговременно. Очевидно, помимо самого художника к съемке, монтажу и озвучке привлекаются ассистенты – специалисты.

Выполненные слушателями творческие задания также попадают в методические фонды. Увлеченные творчеством ребята часто демонстрируют нестандартные подходы к решению поставленных задач.

Широкое применение интерактивных технологий отвечает современным трендам в развитии образовательных методик. Каждый мастер-класс, предполагающий художественное творчество и создание авторского произведения, обязательно завершается импровизированной выставкой. Ребята размещают свои рисунки, аппликации, макеты, коллажи на специально оборудованных стендах. В случае, если участники мастер-класса разрабатывали авторский проект (например, дизайн-проект квартиры, ландшафтный дизайн земельного участка, выполняли скетч архитектурного объекта), то ведущие предлагают желающим выступить с публичной защитой, раскрыть концепцию, описать конструктивные составляющие, подчеркнуть практическую значимость предлагаемых решений. Такой метод нацелен на развитие коммуникативных способностей обучающихся, развитие ораторского мастерства, способствует преодолению страха публичных выступлений. При этом школьник учится четко формулировать свои мысли, акцентировать внимание на главном, расставлять приоритеты, обобщать и анализировать информацию.

Приветствуются командные формы работы, когда участники мероприятия объединяются в небольшие группы и коллективно обсуждают поставленную задачу, ищут оптимальные пути ее решения, оперативно реагируют на возникающие трудности. Командная работа учит распределять функции, проявлять лидерские качества, четко выражать свою позицию и при этом учитывать мнение и предложения товарищей. Опыт показывает, что даже незнакомые участники, впервые встретившиеся на занятии, дружно общаются под чутким руководством педагога, деликатно направляющим ход работы.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что проект «Университетские субботы» выполняет важную функцию социализации молодого поколения, прививая ему традиционные российские ценности, в том числе семейные. Роль проекта возрастает в связи с проведением в Российской Федерации года семьи [3].

Список источников

  1. Горизонты. Электронный ресурс https://gorizonty.mos.ru/
  2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи».

References

  1. Gorizonty`. E`lektronny`j resurs https://gorizonty.mos.ru/
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po soxraneniyu i ukrepleniyu tradicionny`x rossijskix duxovno-nravstvenny`x cennostej».
  3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 22.11.2023 № 875 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda sem`i».

Для цитирования: Пакунова Т.А., Пакунов О.С., Кондаков А.М. Образовательный проект «Университетские субботы» как инструмент социализации московских школьников и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-8/

© Пакунова Т.А., Пакунов О.С., Кондаков А.М., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.