Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.101

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_647

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC ACTIVITIES OF STUDENTS AS A COMPONENT OF EDUCATIONAL SERVICES

Дворядкина Елена Борисовна, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, Elena.dvoryadkina@yandex.ru

Гусейнли Камал Мубариз оглы, аспирант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, Gus@usue.ru

Dvoryadkina Elena Borisovna, Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics and Finance, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia, Elena.dvoryadkina@yandex.ru

Guseynli Kamal Mubariz oglu, postgraduate student, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia, Gus@usue.ru

Аннотация. Авторами статьи проведено исследование, в котором определена сущность организации научной деятельности студентов как компонента образовательной услуги при обеспечении конкурентоспособности образовательной организации высшего образования. Проанализированы различные подходы к определению образовательной услуги учеными, на основе точек зрения различных авторов, среди которых А.М. Стрижов, Р. Джапарова, Н.Н. Терещенко, В.Н. Зотов. На основе анализа терминологии образовательной услуги была определена ее структура, элементами которой являются цели и образовательные стандарты; преподавательский стандарт; оценка и обратная связь; профессиональная ориентация и развитие; учебные программы и направления; учебные материалы и ресурсы; поддержка студентов. Авторами дается обоснование, что научная деятельность обучающихся является неотъемлемой и важной компонентой образовательной услуги по ряду причин, что, в свою очередь, определяет ее как неотъемлемую часть образовательной услуги, которая способствует развитию студентов, инновациям и обогащению образовательного процесса. Различные точки зрения авторов о сущности научно-исследовательской работы студентов определяют ее как процесс систематического исследования и анализа актуальной проблемы с использованием методов науки для одних, и как способ развития критического мышления и умения находить решения для других.

Abstract. The authors of the article conducted a study that determined the essence of organizing students’ scientific activities as a component of an educational service while ensuring the competitiveness of an educational organization of higher education. Various approaches to defining educational services by scientists are analyzed, based on the points of view of various authors, including A.M. Strizhov, R. Dzhaparova, N.N. Tereshchenko, V.N. Zotov. Based on the analysis of the terminology of the educational service, its structure was determined, the elements of which are goals and educational standards; teaching standard; assessment and feedback; professional guidance and development; educational programs and directions; educational materials and resources; student support. The authors provide justification that the scientific activity of students is an integral and important component of the educational service for a number of reasons, which, in turn, defines it as an integral part of the educational service, which contributes to the development of students, innovation and enrichment of the educational process. Various points of view of the authors about the essence of student research work define it as a process of systematic research and analysis of an actual problem using scientific methods for some, and as a way of developing critical thinking and the ability to find solutions for others.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательная организация высшего образования, образовательная услуга, структура образовательной услуги, научная деятельность студентов, компетенции

Keywords: competitiveness, educational organization of higher education, educational service, structure of educational service, scientific activity of students, competencies

«Образовательная организация высшего образования, как социальный институт, подвержена воздействию различных процессов, что оказывает непосредственное влияние на эффективность ее деятельности» [3]. Одним из компонентов конкурентоспособности университета является образовательная услуга. Образовательная услуга является широким понятием, которое может иметь различные определения в зависимости от автора и контекста. Несколько определений образовательной услуги от разных авторов:

А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» [10].

Р. Джапарова под образовательной услугой понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [4].

Н.Н. Терещенко, определяя содержание образовательной услуги, отмечает: «это целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков» [11].

В.Н. Зотов дает следующее определение: «образовательная услуга – это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» [7].

Структура образовательной услуги может быть представлена следующим образом:

Все элементы, отраженные на схеме, взаимосвязаны и вместе образуют структуру образовательной услуги, которая стремится предоставить студентам полноценное и качественное высшее образование, соответствующее их потребностям и ожиданиям в современном мире.

Различные авторы имеют разные точки зрения на определение научно-исследовательской работы студентов. Таким образом, для некоторых, это процесс систематического исследования и анализа актуальной проблемы с использованием методов науки, а другие подчеркивают, что это способ развития критического мышления и умения находить решения. Взгляды также различаются по форме работы: для одних, это обширная диссертация, а для других – небольшой научный проект. Несмотря на разнообразие имеющихся определений, общей идеей остается стремление студентов к расширению своих знаний и способностей через исследование, что способствует их академическому и профессиональному росту в дальнейшем. «В свете современных требований к качеству подготовки студентов, в образовательном процессе вуза необходима интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности, которые являются важным элементом формирования их профессиональной компетентности» [13].  Анализ различных точек зрения помогает определить, что научно-исследовательская работа студентов является важным компонентом образовательной деятельности как фактора, обеспечивающего конкурентоспособность образовательной организации высшего образования.

Ершовой О.В. научно-исследовательская деятельность студентов определяется «как поисковая деятельность научного характера, направленная на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей посредством научных методов познания, в результате которой субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну» [7].

Также, дополняя определение, автор подчеркивает важность синергии научного-руководителя и студента: «Совместная научно-исследовательская работа преподавателя и студента является важным моментом образовательного процесса и направлена на углубление теоретических знаний, совершенствование навыков в конкретной области деятельности и подготовку грамотного специалиста, владеющего большим запасом информации, способного квалифицированно решать профессиональные задачи» [5].

Федосова И.В. в своем исследовании определяет систему НИРС «как одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развития способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности» [12].

Обобщение исследований Поведской О. К. «Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании» [8] и Цветковой С.Е. «Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей» [14] определяют ряд актуальных научно-исследовательские компетенций у студентов (таб. 1):

По мнению Завражина А.В., Шубиной И.В. важно выделять творческий аспект при формировании и развитии научно-исследовательских компетенций у обучающихся, которые формируются при следующих видах деятельности: «работа студентов по научным направлениям кафедры, вуза; встречи с учеными в определённых областях знаний; экскурсии на базовые предприятия, лаборатории; подготовка документов по учебной, производственной и преддипломной практикам; подготовка и участие в студенческой научно-практической конференции; публикация сборника по итогам проведения конференции; подготовка, предзащита и защита дипломных проектов/работ; обсуждение результатов курсовых работ; участие в конкурсах, грантах, образовательных и международных программах; участие в научных форумах, олимпиадах» [1,2,6, 9].

Поведская О.К. считает, что в соответствии с компетентностной моделью подготовки обучающихся в основу организации НИРС должны быть положенные следующие базовые принципы: «принцип проблемности любой научно-исследовательской задачи для студента; дифференцированный и индивидуальный подход; личностно-ориентированный подход; герменевтический подход; использовании проектной технологии» [8].

НИРС предоставляет возможность привлекать студентов к активной научной деятельности ещё на ранних этапах их обучения. Это способствует развитию их исследовательских навыков и мотивирует к долгосрочной научной карьере.

Научно-исследовательская работа также имеет прямое воздействие на репутацию университета. Высококачественные и актуальные исследования привлекают внимание как молодых ученых, так и потенциальных студентов. Это создает конкурентное преимущество университета на образовательном рынке.

Организация НИРС также может служить источником дополнительного финансирования для университета. Партнерства с индустрией, гранты и проекты с федеральными и региональными органами поддержки исследований могут обеспечивать дополнительные ресурсы для развития учебных программ, инфраструктуры и обучения персонала. Это, в свою очередь, способствует повышению качества образования и привлекательности образовательной организации высшего образования для будущих студентов.

В заключение, организация НИРС в образовательной организации высшего образования – это не просто дополнительная активность, а неотъемлемая часть образовательной услуги, которая способствует углубленному обучению, развитию научных компетенций студентов и повышению конкурентоспособности образовательной организации высшего образования в сфере образования и научных исследований.

Список источников

  1. Белоусова, Е. А. Экономическое благополучие: семантическое окружение и контексты исследования на уровне муниципального образования / Е. А. Белоусова // Journal of New Economy. – 2022. – Т. 23, № 4. – С. 46-68. – DOI 10.29141/2658-5081-2022-23-4-3. – EDN JTTVZH.
  2. Благинин, В. А. Наукометрическая оценка шахматного научного направления / В. А. Благинин, Е. В. Соколова, Ш. А. Саргсян // Цифровые модели и решения. – 2022. – Т. 1, № 1. – С. 6. – DOI 10.29141/2782-4934-2022-1-1-6. – EDN AROWQN.
  3. Дворядкина Е. Б., Гусейнли К. М. Эконмическая безопасность вуза в постпандемических реалиях: какие факторы эффективности влияют? // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности». – Екатеринбург, 2021. – 308 с.
  4. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55-65.
  5. Ершова О.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-3. – С. 529-532; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10532 (дата обращения: 20.09.2023).
  6. Завражин А.В., Шубина И.В. Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. – 2011. – №5. – С.14–20.
  7. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. – 21 с.
  8. Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 88-90.
  9. Смирнов, Е. Н. «Мусорные» журналы: наукометрия vs наука / Е. Н. Смирнов, С. А. Лукьянов // Управленец. – 2022. – Т. 13, № 4. – С. 83-95. – DOI 10.29141/2218-5003-2022-13-4-7. – EDN UCWSZW.
  10. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. — № 3. – С. 47-50.
  11. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. – Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 267 с.
  12. Федосова И. В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6. – С. 65-67.
  13. Чупрова Л.В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 41. – С. 103–106.
  14. Цветкова С.Е. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей (теоретико-методологические основания исследования): монография. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2008. – 163 с.

References

  1. Belousova, E. A. E`konomicheskoe blagopoluchie: semanticheskoe okruzhenie i konteksty` issledovaniya na urovne municipal`nogo obrazovaniya / E. A. Belousova // Journal of New Economy. – 2022. – T. 23, № 4. – S. 46-68. – DOI 10.29141/2658-5081-2022-23-4-3. – EDN JTTVZH.
  2. Blaginin, V. A. Naukometricheskaya ocenka shaxmatnogo nauchnogo napravleniya / V. A. Blaginin, E. V. Sokolova, Sh. A. Sargsyan // Cifrovy`e modeli i resheniya. – 2022. – T. 1, № 1. – S. 6. – DOI 10.29141/2782-4934-2022-1-1-6. – EDN AROWQN.
  3. Dvoryadkina E. B., Gusejnli K. M. E`konmicheskaya bezopasnost` vuza v postpandemicheskix realiyax: kakie faktory` e`ffektivnosti vliyayut? // Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «E`konomiko-pravovy`e problemy` obespecheniya e`konomicheskoj bezopasnosti». – Ekaterinburg, 2021. – 308 s.
  4. Dzhaparova R. Marketing uslug professional`nogo obrazovaniya. // Marketing. – 2005. – № 4. – S. 55-65.
  5. Ershova O.V. Nauchno-issledovatel`skaya deyatel`nost` studentov kak sredstvo povy`sheniya kachestva obrazovaniya // Mezhdunarodny`j zhurnal prikladny`x i fundamental`ny`x issledovanij. – 2016. – № 11-3. – S. 529-532; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10532 (data obrashheniya: 20.09.2023).
  6. Zavrazhin A.V., Shubina I.V. Nauchno-issledovatel`skaya kompetentnost` studenta kak osnova professional`noj deyatel`nosti specialista // E`konomika, statistika i informatika // Vestnik UMO. – 2011. – №5. – S.14–20.
  7. Zotov V.N. Razrabotka strategii i taktiki marketingovoj deyatel`nosti vuzov na ry`nke obrazovatel`ny`x uslug i nauchno-texnicheskoj produkcii: Avtoref. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk. – M.: RE`A im. G.V. Plexanova, 1997. – 21 s.
  8. Povedskaya O. K. Organizaciya nauchno-issledovatel`skoj raboty` studentov i prepodavatelej v ramkax kompetentnostnogo podxoda v obrazovanii // Uspexi sovremennogo estestvoznaniya. – 2010. – № 1. – S. 88-90.
  9. Smirnov, E. N. «Musorny`e» zhurnaly`: naukometriya vs nauka / E. N. Smirnov, S. A. Luk`yanov // Upravlenecz. – 2022. – T. 13, № 4. – S. 83-95. – DOI 10.29141/2218-5003-2022-13-4-7. – EDN UCWSZW.
  10. Strizhov A.M. Ponyatie kachestva obrazovatel`noj uslugi v usloviyax ry`nochny`x otnoshenij. // Standarty` i monitoring v obrazovanii. – 1999. — № 3. – S. 47-50.
  11. Tereshhenko N.N. Issledovanie ry`nka obrazovatel`ny`x uslug vy`sshej shkoly`: Monografiya. – Krasnoyarsk, Krasnoyar. gos. un-t, 2005. – 267 s.
  12. Fedosova I. V. Shkola molodogo issledovatelya kak forma povy`sheniya kachestva nauchno-issledovatel`skoj raboty` studentov // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. – 2006. – № 6. – S. 65-67.
  13. Chuprova L.V. Razvitie kreativnosti studentov v usloviyax sovremennogo obrazovatel`nogo processa // Sborniki konferencij NICz Sociosfera. – 2012. – № 41. – S. 103–106.
  14. Czvetkova S.E. Formirovanie mezhkul`turnoj kommunikativnoj kompetencii u studentov e`konomicheskix special`nostej (teoretiko-metodologicheskie osnovaniya issledovaniya): monografiya. – Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2008. – 163 s.

Для цитирования: Дворядкина Е.Б., Гусейнли К.М. оглы Организация научной деятельности обучающихся как компонент образовательной услуги // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-45/

© Дворядкина Е.Б., Гусейнли К.М. оглы, 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.