Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 001.895:330.342

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_645

ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И КОНТРОЛЯ В ПАРАДИГМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИКИ ЦИКЛА

THE POTENTIAL OF THE SCIENTIFIC AND PRODUCTION INFRASTRUCTURE FOR THE FORMATION OF MANAGEMENT AND CONTROL COMPETENCIES IN THE PARADIGM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND CYCLE ECONOMICS

Косоногова Екатерина Сергеевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова г. Санкт-Петербург, ekaterina.koc@mail.ru

Давлатзода Дилмурод Ашурбек, директор Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан, преподаватель Российско-Таджикского (Славянский) университета, г. Душанбе (Таджикистан) канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) (Таджикистан, Душанбе)

Нефедова Ирина Дмитриевна, кандидат философских наук, директор института лесного бизнеса и инноватики, Санкт-Петербургский Государственный Лесотехнический Университет им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург

Яковлев Павел Олегович, преподаватель дисциплин профессионального цикла специальности 29.02.06 «Полиграфическое производство», Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия управления городской средой, градостроительства и печати», г. Санкт-Петербург

Kosonogova, Ekaterina Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Accounting and Analysis of Economic Activity, St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, ekaterina.koc@mail.ru

Davlatzoda, Dilmurod Ashurbek, Director of the Social Insurance and Pension Agency under the Rule of Law of the Republic of Tajikistan, candidate of the sciences of economics, Associate Professor of the department of management and marketing under the Russian Tajik (Slavonic) University (RTSU), (Tajikistan, Dushanbe)

Nefedova Irina Dmitrievna, PhD in Philosophy, Director of the Institute of Forestry Business and Innovation, St. Petersburg State Forestry Engineering University named after S. M. Kirov, St. Petersburg

Iakovlev Pavel Olegovich, teacher of the disciplines of the professional cycle of the specialty 29.02.06 «Printing production», St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution «Academy of Urban Environment Management, Urban Planning and Printing», St. Petersburg

Аннотация. Статья освещает комплекс актуальных проблем развития исследовательских направлений и образовательных технологий университетских структур как базы формирования компетенций менеджмента и контроля в парадигме устойчивого развития и экономики цикла. Оценивается роль высших образовательных учреждений как научно-производственной инфраструктуры для внедрения нарративов устойчивого менеджмента и контроля в процесс подготовки специалистов в секторе государственного управления и контроля, в том числе на основе принципов INTOSAI. Особое внимание уделяется транснациональным моделям сотрудничества между университетами по совместной подготовке обучающихся в рамках единого подхода, основанного на единых аксиологических ориентирах соблюдения социальной и экологической ответственности, сбалансированного развития производства и потребления.

Рассматривается проблема междисциплинарной/мультидисциплинарной трактовки реализуемых исследовательских и образовательных программ (моделей) обучения ввиду комплексного характера поставленных задач. Цель исследования – изучить потенциал развития исследовательских направлений и образовательных технологий университетских структур как базы формирования компетенций менеджмента и контроля в парадигме устойчивого развития и экономики цикла. Предмет исследования – совокупность проблем формирования образовательного дискурса подготовки специалистов менеджмента и контроля (в том числе в секторе государственного управления) на основе концепта устойчивого развития и экономики цикла.   Материалы исследования включают материалы национальных и зарубежных баз данных, данные наблюдений и экспериментальных данных образовательных учреждений и предприятий отраслей экономики, аналитические данные, результаты нарративного анализа в секторе государственного управления России и Республики Таджикистан. Методы исследования: реферативный обзор научной литературы, коммуникативные методы исследования, сравнительный анализ, теоретическое обобщение и моделирование. Результаты и область применения. Сформулирована проблематика реализации дискурса устойчивого развития и соответствия ЦУР, разработанных ООН в рамках университетских структур с научно-исследовательской и образовательной позиций. Разработаны рекомендации по подготовке специалистов менеджмента и контроля с учетом междисциплинарного подхода. Определена роль транснационального сотрудничества по подготовке студентов в данной области и предложен проект создания научно-исследовательского центра в области менеджмента и контроля для целей устойчивого развития.  Результаты исследования могут быть полезны в теоретических и прикладных исследованиях, секторе государственного управления, а также при разработке образовательных программ и моделей обучения.

Abstract. The article highlights a set of urgent problems of the development of research areas and educational technologies of university structures as a basis for the formation of management and control competencies in the paradigm of sustainable development and cycle economics. The role of higher educational institutions as a scientific and industrial infrastructure for the introduction of narratives of sustainable management and control in the process of training specialists in the sector of public administration and control, including based on INTOSAI principles, is evaluated. Special attention is paid to transnational models of cooperation between universities for joint training of students within the framework of a unified approach based on common axiological guidelines for compliance with social and environmental responsibility, balanced development of production and consumption. The problem of interdisciplinarity/multidisciplinary of the implemented research and educational programs (models) of training is considered due to the complex nature of the tasks set. The purpose of the study is to explore the potential for the development of research areas and educational technologies of university structures as a base for the formation of management and control competencies in the paradigm of sustainable development and cycle economics. The subject of the study is a set of problems of formation of educational discourse for the training of management and control specialists (including in the public administration sector) based on the concept of sustainable development and cycle economics.   The research materials include materials from national and foreign databases, observational and experimental data from educational institutions and enterprises of economic sectors, analytical data, and the results of narrative analysis in the public administration sector of Russia and the Republic of Tajikistan. Research methods: abstract review of scientific literature, communicative research methods, comparative analysis, theoretical generalization, and modeling. Results and scope of application. The problems of implementing the discourse of sustainable development and compliance with the SDGs developed by the United Nations within the framework of university structures from a research and educational perspective are formulated. Recommendations have been developed for the training of management and control specialists, considering an interdisciplinary approach. The forms of transnational cooperation in the preparation of students are proposed.  The results of the study can be useful in theoretical and applied research, the public administration sector, as well as in the development of educational programs and learning models.

Ключевые слова: менеджмент, контроль, устойчивое развитие, экономика цикла; образовательные программы, программы научных исследований, INTOSAI

Keywords: management, control, sustainable development, cycle economics; educational programs, research programs, INTOSAI

Введение

Современные требования к специалисту ставят перед образовательными учреждениями комплекс актуальных проблем развития исследовательских направлений и образовательных технологий университетских структур как базы формирования компетенций менеджмента и контроля в парадигме устойчивого развития и экономики цикла.

Подготовка профессионала по экономическим и управленческим специальностям не может осуществляться без учета парадигмальных сдвигов, происходящих в рамках социальной и философской рефлексии взаимодействия человека и природы.  Особую актуальность эта проблематика имеет в институциональных образованиях производственно-технической экономики, ориентированной на существенное воздействие на биосреду (лесопользование, аграрное направления, обрабатывающая промышленность), формирующее значительные материальные потоки ресурсов и продуктов в циклах воспроизводства добавленной стоимости. Такие научно-образовательные центры, по мнению авторов статьи, должны стать центрами,  аккумулирующими  и инициирующими как научные исследования, так и образовательные технологии менеджмента  и контроля на основе ключевой идеи сбалансированности природопользования,  поведенческих сценариев производителя и потребителя, экологической, социальной культуры и философии управления на основе нарративов устойчивого менеджмента в процесс подготовки специалистов в различных сферах,  в том числе в секторе государственного управления и контроля.

Проблемными для формирования являются компетенции контроля как в коммерческом секторе, так и в секторе государственного управления. Становление принципов контроля в концепте устойчивого развития является общемировой тенденцией. Так, например принципы и стандарты INTOSAI создают потенциальную базу для обеспечения ЦУР. Однако, следование международным принципам и методологии создает предпосылки для глубинного анализа ограничений и рисков для национальных экономик, региональных объединений и культур. Что также требует существенных исследований и оценки последствий.

В связи с этим следует изучить роль высших образовательных учреждений как научно-производственной инфраструктуры для внедрения парадигмы устойчивого развития. Особое внимание при этом целесообразно уделить транснациональным моделям сотрудничества между университетами по совместной подготовке обучающихся в рамках единого подхода, основанного на единых аксиологических ориентирах соблюдения социальной и экологической ответственности, сбалансированного развития производства и потребления. Актуальным представляет применение междисциплинарного подхода при внедрении исследовательских и образовательных программ (моделей) обучения ввиду комплексного характера поставленных задач.

Предметная область, материалы и методы исследования

Цель и задачи исследования – изучить потенциал развития исследовательских направлений и образовательных технологий университетских структур как базы формирования компетенций менеджмента и контроля в парадигме устойчивого развития и экономики цикла.

Предмет исследования – совокупность проблем формирования образовательного дискурса подготовки специалистов менеджмента и контроля (в том числе в секторе государственного управления) на основе концепта устойчивого развития и экономики цикла.

Материалы исследования включают материалы национальных и зарубежных баз данных, данные наблюдений и экспериментальных данных образовательных учреждений (Санкт-Петербургский Государственный лесотехнический Университет им. С. М. Кирова, Российско-Таджикский (Славянский) университет, г. Душанбе (Таджикистан) и предприятий деревообрабатывающей, издательско-полиграфической отраслей экономики,  аналитические данные, результаты нарративного анализа в секторе государственного управления России и Республики Таджикистан.

Методы исследования: реферативный обзор научной литературы, коммуникативные методы исследования (нарративный анализ и полуструктурированные интервью со специалистами отрасли, специалистами и руководителями сектора государственного управления и финансового контроля, профессорско-преподавательским составом и т.д.), наблюдение и сравнительный анализ  научных  результатов и лучших практики реализации российских и зарубежных программ исследования, теоретическое обобщение и моделирование программ научного исследования и моделей образования для формирования  искомой компетенции.

Дискуссия и результаты исследований

А) Обзор научной литературы.

Систематический обзор литературы в области образованию для устойчивого развития подтверждает жизненно важное значение образования для достижения устойчивого развития.

Исследования и дискуссия   по указанной проблематике затрагивается самыми различными специалистами в областях педагогики, управления, экономической культуры   и технологий.

Однако существуют недостатки в его теоретических основах, реализации и последствиях для образовательных учреждений. Так авторами данной статьи было уделено особое внимание масштабному обзору с точки зрения научной литературы в Scopus и Web of Science. В рамках исследования [3] было проведено исследование, систематизировавшее 74 документа. Был сделан вывод, что образование для устойчивого развития деконструируется с учетом различных точек зрения и характеристик. Аналогичным образом, посредством критического анализа была отмечена важность высших учебных заведений и та роль, которую они должны взять на себя, чтобы внести вклад в устойчивое развитие [5].

B) Концептуальные задачи ВУЗа как научно-производственной базы формирования компетенций управления и контроля в парадигме устойчивого развития. По мнению большинства авторов, мнение которых изучено в рамках приведенного обзора научной литературы современные задачи обучения выходят за рамки доминирующего внимания к полезности и максимизации прибыли и охватывает целостные цели всеобщего человеческого развития, социальной справедливости и экологической устойчивости в пределах планетарных границ. В нем описываются текущие экономические проблемы, и они увязываются с ключевыми компетенциями, имеющими решающее значение для решения этих вопросов. Соответственно, разрабатываются образовательные темы и соответствующие базовые темы, которые соответствуют ключевым компетенциям, чтобы вооружить студентов плюралистическими, междисциплинарными перспективами и навыками, ориентированными на решение, для стимулирования справедливой экономики, поддерживающей сеть жизни [3]. Структура исследовательской и образовательной модели основана на многомерной концепции сбалансированного производства и потребления и должна включать как минимум три взаимосвязанных измерения: экологическую устойчивость, социальную интеграцию и равенство, право на производство добавленной стоимости всех регионов и стран, а также качество жизни.

Фундаментальное исследование и переориентация цели и педагогики экономического образования как на уровне бакалавриата, так и на уровне исследовательских ступеней магистратуры и аспирантуры необходимы для преодоления отсутствия рефлексии и методологического индивидуализма и для того, чтобы вооружить студентов специальностей менеджмента и контроля компетенциями для решения современных социальных и экологических проблем.

Растущий, но ограниченный объем литературы выявляет методологические проблемы в основном экономическом образовании и предлагает реформы, включая больший плюрализм, междисциплинарность и интеграцию этики и устойчивого развития. Однако отсутствует согласованная концептуальная и педагогическая основа, адаптированная к современным социально-экономическим вызовам педагогические соображения по переориентации экономического образования, чтобы дать студентам возможность стать проводниками социальных изменений [1;3].

Трансформация управленческого образования для удовлетворения растущих требований общества к ответственному ведению бизнеса была усилена в свете текущей экономической ситуации. В этом контексте исследуется, какие компетенции необходимы бизнесменам завтрашнего дня и какие концепции и подходы полезны для развития этих компетенций [2;4].

B) Ключевые направления развития исследований и образовательных технологий для целей устойчивого развития и принципов экономики цикла. Следующие вопросы имеют особое значение для будущих исследований и разработок в области высшего образования в интересах устойчивого развития:

  • определение форм и моделей образования в целях устойчивого развития, в том числе в технических университетах сфер, оказывающих существенное влияние на биосреду;
  • измерение результатов обучения менеджменту и контролю, и достигнутых результатов, сложно оцениваемых ввиду их гуманитарной составляющей;
  • учет различных географических, политических и культурных контекстов для высшего образования в интересах устойчивого развития;
  • изучение и оценка влияния международных стандартов, регуляторов (например INTOSAI как методологии контроля в секторе государственного управления в интересах устойчивого развития) и иных источников формирования концептов и нарративов устойчивого развития на международной арене и в рамках национальных экономик;
  • определение приоритетов стратегий устойчивых организационных изменений и контроля;
  • потенциал интеграции усилий на наднациональном уровне со стороны образовательных учреждений в области подготовки таких специалистов и создания совместных научно-исследовательских центров и лабораторий.

Менеджмент и контроль в парадигме устойчивого развития превращается сегодня дифференцированную исследовательскую область с широким спектром дисциплинарных фокусов, тематических подходов, а также региональных подходов. Реализация указанных подходов позволит, с одной стороны, провести более целенаправленную и корректную научную дискуссию, с другой – сформировать прикладные рекомендации по подготовке специалистов.

C) Транснациональное сотрудничество между университетами предоставляет недоиспользуемую возможность для обучения компетенциям в области устойчивого развития, подчеркивающим глобальный и местный характер устойчивого развития (ООН).

Так, в работе [6] ставится вопрос: какие учебные программы и учебно-познавательные среды мы можем использовать в рамках транснационального сотрудничества, чтобы подготовить будущие поколения к решению проблем устойчивого развития (ООН) в различных масштабах и контекстах?

Локальная среда преподавания и обучения является многообещающим способом обеспечить большее количество студентов межкультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для решения проблем устойчивого развития.

Рассмотренный зарубежный опыт локального (проектного) и глобального (сетевого, институционального) сотрудничества показывает успешность таких инициатив и может быть внедрен в практику отечественного образования и науки.

Кейс-примером создания такого интегрированного объединения может стать «Проект научно-исследовательского центра, реализующего функции по совместному проведению междисциплинарных исследований и подготовки специалистов менеджмента и контроля для целей устойчивого развития». Данный проект может быть инициирован как многосторонний, в котором буду задействованы как университетские структуры сотрудничающих стран, так и государственные регуляторы в области социальности ответственности и контроля, а также экологической безопасности.

С) Интеграция элементов поведенческой экономики и экономики производства в образование по менеджменту и контролю. Неоклассическая микроэкономическая теория, в соответствии с которой потребление, производство и оценка товаров и услуг в экономике моделируются как результат взаимодействия сил спроса и предложения, опирается на конкретные предположения о мотивации и предпочтениях экономических агентов. Предполагается, что предпочтения каждого индивида рациональны и представлены уникальной функцией полезности. Тогда наблюдаемый выбор понимается как решение проблемы ограниченной максимизации полезности индивида. Поведенческая экономика отвергает то, что рациональность является «достаточно хорошим» допущением, используя психологические прозрения как для выявления недостатков допущения о рациональности, так и для того, чтобы сделать экономическую теорию более точной в описательном плане [5].

Необходимо проанализировать эти проблемы через призму экологической экономики, устойчивости и экономики замкнутого цикла для разработки долгосрочных решений.

Экономика производства фокусируется на научных темах, рассматривающих взаимосвязь между инженерией и экономикой / менеджментом. Конечной целью является создание и развитие знаний для совершенствования производственной практики и укрепления методологической и теоретической базы, необходимой для поддержки принятия обоснованных решений.

На рисунке 1 приведена интеграция междисциплинарных подходов, ориентированных на подготовку комплексного специалиста, обладающего должной широтой компетенций в области менеджмента и контроля для целей устойчивого развития.

Наблюдается расширение спектра методов исследования. Математическое моделирование / программирование, включая теоретико-игровые модели, особенно в контексте цепочки поставок, и статистический анализ количественных данных по-прежнему являются важными инструментами, в то время как экспериментальные исследования, анализ текста, изучение конкретных примеров и поиск действий приобретают все большее значение. В результате достижения этой цели экономика производства рассматривает широкий спектр тем, основными из которых являются основы этой области, управление запасами и проектирование, планирование и контроль производственных систем. Управление цепочками поставок (особенно межфирменными) добавляет еще один уровень сложности из-за учета межфирменных взаимоотношений, возникающих в результате автономии подразделений, принимающих решения. В настоящее время промышленность сталкивается с проблемами устойчивого развития, энергосбережения, развивающихся рынков и цифровой трансформации производства, которые также находятся в центре внимания исследований в области экономики производства.

Эти тенденции можно было проследить в научной литературе, посвященных направлениям исследований в области экономики производства и может мотивировать будущие исследования [8].

Заключение

В ходе исследования получены следующие результаты и сделаны выводы:

  • сформулирована проблематика реализации дискурса устойчивого развития и соответствия ЦУР, разработанных ООН в рамках университетских структур с научно-исследовательской и образовательной позиций
  • предложены рекомендации по подготовке специалистов менеджмента и контроля с учетом междисциплинарного подхода;
  • определена роль транснационального сотрудничества по подготовке студентов.

Результаты исследования могут быть полезны в теоретических и прикладных исследованиях, секторе государственного управления, а также при разработке образовательных программ и моделей обучения.

Список источников

  1. Низомов, С. Ф. Развитие государственного аудита в условиях цифровизации экономики: теория и практика : Учебник / С. Ф. Низомов, Ф. Д. Зокирова, Д. А. Давлатзода. – Душанбе: «Матбааи ДМТ», 2022. – 159 с. – ISBN 978-99985—7341-3. – EDN JNGGDK.
  2. Полянская, О. А. Развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы и перспективы / О. А. Полянская, А. А. Тамби, А. Е. Михайлова // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 4. – С. 65–74. – DOI 10.24411/2307-5368-2020-10039. – EDN ZUVTMK.
  3. Maximilian Tallgauer, Christoph Schank, Challenging the growth-prosperity Nexus: Redefining undergraduate economics education for the Anthropocene, Ecological Economics, Volume 216, 2024, 108026, ISSN 0921-8009, https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2023.108026.
  4. Maik Adomßent, Daniel Fischer, Jasmin Godemann, Christian Herzig, Insa Otte, Marco Rieckmann, Jana Timm, Emerging areas in research on higher education for sustainable development – management education, sustainable consumption and perspectives from Central and Eastern Europe, Journal of Cleaner Production, Volume 62, 2014, Pages 1-7, ISSN 0959-6526, https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2013.09.045.
  5. Jorge Alberto Vargas-Merino, Cristian Armando Rios-Lama, Miguel Humberto Panez-Bendezú, Critical implications of education for sustainable development in HEIs — A systematic review through the lens of the business science literature, The International Journal of Management Education, Volume 22, Issue 1, 2024, 100904, ISSN 1472-8117, https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100904.
  6. Guido Caniglia, Beatrice John, Leonie Bellina, Daniel J. Lang, Arnim Wiek, Sean Cohmer, Manfred D. Laubichler, The glocal curriculum: A model for transnational collaboration in higher education for sustainable development, Journal of Cleaner Production, Volume 171, 2018, Pages 368-376, ISSN 0959-6526, https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.09.207.
  7. Homa Zarghamee, Behavioral economics and mental health (applied), Editor(s): Howard S. Friedman, Charlotte H. Markey, Encyclopedia of Mental Health (Third Edition), Academic Press, 2023, Pages 188-194, ISBN 9780323914987, https://doi.org/10.1016/B978-0-323-91497-0.00261-7.
  8. Hubert Missbauer, Daria Battini, Alexander Trautrims, Ming-Lang Tseng, Advances in Production Economics, International Journal of Production Economics, Volume 249, 2022, 108498, ISSN 0925-5273, https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2022.108498.

References

  1. Nizomov, S. F. Razvitie gosudarstvennogo audita v usloviyax cifrovizacii e`konomiki: teoriya i praktika : Uchebnik / S. F. Nizomov, F. D. Zokirova, D. A. Davlatzoda. – Dushanbe: «Matbaai DMT», 2022. – 159 s. – ISBN 978-99985—7341-3. – EDN JNGGDK.
  2. Polyanskaya, O. A. Razvitie lesopromy`shlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii: problemy` i perspektivy` / O. A. Polyanskaya, A. A. Tambi, A. E. Mixajlova // Peterburgskij e`konomicheskij zhurnal. – 2020. – № 4. – S. 65-74. – DOI 10.24411/2307-5368-2020-10039. – EDN ZUVTMK.
  3. Maximilian Tallgauer, Christoph Schank, Challenging the growth-prosperity Nexus: Redefining undergraduate economics education for the Anthropocene, Ecological Economics, Volume 216, 2024, 108026, ISSN 0921-8009, https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2023.108026.
  4. Maik Adomßent, Daniel Fischer, Jasmin Godemann, Christian Herzig, Insa Otte, Marco Rieckmann, Jana Timm, Emerging areas in research on higher education for sustainable development – management education, sustainable consumption, and perspectives from Central and Eastern Europe, Journal of Cleaner Production, Volume 62, 2014, Pages 1-7, ISSN 0959-6526, https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2013.09.045.
  5. Jorge Alberto Vargas-Merino, Cristian Armando Rios-Lama, Miguel Humberto Panez-Bendezú, Critical implications of education for sustainable development in HEIs — A systematic review through the lens of the business science literature, The International Journal of Management Education, Volume 22, Issue 1, 2024, 100904, ISSN 1472-8117, https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100904.
  6. Guido Caniglia, Beatrice John, Leonie Bellina, Daniel J. Lang, Arnim Wiek, Sean Cohmer, Manfred D. Laubichler, The glocal curriculum: A model for transnational collaboration in higher education for sustainable development, Journal of Cleaner Production, Volume 171, 2018, Pages 368-376, ISSN 0959-6526, https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.09.207.
  7. Homa Zarghamee, Behavioral economics and mental health (applied), Editor(s): Howard S. Friedman, Charlotte H. Markey, Encyclopedia of Mental Health (Third Edition), Academic Press, 2023, Pages 188-194, ISBN 9780323914987, https://doi.org/10.1016/B978-0-323-91497-0.00261-7.
  8. Hubert Missbauer, Daria Battini, Alexander Trautrims, Ming-Lang Tseng, Advances in Production Economics, International Journal of Production Economics, Volume 249, 2022, 108498, ISSN 0925-5273, https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2022.108498.

Для цитирования: Косоногова Е.С., Давлатзода Д.А., Нефедова И.Д., Яковлев П.О. Потенциал научно-производственной инфраструктуры формирования компетенций менеджмента и контроля в парадигме устойчивого развития и экономики цикла // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-43/

© Косоногова Е.С., Давлатзода Д.А., Нефедова И.Д., Яковлев П.О., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.