Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_633

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ: СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATIVE APPROACHES TO ADVANCED TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS: MODERN CONDITIONS OF EDUCATION

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках  реализации государственного задания  на проведение научных исследований № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г. (с изменениями от 03.11.2023 г.) по теме «Методология проектирования единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля (физика, информатика, технология) в условиях непрерывного образования»

Груздева Марина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород. E-mail: gru1234@yandex.ru

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород. E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru, ORCID: 0000-0001-9950-9824

Gruzdeva Marina Leonidovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after. K. Minina, Nizhny Novgorod. E-mail: gru1234@yandex.ru

Smirnova Zhanna Venediktovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after. K. Minina, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, (Knyaginino) E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru, ORCID: 0000-0001-9950-9824

Аннотация. На современном этапе цифрового образования повышение квалификации учителей является одним из перспективных и актуальных направлений для рассмотрения, поскольку от наличия профессиональных компетенций педагога зависит конечный образовательный результат. В этом случае, курсы повышения квалификации являются современным катализатором развития педагогического образования, являющиеся особо актуальными на сегодняшний день и имеющие ряд преимуществ и недостатков. Выявленные слабые места рассматриваемого образовательного инструмента определили цель данной статьи, которая заключается в рассмотрении инновационных подходов повышения квалификации учителей технологии в современных условиях образования. Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках  реализации государственного задания  на проведение научных исследований № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г. (с изменениями от 03.11.2023 г.) по теме «Методология проектирования единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля (физика, информатика, технология) в условиях непрерывного образования».

Abstract. At the present stage of digital education, teacher training is one of the promising and relevant areas for consideration, since the final educational result depends on the professional competencies of the teacher. In this case, advanced training courses are a modern catalyst for the development of teacher education, which are particularly relevant today and have a number of advantages and disadvantages. The identified weaknesses of the educational tool under consideration determined the purpose of this article, which is to consider innovative approaches to improve the qualifications of technology teachers in modern educational conditions.

The work was carried out with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the implementation of the state assignment for scientific research No. 073-03-2023-029 dated January 27, 2023 (as amended from November 3, 2023) on the topic “Methodology for designing a unified scientific system -methodological support for teachers of a technological profile (physics, computer science, technology) in the conditions of continuous education».

Ключевые слова: образование, педагогика, цифровизация, повышение квалификации, онлайн-курсы

Keywords: education, pedagogy, digitalization, advanced training, online courses

В настоящее время современный мир диктует необходимость в непрерывном обучении и усовершенствовании навыков человека в различных аспектах. Ключевые базовые знания закладываются еще в школе, в связи с чем компетентность учителя является основополагающим для успешного профессионального будущего обучающихся. Различный спектр компетенций современного учителя предоставляют ему возможность добиваться признания и уважения учеников и достигать максимального педагогического эффекта, и одним из передовых инструментов, в данном случае, выступают курсы повышения квалификации [5].

Курсы повышения квалификации – современный катализатор развития педагогического образования, представляет под собой процесс принятия, усваивания и совершенствования профессиональных навыков и умений педагога. На сегодняшний день учителя должны проходить курсы повышения квалификации раз в три года, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Ключевой целью повышения квалификации является усовершенствование учебно-воспитательной деятельности, поскольку именно от качества педагогической деятельности, от профессиональных навыков учителя зависит будущая успешность образовательного процесса. По итогам прохождения курсов очень важно, чтобы учителя раскрывали свой профессиональный потенциал, усовершенствовали навыки внедрения и использования инновационных приемов, методов и средств в образовательном процессе, расширяли границы своих теоретических и практических познаний по отдельным научным областям, знакомились с современными методиками обучениями, а также делились своим опытом и накопленными знаниями с коллегами [6].

На сегодняшний день наиболее популярной формой прохождения курсов является дистанционное обучение или «онлайн –курсы». Данный формат традиционно имеет свои преимущества и недостатки, при этом к положительным аспектам можно отнести факт экономии и эффективного распределения личного времени на обучение, другими словами учителя имеют возможность подключиться к курсу из любой точки мира, при этом прослушивать информацию в удобное для себя время [3]. К менее благоприятным аспектам относится то, что по статистике, ежегодно возрастает количество незаконченных курсов, и связано это в первую очередь с тем, что потенциальные обучающиеся не имеют специальных знаний в области самоорганизации и самоподготовки. Помимо этого, нельзя не отметить и факт отсутствия личных коммуникаций, при которых педагог эмоционально привлекает слушателей в теоретическую и практическую часть курса, получая при этом обратную отдачу. Не менее значимой проблемой в рассматриваемом аспекте выступает и качество, предлагаемых различными образовательными организациями, курсов, в следствие чего наблюдается отсутствие правильно подобранного, актуального и значимого материала, что также отталкивает обучающихся к его заключительному прохождению. Наличие перечисленных слабых мест современных курсов повышения квалификации учителей свидетельствует о необходимости определения инновационных подходов повышения квалификации учителей в современных условиях образования.

В настоящее время существуют традиционные и инновационные формы повышения квалификации педагогов, каждой из форм присущи свои особенности и характерные черты (рис.1) [2].

Особо актуальным в настоящий период времени является рассмотрение вопроса инновационных подходов повышения квалификации учителей применяя при этом современные, инновационные методы, средства и формы обучения. Отличительной особенностью инновационных подходов к повышению квалификации является их практическая направленность при достижении конкретно поставленной задачи – усовершенствовать профессиональные компетенции педагогического состава. В этой связи выступает определенный перечень требований к инновационным формам повышения квалификации, а именно: инновационный подход обучения должен четко определять набор взаимосвязанных инструментов, направленных на саморазвитие и совершенствование обучающихся (педагогов); инновационная форма обучения должна быть структурированной, включая необходимый перечень образовательных, последовательных стадий, нацеленных на достижение конкретного педагогического результата; инновационные подходы должны быть четко направлены на достижение педагогического эффекта.

Более подробно рассмотрим инновационные формы повышения квалификации педагогов, представленные на рисунке. На первом месте в списке представлена активная практика, подразумевающая под собой посещение педагогами места стажировки, нацеленной на проведение активной практической деятельности, активного взаимодействия с коллегами, с целью передачи профессионального опыта и дальнейшего развития [1]. Не менее значимой и интересной формой является коучинг, набирающий все большую популярность в цифровом пространстве и предполагающий активную методику обучения со стороны коуча, т.е. тренерства, наставничества и мотивации. Интересной особенностью данной формы является то, что группа обучающихся не получает конкретных советов или рекомендаций, вся работа строится на формировании ряда вопросов коучу, и самостоятельному поиску решений на поставленные проблемы. К этой же группе относятся и тренинги, деятельность которых направлена именно на персонализированную работу оценки и разбора педагогической проблемы или задачи. В настоящее время всё чаще встречаются образовательные вебинары, которые несут под собой большой массив ценной информации, чаще всего организованные в веб-пространстве и объединяющие в себе участников из различных городов и стран [4]. Ключевой особенностью вебинаров является то, что они интерактивны, демонстративны и особо познавательны.

На сегодняшний день без преувеличения можно говорить о том, что происходящие в мире цифровые и технологические изменения существенно вносят свои коррективы в педагогическую деятельность, в связи с чем учителям крайне важно идти в ногу со временем, непрерывно повышая свои профессиональные компетенции и внедряя в образовательно-воспитательную деятельность новые методы и технологии обучения. Особенно ощутимо происходящие трансформации образования сказываются в педагогической деятельности учителей технологии, в связи с чем и определена тема настоящего исследования.

Необходимость повышения квалификации учителей технологии определена в первую очередь влиянием двух факторов, а именно: измененные подходы в Федеральном государственном образовательном стандарте общего и среднего образования акцентированные на профильную технологическую подготовку педагогов, а также современные требования к усовершенствованным программам повышения квалификации учителей технологии с использованием интерактивных средств, форм и методов обучения. При этом стоит отметить, что до введения всех изменений ключевыми вопросами выступали элементы методики обучения технологии, а также практико-ориентированные курсы повышения квалификации учителей, нацеленные на усовершенствование профессиональных навыков учителей технологии [7].

На сегодняшний день вопрос профессиональных компетенций учителей технологии является не менее актуальным, в связи с чем в рамках реализации Программ повышения квалификации Мининского университета было разработано и внедрено три дополнительных профессиональных программы повышения квалификации, отвечающие всем необходимым требованиям и направленные на получение новых знаний в профессиональной деятельности учителей технологии с целью их профессионального саморазвития (табл. 1).

Ключевой целью обучающей программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителей технологии, связанных с использованием высокотехнологического оборудования (на базе технопарка «Квантуриум»)» является совершенствование профессиональных компетенций учителей в области обновления содержания и методов обучения школьников по учебному предмету «Технология» в современной школе. Особенностью данной программы является то, что она предназначена исключительно для учителей технологи и включает в себя два основных модуля. Первый модуль: обновление содержания и условия реализации технологической подготовки школьников, второй модуль: современный урок технологии. В рамках данной программы предусмотрены лекционные и интерактивные занятия, при этом контрольно-оценочным средством выступает готовый проект.

Актуальность программы «Организация урочной и внеурочной деятельности по технологии с использованием цифрового оборудования» заключается в том, что ее содержание разработано на основе компетентностного подхода, в которой в полном объеме раскрыты главные вопросы теоретического, практического и методического контента в проектировании и реализации образовательного пространства в школе, при помощи использования цифрового оборудования. Цель программы заключается в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов в области модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» с использованием цифрового оборудования.

Значимость программы «Пропедевтика формирования инженерных компетенций, обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования» заключается в необходимости успешной социализации учителей к условиям новой образовательной реальности, предоставляя возможность принятия новых знаний в сфере образовательных технологий, предполагая пропедевтику инженерной культуры как ключевой результат реализации ФГОС. Цель данной программы заключается в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов в области модернизации содержания и технологий преподавания инженерных компетенций в условиях реализации ФГОС общего образования.

Современный этап мирового развития характеризуется яркой тенденцией создания и развития информационного общества, нацеленного на формирование специальных условий для развития технический способностей человека. Именно техническое мышление является важной составляющей при развитии технических способностей обучающихся, для эффективного инженерно-технического восприятия мира. Несомненно, что ведущая роль в данном случае отводится именно образованию, направленному на формирование специальных качеств личности, которые в свою очередь отвечают современным требованиям и канонам информационного общества.

Список источников

  1. Бердибекова К., Карагозуева Г., Бекмурзаева Б. Роль информационных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога //Информатика и инженерные технологии. – 2023. – Т. 1. – №. 1. – С. 274-283.
  2. Ворохобов А. В., Плисов Е. В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды //Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – №. 3. – С. 5.
  3. Коновалов А. А. «Методика профессионального обучения» как ключевая дисциплина инженерно-педагогической подготовки: проблемы и перспективы обновления //Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – №. 2.
  4. Смирнова Ж.В., Копица В.Н., Перевозчикова Н.Г. Профориентационная работа в системе дополнительного образования: перспективы развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2023.-С. 366-369.
  5. Логвинова О. Н., Большакова А. Г. Сопровождение учителей технологии педагогами дополнительного образования в освоении робототехники //Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии. – 2023. – С. 163-167.
  6. Намжилов С. Р., Корытов Г. А. Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации обновленных фгос //Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2023. – №. 3. – С. 63-68.
  7. Степанец О. В. Повышение квалификации учителя в цифровой образовательной среде //science and technology research-2023. – 2023. – С. 103-109.

References

  1. Berdibekova K., Karagozueva G., Bekmurzayeva B. The role of information technology in the professional training of a future teacher //Computer science and engineering technologies. – 2023. – Vol. 1. – No. 1. – pp. 274-283.
  2. Vorokhobov A.V., Plisov E. V. Theoretical aspects of the practice of introducing a virtual educational environment //Bulletin of the Minin University. – 2023. – Vol. 11. – No. 3. – p
  3. Konovalov A. A. «Methods of vocational training» as a key discipline of engineering and pedagogical training: problems and prospects of renewal //Bulletin of the Minin University. – 2023. – Vol. 11. – No. 2.
  4. Smirnova Zh.V., Kopitsa V.N., Perevozchikova N.G. Career guidance in the system of additional education: development prospects // Problems of modern pedagogical education. – 2023.-pp. 366-369.
  5. Logvinova O. N., Bolshakova A. G. Support of technology teachers by teachers of additional education in the development of robotics //Mentoring in education: culture, ideas, technology.
  6. Namzhilov S. R., Korytov G. A. Modern approaches to teaching technology in the context of the introduction and implementation of the updated Federal State Educational Standards //Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. The Society. – 2023. – №. 3. – Pp. 63-68.
  7. Stepanets O. V. Teacher training in the digital educational environment //science and technology research-2023. – 2023. – pp. 103-109.

Для цитирования: Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Инновационные подходы повышения квалификации учителей технологии: современные условия образования // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-31/

© Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.