Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 631.15

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_614

МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА

MANAGEMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE FORMATION OF A TERRITORIAL BRAND

Оганьян Александр Григореьвич, доцент кафедры управления развитием пространственно-экономический систем, кандидат экономических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», E-mail: Oganyan@sfedu.ru

Янченко Елена Анатольевна, доцент кафедры лесоводства и лесных мелиораций, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К.Кортунова — филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», E-mail: elena-novoch @mail.ru

Янченко Дарья Дмитриевна, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К.Кортунова — филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», E-mail: elena-novoch @mail.ru

Oganyan Alexander Grigorevich, Associate Professor of the Department of Management of the Development of Spatial-Economic Systems, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, FSAEO HE «Southern Federal University», E-mail: Oganyan@sfedu.ru

Yanchenko Elena Anatolyevna, Associate Professor of the Department of Forestry and Forest Reclamation, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A. K. Kortunov — branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University», E-mail: elena-novoch @mail.ru

Yanchenko Daria Dmitrievna, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A.K. Kortunov — branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University», E-mail: elena-novoch @mail.ru

Аннотация. В статье выполняется анализ статистической информации, взятой из открытых источников, о ходе реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» на муниципальном уровне. Исследуются различные аспекты управления городской средой в контексте формирования территориального бренда. Авторами обоснованы организационно-экономические и административно-нормативные рекомендации, направленные на повышение эффективности управления городской средой на микро- и мезоэкономичском уровнях. Одним из преимуществ предлагаемой управленческой модели является мультипликативный эффект, заключающийся в повышении социо-эколого-экономического благополучия граждан за счёт улучшения экологического качества городской (территориальной) среды, создания новых рабочих мест, повышение доходности и рентабельности видов бизнеса, функционирующих в сфере туризма и рекреации, а также смежных отраслях, увеличении доходов бюджетной системы РФ. Результаты исследования могут использоваться хозяйствующими субъектами отраслей туризма и рекреации, органами госвласти субъектов РФ при планировании территориального развития, органами местного самоуправления при разработке проектов и программ благоустройства городской среды.

Abstract. The article analyzes statistical information taken from open sources on the progress of the implementation of the federal project “Formation of a comfortable urban environment” at the municipal level. Various aspects of urban environment management are explored in the context of the formation of a territorial brand. The authors substantiate organizational, economic, administrative and regulatory recommendations aimed at increasing the efficiency of urban environment management at the micro- and meso-economic levels. One of the advantages of the proposed management model is the multiplier effect, which consists in increasing the socio-ecological and economic well-being of citizens by improving the environmental quality of the urban (territorial) environment, creating new jobs, increasing the profitability and profitability of businesses operating in the field of tourism and recreation, as well as related industries, increasing revenues of the budget system of the Russian Federation. The results of the study can be used by business entities in the tourism and recreation industries, government bodies of constituent entities of the Russian Federation when planning territorial development, and local governments when developing projects and programs for improving the urban environment.

Ключевые слова: территория, бренд, менеджмент, городская среда, город, экономика, регион, эффект, экология

Key words: territory, brand, management, urban environment, city, economy, region, effect, ecology

Введение

В настоящее время уделяется большое значение благоустройству городских территории что позволяет создать комфортную и безопасную среду проживания населения. Согласно открытым статистическим данным ежегодно на региональном и муниципальном уровне выделяются значительные средства, в основном из федерального и регионального бюджета для выполнения программ по благоустройству [2]. На сегодняшний день нет ясных и четких понятий, рекомендаций какие мероприятия необходимо реализовывать. Нет ясного понимания как рассчитывать эффект от проведения мероприятий в сфере благоустройства городской среды. Указанные обстоятельства аргументируют актуальность и своевременность научного поиска факторов и направлений формирования территориального (регионального) бренда, что способствует интенсификации социально-экономического развития на микро- и мезоуровнях.

Методы

Подготовка данной статьи подразумевала использование статистических, эконометрических методов научной интерпретации массивов эмпирических данных, а также расчётно-аналитического инструментария сравнения и обобщения.

Результаты и обсуждение

В контексте развития экологического менеджмента, научным сообществом РФ уточняется региональная специфика природопользования [6, 7], обосновывается расчётно-аналитический инструментарий индикации природохозяйственных эффектов [8], исследуется организационно-экономический и цифровой инструментарий улучшения качества городской среды [1]. Вместе с тем, специфика реализации проектов благоустройства в контексте формирования регионального бренда требует дополнительной научной интерпретации, с учётом опыта, накопленного субъектам РФ и муниципальными образованиями.

В рамках большинства экологических проектов, направленных на улучшение и оздоровление окружающей среды городских агломераций в отдельную группу можно вынести проекты, связанные с благоустройством городских территорий. В большинстве областях и краях России ежегодно выполняется комплексная работа по различным видам благоустройства городской среды, выделяются денежные средства из федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Так, например, при реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в национальный проект «Жилье и городская среда» на территории Ростовской области из федерального бюджета с 2018 года было выделено более 7,5 млрд руб. Общая сумма вложений с учетом регионального и муниципального бюджета составило более 10 млрд руб. [2]. Следует отметить, что есть расхождения в названиях федеральных проектов. Так на федеральном уровне проект называется «Формирование комфортной городской среды», на региональном и муниципальном уровне появляется название «Формирование современной городской среды» или термин «Благоустройство городских территорий». Несмотря на то, что данные названия схожи между собой и должны достигать единых целей, можно выделить и некоторые расхождения в идеях реализации этих проектов.

Согласно федеральному проекту комфортная городская среда предполагает создания городских территории, на которых максимально комфортно проживать населению. Данный проект предполагает создания нового облика Российских городов, создание экологическо-безопасной среды проживания, модернизацию и создания новой современной и удобной городской инфраструктуры, включающей в себя внедрение новых инновационных технологий, возможность использования городских пространств для людей с ограниченными возможностями. Возможность получения жителями обширного спектра социальных услуг. Предполагается удобная для проживания планировка городов, создание прогулочных, парковых и рекреационных зон, общественных пространств, с сохранением при этом исторического облика древних городов. Таким образом, согласно описания в федеральном проекте: «основная цель данного проекта создание удобного, безопасного, современного облика города, в котором удобно проживать, работать и отдыхать людям разного возраста» [2].

Использованная терминология «современная городская среда», «благоустройство городской среды» которые активно используются на региональном и муниципальном уровне безусловно входят в понятие национального проекта «Комфортная городская среда» но не заменяет его. Так на муниципальном уровне наиболее часто для реализации выбирается один из показателей который входит в понятие комфортная городская среда. Например, согласно отчетам о реализации о выполнения проектов в рамках благоустройства городских территорий в городе Новочеркасск, Ростовской области можно выделить следующую структуру расходования денежных средств [3, 4].

Анализ данных в таблице 1 показал, что значительная часть муниципального бюджета направленна на выполнение показателя «Уличное освещение с содержанием сетей». Вторым показателем по объёму инвестиций является показатель «Озеленение». На третьем месте показатель «Содержание и благоустройство дворовых территорий».

Следует отметить, что нет единого понятия какие именно мероприятия должны входить в понятие «благоустройство городской территории». Согласно открытым данных, регулярно публикуемых в системах массовой информации, благоустройство заключается в укладке дорожек для пешеходов, установки малых архитектурных форм (фонари, лавочки), высадке зеленых насаждений. Высадка зеленых насаждений в большинстве случаев выполняется без учета функциональных особенностей насаждений, например, для Ростовской области с довольно жарким климатом без создание обширных теневых зон.

Приведенная структура расходов муниципального бюджета в области благоустройства городской среды характерна и для других городов Ростовской области и для регионального бюджета в целом. Данные по благоустройству крупнейших муниципалитетов Ростовской области отражены в таблице 2 [5].

Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод о том, что установленные в РФ формы статнаблюдения учитывает лишь два показателя, позволяющих идентифицировать уровень комфорта городской среды в контексте формирования территориального (регионального) бренда, а именно выраженные в километрах и тектарах: «Общая протяжённость освещённых частей улиц, проездов, набережных на конец года» и «Общая площадь зелёных насаждений в границах муниципалитета». Фактические данные опубликованные на официальном сайте «Ростовстата» коррелируются с показателями структуры расходования денежных средств, приведённых в таблице 1. Если проанализировать отчет губернатора Ростовской области за 2022 год, то в нем так же упоминаются реализованные мероприятия в рамках регпроекта «Формирование комфортной городской среды». Основными отчетными показателями являются [2]:

  • привлечение граждан в решение вопросов городской среды;
  • закупка оборудования российского производства;
  • количество благоустроенных территорий, в 2022 году – 138 шт.

Отдельно приводятся данные о реализации реконструкции и прокладке новых автомобильных дорог. Развитие транспортной инфраструктуры общественного транспорта. Переоснащение библиотек, объектов образования, спортивной и медицинской инфраструктуры. В отчетах указываются количество выполненных работ или благоустроенных территорий без указания качества производства этих работ. Так же не приводятся никакие данные о том, как повлияли данные виды благоустройства на комфортность проживания жителей, что должно являться приоритетным показателем. Указанные обстоятельства аргументируют необходимость уточнения форм отчётности в по направлению детализации показателей, отражающих качественные характеристики городской среды (включая экологические показатели, отражающие уровень антропогенного воздействия).

Заключение

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. В России запущены федеральные программы направленные на улучшение качества жизни населения, к ним можно отнести федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Данные проекты направлены на создание удобных, безопасных, современных городов, в которых будет удобно проживать, работать и отдыхать людям разного возраста.
  2. На региональном и муниципальном уровне выявлено расхождение в используемой терминологии данного проекта. Вместо термина «комфортная городская среда» вводится понятие «современная городская среда». В рамках реализации этого проекта в основном производится модернизация уличного освещения, озеленение городской территории и лишь на третьем месте по вложенным инвестициям выступает показатель «Содержание и благоустройство дворовых территорий».
  3. На наш взгляд целесообразно на федеральном уровне ввести точные и ясные показатели входящие в понятие благоустройства городской территории, с тем что бы не было разногласий какие именно мероприятия необходимо проводить на региональном или муниципальном уровне в рамках реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». Статистический анализ информации выложенный в открытых источниках о реализации мероприятий в рамках рассматриваемого федерального проекта выявило отсутствие единых статистических показатели характеризующих эффективность реализации проекта.
  4. Необходимо включить в региональную и муниципальную официальную статистику отчеты по выполнению указанных показателей, для более достоверной оценки эффективности реализации проекта «Формирование комфортной городской среды».
  5. Реализация обоснованных выше организационно-экономических и административно-нормативных предложений способствует формированию территориального бренда, повышению эффективности расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на благоустройство, охрану окружающей среды, интенсификацию природопользования, в том числе за счёт создания уникальных конкурентных преимуществ, обусловливающих привлекательность региональных, в целом, и муниципальных (местных), в частности, туристско-рекреационных продуктов, связанных, прежде всего, с развитием экологически ориентированных видов туризма и рекреации. Одним из преимуществ предлагаемой управленческой модели является мультипликативный эффект, заключающийся в повышении социо-эколого-экономического благополучия граждан за счёт улучшения экологического качества городской (территориальной) среды, создания новых рабочих мест, повышение доходности и рентабельности видов бизнеса, функционирующих в сфере туризма и рекреации, а также смежных отраслях, увеличении доходов бюджетной системы РФ. Комплекс указанных эффектов значительно повышает инвестиционную привлекательность территории, а также усиливает конкурентоспособность его социально-экономической системы.

Список источников

  1. Анопченко Т. Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент взаимодействия государства и бизнеса в пространственном развитии регионов: цифровой аспект / Анопченко Т. Ю., Янченко Е. А., Абдуллаев Э. Э. // Экономические науки. 2022. № 217. С. 89-94.
  2. Официальный сайт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (ФП «ФКГС»), https://pdminstroy.ru/federalniy-proekt-fkgs дата обращения 02.12.2023 г.
  3. Официальный сайт Правительства Ростовской области https://www.donland.ru/documents/13669/ дата обращения 01.12.2023 г.
  4. Официальный сайт администрации города Новочеркасска https://novochgrad.ru/public/din_files/ дата обращения 01.12.2023 г.
  5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области https://61.rosstat.gov.ru/ дата обращения 02.12.2023 г.
  6. Таранова И. В. Основные тенденции и специфика природопользования на региональном уровне (на примере Ростовской области) / Таранова И.В., Иванов Н.И., Ревунов Р.В., Янченко Е.А. // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 4.
  7. Янченко Е. А. Основные тенденции и специфика природопользования РФ на современном этапе / Янченко Е.А., Владимирова А.В., Дубская Е.С. // Экономические науки. 2022. № 209. С. 228-232.
  8. Янченко Д. В. Применение экологического рейтинга для оценки результатов национальных проектов в сфере благоустройства городской среды / Янченко Д.В., Янченко Е.А., Янченко Д.Д. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 12. С. 173-176.

References

  1. Anopchenko T. Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument vzaimodejstviya gosudarstva i biznesa v prostranstvennom razvitii regionov: cifrovoj aspekt / Anopchenko T. Yu., Yanchenko E. A., Abdullaev E. E. // Ekonomicheskie nauki. № 217. S. 89-94.
  2. Oficial’nyj sajt federal’nogo proekta «Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy» (FP «FKGS»), https://pdminstroy.ru/federalniy-proekt-fkgs data obrashcheniya 02.12.2023 g.
  3. Oficial’nyj sajt Pravitel’stva Rostovskoj oblasti https://www.donland.ru/documents/13669/ data obrashcheniya 01.12.2023 g.
  4. Oficial’nyj sajt administracii goroda Novocherkasska https://novochgrad.ru/public/din_files/ data obrashcheniya 01.12.2023 g.
  5. Oficial’nyj sajt Territorial’nogo organa Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Rostovskoj oblasti https://61.rosstat.gov.ru/ data obrashcheniya 02.12.2023 g.
  6. Taranova I. V. Osnovnye tendencii i specifika prirodopol’zovaniya na regional’nom urovne (na primere Rostovskoj oblasti) / Taranova I.V., Ivanov N.I., Revunov R.V., Yanchenko E.A. // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 4.
  7. Yanchenko E. A. Osnovnye tendencii i specifika prirodopol’zovaniya rf na sovremennom etape / Yanchenko E.A., Vladimirova A.V., Dubskaya E.S. // Ekonomicheskie nauki. 2022. № 209. S. 228-232.
  8. Yanchenko D. V. Primenenie ekologicheskogo rejtinga dlya ocenki rezul’tatov nacional’nyh proektov v sfere blagoustrojstva gorodskoj sredy / Yanchenko D.V., Yanchenko E.A., Yanchenko D.D. // Konkurentosposobnost’ v global’nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2022. № 12. S. 173-176.

Для цитирования: Оганьян А. Г., Янченко Е. А., Янченко Д. Д. Менеджмент городской среды как фактор формирования территориального бренда // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-12/

© Оганьян А. Г., Янченко Е. А., Янченко Д. Д, 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.