Московский экономический журнал 12/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.117

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_750

КАК РЕФОРМА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ОТРАЗИЛАСЬ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

HOW DID THE REFORM OF THE CONTRACT SYSTEM AFFECT THE ECONOMIC INDICATORS OF THE STATE CONSTRUCTION ORDER

Кощеев Вадим Аркадьевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: npmos@bk.ru

Токунова Галина Федоровна, д.э.н., декан факультета экономики и управления, профессор кафедры менеджмента в строительстве, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: tgf_1608@mail.ru

Цветков Юрий Александрович, аспирант кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Koshcheev Vadim Arkadeevich, Doctor of Economics, Professor of the Department of construction economics and housing Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: npmos@bk.ru

Tokunova Galina Fedorovna, Doctor of Economics, dean of the Faculty of Economics and Management, Professor of the Department of Management in Construction, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: tgf_1608@mail.ru

Tsvetkov Yuriy Aleksandrovich, PhD student of the Department of construction economics and housing Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Аннотация. В проанализированы первые результаты реализуемой реформы контрактной системы Российской Федерации в 2022 году. Оптимизационные пакеты изменений в 44-ФЗ отмечены, как новый виток развития системы государственных закупок в России. Выделены основные концептуальные корректировки законодательства о закупках. Исследованы значения показателей объемов закупок и жалоб участников закупок за последние шесть лет. Изложены случаи, при которых возможно расторжение контрактов. Проведен анализ показателей государственных контрактов в строительстве. Сделан вывод о том, что настоящая реформа контрактной системы положительно повлияла на выполняемость государственного строительного заказа.

Abstract. The article touches upon the issue of the first results of the ongoing reform of the contract system of the Russian Federation in 2022. Optimization packages of changes in 44-FZ are marked as a new round of development of the public procurement system in Russia. The main conceptual adjustments of the procurement legislation are highlighted. The values of indicators of procurement volumes and complaints of procurement participants over the past six years are analyzed. The cases in which termination of contracts is possible are described. The analysis of indicators of state contracts in construction is carried out. It is concluded that the present reform of the contract system has had a positive impact on the fulfillment of the state construction order.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, оптимизационные пакеты поправок, государственный строительный заказ, государственный контракт

Keywords: government procurement, contract system, optimization packages of amendments, state construction order, state contract 

Для стабильного развития страны, а также нивелирования провалов рынка, в том числе с целью обеспечения общественных благ, несомненно, необходимо постоянно совершенствовать механизм формирования, организации и выполнения государственного заказа. Данный механизм уже прошел несколько стадий эволюции в России с начала 1990-х годов. Более подробно каждый из этапов описан в предыдущем исследовании автора [1].

Как видно из данных таблицы 1, 2022 год характеризуется упрощением процесса участия в государственных закупках, а также стимулированием развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Центральным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимоотношения субъектов государственного заказа, является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Процессы, происходящие в социально-экономических системах, находятся в состоянии постоянных изменений. Соответственно, законодательство, регламентирующее эти процессы, также подвергается требуемым корректировкам. 44-ФЗ также не стал исключением в данном вопросе. С января 2022 года и в течение данного года в закон вносятся различные нововведения. Рассмотрим основные из них ниже.

  1. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ
  • Уменьшение общего числа способов определения исполнителя контракта. В контрактной системе остались самые распространенные способы: конкурс, аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика.
  • Сокращение сроков оплаты контрактов. В соответствии с изменениями законодательства, субъекты малого и среднего предпринимательства станут получать оплату контракта на 5 дней раньше, другие организации на 15 дней.
  • Обновлены требования к информации, указываемой в извещении к закупке и сроки размещения извещения.
  • Унификация заявок на участие в торгах.
  • Возможность предъявления требований к участникам торгов, стоимостная предквалификация участников при проведении закупки на сумму более 20 млн. руб.
  • Введение электронного документооборота.
  1. Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ
  • Увеличение совокупного объема закупок у СМП и СОНО с 15% до 25%.
  • Новые условия и требования к СМП и СОНО.
  1. Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

Согласно изменениям, внесенным 344-ФЗ субъекты, являющиеся получателями субсидий обязаны руководствоваться положениями 44-ФЗ при проведении закупок. К таким субъектам, помимо прочих, относятся коммерческие организации, акции которых принадлежат государству, а также государственные корпорации.

  1. Федеральный закон от 01.05.2022 N 124-ФЗ

Данный закон изменил порядок требований к членству подрядчиков в саморегулируемых организациях (СРО). Теперь членство в СРО становится необходимым для строительных организаций, выполняющих контракты на сумму не менее 10 млн. рублей. Ранее подрядчикам необходимо было обязательное членство в СРО при выполнении работ на сумму не менее 3 млн. руб. Институт саморегулирования пришел на смену лицензированию в строительстве в 2011 году. Основной задачей СРО является страхование ответственности ее членов посредством возмещения финансовых средств в случае неисполнения подрядными организациями своих обязательств по контрактам. При всех положительных сторонах данного механизма, членство в СРО несет в себе дополнительную финансовую нагрузку на подрядчиков, большинство которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства и не имеют лишних денежных средств.

  1. Постановление Правительства РФ № 439 от 23.03.2022

ПП РФ №439 направлено на обеспечение возможности неуплаты подрядчиком неустоек в случае удорожания строительных материалов, необходимых для выполнения контракта. Также стало возможным корректировать существенные условия контрактов в связи с повышением цен на материалы.

Рассмотрев новейшие изменения, внесенные в контрактную систему, отметим тот факт, что большинство из них направлены на упрощение процесса участия исполнителей контрактов в закупочных процедурах. Уменьшено количество способов определение поставщика, сохранились лишь самые часто встречающиеся в практике. Произошло сокращение сроков авансирования и оплаты контрактов, увеличены обязательные объемы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, снижена финансовая нагрузка на подрядчиков.

Далее в работе будут представлены некоторые показатели контрактной системы за последние несколько лет. На рисунке 1 обозначены объемы государственных закупок по годам. Как мы видим с 2017 года по 2021 год наблюдается рост объемов закупок. За 4 года прирост составил 51,4% и вырос с 6361,3 млрд. руб. в 2017 году до 9633,19 млрд. руб. в 2021 г. По состоянию на конец 2022 г. объем выполненных контрактов составил 9806,41 млрд. руб., таким образом к концу года данный показатель превышает значение прошлого года. Такая тенденция свидетельствует о положительных результатах проводимой в настоящее время реформы контрактной системы.

На рисунке 2 изложена информация о количестве поступивших жалоб от участников контрактной системы в контрольный орган. Как правило жалобы от участников закупочного процесса возникают по следующим причинам:

  • неточности в формулировках в закупочной документации;
  • внесение необоснованных положений в проект будущего контракта;
  • необъективное отклонение заявки участника конкурентной процедуры;
  • неточности в итоговых протоколах заседаний комиссии;
  • выявление сговоров при проведении закупок;
  • другие противоправные действия, совершаемые участниками закупок.

Результаты данных рисунка 2 свидетельствуют о том, что количество жалоб, поступающих от участников закупок. В 2021 году количество жалоб снизилось на 26,9% с 81149 шт. в до 63950 шт. Причем количество обоснованных жалоб также снижается. На момент начала декабря 2022 года значение показателя поступивших жалоб и вовсе уменьшилось по сравнению с итогами 2020 года почти вдвое, составив 41605 шт. Количество отозванных жалоб в 2022 году превышает значение 2021 года. В целом, можно отметить уменьшение числа ошибок и неправомерных действий, возникающих в ходе реализации государственного заказа в 2022 году.

Далее фокус внимание автора будет сконцентрирован на таком виде экономической деятельности, как строительство [3,4]. Производство работ по возведению объектов гражданского строительства составляют до 38% от общей суммы государственных закупок по всем видам деятельности. Посредством механизма государственного заказа возводятся такие объекты, как школы, больницы, дороги и объекты транспортной инфраструктуры, гидротехнические объекты, объекты сферы жилищно-коммунального хозяйства и другие социально-значимые здания и сооружения. Строительство многих объектов реализуется в рамках ключевых Национальных проектов, таких как «Жиль и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Здравоохранение», «Демография» и др [5,6,7].

В таблице 2 будут рассмотрены объемы заключенных контрактов? а также расторгнутых.

Выделим возможные варианты расторжения строительных контрактов для обеспечения государственных нужд:

  1. Контракт расторгнут по соглашению сторон. В данном случае государственный контракт может быть расторгнут, если в ходе его исполнения цена контракта увеличилась или уменьшилась в диапазоне превышающем 10%. В диапазоне объективного увеличения или уменьшения цены до 10 % контракт не расторгается, а сторонами подписывается дополнительное соглашение. В 2021 году для крупных проектов, которые выполняются более, чем 12 календарных месяцев, такой диапазон увеличен до 30%.
  2. Контракт расторгнут по инициативе заказчика. Нарушение подрядчиком существенных условий контракта влечет односторонний отказ заказчика от его дальнейшего исполнения. Такое расторжение может стать следствием срыва сроков завершения строительства, некачественного выполнения работ, а также других договоренностей, изложенных в контракте.
  3. Контракт расторгнут по инициативе подрядчика. Данный вариант, хоть и значительно реже, чем ситуация, описанная в п. 2, но все же имеет место быть при реализации контрактов в рамках государственного строительного заказа. Неправомерный отказ заказчика от приемки выполненных работ, задержка оплаты выполненных работ, а также другие факты невыполнения заказчиком своих обязательств по контракту могут служить поводом для его расторжения подрядчиком [8].

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в 2022 году было заключено на 20 тыс. строительных контрактов меньше, чем годом ранее. Однако значения показателей расторгнутых контрактов в текущем году значительно меньше, чем в 2021 году.

Таким образом, можно предположить о том, что изменения в законодательстве о государственных закупках в 2022 году положительно отразились на экономических показателях государственного строительного заказа. Упрощение процедур организации закупочного процесса, ускорение авансирования контрактов, стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства не только снизили количество жалоб, но и уменьшили число расторгнутых контрактов.

Список источников

  1. Цветков Ю.А. Исследование этапов развития системы государственных закупок российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8 (133). С. 169-173.
  2. Единая информационная система в сфере государственных закупок URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 14.12.2022)
  3. Аблязов Т.Х., Ширшиков С.П. Проблемы реализации потенциала роста строительной сферы // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 5.
  4. Аблязов Т.Х., Ширшиков С.П., Александрова Е.Б. Роль государства и частного сектора в реализации экономического потенциала строительной сферы // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 5.
  5. Кощеев В.А., Цветков Ю.А., Гвоздев В.С. Выявление проблем реализации национальных проектов с помощью инструмента государственного строительного заказа // Экономика и предпринимательство. 2021. № 11 (136). С. 120-123.
  6. Кришталь В.В., Асаул В.В., Кощеев В.А., Петухова Ж.Г. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инфраструктурных инвестиций: проблемы внедрения и снижение рисков // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 5 (82). С. 223-232.
  7. Асаул В.В., Кришталь В.В., Петухова Ж.Г. Реализация национальных проектов, направленных на инвестиции в инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 4 (81). С. 209-218.
  8. Цветков Ю.А. Выявление факторов, препятствующих исполнению государственных контрактов в строительстве с учетом изначально заявленных цен // В сборнике: Актуальные вопросы строительства: взгляд в будущее. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию создания Инженерно-строительного института. Красноярск, 2022. С. 197-199.

References

  1. Tsvetkov Yu.A. Research of stages of development of the public procurement system of the Russian Federation // Economics and entrepreneurship. 2021. No. 8 (133). pp. 169-173.
  2. Unified information system in the field of public procurement URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home .html (accessed 12/14/2022)
  3. Ablyazov T.H., Shirshikov S.P. Problems of realizing the growth potential of the construction sector // Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. No. 5.
  4. Ablyazov T.H., Shirshikov S.P., Alexandrova E.B. The role of the state and the private sector in realizing the economic potential of the construction sector // Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. No. 5.
  5. Kosheev V.A., Tsvetkov Yu.A., Gvozdev V.S. Identification of problems in the implementation of national projects using the state construction order tool // Economics and entrepreneurship. 2021. No. 11 (136). pp. 120-123.
  6. Krishtal V.V., Asaul V.V., Kosheev V.A., Petukhova Zh.G. Public-private partnership as a mechanism for attracting infrastructure investments: problems of implementation and risk reduction // Bulletin of Civil Engineers. 2020. No. 5 (82). pp. 223-232.
  7. Asaul V.V., Krishtal V.V., Petukhova J.G. Implementation of national projects aimed at investments in infrastructure support of entrepreneurship: problems and prospects // Bulletin of Civil Engineers. 2020. No. 4 (81). pp. 209-218.
  8. Tsvetkov Yu.A. Identification of factors hindering the execution of state contracts in construction, taking into account the initially stated prices // In the collection: Current issues of construction: a look into the future. Collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the 40th anniversary of the establishment of the Institute of Civil Engineering. Krasnoyarsk, 2022. pp. 197-199.

Для цитирования: Кощеев В.А., Токунова Г.Ф., Цветков Ю.А. Как реформа контрактной системы отразилась на экономических показателях государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-53/

© Кощеев В.А., Токунова Г.Ф., Цветков Ю.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.