Московский экономический журнал 12/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_723

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ВУЗА

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AND FINANCIAL STABILITY OF THE UNIVERSITY

Кобзева Мария Сергеевна, аспирантка 2 курса, ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, г. Пятигорск, E-mail: mari.krais@gmail.com

Kobzeva Maria Sergeevna, 2nd year postgraduate student, PSU, Pyatigorsk, E-mail: mari.krais@gmail.com

Аннотация. В данной статье проведен анализ предпринимательской деятельности в сфере образования. Сегодня образование находиться на новом этапе развития, который ознаменован поиском новой модели высшего учебного заведения. Такой моделью может быть образовательно учреждение, которое занимается предпринимательской деятельностью. В первую очередь речь идет об университетах. Данное направление деятельности высших учебных заведений становится особенно актуально в период, когда большую часть времени процесс образования проходит дистанционно. Отметим, что раньше высшие учебные заведения занимались только учебной и научной деятельностью, но сегодня для успешного функционирования в современных условиях крайне необходимым становится осуществление предпринимательской деятельности, обеспечивая свою рентабельность и сохраняя достаточно высокую финансовую устойчивость. Чтобы предпринимательство приносило высшему учебному заведению положительные результаты, стало механизмом повышения эффективности и качества услуг необходимо разрабатывать стратегические планы, которые подробно демонстрируют процесс коммерциализации того или иного продукта, услуги, а также этапов, которые сопутствуют данной деятельности. Данная статья посвящена исследованию образовательных услуг высших учебных заведению и обоснованию использования предпринимательства, как одного из механизмов повышения эффективности и качества образовательных услуг.

Abstract. This article analyzes entrepreneurial activity in the field of education. Today, education is at a new stage of development, which is marked by the search for a new model of higher education institution. Such a model can be a university that is engaged in entrepreneurial activity. This area of activity of higher educational institutions becomes especially relevant at a time when most of the time the education process takes place remotely. It should be noted that earlier higher educational institutions were engaged only in educational and scientific activities, but today, for successful functioning in modern conditions, it becomes extremely necessary to carry out entrepreneurial activities, ensuring their profitability and maintaining sufficiently high financial stability. In order for entrepreneurship to bring positive results to higher education institutions, become a mechanism for improving the efficiency and quality of services, it is necessary to develop strategic plans that demonstrate in detail the process of commercialization of a particular product, service, as well as the stages that accompany this activity. This article is devoted to the study of educational services to higher educational institutions and the justification of the use of entrepreneurship as one of the mechanisms for improving the efficiency and quality of educational services.

Ключевые слова: предпринимательство, качество образовательных услуг, рынок, инновационные услуги, технологии

Keywords: entrepreneurship, quality of educational services, market, innovative services, technologies

Как показывает всплеск прикладных исследований в области экономики, в последнее время на финансовое процветание и благополучие влияет уровень образования и профессиональной подготовки.

Образование приносит существенную отдачу индивиду, если рассматривать уровень заработка и возможность трудоустройства, а также оказывает значительное влияние на экономический рост общества в целом, в частности, с точки зрения улучшения здоровья и участия населения в общественной жизни, а также снижения преступности. Учитывая влияние образования на благосостояние и благополучие общества, высшие учебные заведения стремятся к развитию и совершенствованию своей деятельности. Директорам школ, деканам вузов, руководителям, преподавателям и другим членам сферы образования необходимо уделять должное внимание повышению качества и эффективности своей деятельности. В связи с происходящими достижениями, а также с наступлением глобализации и модернизации необходимо повышать качество и эффективность образования. Многие высшие учебные заведения и школы все еще не выбрали новый путь развития и образовательный процесс в их стенах носит традиционный характер, что не позволяет им конкурировать с теми образовательными организациями, которые ищут новые направления работы, модернизируют свою деятельность не только в той части, которая касается процесса обучения, но и затрагивают административную и финансовую составляющую своей работы. Повышение качества и эффективности образования позволило бы отдельным лицам удовлетворительно достигать академических целей и повышать авторитет образовательных учреждений в обществе. Кроме того, неоспоримым фактом является то, что преподаватели в таких учреждениях будут испытывать чувство удовлетворенности работой, развивать мотивацию к выполнению своих должностных обязанностей и чувствовать себя комфортно в рабочей среде. Студенты также будут чувствовать себя приятно и разовьют интерес и энтузиазм к повышению своей успеваемости. Эффективная работа сферы образования и профессиональной подготовки могут способствовать экономическому росту и социальной сплоченности. Не только в области образования, но и в любой другой области люди стремятся к тому, чтобы быть эффективными в выполнении задач и видов деятельности. Эффективное выполнение должностных обязанностей позволяет людям добиваться желаемых результатов, надлежащим образом достигать институциональных целей и задач, получать удовлетворение от работы и приобретать возможности для продвижения по службе, а также расширять свои карьерные перспективы. Обучение отдельных людей происходит на протяжении всей их жизни. Лица, занятые в сфере образования, обязаны повышать осведомленность и изучать различные аспекты на протяжении всей своей работы. Кроме того необходимо, чтобы высшие учебные заведения развивались, предоставляли новые актуальные услуги. Таким образом, получение необходимой информации является одним из наиболее важных аспектов повышения эффективности своих задач и деятельности. Для того чтобы быть эффективными и получать продуктивные результаты, люди должны принимать во внимание различные факторы. Это приобретение информации, повышение осведомленности, привитие таких качеств, как трудолюбие, находчивость и добросовестность, внедрение эффективных навыков управления временем, а также обладание способностями работать в условиях стресса и справляться с проблемами и вызовами. Качество в системе образования относится к понятию, которое развивается быстрыми темпами в течение определенного периода времени. Совершенство и ценности являются важнейшими условиями, которые необходимо принимать во внимание для повышения качества и эффективности образования. Но в системе образования существуют различия с точки зрения национальных секторов образования, культур и заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны включают студентов, преподавателей, политиков, бизнес-сообщество, профсоюзы и так далее. Все сотрудники должны работать в координации и интеграции друг с другом, чтобы повысить качество системы. Качество образования в первую очередь сосредоточено на учебных достижениях учащихся и проведении реформ в традиционных учебных программах и стандартах. Другой аспект качества заключается в том, что он относится к актуальности того, чему учат и чему учатся. Система должна быть совместима с потребностями и требованиями отдельных лиц. Образование, предоставляемое в школах, учебных центрах и высших учебных заведениях, должно обеспечивать предоставление учащимся знаний и информации, которые были бы полезны и значимы для них в обогащении их жизни. Считается, что преподаватели вносят значительный вклад в повышение качества и эффективности системы образования. Это люди, которые не только передают знания и информацию студентам с точки зрения академических концепций, но и прививают им черты морали, этики, правдивости и честности. Помимо приобретения академических знаний и информации, эти качества также необходимы для того, чтобы люди могли надлежащим образом поддерживать свои условия жизни. Для того чтобы добиться повышения качества и эффективности системы образования, необходимо добиться улучшения качества ее компонентов. Основные компоненты включают в себя учебные планы и учебные системы, программы и процедуры, политику и правила, процедуры оценки, учебную литературу, внеклассные мероприятия, методы преподавания, библиотечные средства, технологии, современные и инновационные методы, организацию мероприятий и так далее. Но чтобы все эти элементы успешно функционировали, учебному заведению необходимо иметь финансовую стабильность. Сейчас, особенно среди университетов, высокий уровень конкуренции, а это значит, что руководству таких заведений необходимо совершенствоваться и искать новые способы финансирования. В системе образования управленческие и административные функции считаются чрезвычайно важными, от них зависит стабильная работа всей организации. Административный персонал обязан вести всю бумажную работу и документы. В для того, чтобы добиться улучшения качества системы управления, сотрудники должны обладать эффективными навыками и способностями. Они должны обладать достаточными техническими навыками. Поскольку использование технологии позволит им надлежащим образом выполнять свои задачи и деятельность. Эффективность системы менеджмента качества в образовании зависит от преемственности в системе управления, от уполномоченного органа до управления университета. Система управления в высших учебных учреждениях применима к различным аспектам. К ним относятся методы преподавания и обучения, стратегии обучения, ресурсы, библиотечные помещения, лаборатории, технологии, инфраструктура, оборудование, общественные удобства и общие условия окружающей среды.

Чтобы гарантировать качество образования, высшие учебные заведения вынуждены искать баланс на трех взаимозависимых уровнях (учебное заведение, учебные заведения и заинтересованные стороны, преподаватели и студенты), а также справляться со своими внешними ограничениями и внутренним потенциалом, чтобы одновременно развивать культуру самообразования. Однако определение качества преподавания оказывается сложной операцией, отмеченной как идеологической, так и методологической напряженностью, которая не позволяет достичь единодушия, в отличие от исследовательской деятельности, в которой есть показатели, которые можно критиковать, но которые признаются научным сообществом.

В то время как некоторые исследователи данной области приводят доводы в пользу сочетания контекстуальных элементов, специфичных для учебного заведения, критериев, относящихся к процессу преподавания и обучения, и других, связанных с результатами этого процесса (профессиональная интеграция,…), все аналитики сходятся во мнении, что это переменные, относящиеся к процессу которые лучше всего предсказывают качество обучения. Другими словами, разница находится ближе всего к методам преподавания и обучения, в самом сердце отношений между учителем(ами) и учениками; но эти переменные также являются наименее хорошо задокументированными, наиболее противоречивыми и наименее используемыми в системах оценки.

У предприимчивых учителей есть страсть к преподаванию. Они вдохновляющие, непредубежденные и уверенные в себе, гибкие и ответственные. Они хорошо слушают, могут использовать и продавать идеи и могут работать, ориентируясь на студентов и действия. Они командные игроки и имеют хорошую сеть общения. Они стремятся сократить разрыв между образованием и экономикой и включают внешних экспертов в свое преподавание, сосредоточив внимание на реальном жизненном опыте. Они всегда ссылаются на экономический аспект темы; и предметы, связанные с бизнесом, играют важную роль в их занятиях — по всем дисциплинам.

Для повышения качества образования крайне важно применять на практике современные и инновационные методы. Новые технологии считаются наиболее важными не только в области образования, но и в других сферах. Технологии обладают рядом преимуществ, и благодаря их оперативному использованию люди могут выполнять задачи и действия управляемым и менее трудоемким способом. Например, даже благодаря использованию интернета, давно уже не новой технологии, люди могут приобретать знания и углублять свое понимание с точки зрения различных областей, предметов и концепций. В некоторых случаях преподаватели и руководители недостаточно хорошо владеют технологиями в своей области, соответственно не могут мотивировать студентов, например, делать проекты, презентации, развивать свои способности в области инноваций. Следовательно, чтобы углубить свое понимание, они записываются в учебные центры, которые в свою очередь могут находиться на базе высшего учебного заведения и быть часть предпринимательской деятельности университета, чему и посвящено данное исследование. На начальном этапе люди в некоторых случаях не чувствуют себя комфортно при использовании технологий. Но при тщательной практике и ежедневном использовании они способны приобрести навыки.

Современные университеты предоставляют огромное количество услуг, качество которых с каждым годом становится все более высоким. Если раньше вузы осуществляли только учебную и научную деятельность, то сегодня для успешного функционирования в современных условиях им жизненно необходимым становится осуществление предпринимательской деятельности, обеспечивая свою рентабельность и сохраняя достаточно высокую финансовую устойчивость.

Предпринимательство представляет собой функционирующую модель в экономике, которая описывается в терминах изменений, инноваций и инициатив и часто ассоциируется с уровнем экономического развития. Предпринимателями являются люди, которые мечтают о новых технологиях и продуктах и действуют, чтобы воплотить их в жизнь. Они склонны к риску и ищут на рынке возможности, которые позволили бы им получать прибыль. Эта ценная экономическая модель сейчас, более чем когда-либо, является реальностью и в сфере образования. Университет стал настолько областью инициатив и инноваций, что многие эксперты в области образования говорят о нашем времени как об «эпохе образовательного предпринимательства». Предприниматели думают не только о существующих ограничениях и решениях. У них есть страсти, они действуют под давлением чрезвычайных обстоятельств, чтобы воплотить в жизнь свои видения, и за ними следуют другие. Такие люди являются лидерами, что сейчас очень важно для сферы образования.

Существуют ограничения на образовательное предпринимательство. Создавая и продвигая инновационные продукты, необходимо следовать законам, чтобы не нарушать не чьи права. Педагоги-предприниматели могут внедрять инновационные программы для разных групп учащихся или повышать качество образования. Они нацелены на неудовлетворенный или недостаточно удовлетворенный спрос в государственной системе образования. Они вводят новшества разными способами. Во многих случаях их продукты или услуги ориентированы на ограниченный сегмент населения и предлагают индивидуальное образовательное предложение, специально разработанное для удовлетворения ожиданий этой группы.

В настоящее время высшие учебные заведения нуждаются в предпринимательстве. Им необходимо совершенствоваться и внедрять инновации, чтобы соответствовать требованиям, касающимся образования и трудоустройства. Именно по этой причине предпринимательство сегодня так ценится в сфере образования. Управленческий подход считается недостаточным для того, чтобы школы могли эффективно противостоять вызовам, существующим в наше время. Школе нужны инновации, творчество, действие.

Предпринимательская модель исходит из экономики. Несмотря на свои взлеты и падения, экономика продемонстрировала выдающиеся показатели и удивительную способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям благодаря предпринимательской активности, как полагают некоторые эксперты. В настоящее время образовательная сфера стала привлекательной для предпринимателей. В связи с изменениями в технологиях образование открывает новые возможности, связанные с автономией, децентрализацией и индивидуализацией. Новые формы образования, такие как виртуальные школы, онлайн-курсы или дистанционное обучение, стимулируют развитие новой категории предпринимателей, заинтересованных инвестировать в образовательную сферу таким же образом, как они начали бы бизнес в других областях, более ориентированных на рынок.

Образовательные предприниматели определяются как новаторы, которые могут произвести изменения в государственной системе образования благодаря своим качествам и деятельности. Самое главное качество, которым они обладают, — это видение того, как все можно сделать лучше.

Можно отметить три предпосылки к развитию предпринимательства в высших учебных заведениях. Во-первых, вузы наделяются финансово-хозяйственной самостоятельностью, что связанно со снижением государственного финансирования. Однако, не всегда тяжелые, кризисные ситуации влияют негативно, в этом есть и положительные моменты. Любая проблема – это поиск нового решения, новых способов реализации своей деятельности. В наше время существует нестабильность на образовательном рынке, что способствует тому, что вузы стремятся к самостоятельности, независимости от бюджетного финансирования и поиска новых возможностей.

Во-вторых, развитие предпринимательской деятельности вузов обусловлено их включением в национальную инновационную систему, где они ответственны за создание и распространение знаний.

В-третьих, отмечаем, уровень конкуренции между учебными заведениями, который особенно растет в последнее время с введением дистанционного обучения. Университетам необходимо сохранять свои позиции в то время, как появляется большое количество дистанционных университетов и онлайн-школ, предлагающих образовательные услуги высокого качества. Такие учреждения предлагают большое разнообразие курсов, которые можно посещать в удобное время, не выходя из дома. Это особенно актуально и удобно для тех людей, которые, например, хотят получить второе образование или повысить квалификацию, но при этом они очень заняты на работе и не имеют возможности полноценно посещать занятия в очной форме. Что касается заочного обучение, то здесь многие, если не сказать, что все университеты также используют дистанционное обучение. Студенты могут самостоятельно или в форме онлайн консультаций с преподавателями изучать материал и посещать высшее учебное заведение уже только в период сдачи экзаменов.

Таким образом, университеты в праве осуществлять предпринимательскую деятельность для получения прибыли, если она не нарушает законодательство и позволяет им добиваться финансовой стабильности.

Современные требования, которые предъявляет общество к уровню образования и компетентности личности, возлагают большую ответственность на сферу науки и образования при обучении специалистов высокой квалификации. Исходя из этого, возникает необходимость постоянно совершенствовать систему образования и внедрять технологии, которые носят инновационный характер, и образовательные методы, активно заниматься развитием предпринимательской деятельности. Современным студентам больше недостаточно просто посещать занятия, в наше время возникает потребность практик ориентированном образовании, создании инновационных площадок, где обучающиеся могли бы реально применять свои знания, тренироваться, создавать проекты и многое другое. Качество образования, основанного на совершенствовании образовательных технологий, зависит в первую очередь от компетентности и опыта преподавателя. Именно компетентность преподавателя определяет разработку качественных учебных планов по дисциплинам, включенным в государственный образовательный стандарт и учебные планы специальностей. Кроме того, преподавательский и управленческий состав университетов также нуждается в постоянном образовании и повышении квалификаций, мониторинге знаний. В настоящее время высшие учебные заведения находятся на стадии поиска новой модели образования, которая наряду со своей основной функцией приносила бы также значительную прибыль и была бы механизмом повышения качества и эффективности образовательной деятельности и финансовой стабильности высших учебных заведений. К услугам, которые могут приносить высшим ученым заведениям прибыль, можно отнести: консалтинговые услуги, проведение научных конференций, открытие дополнительных курсов для детей и взрослых, лагеря и школы при университете, онлайн-курсы с получением сертификатов после окончания обучения, что сейчас весьма актуально с введением дистанционного образования. Руководителям университетов необходимо учитывать во время работы тот факт, что они систематически прикладывают определенные усилия по преодолению ограничений в трех сферах: генерации знаний, преподавании и преобразования знаний в практику – путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой.

Заключение

В результате исследования, были рассмотрены услуги высших образовательных учреждений. Был проведен анализ предпринимательской деятельности университетов и обоснована важность данного направления работы вузов в современных экономических условиях. Полученные в ходе работы данные доказывают значимость поиска новых механизмов повышения качества образовательных услуг в связи с ростом потребностей общества.

Данная работа выполнена с использованием методов научного исследования: наблюдения, системного анализа, синтеза, обобщения и сравнения.

Список источников

  1. Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения. Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — 111-124 с.
  2. Ивинский Д.В., Чепурова И.Ф. Предпринимательская деятельность вуза как элемент рыночной экономики // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 3. – 36 с.
  3. Крайсвитная (Кобзева) М.С. Управление инновационно-предпринимательской деятельностью вуза в современных условиях / Крайсвитная (Кобзева) М.С. – Пятигорск: 2018, — 138 с.
  4. Павлова А.И. Университет в региональной инновационной системе: роли, функции, взаимодействия (на примере томской области) / Павлова А.И. – Томск. 2016. — 195 с.
  5. Репина М.Г. Предпринимательская деятельность вуза // Вестник. — 2011. – 30 с.
  6. Golovanova, N.B., Basyuk, A.S., Taranova, I.V., Kramarenko, R., Goloshchapova, L.V. The study of economic activity of Russian corporations in modern economy/International Journal of Economics and Financial Issues this link is disabled, 2016, 6(1S), стр. 220–226
  7. Podkolzina, I.M., Taranova, I.V., Paytaeva, K.T., Revunov, S.V., Abrosimova, T.F. Innovative Approaches in Financial Support for Regional Economic Security/Lecture Notes in Networks and Systemsthis link is disabled, 2021, 205,стр. 549–558
  8. Schultz T. W. Investment in human capital: the role of education and research, N.Y, 2011, стр. 150-152
  9. Shane S., Academic Entrepreneurship: University Spinoffs and Wealth Creation. – UK.: Edward Elgar Publishing, Inc., 2010, стр. —
  10. Slaughter S., Rhoades G. Academic capitalism and the new economy : markets, state, and higher education. – Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2009. — стр. 384.

References

  1. Baly`xin M.G. Vazhnejshie problemy` kommercializacii rezul`tatov intellektual`noj deyatel`nosti v vy`sshix uchebny`x zavedeniyax Rossii i napravleniya ix resheniya. Kreativnaya e`konomika. — 2015. — № 1 (97). — 111-124 s.
  2. Ivinskij D.V., Chepurova I.F. Predprinimatel`skaya deyatel`nost` vuza kak e`lement ry`nochnoj e`konomiki // Social`no-e`konomicheskie yavleniya i processy`. – 2014. – № 3. – 36 s.
  3. Krajsvitnaya (Kobzeva) M.S. Upravlenie innovacionno-predprinimatel`skoj deyatel`nost`yu vuza v sovremenny`x usloviyax / Krajsvitnaya (Kobzeva) M.S. – Pyatigorsk: 2018, — 138 s.
  4. Pavlova A.I. Universitet v regional`noj innovacionnoj sisteme: roli, funkcii, vzaimodejstviya (na primere tomskoj oblasti) / Pavlova A.I. – Tomsk. 2016. — 195 s.
  5. Repina M.G. Predprinimatel`skaya deyatel`nost` vuza // Vestnik. — 2011. – 30 s.
  6. Golovanova, N.B., Basyuk, A.S., Taranova, I.V., Kramarenko, E.R., Goloshchapova, L.V. The study of economic activity of Russian corporations in modern economy/International Journal of Economics and Financial Issues this link is disabled, 2016, 6(1S), str. 220–226
  7. Podkolzina, I.M., Taranova, I.V., Paytaeva, K.T., Revunov, S.V., Abrosimova, T.F. Innovative Approaches in Financial Support for Regional Economic Security/Lecture Notes in Networks and Systemsthis link is disabled, 2021, 205,str. 549–558
  8. Schultz T. W. Investment in human capital: the role of education and research, N.Y, 2011, str. 150-152
  9. Shane S., Academic Entrepreneurship: University Spinoffs and Wealth Creation. – UK.: Edward Elgar Publishing, Inc., 2010, str. — 325.
  10. Slaughter S., Rhoades G. Academic capitalism and the new economy : markets, state, and higher education. – Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2009. — str. 384.

Для цитирования: Кобзева М.С. Предпринимательская деятельность в сфере образования как механизм повышения эффективности и качества образовательной деятельности и финансовой стабильности вуза // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-26/

© Кобзева М.С., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.