Московский экономический журнал 11/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 37

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_11_601

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (НА ПРИМЕРЕ СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА)

FORMS OF ORGANIZATION OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE CAPITAL REGION)

Широкорад Ирина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Shirokorad_irina@mail.ru

Фадеева Олеся Михайловна, директор Центра стратегического развития аграрного образования ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», olesya.fadeeva@mail.ru

Болдырев Борис Петрович, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», boris.boldyrev.45@mail.ru

Shirokorad Irina Ivanovna, Doctor of Historical Sciences, Professor of the State University of Land Management, Shirokorad_irina@mail.ru/

Fadeeva Olesya Mikhailovna, Director of the Center for Strategic Development of Agrarian Education of the State University of Land Management, olesya.fadeeva@mail.ru

Boldyrev Boris Petrovich, Associate Professor, State University of Land Management, boris.boldyrev.45@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу форм организации предпрофессионального обучения и просвещения в г. Москве с целью ранней профориентации школьников московских школ, а также в ряде субъектов Российской Федерации.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the forms of organization of pre-professional training and education in Moscow for the purpose of early career guidance of schoolchildren of Moscow schools, as well as in a number of subjects of the Russian Federation.

Ключевые слова: образование предпрофессиональное обучение, предпрофессиональное просвещение, формы организации ранней профориентации школьников

Keywords: education pre-professional training, pre-professional education, forms of organization of early vocational guidance of schoolchildren

Ранняя подготовка школьников к выбору будущей профессии сегодня осуществляется посредством предпрофессионального просвещения и предпрофессионального обучения. Работа в этих направлениях организуется и проводится при непосредственном руководстве и участии правительств субъектов Российской Федерации и потому имеет в каждом регионе свою специфику, учитывающую накопленный опыт, устоявшиеся педагогические практики, особенности регионов в географическом, демографическом, экономическом и иных отношениях. При этом следует подчеркнуть, что предпрофессиональное обучение и просвещения повсеместно осуществляется посредством реализации соответствующих проектов.

Рассмотрим в качестве примера опыт организации предпрофессионального обучения и просвещения Правительством г. Москвы как наиболее, с нашей точки зрения, удачный.

В Государственной программе г. Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») задачи профессионального ориентирования школьников определены следующим образом: «создание высокотехнологичной, мотивирующей к самообучению среды старшей школы» [1].

Среди проектов предпрофессионального обучения, реализуемых в Москве, следует назвать проект «Вертикали в московских школах». «Образовательные вертикали, как отмечено в материалах проекта, — это городской проект, который дает возможность московским школьникам еще в основной школе выбрать траекторию будущей карьеры и начать углубленно изучать наиболее интересующие предметы» [2]. Проект рассчитан на школьников 7-9 классов, включает три вертикали – математическую, естественно-научную, лингвистическую, спортивную (с 5-го класса) и IT-вертикаль, и предполагает знакомство школьников с основами профильных наук, будущими профессиями, получение первичных предпрофессиональных навыков работы на учебном оборудовании, проектной деятельности и т.д. На рисунке 1 приведены данные на 2022 г. о количестве московских школ, реализующие те или иные вертикали. [3].

«Школа старшеклассников» — еще один проект, «предполагающий создание современной высокотехнологичной образовательной среды для обучающихся старших классов (8-11 классов)» [4]. На рисунке 2 приведены данные о формировании профильных классов за период с 2015 по 2022 гг. в московских школах.

Если в 2015 г. общее число профильных классов составляло 245, то в 2022 г. их число возросло более чем в четыре раза и составило 1056. Расширись и профили предпрофессионального обучения: в 2015 г. – инженерное, медицинское, академическое, кадетское, в 2022 г. – к четырем имеющимся были открыты IT – классы, педагогические, медиаклассы, предпринимательские и спортивные классы.

В 2021 г. общее число обучающихся в профильных классах превышало 53 тыс. человек, в 2022 г. – свыше 133 тыс. [6].

Динамика численности школ с предпрофильными классами за период с 2015 г. по 2022 г. приведены на рисунке 3.

Предпрофессиональное просвещение в Москве осуществляется, прежде всего, в рамках проекта «Субботы московского школьника», который реализуется по разным направлениям инженерные, исторические, космические субботы, субботы мужества, арт-субботы, субботы правовой грамотности), среди которых и подпроект «Университетские субботы». Данный подпроект существует с 2013 г., проводится для школьников и учеников колледжей г. Москвы на базе образовательных организаций высшего образования столичного региона.

По данным Департамента образования Правительства г. Москвы, в 2022 г. в проекте «Университетские субботы» приняли участие около 100 московских школ, более чем шестьдесят образовательных организаций высшего образования, на базе которых было проведено свыше двух тысяч мероприятий различных форматов с использованием активных и интерактивных педагогических приемов обучения. [9]. Тематика просветительских мероприятий разнообразна и включает такие направления, как: гуманитарные, естественные и точные науки, Культура и искусство, Технологии, Экономика, Урбанистика и др.

Правительство г. Москвы является, на наш взгляд, безусловным лидером в организации предпрофессионального обучения и просвещения московских школьников и учащихся колледжей, хотя интересные формы организации и проведения проектных мероприятий на этапе довузовского обучения можно видеть и в других регионах. Например, создание сети агроклассов и агрошкол в сельских образовательных организациях при поддержке правительств субъектов Российской Федерации, Минсельхоза России и Министерства просвещения Российской Федерации, формирование на базе вузов сельскохозяйственного профиля аграрных профориентационных кластеров, проведение региональных профильных олимпиад школьников, летних научных школ и ряд других.

В целом, следует сказать, что сегодня можно наблюдать широкий спектр форм организации как предпрофессионального обучения, так и предпрофессионального просвещения как в столичном, так и в других регионах страны. Их успешность обусловлена такими характеристиками, как применение активных и интерактивных педагогических методик, знакомство как с фундаментальными, так и прикладными достижениями наук, использование учебного оборудования и приборной базы образовательных организаций и связь обучения с производством.

Список источников

  1. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), утвержденная постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450 — URL: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2022/03/pp450.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
  2. Вертикали в московских школах URL: https://shkolamoskva.ru/predprof/vertikali/?ysclid=locw5dptgn663065043#verticals. (дата обращения: 26.10.2023).
  3. Проект Школа старшеклассников. URL: http://edu.repetitor-general.ru/schools/project.php?list=51 (дата обращения: 26.10.2023)..
  4. Предпрофессиональные классы – Школа. Москва. — URL: https://shkolamoskva.ru/predprof/ (дата обращения: 22.10.2023).
  5. Широкорад И.И. Предпрофессиональное обучение и просвещение школьников как фундамент подготовки кадров для экономики г. Москвы// Московский экономический журнал, 2022, Т. 7. № 10. — URL: https://qje.su/ (дата обращения: 22.10.2023).
  6. О результатах реализации Государственной программы «Столичное образование» в 2021 году и планах на 2022 год. — URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/267309220/; О результатах реализации программы «Столичное образование» в 2022 году и планах на 2023 год. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/283367220/. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/283367220/ (дата обращения: 10.10.2023).
  7. Широкорад И.И., Фадеева О.М. Популяризация инженерных профессий среди школьников в рамках проекта «Университетские субботы»//Московский экономический журнал, 2022, Т.7. № 10. — URL: https://qje.su/ (дата обращения: 22.10.2023).
  8. О результатах реализации программы «Столичное образование» в 2022 году и планах на 2023 год. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/283367220/.
  9. Университетские субботы. URL: http://edu.repetitor-general.ru/schools/project.php?list=9 (дата обращения: 23.10.2023).

References

  1. The State program of the city of Moscow «Development of education of the city of Moscow («Metropolitan education»), approved by the decree of the Government of Moscow dated 27.09.2011 No. 450 — URL: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2022/03/pp450.pdf (date of application: 12.10.2023).
  2. Verticals in Moscow schools URL: https://shkolamoskva.ru/predprof/vertikali /?ysclid=locw5dptgn663065043#verticals. (date of application: 10/26/2023).
  3. Project School of high school students. URL: http://edu.repetitor-general.ru/schools/project.php?list=51 (accessed: 10/26/2023)..
  4. Pre–professional classes — School. Moscow. — URL: https://shkolamoskva.ru/predprof / (date of address: 10/22/2023).
  5. Shirokorad I.I. Pre-professional training and education of schoolchildren as the foundation of personnel training for the economy of Moscow// Moscow Economic Journal, 2022, vol. 7. No. 10. — URL: https://qje.su / (accessed: 10/22/2023).
  6. On the results of the implementation of the State Program «Metropolitan Education» in 2021 and plans for 2022. — URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/267309220 / (date of request: 10.10.2023). About the results of the implementation of the program «Metropolitan Education» in 2022 and plans for 2023. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/283367220 /. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/283367220 / (date of request: 10.10.2023).
  7. Shirokorad I.I., Fadeeva O.M. Popularization of engineering professions among schoolchildren within the framework of the project «University Saturdays»//Moscow Economic Journal, 2022, vol. 7. No. 10. — URL: https://qje.su / (accessed: 10/22/2023).
  8. About the results of the implementation of the program «Metropolitan Education» in 2022 and plans for 2023. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/283367220 /.
  9. University Saturdays. URL: http://edu.repetitor-general.ru/schools/project.php?list=9 (accessed: 10/23/2023).

Для цитирования: Широкорад И.И., Фадеева О.М., Болдырев Б.П. Формы организации предпрофессиональной подготовки учащихся средних общеобразовательных школ (на примере столичного региона) // Московский экономический журнал. 2023. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2023-68/

© Широкорад И.И., Фадеева О.М., Болдырев Б.П., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 11.