Московский экономический журнал 11/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 311:796

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_652

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

QUALITY OF LIFE OF DISABLED STUDENTS OF VARIOUS NOSOLOGICAL GROUPS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Дралло Ирина Леонидовна, доцент Кафедры физического воспитания ФГБОУВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, E-mail: dralloirina@list.ru

Drallov Irina Leonidovna,  Associate Professor, Department of Physical Education, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, E-mail: dralloirina@list.ru

Аннотация. Целью исследования является изучение качество жизни студентов-инвалидов разных нозологических групп в период пандемии COVID-19. У 188 студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп (110 юношей и 78 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет, изучали самооценку качества жизни (КЖ) по опроснику SF-36. Показано, что КЖ студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола, а самоизоляция в период с 24.11.2020 по 04.04.2021 оказала наиболее сильное влияние на студентов, имеющих кардио-респираторную патологию.

Abstract. The aim is to study the quality of life of disabled students of different nosological groups during the COVID–19 pandemic. 188 students with disabilities and disabilities of different nosological groups (110 boys and 78 girls) aged 18 to 20 years, studied self-assessment of quality of life (QOL) according to the SF-36 questionnaire. It is shown that the quality of life of disabled students differs depending on nosology and gender, and self-isolation in the period from 24.11.2020 to 04.04.2021 had the strongest effect on students with cardio-respiratory pathology.

Ключевые слова: студенты, инвалиды, пандемия, качество жизни

Keywords: students, disabled people, pandemic, quality of life

Сегодня из-за широкого распространения короновирусной инфекции дистанционное (онлайн) обучение осуществляется по всему миру [1], а потребность в адаптации этого формата для индивидуальных потребностей учащихся и всестороннего развития и поддержки онлайн-системы образования – одни из главных требований Всемирной организации здравоохранения [2]. Дистанцирование и изменения в форматах обучения, а также другие экономические и контекстуальные факторы, связанные с пандемией, могут оказывать непропорциональное воздействие на уязвимые группы, включая студентов-инвалидов и их семьи [3].

Данная категория студентов относятся к числу тех, кто даже в обычных условиях университетского обучения сталкивается со значительными препятствиями и барьерами, поскольку  необходимые им средства поддержки и обучения не всегда доступны [4,5]. Стоит подчеркнуть, что короновирусная инфекция может усугубить уже существующие проблемы в состоянии здоровья, особенно те, которые связаны с функцией дыхания, иммунной системы, сердечными заболеваниями или диабетом [6]. Кроме того, помимо риска заражения, ограниченные ресурсы и поддержка из-за условий изоляции могут усилить попечительские заботы [7]. Таким образом, в дополнение к постоянным проблемам, связанным с инклюзивностью, адекватный доступ к дистанционному (онлайн) обучению в период COVID-19 считается еще одной проблемой для студентов-инвалидов и их родителей [8].

Цель – изучить качество жизни студентов-инвалидов разных нозологических групп в период пандемии COVID-19.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета) г. Москвы дважды: с 24.11.2020 по 27.11.2020 и с 01.04.2021 по 04.04.2021 по специально разработанному протоколу, соответствующему стандартам международной методологии исследований качества жизни. Выборка состояла из 188 студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (110 юношей и 78 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет. Все студенты были разделены на 9 основных групп в зависимости от нозологии и пола: 1 группа – студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2 группа – студенты с нарушениями слуха, 3 группа – студенты с нарушениями зрения, 4 группа – студенты с сердечно-сосудистой патологией, 5 группа – студенты с заболеваниями органов дыхания, 6 группа – студенты с патологией желудочно-кишечного тракта, 7 группа – студенты, имеющие онкологические диагнозы, 8 группа – студенты с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушения обмена веществ, 9 группа – студенты с нервными болезнями. Каждая группа делилась на две – юноши и девушки. Сбор данных осуществлялся путем анкетирования студентов при помощи опросника КЖ SF-36. Анализ КЖ проводился по следующим шкалам: PF – физическое функционирование, RP – ролевое функционирование, BP – шкала боли, GH – общее состояние здоровья, VT – шкала жизнеспособности, SF – шкала социального функционирования, RE – ролевое эмоциональное функционирование, МН – психическое здоровье. Статистический анализ выполнен при помощи программ Statistica 10.0, используя непараметрический критерий Вилкоксона, графическое оформление выполняли по помощи программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение

Выборка была стратифицирована в соответствии с основными принципами нозологической классификации с расширенным перечнем соматических заболеваний (таблица 1).

Результаты проеденных исследований свидетельствуют о том, что самооценка качества жизни студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола (рис.1-4). Анализируя показатели студентов, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, отметим, что разница до и после выхода из самоизоляции по показателям ролевого функционирования составила 5,59±1,97 баллов (р=0,0158), социального функционирования 1,39±0,84 баллов (р=0,010), психического здоровья  3,27±0,73 баллов (р=0,0134).

При этом обнаружена тесная корреляционная зависимость между обобщенным показателем психического качества жизни и эмоционального функционирования, психического здоровья на уровнях 0,804426 и 0,822040 соответственно. Показатели юношей и девушек в этой группе существенных различий не имели. В группе студентов-инвалидов с нарушениями слуха в начале и после периода самоизоляции обнаружена разница по показателю физического качества жизни на уровне 19,6% (р=0,0147). При этом у юношей наиболее сильно проявились сдвиги по показателям VT, SF, RE, MH которые достигали значений от 48,91 до 26,16 баллов (р<0,05). Показатели девушек имели положительную динамику, и лишь в RE и MH снижались до уровня 28,75 и 37,75 (р<0,05) соответственно (рис.1-4).

В третьей группе (офтальмологическая патология) достоверных изменений не обнаружено. Наиболее яркие изменения произошли в группах с сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями. Так, в группах 4 и 5 по шести из девяти изучаемых показателей обнаружены достоверные сдвиги от 5,08% до 8,9% (р<0,05) (рис.1-4).

При этом корреляция физического качества жизни и общего состояния здоровья составила 0,834089, психического качества жизни и VT – 0,743278, MH и SP – 0,743030, MH и обобщенного психологического здоровья – 0,809652.

Такая тесная корреляционная зависимость в группах с кардио-респираторными патологиями свидетельствует о том, что на физический компонент влияет общая самооценка здоровья, а психический компонент тесно связан с ментальным показателем и ролевым компонентом и самоощущением жизненной силы. В группе студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта обнаружена весьма тесная корреляция межу обобщенным психическим показателем и психическим здоровьем на уровне 0,936975.

В группе студентов, имеющих в анамнезе онкологические диагнозы достаточно сильно снижены показатели PF и  RF до 38,48 и 35,26 баллов; BP и GH до 45,98 и 33,01 баллов; шкалы VT и SF снижены до 45,97 и 33,01 баллов для девушек и юношей соответственно (рис.1-4). В группе 8 достоверных изменений не обнаружено.

Выводы

  1. Существующие достижения в области цифровых технологий, направленные на удовлетворение конкретных потребностей студентов-инвалидов, позволяют определить их как один из центральных вопросов современного социального, гуманитарного и педагогического образования.
  2. Результаты проеденных исследований свидетельствуют о том, что самооценка качества жизни студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола
  3. Самоизоляция в период с 24.11.2020 по 04.04.2021 оказала наиболее сильное влияние на студентов, имеющих кардио-респираторную патологию.

Список источников

  1. Тарабрина, Н. Ю. Качество жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в период пандемии COVID-19 по данным опросника SF-36 / Н. Ю. Тарабрина // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5. – № 4(17). – DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_04_6. – EDN EERDAW.
  2. Kozulya, S. V. Psychophysiological predictors of the process of adaptation of students to self-isolation in the conditions of the COVID-19 pandemic / S. V. Kozulya, A. V. Dobrin, E. V. Sidoruk // Modern Science. – 2020. – № 11. – Vol. 1. – P. 339-342. – EDN MXWXMV.
  3. Lins L, Carvalho FM. SF-36 total score as a single measure of health-related quality of life: Scoping review. // SAGE Open Med. – 2016. – № 4. – Vol. – P. 2050312116671725. doi: 10.1177/2050312116671725. PMID: 27757230; PMCID: PMC5052926.
  4. Duraku Z. H., Nagavci M. Impact of the COVID-19 pandemic on the education of students with disabilities in pre-university education, 2020. – P. 91-129.
  5. Тарабрина, Н. Ю. Медико-биологическая оценка эффективности дистанционного курса по физической культуре для студентов специальной медицинской группы / Н. Ю. Тарабрина // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5. – № 3(16). – DOI51871/2588-0500_2021_05_03_26. – EDN CAGFIZ.
  6. Halfon, N., Houtrow, A., Larson, K., Newachek, P. W. The changing landscape of disability in childhood. Future of Children. – 2012. – № 22(1) . – P. 13–42. doi:10.1353/foc.2012.0004
  7. Priestley, M., Hemingway, L. Disability and disaster recovery: A tale of two cities? // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. – – № 5(3–4) . – P. 23–42. doi:10.1300/J198v05n03_02
  8. Тарабрина, Н. Ю. Медико-биологическая оценка эффективности дистанционного курса по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Н. Ю. Тарабрина, Е. Ю. Грабовская, Ю. В. Краев // СпортМед-2021 : Сборник материалов тезисов работ участников XVI Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений, Восьмой научно-практической конференции, XIV Международной научной конференции молодых ученых, Москва, 09–10 декабря 2021 года. – Москва: Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, 2021. – С. 121-123.

References

  1. Tarabrina, N. YU. Kachestvo zhizni studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i invalidnost’yu v period pandemii COVID-19 po dannym oprosnika SF-36 / N. YU. Tarabrina // Sovremennye voprosy biomediciny. – 2021. – T. 5. – № 4(17). – DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_04_6. – EDN EERDAW.
  2. Kozulya, S. V. Psychophysiological predictors of the process of adaptation of students to self-isolation in the conditions of the COVID-19 pandemic / S. V. Kozulya, A. V. Dobrin, E. V. Sidoruk // Modern Science. – 2020. – № 11. – Vol. 1. – P. 339-342. – EDN MXWXMV.
  3. Lins L, Carvalho FM. SF-36 total score as a single measure of health-related quality of life: Scoping review. // SAGE Open Med. – 2016. – № 4. – Vol. – P. 2050312116671725. doi: 10.1177/2050312116671725. PMID: 27757230; PMCID: PMC5052926.
  4. Duraku Z. H., Nagavci M. Impact of the COVID-19 pandemic on the education of students with disabilities in pre-university education, 2020. – P. 91-129.
  5. Tarabrina, N. YU. Mediko-biologicheskaya ocenka effektivnosti distancionnogo kursa po fizicheskoj kul’ture dlya studentov special’noj medicinskoj gruppy / N. YU. Tarabrina // Sovremennye voprosy biomediciny. – 2021. – T. 5. – № 3(16). – DOI51871/2588-0500_2021_05_03_26. – EDN CAGFIZ.
  6. Halfon, N., Houtrow, A., Larson, K., Newachek, P. W. The changing landscape of disability in childhood. Future of Children. – 2012. – № 22(1) . – P. 13–42. doi:10.1353/foc.2012.0004
  7. Priestley, M., Hemingway, L. Disability and disaster recovery: A tale of two cities? // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. – – № 5(3–4) . – P. 23–42. doi:10.1300/J198v05n03_02
  8. Tarabrina, N. YU. Mediko-biologicheskaya ocenka effektivnosti distancionnogo kursa po fizicheskoj kul’ture dlya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i invalidnost’yu / N. YU. Tarabrina, E. YU. Grabovskaya, YU. V. Kraev // SportMed-2021 : Sbornik materialov tezisov rabot uchastnikov XVI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po voprosam sostoyaniya i perspektivam razvitiya mediciny v sporte vysshih dostizhenij, Vos’moj nauchno-prakticheskoj konferencii, XIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh, Moskva, 09–10 dekabrya 2021 goda. – Moskva: Rossijskaya associaciya po sportivnoj medicine i reabilitacii bol’nyh i invalidov, 2021. – S. 121-123.

Для цитирования: Дралло И.Л. Качество жизни студентов-инвалидов различных нозологических групп в период пандемии COVID-19 // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2022-22/

© Дралло И.Л, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 11.