Московский экономический журнал 10/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_10_483

НЕЯВНЫЕ ДРАЙВЕРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ НАГРУЗКИ В РАМКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPLICIT DRIVERS OF INCREASING FINANCIAL BURDEN IN THE PROCESS OF WAGE FINANCING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Митягин Юрий Юрьевич, Консультант отдела оплаты труда в подведомственных организациях Департамента экономической политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации/ 1 аспирантуры РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, улица Тихомирова дом 15 корпус 2, 127282, Mityaginy1998@mail.ru

Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, кандидат экономических наук, доцент. РЭУ им. Г.В. Плеханова  Mityaginy1998@mail.ru

Mityagin Yuri Yuryevich, Consultant of the Department of Remuneration in subordinate organizations of the Department of Economic Policy of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation/ 1st postgraduate School of Plekhanov, Russian University of Economics, Moscow, Tikhomirova Street, building 15, building 2, 127282, Mityaginy1998@mail.ru

Akhmadeev Ravil Gabdullayevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor. Plekhanov Russian University of Economics Mityaginy1998@mail.ru 

Аннотация. В статье приводится и анализируется ряд факторов, создающих дополнительную нагрузку на государственный бюджет и бюджеты федеральных государственных учреждений высшего образования в рамках обеспечения оплаты труда работников ключевых категорий. Разобрана динамика некоторых экономических индикаторов и их взаимосвязь с нормативным регулированием уровня заработной платы в высших учебных заведениях, результирующая в ощутимое увеличение соответствующих расходов. Сформирован комплекс мер, направленных на поддержание стабильности функционирования системы высшего образования, адаптации финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов в текущих реалиях.

Abstract. The article presents and analyzes the number of factors that create an additional burden on the state budget and the budgets of federal public institutions of higher education in the process of ensuring salaries for workers in key categories. The dynamics of some economic indicators and their relationship with the regulatory regulation of wages in higher educational institutions, resulting in a noticeable increase in corresponding expenses, are analyzed. A set of measures has been formed aimed at maintaining the stability of the functioning of the higher education system and adapting the financial and economic activities of universities in the current realities.

Ключевые слова: образовательные организации высшего образования, оплата труда, средняя заработная плата, резервный фонд Правительства Российской Федерации, государственные финансы, правительственные меры, финансово-хозяйственная деятельность

Keywords: educational organizations of higher education, wages, average wages, reserve fund of the Government of the Russian Federation, public finance, government measures, financial and economic activities

В последние годы Российская экономика столкнулась с беспрецедентным уровнем внешнего давления, которое отразилось на финансово-хозяйственном процессе практически всех участников рынка и спровоцировало нестандартную динамику экономических индикаторов. Государственные учреждения, как и организации частного сектора, оказались вынужденными адаптироваться к возникающим сложностям в рамках собственной деятельности.

Сложившиеся экономические условия оказывают существенное влияние в том числе и на субъекты образовательного пространства. При этом бесперебойное функционирование образовательных институтов внутри государства является одним из важнейших аспектов социально-экономической политики, как ключевой источник квалифицированной рабочей силы, специалистов. Особого внимания в данном случае заслуживает механизм финансирования операционной деятельности образовательных организаций, в частности оплаты труда.

Сегодня проблема финансирования фонда заработной платы работников высших учебных заведений стоит особенно остро. Уровень дохода профессорско-преподавательского состава должен отвечать современным рыночным требованиям. Это является одним из ключевых условий обеспеченности отечественной экономики подготовленными кадрами, что особенно актуально в условиях участившихся эпизодов кадрового дефицита в стране [13]. Новые экономические реалии требуют компетентной реакции соответствующих органов власти с целью не допустить нештатного функционирования государственной образовательной системы. Вместе с тем увеличение финансовой нагрузки в рамках формирования фонда оплаты труда работников высшего образования не всегда мотивировано прямыми негативными изменениями в экономическом пространстве, к примеру, как общий рост стоимости предоставления образовательных услуг. При этом достаточно малое внимание уделяется аспектам финансирования заработных плат, сформированным особенностями государственного регулирования указанного вопроса. Тем самым возникает необходимость проведения соответствующих исследований в части наличия подобных факторов, а также формирования методов и механизмов нивелирования их негативного влияния

Как следствие, целью данного исследования является изучение и анализ неявных драйверов увеличения нормативных расходов на оплату труда в Российских организациях высшего профессионального образования, а также выработка потенциальных мер направленных на решение возникающих проблем. Ключевыми задачами при этом становятся выделение именно системных факторов, увеличивающих финансовую нагрузку по оплате труда по всей сфере государственного высшего образования, анализ их природы и механизмов компенсации их эффекта.

Фонд оплаты труда является наиболее крупной расходной статьей образовательных учреждений. Основу стоимости образовательных услуг составляет именно заработная плата преподавательских кадров. Ввиду этого факта в структуре расходов большинства ВУЗов расходы на выплаты персоналу, в том числе преподавателям и научным сотрудникам, составляют от 60%, в среднем по Российской Федерации (РФ) в 2022 году – 64% [11].

Такая ситуация обусловлена в том числе принципами нормативного регулирования заработной платы соответствующих категорий работников. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» заработная плата профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников должна быть обеспечена на уровне 200% от средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ [3].

Подобная взаимосвязь может стать причиной возрастающей финансовой нагрузки на бюджеты учреждений и их учредителей. Так, в последние годы отмечается значительный рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников Российских организаций. В среднем по всем субъектам РФ в 2020 году она составила 51 344 рубля, в 2021–57 244 рубля, в 2022–65 338 рублей, в июле 2023 года–71 334 (за три с половиной года рост составил 38.9%) [12].

При учете снижения среднесписочной численности преподавательских кадров объем направляемых на них средств показывает стабильный рост, особенно выделяется при этом период 2021–2023 года. Стоит также отметить низкую изменчивость численности контингента обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в рамках анализируемого периода. Такая динамика подтверждает низкое влияние количества студентов, как основного фактора, формирующего итоговый объем нормативного финансового обеспечения, на финансовую нагрузку по оплате труда [4]. Кроме того, невысокая динамика изменения контингента опровергает гипотезу об увеличении расходов на заработную плату ввиду наращивания сотрудниками рабочей нагрузки. Тем не менее, допуская увеличение внебюджетной деятельности, объем дополнительно поступающих средств должен компенсировать затраты на труд, однако длительное снижение численности преподавательского состава свидетельствует скорее об эпизодическом дефиците средств в фонде оплаты труда.

Таким образом, нормативно-установленный стандарт заработной платы преподавателя и стремительный рост самих базовых значений приводят к существенному увеличению расходов учреждений высшего образования. Дополнительную сложность создает неравномерность темпов роста средней заработной платы в течение финансового года, что приводит к отклонениям от запланированного курса финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов. В свою очередь такие ситуации требуют от учреждений отвлечения средств от иных направлений расходования, включая закупку основного оборудования, осуществление капитального ремонта, реализацию долгосрочных проектов.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя обеспечить месячную заработную плату работников не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) [1]. За последние 3 года минимальный размер оплаты труда в РФ значительно увеличился (в период 2021–2023 года рост составил 33,9%, c 12 130 рублей до 16 242 рублей). С 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда планируется утвердить на уровне 19 242 рубля [12].

Учитывая специфику деятельности, образовательные организации высшего образования нуждаются в значительном числе персонала, напрямую не вовлеченного в образовательный процесс (в среднем 33% от общего штата образовательных учреждений): инженерно-технический, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный персоналы. Указанные категории сотрудников включают в себя весомую численность работников, окладная часть заработной платы которых установлена на уровне ниже МРОТ. Существенные изменения в минимальном размере оплаты труда приводят к возникновению дополнительной потребности в финансировании, в целях доведения уровней дохода соответствующих работников до установленных законодательством. Кроме того, встает вопрос дифференциации заработной платы, когда нормативно–утвержденная окладная часть дохода некоторых сотрудников, вовлеченных в образовательных процесс, ввиду увеличения минимального размера оплаты труда относительно равняется с заработной платой работников, не принимающих участие в осуществлении основной деятельности учреждения [9].

Подобный рост требует значительного увеличения предоставляемого финансирования из бюджета РФ, причем на долгосрочной основе. В целях соблюдения установленных законодательством норм Правительством РФ осуществляется выделение дополнительных средств из резервного фонда. В 2022 году Распоряжением Правительства РФ от 26 октября 2022 г. № 3173-р целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников выделено 7,7 млрд рублей [8]. В 2023 распоряжениями Правительства РФ от 1 сентября 2023 г. № 2351-р и № 2352-р – 10 млрд рублей [6,7]. Указанные средства призваны компенсировать недостаточность предусмотренного финансирования ввиду роста базовых показателей в течение года.

Вместе с тем подобные меры могут выступать как фактор, демотивирующий организации наращивать объем внебюджетной деятельности с целью компенсации роста целевых значений заработной платы, ввиду постоянной, обширной государственной поддержки. Тем самым обеспечивается снижение доли внебюджетных средств в фонде оплаты труда, что также выступает как неявный фактор повышения финансовой нагрузки в первую очередь на федеральных бюджет. Стоит отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, вопросы оплаты труда работников учреждения относятся к компетенции руководителя этого учреждения, а само формирование фонда оплаты труда должно обеспечиваться из всех источников финансирования организации [5].

В качестве мер по снижению негативных эффектов описанных явлений предлагается комплекс мероприятий в рамках существующих регулятивных механизмов:

Включение объема ежегодного дополнительного финансирования из резервного фонда Правительства РФ в плановое финансовое обеспечение организаций высшего образования при формировании проекта федерального бюджета на предстоящие периоды. При этом доведение дополнительных бюджетных ассигнований необходимо осуществлять не равномерно в соответствии с графиком перечисления государственной субсидии [4], а с учетом ежеквартального мониторинга достижения показателей Указа № 597, с учетом рейтинга качества финансового менеджмента организаций.

Подобный механизм призван обеспечить справедливое распределение государственной поддержки, а также снизить уровень неопределенности в рамках планирования хозяйственной деятельности, тем самым простимулировав учреждения к наращиванию собственных доходов [10].

Дополнительно по результатам системного анализа предлагается осуществление штатных оптимизационных мероприятий, призванных обеспечить соотношение обеспечивающего персонала (в том числе с заработной платой ниже уровня МРОТ) на уровне рекомендованного Минобрнауки России значения – 35% от общей штатной численности учреждения. Такие меры призваны высвободить финансовые ресурсы учреждений и сократить неэффективные расходы.

Кроме того, предлагаются возможными бо́льшие послабления в рамках налогового режима, вплоть до полного освобождения от уплаты налогов, аналогично порядку, представленному статьей 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ до редакции 1 января 2005 года [2]. Однако принятие подобных решений невозможно только по инициативе федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения высшего образования, что обуславливает необходимость проработки данного вопроса на федеральном уровне

Таким образом, можно утверждать, что финансовая нагрузка в части финансирования оплаты труда работников высшего образования является в наибольшей степени отражением нормативного регулирования. Как следствие получаемые показатели являются лишь результирующими от базовых индикаторов при расчете. Отсюда формируется особая зависимость сферы от конъектурных экономических сдвигов, которые не оказывают прямого влияния на саму индустрию. Риск в данной ситуации заключается в возможности возникновения эффекта «снежного кома» при дальнейшем развитии динамики таких показателей как средняя заработная плата по субъектам РФ. При реализации подобного сценария стоит рассматривать пересмотр базовых расчетных показателей в сторону более частных, специфичных, характеризующих именно сферу высшего образования РФ обособлено от динамики общегосударственных индикаторов. Тем самым внесение соответствующих изменений в нормативное регулирование стандартов оплаты труда в высшем образовании может стать одной из приоритетных задач органов власти в условиях нестабильности экономики.

Список источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 03.09.2023 г)
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.09.2023 г)
  3. Указ Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 05.09.2023 г)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://base.garant.ru/71112362/ (дата обращения: 05.09.2023 г)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://base.garant.ru/193695/ (дата обращения: 04.09.2023 г)
  6. Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2023 г. N 2351-р «О направлении в 2023 г. бюджетных ассигнований главным распорядителям средств федерального бюджета, предусмотренных Минфину России в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений культуры, а также федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную, научную деятельность, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников» [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309020007 (дата обращения: 03.09.2023 г)
  7. Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2023 г. N 2352-р «О выделении в 2023 г. главным распорядителям средств федерального бюджета в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную, научную и медицинскую деятельность, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407500494/ (дата обращения: 03.09.2023 г)
  8. Распоряжение Правительства РФ от 26 октября 2022 г. N 3173-р «О выделении в 2022 г. бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ главным распорядителям средств федерального бюджета в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений культуры, а также федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную, научную и медицинскую деятельность» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405479631/ (дата обращения: 03.09.2023 г)
  9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104210005?index=1
    (дата обращения: 05.09.2023 г)
  10. Абанкина И.В. Винарик В.А., Филатова Л. М. «Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений» / Журнал новой экономической ассоциации. – 2016. – № 3(31). — С. 111–143
  11. Высшее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 03.09.2023 г)
  12. Росстат — Рынок труда, занятость и заработная плата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 04.09.2023 г)
  13. Рынок труда в середине 2023 года: никто не виноват, но что делать? Анализ данных, тренды и прогнозы от hh.ru [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://hh.ru/article/31716 (дата обращения: 04.09.2023 г)

References

  1. The Labor Code of the Russian Federation [Electronic resource]. — access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 / (accessed: 03.09.2023)
  2. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 No. 273-FZ [Electronic resource]. — access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (accessed: 05.09.2023)
  3. Decree of the President of the Russian Federation No. 597 of May 7, 2012 «On measures to implement the state social policy» [Electronic resource]. — access mode: https://base .garant.ru/70170950 / (accessed: 05.09.2023)
  4. Resolution of the Government of the Russian Federation of June 26, 2015 No. 640 «On the procedure for the formation of a state task for the provision of public services (performance of works) in relation to federal state institutions and financial support for the implementation of a state task» [Electronic resource]. — access mode: https://base .garant.ru/71112362 / (accessed: 05.09.2023)
  5. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 583 of August 5, 2008 «On the Introduction of New Remuneration Systems for Employees of Federal Budgetary, Autonomous and State Institutions and Federal State Bodies, as Well as Civilian Personnel of Military Units, Institutions and Subdivisions of Federal Executive Bodies in which the Law Provides for Military and Equivalent Service, Payment whose work is carried out on the basis of a single tariff grid for the remuneration of employees of federal state institutions» [Electronic resource]. — access mode: https://base .garant.ru/193695 / (accessed: 04.09.2023)
  6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2351-r dated September 1, 2023 «On the Direction in 2023 of Budget Allocations to the Chief Managers of Federal Budget Funds Provided to the Ministry of Finance of the Russian Federation for the Purpose of state Support of Federal state Cultural Institutions, as Well as Federal state Institutions Engaged in educational, Scientific activities, for Remuneration and Accruals for Payments on remuneration of certain categories of employees» [Electronic resource]. — access mode: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309020007 (date of application: 03.09.2023)
  7. Decree of the Government of the Russian Federation of September 1, 2023 N 2352-r «On the allocation in 2023 to the chief managers of federal budget funds for the purpose of state support of federal state institutions engaged in educational, scientific and medical activities for labor remuneration and accruals for remuneration payments of certain categories of employees» [Electronic resource]. — access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407500494 / (accessed: 03.09.2023)
  8. Decree of the Government of the Russian Federation of October 26, 2022 No. 3173-r «On the allocation in 2022 of budget allocations from the Reserve Fund of the Government of the Russian Federation to the main managers of federal Budget funds for the purpose of state support of federal state cultural institutions, as well as federal state institutions engaged in educational, scientific and medical activities» [Electronic resource]. — access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405479631 / (accessed: 03.09.2023)
  9. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 1, 2021 «On approval of the Approximate Regulations on remuneration of employees of Federal State budgetary and Autonomous institutions Subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, by type of economic activity «Education» [Electronic resource]. — access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104210005 ?index=1(date of application: 05.09.2023)
  10. Abankina I.V. Vinarik V.A., Filatova L. M. «State policy of financing the higher education sector under budgetary constraints» / Journal of the New Economic Association. – 2016. – № 3(31). — Pp. 111-143
  11. Higher education [Electronic resource]. – Access mode: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed / (accessed: 03.09.2023)
  12. Rosstat — Labor market, employment and wages. [electronic resource]. – Access mode: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (date of application: 04.09.2023)
  13. The labor market in mid-2023: no one is to blame, but what to do? Data analysis, trends and forecasts from hh.ru [Electronic resource]. — access mode: https://hh.ru/article/31716 (date of application: 04.09.2023)

Для цитирования: Митягин Ю.Ю., Ахмадеев Р.Г. Неявные драйверы увеличения нормативной финансовой нагрузки в рамках финансирования оплаты труда в организациях высшего образования Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2023. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2023-7/

© Митягин Ю.Ю., Ахмадеев Р.Г., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 10.