Московский экономический журнал 10/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.117

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_10_481

МЕХАНИЗМ ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОВ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

THE MECHANISM OF OPTIMAL DISTRIBUTION OF CONTRACTORS IN THE STATE CONSTRUCTION ORDER MARKET

Статья подготовлена в рамках исследования при поддержке гранта на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ

Цветков Юрий Александрович, старший преподаватель кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Tsvetkov Yuriy Alexandrovich, senior lecturer of the Department of Economics of Construction and Housing Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Аннотация. В статье исследован вопрос несостоявшихся государственных закупок строительных работ. Предложен механизм оптимального распределения подрядчиков на рынке государственного строительного заказа. В основе механизма лежат три элемента: организационный, информационный и нормативно-методический. Предполагается, что использование данного механизма на практике, позволит упростить процесс взаимодействия субъектов государственного строительного заказа в решении проблемы несостоявшихся закупок.

Abstract. The article examines the issue of failed public procurement of construction works. The mechanism of optimal distribution of contractors in the market of the state construction order is proposed. The mechanism is based on three elements: organizational, informational and regulatory and methodological. It is assumed that the use of this mechanism in practice will simplify the process of interaction of subjects of the state construction order in solving the problem of failed purchases.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, машинное обучение, государственный строительный заказ, государственный контракт, подрядные организации, несостоявшиеся закупки

Keywords: government procurement, contract system, machine learning, state construction order, state contract, contractors, failed purchases

Контрактная система в сфере государственных закупок направлена на удовлетворение общественных нужд во всевозможных товарах, работах и услугах. Посредством её применения осуществляются закупки различных экономических благ в социально важных сферах: здравоохранение, образование, строительство и многих других. Механизм государственных закупок претерпел несколько стадий эволюции в современной России (о чем подробно изложено в одном из исследований автора [1]). На сегодняшний день основные правила формирования и реализации государственного заказа сформулированы в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно 44-ФЗ закупочный процесс включает в себя несколько этапов (рисунок 1). В обобщенном виде можно выделить 4 этапа [2]:

  1. Планирование закупок. Государственный заказчик начинает закупку с её обоснования и внесения в план-график на текущий год и плановый бюджетный период. В плане-графике содержится основная информация о будущих объектах закупок.
  2. Далее следует публикация извещений о закупке в единой информационной системе (ЕИС). После чего проходит организация процедур определения исполнителя заказа, из числа заинтересовавшихся в соответствующем извещении. На сегодняшний день существует несколько способов определения поставщиков:
  • закупка у единственного поставщика;
  • электронный аукцион;
  • открытый конкурс в электронной форме;
  • запрос котировок;
  • ограниченные и закрытые процедуры.
  1. В случае отсутствия нарушений проведения торгов, подписывается контракт с победителем процедуры определения подрядчика. Если же участниками торгов были выявлены нарушения, то далее последует обжалование действий или бездействий организаторов закупок.
  2. Функции мониторинга, контроля и аудита выполняются на всем жизненном цикле закупки. Ответственны за данные функции ведомства: Министерство Финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба, а также другие органы на различных уровнях власти.

В данной статье особое внимание будет уделено второму этапу закупочного процесса, а именно осуществлению закупок. Объектом исследования станут закупки, осуществляемые по виду экономической деятельности «строительство».

В более ранней работе автора было выявлено, что при закупке строительных работ, в среднем, количество участников торгов составляет около трех подрядчиков на один лот [3]. По некоторым закупкам в строительстве конкуренция может достигать до 18 участников [3]. Несмотря на такие показатели, по данным Министерства Финансов до 12% извещений о проводимых госзакупках остаются без внимания со стороны потенциальных исполнителей.

Отметим, что в профильном законе о контрактной системе, выделено шесть случаев несостоявшихся закупок (ст. 52 44-ФЗ):

  1. В ходе проведения конкурентной закупки была подана только одна заявка.
  2. Только одно предложение из всех заявленных соответствует требованиям, изложенным в извещении.
  3. На участие в процедуре определения поставщика не было подано ни одной заявки.
  4. Все предложения были отклонены комиссией по уважительной причине.
  5. Произошло уклонение от подписания контракта всеми участниками торгов.
  6. При закупке у единственного поставщика произошел отказ от подписания контракта.

Таким образом, в практике реализации государственного строительного заказа, имеют место быть случаи невостребованных лотов. Ситуация с выполнением строительных контрактов также может усугубиться неустойчивым положением подрядных организаций. Экспертным сообществом отмечается, что до 3 тысяч подрядчиков ежегодно терпят банкротство [4]. Также зачастую многие строительные организации не справляются с выполнением контрактов, что приводит к их расторжению в одностороннем порядке. Такие подрядные организации выбывают из системы государственных закупок на три года, числясь в реестре недобросовестных поставщиков.

С целью нивелирования подобных событий, отрицательно сказывающихся на удовлетворении общественных нужд в объектах строительства, в данной работе будет предложен механизм, способствующий оптимальному распределению подрядчиков на рынке государственного строительного заказа. Данный механизм состоит из трех основных элементов: организационного, информационного и нормативно-методического (рисунок 3).

Далее рассмотрим подробнее каждый из элементов:

  1. Организационная составляющая заключается в развитии процесса дальнейшего осуществления несостоявшейся закупки. Во-первых, следует разобраться в причинах отсутствия привлекательности того или иного извещения для подрядчиков. Систематизировать сведения о таких случаях в целях последующего улучшения системы закупок.

В случае несостоявшейся закупки, у заказчика есть возможность либо подписать контракт с единственным поставщиком, не прибегая к организации конкурентных процедур, или же осуществить такие процедуры повторно.

В случае подписания контракта с единственным поставщиком, рекомендуется использовать реестр добросовестных подрядчиков. Подробное описание такого реестра изложено в исследовании автора [5].  Основной идеей данного предложения является ранжирование строительных организаций в соответствии с рядом нормативно-правовых, экономических и качественных показателей, с последующей возможностью осуществления закупок у надежных подрядчиков без ограничений по совокупному годовому объему закупок госзаказчика.

При повторном проведении открытой конкурентной процедуры следует еще раз уточнить требования к закупке (точность сформированной начальной цены, техническое задание, требования к участникам и т.д.). Если же условия закупки подвергнутся корректировке, то далее последует внесение изменений в план-график закупок с сопутствующими временными и транзакционными издержками. При корректных требованиях, сформированных извещении, закупка может состоятся быстрее.

Оба возможных варианта продолжения работы с несостоявшейся закупкой, в контексте предложений автора, строятся на формировании трех реестров: добросовестных подрядчиков; не победивших в процедурах участников; несостоявшихся закупок.

  1. Информационный элемент рассматриваемого механизма основан на выполнении функции координации участников закупок. Систематизация информации о несостоявшихся закупках, а также о не победивших участниках конкурентных процедур в соответствующих реестрах позволит более целенаправленно подобрать актуальный государственный заказ имеющему возможности и желание для его выполнения подрядчику, который в ходе другой конкурентной процедуры одержал неудачу при торгах.

Целесообразно дифференцировать участников закупок по их экономическим показателям, таким как уровень прибыли, опыт выполнения строительных контрактов, материально-техническая обеспеченность и т.д. В свою очередь заказы также требуют классификации по ценовому диапазону, трудоемкости, видам строительных работ и т.д.

  1. Изложенные выше предложения по развитию этапа определения подрядчика в системе государственных закупок требует соответствующих изменений в законодательстве. В первую очередь, корректировке подлежат такие разделы 44-ФЗ, как планирование закупок, регламентация закупки у единственного поставщика, управление несостоявшимися процедурами. Также необходимо создать методическую базу с правилами ведения предложенных реестров.

В завершение статьи стоит отметить, что предложенный механизм направлен на ускорение и упрощение процесса взаимодействия субъектов государственного строительного заказа в решении проблемы несостоявшихся закупок и повышения эффективности участия подрядчиков в конкурентных процедурах.

Список источников

  1. Цветков Ю.А. Исследование этапов развития системы государственных закупок Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8 (133). С. 169-173.
  2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  3. Цветков Ю.А. Применение методов статистической обработки данных при определении вероятности выполнения государственных контрактов в строительстве // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 6. С.73-76.
  4. Анализ банкротств. [Электронный ресурс]. – URL: https://rask.ru/news/analiz-bankrotstv-zastroyshchikov-v-2016-godu
  5. Цветков Ю.А. Развитие процедур определения подрядчика для выполнения государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 5.

References

  1. Tsvetkov Yu.A. Research of stages of development of the public procurement system of the Russian Federation // Economics and entrepreneurship. 2021. No. 8 (133). pp. 169-173.
  2. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, Services for State and Municipal needs» dated 05.04.2013 No. 44-FZ.
  3. Tsvetkov Yu.A. Application of statistical data processing methods in determining the probability of fulfilling government contracts in construction // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2023. No. 6. pp.73-76.
  4. Analysis of bankruptcies. [electronic resource]. – URL: https://rask.ru/news/analiz-bankrotstv-zastroyshchikov-v-2016-godu
  5. Tsvetkov Yu.A. Development of procedures for determining a contractor to fulfill a state construction order // Moscow Economic Journal. 2023. Vol. 8. No. 5.

Для цитирования: Цветков Ю.А. Механизм оптимального распределения подрядчиков на рынке государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2023. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2023-5/

© Цветков Ю.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 10.