Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 37

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_621

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

INCLUSIVE EDUCATION AND ITS FEATURES

Улыбина Олеся Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий, UOlesya_77@mail.ru

Хахалкина Ульяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий, ulya.khakhalkina.82@mail.ru

Домничев Дмитрий Юрьевич, доцент кафедры Экономической безопасности, аудита и контроллинга, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия, ddomnichev@gmail.com

Фаизова Эльвира Фирзатовна, кандидат экономических наук, доцент, Кафедра экономики и управления, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, e.f.faizova@strbsu.ru

Беляева Юлия Александровна, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», juliebeliaeva@yandex.ru

Ulybina Olesya Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Birsky Branch of the Ufa University of Science and Technology, UOlesya_77@mail.ru

Khakhalkina Ulyana Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Birsky branch of the Ufa University of Science and Technology, ulya.khakhalkina.82@mail.ru

Domnichev Dmitry Yuryevich, Associate Professor of the Department of Economic Security, Auditing and Controlling, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)», Moscow, Russia, ddomnichev@gmail.com

Faizova Elvira Firzatovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Sterlitamak Branch of Bashkir State University, e.f.faizova@strbsu.ru

Belyaeva Yulia Alexandrovna, St. Petersburg State Agrarian University, juliebeliaeva@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрываются  основные особенности инклюзивного образования. Рассматриваются цели инклюзивного подхода и условия,  необходимые для успешного развития системы    инклюзивного образования в России. Обосновывается задача включения лиц с альтернативным развитием в социум.

Abstract. The article reveals the main features of inclusive education. The objectives of the inclusive approach and the conditions necessary for the successful development of the inclusive education system in Russia are considered. The task of including persons with alternative development in society is substantiated.

Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное оборудование, образовательная среда, особенности

Keywords: inclusive education, special equipment, educational environment, features

На всех этапах своего развития общество стремилось улучшить какие-то процессы, сделать их более доступными и понятными. Это касается напрямую и системы образования. С течением времени опыт, который был накоплен предками и передавался от поколения поколению, был перенесен в другой формат, а затем и обрел совершенно иной статус. Система образования также прошла множественные изменения, совершенствовалась под влиянием политических и социальных устоев. На смену старой традиционной системе в последние годы приходит инклюзивное образование.

Образование для человека, это инструмент, который позволяет не только приобрести теоритический и практический опыт в разных сферах, но и обрести стабильный доход, социальные блага и новые возможности, поэтому вопрос получения образования всеми детьми можно назвать важным. Именно инклюзивное образование способно полностью реализовать закон и дать детям равные возможности.

Многие исследователи считают инклюзивное образование новым уровнем, который позволит обществу получить более высокое качество жизни. Таким образом, можно сказать, что инклюзивное образование также необходимо и России. Вопрос внедрения инклюзивных подходов должен обсуждаться на разных уровнях, а также изучаться в теоретической форме[5].

Стоит отметить, что прийти к инклюзивному образованию в краткие сроки достаточно сложно. Все инклюзивные подходы требуют постепенного внедрения, а сам переход на этот вид образования можно назвать долгим и трудоемким.

Основной инклюзивного образования считают развитие личности. Каждый ребёнок с детства получает физический, моральный, социальный, коммуникативный опыты. Инклюзивное образование позволяет заложить основы гармоничной личности, у которой будет полноценная возможность стать полноценным членом социально-общественной жизни и не чувствовать себя отчужденным. Дети будут иметь возможность вне зависимости от своих физических способностей приобрести одинаковые знания и обзавестись социальными связями.

Сама инклюзия основывается на индивидуализме. Каждый человек имеет свои уникальные неповторимые черты, интересы, психические и физические особенности, с которыми необходимо считаться, поэтому к процессу обучения каждого ребенка необходимо подходить в индивидуальном порядке. Данный способ обучения позволяет ребенку получить полезные коммуникативные навыки. Ребенок научится проявлять участие к чужой проблеме, помогать близкому человеку в тяжелой ситуации, деликатно относится к физическим и психическим особенностям других людей и т.д.

Умение принимать других людей со всеми их особенностями, просто необходимо каждому человеку. Оно дает возможность людям понимать, что каждый человек индивидуален, поэтому измерять кого-то по каким-то придуманным стандартам не имеет смысла.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС обучающихся с ОВЗ  вводился постепенно.

Современную систему образования в России нельзя назвать идеальной, но нельзя и не отметить постоянные попытки её усовершенствовать и адаптировать под новые информационные и социальные реалии.

Стоит отметить, что инклюзивное образование является качественным инструментом, позволяющим произвести важные социальные процессы, в первую очередь, адаптировать детей, которых ранее обучали в отдельных образовательных учреждениях, к нормальной и полноценной общественной жизни. К сожалению, инклюзивное образование ранее не практиковалось так отрыто, более того, использующийся по текущий момент дифференцированный подход наоборот отдалял детей от полноценной социализации. Дети с ограниченными возможностями при таком разделении при взрослении тяжелее адаптировались и выстраивали социальные связи.

Несмотря на то, что инклюзивное образование имеет неоспоримое преимущество над текущими методами, у него есть положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам можно отнести:

  1. Возможность дать ребенку именно ту информацию, в которой он нуждается и может полноценно изучить.
  2. Общая программа обучения для всех детей.
  3. Помощь педагога, основанная на индивидуальных особенностях ребенка, упрощает познавательные процессы.
  4. Общий образец документов о полученном образовании для всех детей.
  5. Индивидуальный подход.

Минусами этой системы образования выступают:

  1. Затрата временных ресурсов на индивидуальное обучение.
  2. Нехватка педагогов для выполнения работы по индивидуальной системе обучения.
  3. Использование в работе большое количество методов и технологий ввиду индивидуальных особенностей обучающихся.
  4. Слабый контроль успеваемости в случае удаленного обучения.
  5. Отсутствие широкой распространённости подобной образовательной системы в России.

Задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями сформулированы Н. Н. Малофеевым:

  • создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
  • коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
  • формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
  • обеспечение поддержки стабильного физического и психического состояния ребенка;
  • помощь тем семьям, которым необходим специализированный подход к обучению ребенка, имеющего индивидуальные особенности;
  • положительная интеграция детей в общественную среду.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев:

  • что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;
  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
  • креативность ребенка в процессе применения приобретенных знаний на практике;
  • успешное изучение программы, составленной образовательным учреждением;
  • постоянный контроль ребенка со стороны педагога, отслеживание его изменений, а также динамики в процессе обучения;
  • уровень развития необходимых социальных навыков [4].

Н. H. Малофеев в своих исследованиях отмечает, что в основе положительной инклюзивной образовательной системы находится качественная структура. Структура должна быть основана на принципах психологической, медицинской и педагогической поддержки детей, у которых есть ряд образовательных потребностей. То есть, Н. Н. Малофеев считает, что к процессу адаптации детей с ограниченными возможностями необходимо подключить не только педагогов, но и разные социальные службы. Для того, чтобы жизнь детей была полноценной, им требуется постоянная поддержка в лице компетентных лиц, способных помочь сразу по нескольким направлениям.

С.В. Алехина считает, что в центре инклюзивного образования находится человеческое право, то есть право ребенка вне зависимости от своих физиологических и психологических особенностей получать образование наравне с другими детьми [2].

Н.А. Борисова считает, что инклюзивное образование должно основываться на индивидуальном подходе, а точнее,  каждый ребенок должен получить образование в соответствии со своими индивидуальными особенностями, но не в рамках социального разделения, а, наоборот, в рамках активной общественной коммуникации с педагогом и сверстниками [3].

По мнению Н.А. Абрамовой, первостепенная задача инклюзивного образования состоит в наборе педагогов, имеющих теоритические и практические знания в сфере работы с детьми с уникальными психологическими и физическими особенностями [1].

Стоит отметить, что школе, которая будет работать по инклюзивным стандартам, следует сделать акцент на педагогическом составе. Педагог инклюзивного направления должен обладать большим перечнем важных качеств: гибкостью, творческим потенциалом, тонкими коммуникативными навыками. Педагог должен уметь найти индивидуальный подход к ребенку, определить какие методы и технологии подойдут при обучении того или иного ученика.

Таким образом, можно сказать, что инклюзивное образование, это новая ступень, которая позволит улучшить качество жизни общества. Несмотря на положительные аспекты инклюзивного подхода, существует и ряд значительных минусов, которые требуют тщательной проработки и внимания со стороны образовательных учреждений. Вопрос инклюзивного образования всё ещё не является достаточно изученным. Россия только учится работать с инклюзивными подходами, постепенно внедряя технологию нового обучения.

Список источников

  1. Абрамова Н.А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20–22 июня, г. Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т. М., 2011. С. 225–227.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учеб.-метод. пособие. М., 2013.
  3. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова и др.; сост. О.Л. Леханова. Череповец: ЧГУ, 2016
  4. Малофеев, Н.Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. — №1. – С. 3-15.
  5. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, М. Л. Семенович и др. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51–58.

References

  1. Abramova N.A. Training of pedagogical personnel to ensure inclusive education in the Republic of Sakha (Yakutia) // Inclusive education: methodology, practice, technology: materials of the International Scientific and Practical Conference (June 20-22, Moscow) / Moscow City. psychol.-ped. un-T. M., 2011. pp. 225-227.
  2. Alyokhina S.V. Inclusive education: history and modernity: studies.- method. manual. M., 2013.
  3. Inclusive education: studies. the manual / N.A. Borisova, I.A. Bukina, I.A. Buchilova, etc.; comp. O.L. Lekhanova. Cherepovets: ChSU, 2016
  4. Malofeev, N.N. Laudable word of inclusion, or speech in defense of oneself / N.N. Malofeev // Education and training of children with developmental disabilities. – 2012. — No. 1. – pp. 3-15.
  5. Inclusive education as the first stage of the path to an inclusive society / N. Ya. Semago, M. M. Semago, M. L. Semenovich, etc. // Psychological science and education. 2011. No. 1. pp. 51-58.

Для цитирования: Улыбина О.В., Хахалкина У.В., Домничев Д.Ю., Фаизова Э.Ф., Беляева Ю.А. Инклюзивное образование и его особенности // Московский экономический журнал. 2022 № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-57/

© Улыбина О.В., Хахалкина У.В., Домничев Д.Ю., Фаизова Э.Ф., Беляева Ю.А. , 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.