Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.025

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_590

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPROVEMENT AND TRENDS OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Юзвович Лариса Ивановна, д.э.н., профессор кафедры финансов денежного обращения и кредита, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, E-mail: yuzvovich@bk.ru

Львова Майя Ивановна, к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, E-mail: lvova_usue@mail.ru

Yuzvovich Larisa Ivanovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance of Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, E-mail: yuzvovich@bk.ru

Lvova Maya Ivanovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, E-mail: lvova_usue@mail.ru

Аннотация. В современных условиях беспрецедентного внешнего давления на экономику нашей страны особое значение должно быть придано анализу процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.  Совершенствование налогового контроля в рамках урегулирования задолженности по имущественным налогам с физических лиц является важнейшей задачей как государства, так и налоговых органов. В первую очередь, необходимо устранение существующих проблем, возникающих в ходе налогового контроля. В статье рассмотрены проблемы и пути их решения по обеспечению налогового контроля в Российской Федерации. Разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности налогового контроля в рамках урегулирования задолженности по имущественным налогам физических лиц в Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области.

Abstract. In modern conditions of unprecedented external pressure on the economy of our country, special importance should be attached to the analysis of processes related to the taxation of legal entities and individuals. Improving tax control in the framework of the settlement of debts on property taxes from individuals is the most important task of both the state and the tax authorities. First of all, it is necessary to eliminate the existing problems arising in the course of tax control. The article deals with the problems and ways to solve them to ensure tax control in the Russian Federation. Recommendations have been developed aimed at improving the efficiency of tax control in the framework of the settlement of debts on property taxes of individuals in the Interdistrict Federal Tax Service of Russia No. 31 for the Sverdlovsk Region.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговая инспекция, налоговый контроль, урегулирование задолженности

Keywords: tax administration, tax inspection, tax control, debt settlement

Сейчас в РФ во многом уже сложилась система налогового контроля над поступлением имущественных налогов с физических лиц, но система требует преобразований и методов совершенствования. Это совершенствование, одна из задач государства, поэтому в его интересах разработать ряд предложений и осуществить их для достижения получения 100% поступлений налогов в бюджет. Ведь именно от налогов с физических лиц в большей части зависит пополнение бюджета. Важно не только полное поступление, но и своевременное.

Становление налогового контроля на протяжении нескольких лет проходит в трудных условиях, вызванных в первую очередь нестабильностью налогового законодательства, проблемами в организации работы налоговых инспекций, негативным отношением налогоплательщиков к налоговой системе и др. Это накладывает определенный отпечаток на организацию и действенность налогового контроля. Как и в любой сфере деятельности, существует ряд проблем в налоговом контроле [9].

Одной из проблем налогового контроля является налоговая дисциплина налогоплательщиков. К сожалению, не все налогоплательщики ознакомлены с нормативными актами, в связи с чем, не информированы об обязанностях перед государством в плане уплаты налогов и сборов. Чтобы решить данную проблему, следует включить учебные курсы в школьную программу, а также в учебную программу средних и высших учебных заведений. Чтобы привить налоговую дисциплину и ответственность с ранних лет. Кроме того, стоит уделить внимание СМИ, запускать рекламные ролики, листовки и брошюры, чтобы привлечь внимание граждан.

Необходимо постоянно вести разъяснительную работу с гражданами, на государственном уровне запустить программу по формированию финансовой грамотности населения, которая позволила бы сформировать ответственность граждан по уплате налогов. Именно эти способы могут увеличить поступления налогов и сборов в бюджеты разных уровней, и уменьшат задолженности у налогоплательщиков [8].

Рассмотрим проблемы налогового контроля над исчислением и уплатой имущественных налогов физических лиц на уровне государства и пути их решения, отобразим это в таблице 1.

Из таблицы видно, что проблемы развития налогового контроля в РФ группируются в 4 блока, каждый из которых имеет свои перспективы, и требует решений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Решение данных проблем необходимо рассматривать в среднесрочный период. Рассмотрим более подробно каждую проблему и способ её решения.

Первая проблема, представленная в таблице —  некорректная подача налоговой отчетности с точки зрения подачи документов на льготы по транспортному, земельному, налогу на имущество физических лиц.

Решение данной проблемы необходимо проводить по нескольким направлениям, главным из которых является разъяснительная работа среди граждан: специальные программы на телевидении, радио, в сети интернет, запись специальных пропагандистских роликов, разъясняющих корректность заполнения документов; разработка и внедрение специального федерального курса по финансовой грамотности населения, с возможностью свободного доступа к курсу всех налогоплательщиков; и наконец, налоговые инспекции, собрав многолетний опыт и ошибки по заполнению документов могут выпустить специальные буклеты с алгоритмом заполнения налоговых документов, разъяснением правильного применения льгот. Осуществление данного предложения необходимо начинать в ближайшее время.

Важным направлением решения проблемы некорректного заполнения деклараций, может стать усовершенствование деятельности контакт-центра путем повышения квалификации консультантов, либо добрать необходимое количество сотрудников для решения разных вопросов. Он может также напоминать об уплате налога, о своевременной сдаче документации и предупреждения о штрафе. Возможно, придумать рассылку о той же самой информации либо с помощью сообщения, либо с помощью электронной почты.

Развивая предложение о курсе финансовой грамотности налогоплательщиков, необходимо распространить данный курс в образовательных учреждениях среднего и высшего звена. Данный курс должен содержать понятную и доступную информацию для молодого поколения. Достаточно записать интересный и информативный цифровой ролик, и разместить его на официальных сайтах учебных заведений, а также на современных цифровых платформах. Программа финансовой грамотности населения уже реализуется в РФ, мы предлагаем добавить в нее темы по налогообложению физических лиц. Данное мероприятие возможно реализовать в течение 2023 г.

Вторая проблема, представленная в таблице — связанна с уклонением от уплаты налога. Если данное уклонение является умышленным, то необходимо увеличить, расширить штрафы, а также увеличить количество налоговых проверок. Данная перспектива требует определенных решений, но реализация этих решений приведет к тому, что неплательщики будут найдены, а бюджет получит не только неуплаченные налоги, но и штрафы и пени. Что касается трудового договора, то пока это предложение является теоретическим, так как сначала необходимо, чтобы было принято решение об этом, потом чтобы организации перешли на такую систему. Это возможно повлечет перезаключение договоров. Реализация возможна от одного года и более. Это может привлечь за собой дополнительные проверки уже по соблюдению данного решения.

Третья проблема связанна с низким объёмом камеральных проверок и производительностью труда инспекторов отдела камеральных проверок. Данная проблема требует постоянного совершенствования и должна решаться на постоянной основе, так как и развитие программного обеспечения рабочего места налогового инспектора и усовершенствование личного кабинета налогоплательщика связаны с развитием цифровых технологий в РФ, с совершенствованием ИТ-программ. Современное состояние рынка ИТ-технологий, перспективы развития цифровых технологий в РФ позволяют сделать вывод, данная проблема будет решена в текущем периоде и краткосрочном периоде.

Приведем пример усовершенствования личного кабинета. При подаче декларации онлайн, сайт сам сможет проверять правильность заполнения и исчисления документации. Если ошибок не было выявлено, то документ автоматически отправляется в налоговую, а если допущены ошибки, то они выделяются и даётся комментарий по их исправлению.

Также приведем примерный алгоритм совершенствования Программного обеспечения рабочих местах инспекций. Документы, которые подаются в бумажном виде для начала необходимо отсканировать на компьютер, благодаря этому происходит избегание потери документов, быстрый поиск нужного документа, улучшение хранения бумажного оборота на рабочих местах инспекторов. Далее декларация загружается в программу, там она проверяется на правильность заполнения и исчисления автоматически. Инспектор уже не будет тратить на этот время, он будет обращать внимание на другие нюансы, например, срок давности, наличие сданных документов и т. д. С помощью этого, мы увеличиваем объём камеральных проверок, а за счёт этого повысится производительность труда инспекторов.

В данном случае важно ещё позаботиться о бесперебойной работе сайта. особенно программного обеспечения. Так как очень часто во время работы идёт обновление той или иной программы, а это сказывается на производительности сотрудников, которые напрямую связаны с данными программами. Также мы сможем добиться воспитания законопослушного налогоплательщика, поскольку уверенность в том, что уклонение от налогообложения будет с большей степенью вероятности обнаружено, не позволит последнему совершать нарушения законодательства о налогах и сборах. Так как программу обмануть не получится. Примерная реализация данной перспективы 2022-2023 гг.

Итоговая проблема зависит не только от усовершенствования законодательства, но от всех других перспектив, которые мы рассмотрели выше. Так как эффективность налогового контроля будет повышается при увеличении результатов после проведения налоговых проверок. Проблемы налогообложения в целом, также как проблемы налогового контроля над исчислением и уплатой имущественных налогов физическими лицами в РФ, в частности, будут преодолены, если вести планомерную работу по всем направлениям совершенствования налогового контроля.

Ранее были рассмотрены проблемы налогового контроля в рамках урегулирования задолженности по имущественным налогам с физических лиц на уровне государства, далее рассмотрим проблемы налогового контроля на примере Межрайоной ИФНС России №31 по Свердловской области. Проблемы имеют общую направленность, а предлагаемые решения будут опираться на решения государственного уровня. Проблемы и перспективы их решения мы отобразим в таблице 2.

В таблице мы рассмотрели основные проблемы, связанные налоговым контролем в рамках урегулирования задолженности по имущественным налогам с физических лиц, которые были обнаружены в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области.

Рассмотрим и проанализируем проблемы, представленные в таблице.

Первая проблема — неисполнение налогоплательщиками оплаты по имущественным налогам ввиду отсутствия информации. В процессе анализа контрольной работы по урегулированию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области было выявлено следующее. В ходе проводимого «тестового» дня открытых дверей было определено, что некоторые налогоплательщики просто не знали, что им необходимо заплатить налоги. В инспекции проводился день открытых дверей, однако он носил скорее тестовый, формальный характер. Было направлено несколько инспекторов в операционный зал, где проводили весь свой рабочий день и информировали налогоплательщиков, также в данном мероприятие участвовали и сотрудники операционного зала.  Отметим, что в целом, день открытых дверей в итоге касался больше налогоплательщиков организаций, в отношении же граждан рассматривались больше вопросы в части НДФЛ.  Необходимо проводить данное мероприятие в отдельном помещении, не в операционном зале, так как там может быть большое скопление людей, которые пришли на консультацию и по своими другим делам. Одновременные консультации в операционном зале могут вызвать большое скопление людей, что может увеличить вероятность заражения инфекцией во время периода повышенных инфекционных заболеваний. Консультации должны проходить на регулярной основе. Необходимо опытным путем выработать график. Например, проводить консультации два раза в месяц, в будний день, кроме пятницы (так как это сокращённый день), и выходной, например, суббота.

С одной стороны, использование будней и выходного дня является более рациональным, так как распределения граждан получится равномерным, например, в будни консультации получат физические лица, которые не работают, а в выходные придут бухгалтера и ИП.

С другой стороны, в выходные дни смогут прийти большее количество граждан. Если проводиться будет в нерабочее время, то инспекторов не будут отвлекать от их прямых обязанностей. А инспекторам можно, в качестве, поощрения выдавать отгулы или доначислять заработную плату в двойном тарифе за выходной день. Во время проведения таких мероприятий можно будет раздавать информационные буклеты, в которых прописать алгоритм заполнения деклараций и правильности уплаты налоговых платежей. В рамках повышения финансовой грамотности населения, можно устроить специальные занятия по заполнению деклараций и правильному расчёту, а также записать практические примеры по заполнению деклараций и разместить из на сайте налоговой инспекции. По итогам оффлайн- мероприятий можно провести конкурс на правильность заполнения и исчисления деклараций, и обеспечить меры морального поощрения, например, в виде памятной грамоты. Для реализации данного решения, думаю, потребуется полгода — год, не ранее ноября 2023 г., чтобы данное предложение реализовать.

Хотелось бы отметить, что большая часть налогоплательщиков даже не знакома с обязанностью декларировать некоторые свои доходы и имущество, и вследствие этого уплачивать с них налог, это свидетельствует о низкой финансовой грамотности населения в налоговых вопросах. Важно отметить, что в современных условиях мировой пандемии коронавируса реализовать эти меры можно и через проведение онлайн семинаров и встреч, что в условиях развития цифровой экономики и цифровых платформ, является наиболее перспективным.

Вторая проблема, связанная с недостаточным объёмом налоговых проверок в рамках имущественных налогов физических лиц. Проводя анализ контрольной работы по урегулированию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области, мы убедились, что проверки в отношении физических лиц не приносят большого количества доначислений. Поэтому нам необходимо повысить либо количество сотрудников, либо открыть ещё один отдел, так как для камеральной проверки используются намного больше сотрудников, в данной инспекции четыре отдела камеральных проверок, это шестьдесят пять инспекторов на 2021 г., когда в отделе выездной проверки всего девятнадцать инспекторов также на 2021 г. Выполнение данного решения возможно в течение года, к середине 2023 г.

Из анализа результатов по проведению налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области, видно, что выездные проверки приносят больше доначисления, но их инспекция проводит меньше, это связано с тем, что они достаточно трудоёмкие, охватывают большой объём проверок, требуют достаточно больших временных затрат, поэтому количество проверок невозможно увеличивать постоянно.

Поэтому, в Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области необходимо провести следующие мероприятия:

  • снизить текучесть кадров сотрудников для проведения выездных проверок, закрыть имеющиеся вакансии на должность инспектора.
  • изменить соответствующие инструменты в программе «АИС-налог 3», позволяющие автоматически выявлять нарушения по имущественным налогам (необходимо разработать изменения в программу «АИС-налог 3» позволяющие полностью в автоматическом режиме выявлять аспекты в рамках урегулирования задолженности по имущественным налогам с физических лиц).

Для решения третьей проблемы, которая выражается в снижении эффективности налогового контроля, а также отсутствии взаимосвязи оценки эффективности мероприятий налогового контроля и урегулирования задолженности, необходимо введение балльной оценки для объективного анализа труда инспекторов.

Предлагаемая бальная оценка позволит решить несколько задач.

Во-первых, от этой системы будет завесить зарплата сотрудника, будет расти мотивация, следовательно, его производительность, и объём проверок. Инспектор сам может свою зарплату регулировать. Например, существует норма – один бал, инспектор получает фиксированную заработную плату. Для этого необходимо не опаздывать на работу и не уходить раньше с неё, а в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области пропускная система учёта, то есть время прихода и ухода фиксируется, выполнение плана, выполнения поставленных задач строго в срок. Чтобы получить заработную плату повышенную, необходимо получить и высокий балл за работу – 1,1 и 1,2, который будет зависеть от следующих факторов: проведение сотрудником дня открытых дверей, получение персональных отзывов, оставленных на сайтах, перевыполнение плана. При прохождении практики в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области мной было отмечено, что не все сотрудники охотно хотят помогать обращающимся налогоплательщикам. Это вызывает недовольство граждан, плохое мнение об инспекции, о налоговой системе в целом и даже о государстве. Низкую заработную плату можно получить, если бал за работу будет 0,9 или 0,8. Баллы снижаются, если: происходит опоздание на работу или уход раньше с неё, допуск ошибок в работе, отрицательных персональных отзывов, невыполнение плана, не выполнение поставленных задач строго в срок. Данные баллы потребуется проставлять руководителю отдела и ежедневно, также проверять отзывы, после окончания месяца, информация подаётся в бухгалтерию.

Помимо бальной системы, возможно проведение и других мероприятий с персоналом, например, повышение квалификации сотрудников в области налогообложения. В Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области в настоящее время проводят следующие мероприятия: повышение квалификации, аттестацию персонала. Необходимо данный перечень расширить, и применять для повышения эффективности деятельности персонала современные методы, такие как тренинги, проводимые в игровой форме, делегирование полномочий, также можно делиться опытом с другими инспекциями.

Следующим направлением повышения эффективности налогового контроля является повышение доначислений штрафных санкций, налога и пений. Данное направление достигается путем увеличения объёма выездных проверок, а они возрастут, если будут привлечены новые сотрудники. Исходя из этого, можно сделать вывод, данные направления взаимосвязаны.

Еще одним способом решения проблем налогового контроля в рамках урегулирования задолженности по имущественным налогам с физических лиц в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области является разработка программ повышения квалификации сотрудников, особенно сделать акцент на сотрудников выездной проверки. Создать план выполнения штрафов, которые будут повышать заработную плату. Так же в рамках данной проблемы необходимо введение требований по обязательному самообразованию сотрудников отдела урегулирования задолженности (в частности, возможно ежемесячно ввести практику обмена информацией по актуальным вопросам урегулирования задолженности между сотрудниками отдела, в формате совещания).

Рассмотрим еще несколько проблем налогообложения физических лиц. выбор ставок имущественных налогов с физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно имущественные налоги в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по налогам с физических лиц. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога. Всё это сможет привести к повышению эффективности налогового контроля в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области.

  • невыполнение требований, предписанных налоговой проверкой (неуплата налога или непредставление уточняющих документов), будет реализована только при повышении финансовой грамотности налогоплательщиков, на это может уйти один-два года, к 2023-2024 гг. Проведение дополнительных мероприятий в отношении лиц, допустивших нарушение в течение года с момента такого обнаружения (прежде всего, телефонный звонок или обращение через госуслуги).
  • возникновение задолженности по имущественным налогам ввиду отсутствия материальной базы для исполнения налоговых обязательств. В соответствии со статьёй 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За нарушение требования о размере заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда предусмотрена административная ответственность. Это поможет вовремя наказывать правонарушителей, тем самым снизится количество правонарушений и пополняться бюджет будет в установленный срок. Но это привлечет за собой новые обязанности у инспекторов, кто будет составлять этот список, и у прокуроров. Предложения по решению данной проблемы возможно в течение одного года, в 2023 г.

Отметим, что в Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области есть ещё такая проблема, как взаимодействие налогоплательщиков с инспекторами, что проявляется в следующем, во-первых, очень сложно дозвонится до определенного сотрудника, часто не берут трубки, нет возможности перевести звонок на нужного сотрудника. При входе в инспекцию не всегда корректно консультирует администратор. Это влечет за собой недовольных налогоплательщиков.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы налогового контроля, предложили ряд решений, далее, необходимо провести анализ эффективности данных предложений, которые представлены в следующем параграфе. Отметим, что предложенные перспективы характерны для налогообложения физических лиц не только Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области, но Российской Федерации в целом.

Список источников

  1. Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы, Е.Р. Мухина // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: гуманитарные науки». 2015. – № 2. – С. 1–5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1380212 / (дата обращения: 03.02.2020). Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда». –   2019. –  С. 117–121.
  2. Пономарев О. В. Формы и методы налогового контроля / О.В. Пономарев, Е.А. Савинова // Актуальные проблемы права: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.–практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – 142 с.
  3. Поролло Е.В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля / Е.В. Поролло // Terra economicus. 2013. – № 3 Том 11 Часть 3. – С. 84–88.
  4. Российская экономика в 2021 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 43) / [Под науч. ред. д–ра экон. наук Кудрина А.Л., д–ра экон. наук Мау В.А., д–ра экон. наук Радыгина А.Д., д–ра экон. наук Синельникова–Мурылева С.Г.]; Ин–т Гайдара. – Москва: Изд–во Ин–та Гайдара, 2022. – 604 с. :
  5. Савин Д. А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля / Д.А. Савин // Сервис в России и за рубежом. — 2012. — №7.  – С. 138-144
  6. Садикова Н.В. Налоговое администрирование и его сущность/ Н.В. Садикова, Г.Ф. Цельникер // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №5–2. С. 84–86. doi:10.24411/2500–1000–2020–10505U
  7. Сайдулаев Д.Д. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления / Д. Д. Сайдулаев, И. Х. Агаева // Экономика и бизнес: теория и практика.– 2018.– №11–2.– С. 64–67.  hDOI: 10.24411/2411–0450–2018–10153
  8. Тамбиев М. М. Европейский опыт местного самоуправления и администрирования местных налогов / М.М Тамбиев // Общество и право. ––2011. – №4 (36). – С. 280–282
  9. Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы / Н.М. Шандрукова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5. Текст: электронный. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 14.09.2022).– Режим доступа : для авториз. пользователей
  10. Шепелева Ю.В. О раскрытии информации о контроле над лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (подпункт «б» пункта 12 Указа Президента РФ от 05.02.2022 № 95) / Текст : электронный. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/12537730/, свободный
  11. Шитова Т.С. Проблемы осуществления налогового контроля и пути их решения в 2021 году/ Т.С. Шитова // Инновационная наука. –2021. –№2.– С.82–85

References

  1. Muhina E.R. Nalogovyj kontrol’: ponyatie, funkcii, celi, principy, E.R. Muhina // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «APRIORI. Seriya: gumanitarnye nauki». 2015. – № 2. – S. 1–5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1380212 / (data obrashcheniya: 03.02.2020). Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu «Izdatel’skij dom «Sreda». –   2019. –  S. 117–121.
  2. Ponomarev O. V. Formy i metody nalogovogo kontrolya / O.V. Ponomarev, E.A. Savinova // Aktual’nye problemy prava: sb. st. po mater. XI mezhdunar. nauch.–prakt. konf. CHast’ II. – Novosibirsk: SibAK, 2012. – 142 s.
  3. Porollo E.V. Nalogovyj kontrol’: sushchnost’ i mesto v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolya / E.V. Porollo // Terra economicus. 2013. – № 3 Tom 11 CHast’ 3. – S. 84–88.
  4. Rossijskaya ekonomika v 2021 godu. Tendencii i perspektivy. (Vyp. 43) / [Pod nauch. red. d–ra ekon. nauk Kudrina A.L., d–ra ekon. nauk Mau V.A., d–ra ekon. nauk Radygina A.D., d–ra ekon. nauk Sinel’nikova–Muryleva S.G.]; In–t Gajdara. – Moskva: Izd–vo In–ta Gajdara, 2022. – 604 s. :
  5. Savin D. A. Zarubezhnyj opyt organizacii sluzhb nalogovogo kontrolya / D.A. Savin // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2012. — №7.  – S. 138-144
  6. Sadikova N.V. Nalogovoe administrirovanie i ego sushchnost’/ N.V. Sadikova, G.F. Cel’niker // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. – 2020. – №5–2. S. 84–86. doi:10.24411/2500–1000–2020–10505U
  7. Sajdulaev D.D. Sushchnost’ nalogovogo kontrolya i osnovnye principy ego osushchestvleniya / D. D. Sajdulaev, I. H. Agaeva // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika.– 2018.– №11–2.– S. 64–67.  hDOI: 10.24411/2411–0450–2018–10153
  8. Tambiev M. M. Evropejskij opyt mestnogo samoupravleniya i administrirovaniya mestnyh nalogov / M.M Tambiev // Obshchestvo i pravo. ––2011. – №4 (36). – S. 280–282
  9. SHantrukova N.M. Nalogovyj kontrol’ v sisteme finansovogo kontrolya: sushchnost’, elementy / N.M. SHandrukova // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. – 2016. – № 5. Tekst: elektronnyj. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (data obrashcheniya: 14.09.2022).– Rezhim dostupa : dlya avtoriz. pol’zovatelej
  10. SHepeleva YU.V. O raskrytii informacii o kontrole nad licami inostrannyh gosudarstv, sovershayushchih nedruzhestvennye dejstviya (podpunkt «b» punkta 12 Ukaza Prezidenta RF ot 05.02.2022 № 95) / Tekst : elektronnyj. – Rezhim dostupa: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/12537730/, svobodnyj
  11. SHitova T.S. Problemy osushchestvleniya nalogovogo kontrolya i puti ih resheniya v 2021 godu/ T.S. SHitova // Innovacionnaya nauka. –2021. –№2.– S.82–85

Для цитирования:  Юзвович Л.И., Львова М.И. Совершенствование и тенденции налогового контроля в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-26/

© Юзвович Л.И., Львова М.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.