Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.45

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_9

ПРОИЗВОДСТВО ПЕРСПЕКТИВНЫХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА ПД – ВАЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

PRODUCTION OF ADVANCED AIRCRAFT ENGINES OF THE PD FAMILY IS AN IMPORTANT OUTCOME OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE AVIATION INDUSTRY

Артющик Виктория Дмитриевна, Аспирант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», E-mail: vika565@list.ru

Тихонов Алексей Иванович, к.э.н., доцент, Заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт»,   E-mail: mai512hr@mail.ru

Artyushchik Victoria Dmitrievna, Graduate Student of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute, E-mail: vika565@list.ru

Tikhonov Alexey Ivanovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute, E-mail: mai512hr@mail.ru 

Аннотация. В научно-исследовательской работе проведен организационно-экономический анализ мирового рынка современной авиационной техники. Авторы исследуют возможность перевода, в основном, промышленного производства отечественной авиационной техники на российские производственные площадки для обеспечения полной импортонезависимости от зарубежных поставщиков. Продукция Объединенной авиастроительной корпорации является стратегически важной для национальной и экономической безопасности нашей страны. Интенсивное развитие авиационной отрасли является основой успешной деятельности всего национального машиностроительного комплекса России. Необходимо реализовывать основные положения Государственной политики импортозамещения, которая с 2014 года является гарантом стабильного развития всего производственного комплекса Российской Федерации. Появление на мировом рынке новых российских пассажирских авиалайнеров «Sukhoi Superjet» и МС-21 способствует ослаблению дуополии основных зарубежных авиапроизводителей «Boeing» и «Airbus». С экономической точки зрения, это многомиллиардные инвестиции в российскую экономику, сохранение рабочих мест для высокопрофессионального персонала высокотехнологичных предприятий госкорпорации «Ростех», дополнительные налоговые отчисления в бюджет нашей страны. Наиболее подробно рассмотрены механизмы имортозамещения в Объединенной двигателестроительной корпорации, предприятия которой вывели на мировой рынок целое семейство современных перспективных двигателей, к которым относятся ПД-14 и ПД-8.

Abstract. In the research work, an organizational and economic analysis of the world market of modern aviation technology was carried out. The authors investigate the possibility of transferring, mainly, industrial production of domestic aviation equipment to Russian production sites to ensure complete import independence from foreign suppliers. The products of the United Aircraft Corporation are strategically important for the national and economic security of our country. The intensive development of the aviation industry is the basis for the successful operation of the entire national machine-building complex of Russia. It is necessary to implement the main provisions of the State Policy of Import Substitution, which since 2014 has been the guarantor of the stable development of the entire industrial complex of the Russian Federation. The appearance on the world market of the new Russian passenger airliners Sukhoi Superjet and MS-21 contributes to the weakening of the duopoly of the main foreign aircraft manufacturers, Boeing and Airbus. From an economic point of view, this is a multi-billion dollar investment in the Russian economy, the preservation of jobs for highly professional personnel of high-tech enterprises of the state corporation «Rostec», additional tax payments to the budget of our country. The mechanisms of import substitution in the United Engine Corporation, whose enterprises have brought to the world market a whole family of modern promising engines, which include PD-14 and PD-8, are considered in most detail.

Ключевые слова: импортозамещение, импортонезависимость, авиационная промышленность, авиационное двигателестроение, перспективные авиадвигатели

Key words: import substitution, import independence, aviation industry, aircraft engine building, advanced aircraft engines 

Введение

Первый российский пассажирский среднемагистральный  самолёт «Sukhoi Superjet 100» был разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» для перевозки  от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4,5 тыс. км. С 2020 года эта компания является филиалом ПАО «Корпорация «Иркут», входящей в состав Дивизиона Гражданской Авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Новый самолет был изготовлен в России, на  Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, при активном участии нескольких иностранных компаний, в основном, из Италии, Франции и США. «Superjet 100» является самолетом нового поколения, который объединяет в себе самые передовые технологии в области авиастроения, дает экономические преимущества авиакомпаниям и отвечает строгим международным экологическим нормам. Объявленная в 35 млн. долл. цена самолета, обеспечивает на 12% меньшие, чем у конкурентов, показатели операционных затрат. Всего было произведено 219 самолетов, 157 из которых в настоящее время эксплуатируются. Появлению нового самолета в начале XXI века способствовала развитая международная кооперация, которая помогала в начальных процессах производства воздушного судна, его сертификации и продвижению на мировой рынок. Общая доля импортных комплектующих в «SSJ 100» оценивалась в 2018 году в 68%. Главным образом, большая доля иностранных  комплектующих должна была способствовать прохождению сложной процедуры сертификации летательного аппарата по нормам Европейского агентства по безопасности полетов EASA и Федерального авиационного управления США FAA. Но после введения западных санкций против России, это создало проблемы для всего отечественного авиастроения. Российские авиационные заводы ОАК подверглись мощному санкционному давлению с 2014 года. Появилась острая необходимость в реализации государственной политики импортонезависимости. Опыт работы показал, что нельзя полагаться на ненадежных зарубежных поставщиков, которые принимают свои решения, зачастую, по указке недобросовестных политиков. Необходимо широко внедрить программу импортозамещения в такой стратегически важной отрасли, как отечественная авиационная промышленность. 

Основные результаты

Правительство РФ одобрило инициативу Министерства промышленности и торговли РФ о разработке новой модели самолета «Sukhoi Superjet New» с минимальным количеством импортных деталей и комплектующих, анонсировав  выделение на этот проект импортозамещения в авиапроме 85 млрд. руб. По информации от руководства Государственной корпорации «Ростех», в новой модификации этого самолета будет заменено 97% компонентов, ранее поступающих из-за рубежа. Планируемое импортозамещение должно позволить создать на российских площадках отечественные системы кондиционирования воздуха, электрические коммуникации, тормоза, сигнализацию, шасси, элементы пассажирского самолета и кабины экипажа. Завершение Опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию «Sukhoi Superjet New» планируется  до конца 2023 года. Самым революционным изменением считается замена силовой установки на новый перспективный двигатель ПД-8. Сейчас все самолеты этого семейства комплектуются авиационным двигателем SaM146, который совместно производится российским предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации «Сатурн» и французской фирмой  «Safran Aircraft Engines». На регионально-магистральный самолет SSJ100-95B устанавливается авиадвигатель SaM146-1S17, а на SSJ100-95LR и на  «Sukhoi Busines Jet» — двигатель SaM146-1S18.

Объединенная двигателестроительная корпорация планомерно с 2014 года внедряет в свою деятельность механизмы импортозамещения (Рис. 1). Ранее планировалось создать линейку перспективных авиационных двигателей на основе унифицированного газогенератора. Изначально заменить украинский авиадвигатель Д-136 должен был пионер пермских авиадвигателестроителей ПД-12. Далее подразумевалось развитие этой линейки в сторону уменьшения тяги: ПД-10 с тягой 10,9 тонн для SSJ-NG и турбовентиляторный двухконтурный ПД-7 с тягой 7,9 тонн для замены Д-436 (Украина) и SaM146 (Франция-Россия). Также подразумевалась разработка турбовального двигателя для больших вертолетов — ПД-12В.

В результате большой и слаженной работы предприятий, входящих в Авиационный Кластер Госкорпорации «Ростех», по созданию двигателей тягой от 9 до 18 тонн, был успешно запущен и осуществлен проект первого российского авиадвигателя ПД-14 (Рис. 2). Он был создан на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных отечественных технологий и материалов, показал свою высокую работоспособность, и уверенно проходит летные испытания под крылом магистрального лайнера XXI века – МС-21. В конструкцию этого новаторского двигателя было внедрено около 20  ключевых технологий, включая лопатки турбины с современной системой охлаждения. После запуска ПД-14 в крупное серийное производство на предприятии «ОДК-Авиадвигатель», будет сделан и его более мощный вариант ПД-14М с увеличенной до 15,6 тонн тягой. В сложных условиях санкционного давления, нашей стране нельзя дальше рисковать с размещением на самолетах  МС-21 только американских двигателей PW1400G фирмы «Pratt and Whitney». Создание собственного авиадвигателя ПД-14 позволяет российским авиапроизводителям не зависеть от зарубежных компаний в поставках своих новых самолётов отечественным и зарубежным заказчикам. Его появление открыло для нашей страны технологическую возможность изготавливать другие высокоэффективные двигатели различной мощности. Один из них называется ПД-8 (ранее фигурировал как ПД-7) с  тягой в 8 тонн, опытно-конструкторские работы над которым должны быть завершены в 2022 году. Отсутствие отечественного турбореактивного двигателя в диапазоне тяги  от 7 до 10 тонн тормозило развитие многих авиационных программ и повышало нашу зависимость от импорта. Появление нового перспективного ПД-8 позволит решить эту проблему, потому что он может быть установлен не только на  обновлённый «Sukhoi Superjet New», но и на многоцелевой самолёт-амфибию Бе-200 «Альтаир», разработанный Таганрогским Авиационным Научно-техническим Комплексом имени Г. М. Бериева.

Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ю.Б. Слюсарь заявил, что цифровые технологии позволят сократить время производства нового двигателя ПД-8 в два раза. Он будет готов в 2022 году, а в 2023 году планируется его установка на самолеты серии «Sukhoi Superjet», и далее – на самолет-амфибию Бе-200. Разрабатывать двигатель  ПД-8 должно быть проще, имея уже сертифицированный ПД-14. Семейство перспективных турбореактивных двигателей для отечественных самолетов уже состоит из следующих двигателей: ПД-14 (базовый ТРДД для самолета МС-21-300), ПД-14А (дросселированный вариант для самолета МС-21-200) и ПД-14М (форсированный двигатель для самолета МС-21-400). На этом этапе развития российские специалисты в области авиационного двигателестроения уже решили такие проблемы, как повышение степени двухконтурности, увеличение рабочей температуры газа. При производстве нового двигателя  ПД-8 будет использована успешно апробированная технология литья охлаждаемых лопаток турбины высокого давления.  Всероссийский Институт Авиационных Материалов обеспечит производство аддитивными технологиями, что позволит добиться высокой производительности и нормативного качества. Общая сумма расходов на программу импортозамещения  самолетов серии «Sukhoi Superjet», по прогнозу экспертов, планируется в размере 130 млрд. руб., из которых около 60 млрд. руб. будет выделено на авиационный двигатель ПД-8. ОДК вложит в разработку импортозамещенного двигателя около 33 млрд. руб. По техническому заданию, двигатель ПД-8 должен обеспечить крейсерскую скорость самолёта в 0,78 — 0,82 чисел Маха, на максимальное время полёта до 10 час., при подъеме на высоту в 14 км. ПД-8 получит цифровую электронную систему автоматического управления и будет соответствовать нормам Международной организации гражданской авиации (ICAO) по шуму и эмиссии вредных веществ. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» О.Пантелеев считает, что производство авиадвигателей ПД-8 позволит России избавиться, практически, от всех ограничений на дальнейшее развитие проектов узкофюзеляжных самолётов. Он также отметил, что этот прект импортозамещения позволит сократить зависимость от зарубежных поставщиков авиадвигателей и уменьшить санкционные риски. Реализация амбициозных проектов в двигателестроительном кластере стимулирует высокотехнологичную промышленность на разработку новых отечественных воздушных судов, материалов и разнообразных авиационных электронных систем. Использование в летной практике двигателя ПД-8 с новыми технологиями  должно ликвидировать то отставание на 12%, которое было у Sam146 в сравнении с PW1700.

Генеральный конструктор ОДК Ю. Шмотин уверен, что двигатель ПД-8 по надежности, безопасности эксплуатации, а также по показателям ремонтопригодности не будет уступать иностранным авиадвигателям в ближайшем десятилетии. Инновационные технологии, применяющиеся в производстве авиадвигателя ПД-8, предусматривают использование цифрового зрения,  и делегирование определенных решений искусственному интеллекту. Весомым доказательством важности, проводимой стратегии импортозамещения в авиационном двигателестроении, является визит Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина  в декабре 2021 года на высокотехнологичное предприятие научно-производственного комплекса «Пермские моторы» — АО «ОДК-Авиадвигатель». Состав представительной Правительственной делегации позволил провести в Перми полноценное совещание по вопросам дальнейшего развития отечественного авиационного двигателестроения. На производственных площадках предприятий НПК «Пермские моторы» прошли рабочие встречи, посвященное вопросам реализации прорывных отечественных проектов в области развития российской авиации. Была отмечена эффективная проектная и производственная кооперация в рамках ОДК при создании семейства перспективных двигателей ПД, которые являются достойной альтернативой иностранным аналогам. Успешно продолжающаяся программа импортозамещения в ОДК должна получить дополнительное бюджетное финансировании в размере 44,6 млрд. руб. для осуществлении проекта ПД-35 — первого в истории отечественной отрасли двигателя большой тяги. Руководитель Российского Правительства заверил авиастроителей, что будет стимулироваться повышенный спрос на воздушные суда с российскими двигателями, и улучшаться экономические условия их эксплуатации.

Заключение

Для обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации необходимо объединение всех ресурсов Мнпромторга России, Государственной корпорации «Ростех», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации для укрепления импортонезависимой национальной авиационной промышленности. Проводимая в настоящее время организационная реформа Авиационного кластера «Ростеха» позволяет всем предприятиям, в него входящим, максимально эффективно взаимодействовать друг с другом при создании современной конкурентоспособной авиационной технике. России необходимо укреплять свои позиции, как одного из четырех главных участников мирового рынка авиационного двигателестроения. Повышению конкурентоустойчивости авиадвигателестроительных предприятий ОДК способствует появление современной линейки перспективных авиадвигателей ПД на основе унифицированного газогенератора.

Список источников

  1. Критская С. С., Клочков В. В. Анализ перспектив развития авиационной промышленности с учетом угрозы введения санкций против российской эк / С. С. Критская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 40 (277). – С. 12 – 25.
  2. Галабурдин И. И., Дуреев С. П. Политика импортозамещения в авиационной отрасли / И. И. Галабурдин // Актуальные проблемы космоса и космонавтики. — 2019. — № 4. – С. 741 – 744.
  3. Митанова А. И., Суркова Е. В. Теоретические основы Импортозамещения на предприятиях авиационной промышленности / А. И. Митанова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — — № 8. – С. 130 – 134.
  4. Артющик В. Д., Тихонов А. И. Импортозамещение как эффективный инструмент восстановления авиационной отрасли России / В. Д. Артющик // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 7. – С. 13 – 17.
  5. Артющик В. Д., Тихонов А. И. Применение методов прогнозирования спроса на авиационные двигатели в условиях импортозамещения на примере АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» / В. Д. Артющик // Московский экономический журнал. — 2020. — №1. – С. 36.
  6. Установка российских двигателей ПД-8 на SSJ 100 может начаться с 2023 г. // https://neftegaz.ru/news/aviatehnika/635581
  7. Даёшь 100% российский Суперджет! Импортозамещение набирает обороты // http://новости-россии.ru-an.info/импортозамещение-
  8. Россия должна летать на своих самолётах // http://новости-россии.ru-an.info/новости/россия-должна-летать-на-российских-самолётах
  9. «Широкий спектр применения»: как российская промышленность создаёт новые авиационные двигатели // https://russian.rt.com/russia/article/808240-rossiya-importozameschenie
  10. О разработке нового российского авиадвигателя ПД-8 // https://tehnorussia.ru/archives/4165
  11. ОДК представляет концепцию нового перспективного авиадвигателя ПД-8 на МАКС-2021 // https://rostec.ru/news/odk-predstavlyaet-kontseptsiyu-sozdaniya-aviadvigatelya-pd-8-na-maks-2021/
  12. Двигатель ПД-8. Российский ТРДД для «Суперджета» //
    https://naukatehnika.com/dvigatel-pd-8-rossijskij-trdd-dly-superdzheta.html
  13. Ростех создает двигатель ПД-8 с использованием технологии машинного зрения // https://tass.ru/armiya-i-opk/12001359
  14. Авиадвигатель без иностранных сплавов: успех российского ПД-8 // https://finobzor.ru/100792-rossiyskiy-novyy-splav-dvigatel-pd-8-html
  15. Премьер Мишустин посетил предприятия НПК «Пермские моторы»//https://www.uecrus.com/rus/presscenter/odk_news/ID=35931736
  16. ОДК развивает импортозамещение в авиационном двигателестроении // https://rostec.ru/news/odk-razvivaet-importozameshchenie
  17. Двигатель ПД-14 и семейство перспективных двигателей // https://avid.ru/pd14/ 

References

  1. Kritskaya S. S., Klochkov V. V. Analiz perspektiv razvitiya aviacionnoj promyshlennosti s uchetom ugrozy vvedeniya sankcij protiv rossijskoj ek / S. S. Kritskaya // Nacional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. — 2014. — № 40 (277). – S. 12 – 25.
  2. Galaburdin I. I., Dureev S. P. Politika importozameshcheniya v aviacionnoj otrasli / I. I. Galaburdin // Aktual’nye problemy kosmosa i kosmonavtiki. — 2019. — № 4. – S. 741 – 744.
  3. Mitanova A. I., Surkova E. V. Teoreticheskie osnovy Importozameshcheniya na predpriyatiyah aviacionnoj promyshlennosti / A. I. Mitanova // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. — 2020. — № 8. – S. 130 – 134.
  4. Artyushchik V. D., Tihonov A. I. Importozameshchenie kak effektivnyj instrument vosstanovleniya aviacionnoj otrasli Rossii / V. D. Artyushchik // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. — 2020. — № 7. – S. 13 – 17.
  5. Artyushchik V. D., Tihonov A. I. Primenenie metodov prognozirovaniya sprosa na aviacionnye dvigateli v usloviyah importozameshcheniya na primere AO «Ob»edinennaya dvigatelestroitel’naya korporaciya» / V. D. Artyushchik // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. — 2020. — №1. – S. 36.
  6. Ustanovka rossijskih dvigatelej PD-8 na SSJ 100 mozhet nachat’sya s 2023 g. // https://neftegaz.ru/news/aviatehnika/635581
  7. Dayosh’ 100% rossijskij Superdzhet! Importozameshchenie nabiraet oboroty // http://novosti-rossii.ru-an.info/importozameshchenie-
  8. Rossiya dolzhna letat’ na svoih samolyotah // http://novosti-rossii.ru-an.info/novosti/rossiya-dolzhna-letat’-na-rossijskih-samolyotah
  9. «SHirokij spektr primeneniya»: kak rossijskaya promyshlennost’ sozdayot novye aviacionnye dvigateli // https://russian.rt.com/russia/article/808240-rossiya-importozameschenie
  10. O razrabotke novogo rossijskogo aviadvigatelya PD-8 // https://tehnorussia.ru/archives/4165
  11. ODK predstavlyaet koncepciyu novogo perspektivnogo aviadvigatelya PD-8 na MAKS-2021 // https://rostec.ru/news/odk-predstavlyaet-kontseptsiyu-sozdaniya-aviadvigatelya-pd-8-na-maks-2021/
  12. Dvigatel’ PD-8. Rossijskij TRDD dlya «Superdzheta» // https://naukatehnika.com/dvigatel-pd-8-rossijskij-trdd-dly-superdzheta.html
  13. Rostekh sozdaet dvigatel’ PD-8 s ispol’zovaniem tekhnologii mashinnogo zreniya // https://tass.ru/armiya-i-opk/12001359
  14. Aviadvigatel’ bez inostrannyh splavov: uspekh rossijskogo PD-8 // https://finobzor.ru/100792-rossiyskiy-novyy-splav-dvigatel-pd-8-html
  15. Prem’er Mishustin posetil predpriyatiya NPK «Permskie motory»//https://www.uecrus.com/rus/presscenter/odk_news/ID=35931736
  16. ODK razvivaet importozameshchenie v aviacionnom dvigatelestroenii // https://rostec.ru/news/odk-razvivaet-importozameshchenie
  17. Dvigatel’ PD-14 i semejstvo perspektivnyh dvigatelej // https://avid.ru/pd14/

Для цитирования: Артющик В.Д., Тихонов А.И. Производство перспективных авиационных двигателей семейства ПД – важный результат политики импортозамещения в авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-9/

© Артющик В.Д., Тихонов А.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.