Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 63:339.564 (71)

Безымянный 12

Григорьева Е., кандидат биологических наук, доцент факультета мировой политики ГАУГН

Grigorieva E., Cand. Sci. (Biology), Assistant Professor, State Academic University for Humanities, World Politics Faculty

Опыт Канады по поддержке аграрного сектора в связи с обязательствами в ВТО

Domestic Support of Canadian Agriculture in the WTO Obligation Context

В работе анализируется выполнение Канадой обязательств в рамках ВТО по поддержке аграрного сектора. Рассмотрены меры и уровень поддержки за период с 1995 по 2012 годы.

Summary

The article analyses Canada’s compliance with WTO commitments on domestic support of agriculture sector.  It examines measures and support levels for the period from 1995 to 2012.

Ключевые слова: Канада, ВТО, Соглашение по сельскому хозяйству, внутренняя поддержка, агрегатный показатель поддержки, меры «желтой корзины», меры «зеленой корзины», пороговые значения поддержки («de minimis»), программы управления рисками, прямые выплаты, «несвязанная» поддержка доходов.

Keywords: Canada, WTO, Agreement on Agriculture, domestic support, Aggregate Measurement of Support, «amber box» measures, «green box» measures, «de minimis», business risk management programmes,  direct payments, decoupled income support.

Важным элементом Соглашения ВТО по сельскому хозяйству (далее -Соглашение), регулирующим выполнение обязательств стран-членов ВТО в области агропромышленного комплекса, являются обязательства по сокращению внутренней поддержки национальных производителей сельскохозяйственных товаров, оказывающей влияние на торговлю. Правительствам при этом оставлена свобода действий в отношении выбора мер, которые подлежат сокращению и которые могут быть сохранены.

В соответствии со Статьями 6, 7 и Приложением 2 Соглашения все меры внутренней поддержки разделены на две категории. Первая категория – это разрешенная поддержка. Она представляет собой субсидии, минимально влияющие на торговлю – т.н. меры «зеленой корзины». Ко второй категории относятся субсидии, оказывающие искажающее воздействие на торговлю –       т. н. меры «желтой корзины», включаемые в агрегатный показатель поддержки (АПП) (Aggregate Measurement of Support), который подлежит поэтапному сокращению [1]. В списках обязательств стран-членов ВТО объем поддержки в рамках АПП должен быть снижен на 20% в течение 6 лет. Канада обязалась снизить АПП с исходного уровня 5,4 млрд. долл. (это базовый уровень поддержки, рассчитанный как средняя величина за 1986-1988 гг.) до 4,3 млрд. долл. в 2000 г. (примечание – здесь и далее сумма указывается в канадских долларах). В настоящее время эта величина – «связанный АПП» – является годовым обязательством Канады как члена ВТО по допустимой внутренней поддержке в сельском хозяйстве. Текущий АПП за год не должен превышать связанный АПП.

Выполняя свои обязательства по сокращению поддержки аграрному сектору в рамках ВТО, в августе 1995 г. Канада прекратила действие Закона о транспортировке зерна из западных территорий (Western Grain Transportation Act), в результате чего были отменены транспортные субсидии, а суммарный показатель АПП уже в 1995 г. был на уровне 2,1 млрд. долл.  В целом, суммарная внутренняя поддержка в рамках «желтой корзины» с 1995 по 2012 гг. варьировала от 1,5 до 3,8 млрд. долл. (Рис.1). Максимальный уровень наблюдался в 2002 г., что явилось результатом увеличения расходов по страховым программам в связи с сильной засухой в западных прериях Канады в 2001/2002 гг.Безымянный

Рис. 1.  Общая внутренняя поддержка сельскому хозяйству в Канаде в 1995 -2012 гг. Источник: Составлено на основе нотификаций Канады в Комитет по сельскому хозяйству ВТО

АПП рассчитывается как годовая сумма поддержки производителям конкретных товаров (АПП, связанный с конкретным продуктом – СКП) и поддержки всей отрасли (АПП, не связанный с конкретным продуктом –НСКП). В соответствии со Статьей 6.4 (а) и (b) Соглашения в расчет ежегодного текущего уровня поддержки, который отслеживается на предмет выполнения обязательств страны в сравнении со «связанным» уровнем, не включается «минимальная» (de minimis) поддержка, не превышающая 5% стоимости продуктов для СКП и 5% стоимости продукции для НСКП. С 1995 по 2012 гг. ежегодный объем поддержки, не связанной с конкретным продуктом, не превышал 5% общей стоимости сельскохозяйственного производства и соответственно не включался в показатель текущего АПП (Рис. 2). Исключения составляет показатели для 2001 и 2002 гг. из-за больших расходов по страховым программам в связи сильной засухой, о чем упоминалось выше.

Значения АПП для конкретных продуктов в целом не превышали   пятипроцентный минимальный пороговый уровень. Основные субсидии, включаемые в текущий АПП, предоставляются молочному сектору. Это связано с поддержкой цен в рамках системы регулирования производства продукции (система «supply management»). В 2003 г. значительные средства направлялись производителям говядины, понесшим убытки после обнаружения в Альберте случая губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота.

Безымянный

Рис. 2. Минимальные (de minimis) уровни поддержки, не включаемые в обязательства по сокращению в 1995 -2012 гг..

СКП – связанная с конкретным продуктом поддержка; НСКП – не связанная с конкретным продуктом поддержка.

Источник: Составлено на основе нотификаций Канады в Комитет по сельскому хозяйству ВТО

В результате действия правила о минимальных уровнях текущие показатели АПП Канады с 1995 по 2012 гг. были всегда ниже допустимой внутренней поддержки сельскохозяйственного сектора (связанного АПП) (Рис. 3). Это свидетельствует о том, что Канада имеет достаточный потенциал для дополнительного использования мер поддержки «желтой корзины».

Безымянный

Рис. 3. Текущий и связанный в рамках ВТО агрегированный показатель поддержки (АПП) сельского хозяйства Канады в 1995 -2012 гг. Источник: Составлено на основе нотификаций Канады в Комитет по сельскому хозяйству ВТО

Членство в ВТО оказало значительное влияние на эволюцию программ управления коммерческими рисками (business risk management) в сельском хозяйстве Канады. Был совершен переход от программ поддержки отдельных товаров к программам, позволяющим производить стабилизационные выплаты на основе доходов целых ферм. Переход на поддержку «целой фермы» активно начался в Канаде после принятия в 1991 г. Закона по защите фермерских доходов (Farm Income Protection Act), в соответствии с которым был разработан ряд специальных программ по стабилизация доходов фермеров (Safety Net Programs). Одной из таких программ стала Программа cтрахования уровня чистых доходов (Net Income Stabilisation Account – NISA), позволяющая фермерам делать вклады на персональный банковский счет, на который федеральное и провинциальное правительство вносят сумму, равную сумме этих вкладов, при этом деньги можно снимать со счета, когда фермерский доход бывает низким [2].

В дальнейшем на основе NISA была разработана Программа стабилизации доходов в канадском сельском хозяйстве (Canadian Agricultural Income Stabilization Program – CAIS), реализуемая c 2003 по 2008 гг. в рамках пятилетнего соглашения между федеральным и региональными правительствами (Agricultural Policy Framework). В новом пятилетнем стратегическом плане по поддержке аграрной отрасли «Ускорение роста» (Growing Forward), действовавшем с 2008 по 2013 гг., а также в рамках текущего пятилетнего плана «Ускорение роста 2» (Growing Forward 2) роль программы стабилизации доходов в случае убытков выполняет программа «Агристабилити» (AgriStability). По этой программе выплаты производятся при снижении нормы прибыли более чем на 15 процентов по сравнению со средним значением этого показателя за предыдущие пять лет. При этом участники программы должны внести взнос в размере 3,8 долл. на 1000 долл. стандартной нормы прибыли [3]. К программам управления коммерческими рисками также относятся: программа «АгриИнвест» (AgriInvest) по субсидированию накоплений для восполнения потерь при небольших снижениях норм прибыли и для инвестиционных проектов; программа «Агрострахование» (AgriInsurance), предусматривающая долевое участие государства в расходах по страхованию производства от потерь в случае стихийных бедствий; программа «Агровосстановление» (AgriRecovery) для предоставления сельхозпроизводителям специальной помощи в случае стихийных бедствий [3,4]. Расходы по этим программам представляют меры государственной поддержки в рамках «желтой корзины» и составляют значительную часть АПП, не связанного с конкретным продуктом, что отражается в соответствующих нотификациях Канады (Таблица).

Таблица. Величина не связанного с конкретным продуктом агрегированного показателя поддержки (АПП) сельского хозяйства в Канаде в 2011 -2012 гг. (млн. долл.)

Безымянный

Источник: составлено на основе G/AG/N/CAN/98, G/AG/N/CAN/104

Меры «зеленой корзины» исключены из обязательств по сокращению. В соответствии с п.1 Приложения 2 Соглашения страна-член ВТО может отнести к данной категории внутренней поддержки субсидии, предоставляемые на основе правительственных программ, финансируемых из государственного бюджета, а не за счет средств потребителей (например, путем административного регулирования цен); также действие таких субсидий не должно выражаться в поддержании цен производителей. Меры «зеленой корзины» делятся на две группы.  К первой группе относятся государственные услуги общего характера, предусматривающие государственные расходы на научные исследования, образование, консультирование, инспекционные услуги, маркетинг и продвижение товаров, развитие инфраструктуры. Канада широко пользуется этими видами поддержки, причем наибольшая доля расходов в общем объеме услуг приходится на инспекционные услуги и научные исследования (38% и 30% соответственно в 2012 г.) [5]. В первую группу мер «зеленой корзины» также включаются правительственные программы создания резервов для обеспечения продовольственной безопасности и расходы на предоставление продовольственной помощи нуждающейся части населения (внутренняя продовольственная помощь). Эти формы поддержки в Канаде не используются.

Ко второй группе мер «зеленой корзины» относятся программы прямых выплат производителям сельскохозяйственной продукции. При этом государство напрямую выплачивает фермерам заранее определенную сумму, независимо от рыночных цен. Значительна часть прямых выплат предназначена для поддержки доходов производителей. Прежде всего, это «несвязанная» поддержка доходов, при которой сумма таких выплат не связана с производством продукции и не влияет на объемы производства и виды производимой продукции (decoupled income support) (п.6 Приложения 2 Соглашения). После отмены Закона о транспортировке зерна из западных территорий первые «несвязанные» выплаты были осуществлены в 1995 и 1996 г.г. (889 млн. долл. и 763 млн. долл. соответственно) в рамках Программы платежей для производителей зерна западных провинций в переходный период (Western Grain Transition Payments Program) [6,7]. и в 2000 г. по федеральным программам адаптации для Саскачевана и Манитобы  (Canada-Saskatchewan and Canada-Manitoba Adjustment Programs) (360 млн. долл.) [8]. В 2003 и 2004 г. г.  в рамках Программы поддержки отрасли в переходный период (Transitional Industry Support Program) и Программы оплаты фермерских доходов (Farm Income Payment Program) федеральное правительство оказывало «несвязанную» поддержку доходов фермеров, пострадавших после обнаружения случая губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, приведшего к временной потере ряда экспортных рынков [9,10]. Последний раз «несвязанную» поддержку правительство предоставило в 2005 г. по Программе платежей производителям зерновых и масличных (Grains and Oilseeds Payment Program), понесшим убытки после снижения цен на эти культуры в течение последних десяти лет [11,12].

Основная часть прямых выплат в рамках «зеленой корзины», предназначенных для поддержки доходов канадских производителей, осуществляется в рамках правительственных программ страхования и обеспечения безопасности доходов в соответствии с критериями п.7 Приложения Соглашения.  Право на такие выплаты определяется потерями в доходах, превышающими 30 процентов от среднего валового дохода за предыдущие три года. Программа, по которой оказывается этот вид поддержки, является специальным Компонентом упомянутой выше общей программы стабилизации доходов «Агристабилити», предназначенным для компенсации потери доходов от стихийных бедствий (Income Disaster Component of AgriStability) [13].  Аналогичный компонент имела программа стабилизации доходов CAIS, являющаяся предшественницей «Агристабилити» [14]. Ежегодный объем рассматриваемого вида выплат находится на уровне 500-700 млн. долл. Наибольшие значения  наблюдались в 2004 и 2005 гг.. (1344 млн. долл. и 1184 млн. долл. соответственно), что явилось результатом увеличения размеров компенсации доходов фермерам, понесшим убытки после обнаружения случая губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и снижения цен на зерновые. В это же время, как отмечалось выше, оказывалась также «несвязанная» поддержка доходов. В результате в эти годы выплаты канадским производителям в рамках «зеленой корзины» по программам прямой поддержки превышали выплаты при реализации услуг общего характера (Рис. 4).

Безымянный

Рис.  4. Оценка мер внутренней поддержки в Канаде, исключаемых из обязательств по сокращению в рамках ВТО (меры «зеленой корзины») в 1995 -2012 гг. Источник: Составлено на основе нотификаций Канады в Комитет по сельскому хозяйству ВТО

Следует отметить, что в категорию прямых выплат попадают также незначительные суммы по программам охраны окружающей среды, составляющие порядка 3,4% от всей суммы поддержки канадских фермеров в рамках «зеленой корзины».

В целом в структуре мер поддержки Канадой сельского хозяйства в рамках «зеленой корзины» основная часть финансовых ресурсов направляется на оказание услуг общего характера (прежде всего, как отмечалось выше, на инспекционные услуги и научные исследования) – до 76% от всего объема средств. В то же время для США этот показатель составляет всего 8%, а основное финансирование идет на реализацию программ внутренней продовольственной помощи – до 84% от общего объем средств, выделяемых на оказание поддержки сельскому хозяйству в рамках «зеленой корзины»  (Рис. 5).

Безымянный

Рис.5. Структура мер поддержки сельского хозяйства, освобожденных от обязательств в ВТО по сокращению (меры «зеленой корзины»), в Канаде и США в 2012 г. Источник: Составлено на основе нотификаций G/AG/N/CAN/104, G/AG/N/USA/100.

Проведенный анализ предоставления поддержки сельскохозяйственным производителям в соответствии с обязательствами Канады в ВТО показал соблюдение этой страной правил и лимитов, установленных Соглашением по сельскому хозяйству ВТО. Основной вывод – членство в ВТО определяет параметры формирования и реализации аграрной политики Канады.

Литература

  1. Agreement on Agriculture [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/14-ag.pdf.
  2. Григорьева Е. О программах стабилизации доходов фермеров в Канаде // Информационный бюллетень Минсельхозпрода России. – 1997. № 5-6. – С.55-57.
  3. World Trade Organization (WTO). 2011. Trade Policy Review: Canada, WT/TPR/S/246/Rev.1.
  4. World Trade Organization (WTO). 2015. Trade Policy Review: Canada, WT/TPR/S/314.
  5. World Trade Organization (WTO). 2015. Notification: G/AG/N/CAN/104.
  6. World Trade Organization (WTO). 2010. Notification: G/AG/N/CAN/17/Rev. 1.
  7. World Trade Organization (WTO). 2010. Notification: G/AG/N/CAN/35/Rev. 1.
  8. World Trade Organization (WTO). 2010. Notification: G/AG/N/CAN/53/Rev. 1.
  9. World Trade Organization (WTO). 2010. Notification: G/AG/N/CAN/69/Rev. 1.
  10. World Trade Organization (WTO). 2010. Notification: G/AG/N/CAN/71/Rev. 1.
  11. World Trade Organization (WTO). 2010. Notification: G/AG/N/CAN/82.
  12. World Trade Organization (WTO). 2009. Notification: G/AG/N/CAN/73.
  13. World Trade Organization (WTO). 2012. Notification: G/AG/N/CAN/91.
  14. World Trade Organization (WTO). 2006. Notification: G/AG/N/CAN/64.