Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

Безымянный 12

Олейник Александр Сергеевич

Старший преподаватель кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел, кандидат технических наук (Академия управления МВД России);

Мокроусов Алексей Сергеевич

Начальник отдела организации научной работы и подготовки научно педагогических кадров, кандидат технических наук (Вольский военный институт материального обеспечения);

Янина Анастасия Владимировна

Адъюнкт очной штатной адъюнктуры (Вольский военный институт материального обеспечения).

Использование информационных технологий визуализации данных в практической деятельности правоохранительных органов.

The use of information technology to visualize data in practical activities oflawenforcementagencies

На сегодняшний день имеются значительные успехи в части информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности зарубежных стран посредством использования возможностей современных информационных технологий визуализации данных. Ниже будут рассмотрены наиболее сущностные аспекты.

Today, thereare a significant success inter msof information-analytical support of lawen forcementofforeigncountriesthroughtheuseofmoderninformationtechnologiesfordatavisualization. Below wewillhighlight the most essential aspects.

Впервые цифровая картография мест совершения преступлений была применена в середине 1960-х годов в Сент-Луисе штата Миссури, но представляла собой лишь напечатанные через принтер на листах бумаги черно-белые линии, визуализирующие уровень преступности в районах или отдельных местах их совершения (Рис.1).

Рисунок 1. Результат первой цифровой картографии уровня преступности (слева) и краж автомобилей (справа)

Безымянный

Национальный институт юстиции США исследовав возможности информационных технологий, отметил, что цифровая картография является ценным инструментом, который способен накладывать несоизмеримые наборы данных, таких как сведения о преступлениях и происшествиях, местоположение определенных объектов, сведения о численности населения, а также указано, что цифровые карты могут обеспечить многомерный краткий обзор состояния преступности и потенциальные факторы, способствующие совершению преступлений[1].

[1]Thomas F.Rich. The Chicago Police Department’s Information Collection for Automated Mapping (ICAM) Program — U.S. Department of Justice, Washington, DC – 1996 г.

В середине 1990 годов для департамента полиции города Чикаго штата Иллинойс США было разработано специальное программное обеспечение, получившая название ICAM (The  Chicago Police Department’s  Information Collectionfor Automated Mapping Program), предназначенная для визуализации мест совершения правонарушениях. Изначально функции ICAM имели непосредственное отношение к повышению эффективной организации патрульной полиции, поскольку именно патрульные полицейские нуждались в наиболее актуальных сведениях, касающиеся районов их патрулирования.

Программа позволяла пользователю самостоятельно формировать запрос. Так, сотрудник полиции мог выбрать любую дату и период времени совершения преступления (например, за прошедшие 2 дня или с 00.00 до 08.00 часов в течение прошедшего месяца). Функции ICAM были просты в использовании для выбора даты и периода времени, поскольку для их ввода не использовался традиционный способ ввода с клавиатуры, а применялась лишь компьютерная мышь, которой пользователь просто выбирал необходимые месяцы, дни и годы для начала и окончания картографического анализа преступлений.

После выполнения запроса программа выводила на экран компьютера карту и табличную форму представления сведений о преступлениях в соответствии с заданными параметрами. Карта отображала определенную территорию (например: район или отдельный участок), названия улиц, номера домов, а также местоположение, каждого преступления, соответствующих сформированному запросу.

Выполненный запрос сотрудник полиции мог либо распечатать на принтере в виде карты или в виде таблицы, либо продолжать анализировать состояние преступности, изменяя параметры запроса в программе.

Достаточно эффективно данная программа показала себя при организации раскрытии и расследовании преступлений. Так, например, сотрудниками Департамента полиции города Чикаго были задержаны 3 подростка за совершение краж из частного дома, расположенный в районе, где в последнее время происходила серия аналогичных краж. При допросе подростки признались в совершении других ранее совершенных краж в данном районе, но не смогли вспомнить адреса других домов. В короткий промежуток времени сотрудники полиции получили картографический анализ всех краж запоследние 6 месяцев в районе, где подростки совершали кражу. Оперативно полученные сведения позволили в течение нескольких часов раскрыть 11 краж и вернуть потерпевшим похищенное имущество, которое один из подростков хранил у себя дома.

В одном из районов города Чикаго компьютерной картографией была отмечена серия хищений, совершаемых в школах, период времени которых практически совпадал. В указанный интервал полицейские выставили посты возле школ и вскоре преступник был задержан.

Довольно интересным примером использования компьютерной картографии является случай раскрытия фактов угона автомобилей. Когда в течение месяца все угнанные автомобили находили в разукомплектованном виде в одном из кварталов города Чикаго. Использование анализа данных цифровой картографии позволили наглядно визуализировать и выдвинуть версию, что преступники продолжать избавляться от похищенных автомобилей в этом квартале (Рис.3). На основе выдвинутой версии была произведена расстановка и изменены маршруты патрулирования полицейских, что в конечном итоге способствовало раскрытию 9 угонов[2].

[2]Michael D. Maltz, Andrew C. Gordon, Warren Fredman. (2000) [1990]. Mapping Crime in Its Community Setting: Event Geography Analysis.http://www.uic.edu/depts/lib/forr/pdf/crimjust/mappingcrime.pdf

Безымянный

Рисунок 3. Местонахождение мест хищения автомобилей (слева) и мест их обнаружения после разукомплектования (справа)

Хотя данная программа и проста в использовании, но для дальнейшего практического применения отдельными сотрудниками Департамента полиции города Чикаго все еще требовалось обучение. Для обучения был разработан учебный видеофильм, который позволял в течение 8 минут научиться пользоваться данной программой, как сотрудникам полиции, так и их руководителям.

После внедрения данной программы в практическую деятельность Департамента полиции города Чикаго сотрудники полиции выразили слова благодарности за простоту ее использования и отметили, отметив, что она помогает в выполнении служебных обязанностей. Проведенный летом 1995 года опрос сотрудников полиции показал, что данную программу использовало 20 процентов регулярно, 60 процентов иногда и 20 процентов очень редко. В первый месяц использования после внедрения в этой программе сформировано 6689 запросов, охватывающий весь город Чикаго, состоящий из 25 районов, то есть 223 запроса в день.

В последующие годы данная программа совершенствовалась в целях повышения аналитических возможностей, но её основным принципиальным отличием от аналогичных программ компьютерной картографии, используемых в тот момент другими правоохранительными органами США, Англии, Канады, была простота и легкость использования, не требующая сложных систем и специально обученного персонала по выполнению запросов.

Таким образом, простая, но удобная в использовании программа цифровой картографии выступила в качестве эффективного инструмента полицейских Чикаго для анализа и выявления закономерностей совершаемых правонарушений. Автоматическая обработка массива данных о преступлениях, не требующая ручного определения адреса на цифровой карте, позволяла мгновенно визуализировать преступную активность на карте местности.

Программа использовала автоматическую привязку адреса совершенных преступлений к системе координат по осям X и Y, которые были соответствующими координатами для отображения на цифровой карте. При этом использовалась как бы локальная система координат, способная прекрасно справиться с задачами пространственной привязки объектов в пределах города или другого района, но на этом ее масштабы заканчивались, поскольку она не имела ничего общего с ныне действующей — трёхмерной системой координат для позиционирования на Земле (WGS 84). Но в целом, аппаратно-программная часть ICAM практически приравнивалась к геоинформационной системе.

Цифровая картография также позволяет решать достаточно широкий круг управленческих задач. На основе цифровой картографии решаются такие задачи управления как анализ поступивших сообщений о происшествиях, картографический учёт повышенной преступной активности, смещение преступности и отчетность. Ниже будут рассмотрены эти задачи.

Анализ поступивших сообщений о происшествиях реализуется посредством использования либо точечных символов (каждый символ отображает один или сообщений о происшествии) или хороплетовых форм (отдельные участки области полностью заливаются определенным цветом). По мнению полицейских патрульной службы карта с нанесенными на неё сообщениями о происшествиях способна помочь обозначить места преступной активности, при этом карты с подробной детализацией местной детализацией более полезны.

Картография поступающих сообщений о происшествиях выступает в качестве средства оказания помощи полицейским руководителям в эффективной расстановке сил и средств. Так, в округе Балтимор, штата Мэриленд, цифровая картография наглядно отображает сведения, обслуженных полицейскими поступивших сообщений о происшествиях (Рис. 5), при этом ключевую роль играет доля тяжких преступлений. Показатель последнего является ключевым для расчета нагрузки на кждого сотрудника и является основанием для внесения корректировок в расстановку патрульных полицейских и маршрутов их патрулирования. В целях выравнивания нагрузки между постами производится корректировка границ их обслуживания (Рис. 5). Это удалось сделать с помощью системы Maplnfo, которая изначально предназначалась для корректировки административных границ при переписи населения. Цель такого изменения границ является поддержание равного числа постоянных жителей в каждом административном районе основанных на принципе: «один человек — один голос» — в полицейском контексте этот процесс аналогичен выравниванию нагрузки на каждого сотрудника полиции.

Безымянный

Рисунок 5. Территориально-распределенный нагрузка поступающих вызов о происшествиях Интерфейс программы MapInfo по корректировке границ обслуживания сотрудниками полиции

Другим примером использования данной системы является расстановка сил и средств с учетом дней недели, которые имеют самую высокую среднюю плотность зарегистрированных преступлений. В данном случае, карта состоит из более 950 блоков, распределенных в соответствии с границами переписи населения. Для каждого такого блока рассчитан показатель, состоящий из числа совершенных преступлений в день на одну квадратную милю (Рис. 6).

Безымянный

Рисунок 6. Визуализация мест преступной активности, распределенные по дням недели.

Другой управленческой задачей является картография очагов преступной активности. Очаги преступной активности определяется путем отбора установленного количества преступлений из всего множества совершенных преступлений, соответствующих определенному критерию отбору их плотности. (Рис. 7).

Безымянный

Рисунок 7. Визуализация множества совершенных преступлений (слева) и отбора из них очагов преступной активности (справа)

Другой, достаточно важной задачей управления является анализ смещения преступности. Как правило, смещение преступности происходит, когда один вид преступной деятельности сменяется другой либо смещается с одной территории в другую. Пространственное смещение происходит в тех случаях, когда правонарушители покидают один район в другой в ответ на активизацию деятельности правоохранительных органов. Основная проблема в анализе смещения преступности заключается в естественном противоречии между преимуществами местной и общей видами профилактики правонарушений. Так, например, на территории, определенной в качестве очага преступной активности, начинают проводиться активные профилактические мероприятия, в результате которых преступная область правонарушителей смещается в другой город, округ или другие районы. Мероприятия профилактического характера на местном уровне позволяют лишь за короткое время решить проблемы отдельной территории, однако общий результат будет нулевым, или может быть вообще негативным. Так, правонарушители могут сместятся в район, который имеет низкую плотность нарядов правоохранительных органов. Следовательно, предупреждение преступлений на одной территории может повлечь совершение преступлений в другой местности.

Вместе с тем, картография пространственного смещения преступности в одиночку является трудной задачей в связи проблемами их оценки. Хотя может показаться, что вполне хватило бы активизации профилактической деятельности в районе, пораженном преступностью районе и расстановки подразделений полиции в окрестностях этого района, однако в реальности оценка проблем смещения имеет более сложных характер. Возможность получить наглядное представление о смещении преступности зависит от объема предупредительных мер, территории, зоны смещения и уровня их преступности.

Цифровая картография нашла свой спрос во многих направлениях деятельности правоохранительных органов зарубежных стран при расследовании преступлений. Это связано с тем, что полную картину расследуемого преступления могут открыть лишь цифровые карты, которые более информативны, чем отдельные ее части бумажной карты. Так как, если использовать по частям единую карту, то малозначительные участки местности могут казаться важнее других или наоборот.

Именно при расследовании преступлений необходимо собрать на одной карте все сведения, имеющие пространственную привязку. Если сведения, формируемые в виде списков, таких как списки подозреваемых, ранее судимых, мест обнаружения вещественных доказательств и т.п. не привязывать к карте, то сопоставление и анализ списков вручную малоэффективен, особенно в больших городах, где улицы могут исчисляться тысячами.

Достаточно наглядно было проиллюстрировано использование компьютерной картографии в округе Маклейн штата Иллинойс при расследовании уголовного дела по факту квартирных краж. Для чертежа мест совершения преступлений была использована программа цифровой картографии, которая показала, что почти все эти кражи были совершены недалеко от автомагистралей. Это позволило выдвинуть версию о том, что к этому причастны преступные группы, которые специализировались на кражах со взломом, путешествующих в разных регионах. Полученная карта также наглядно показала, что совершенные карты находились недалеко от кладбищ. Основываясь на этих данных, возле кладбищ были сконцентрированы патрульные наряды, что позволило задержать лиц, являющихся членами преступной группы, называемых IrishTravelers(Ирландские путешественники).

В городе Орора штата Колорадо закономерностью географической сгруппированности краж со взломом послужили время совершения, расположение, метод взлома и характеристики похищенного имущества. События имели место во второй половине дня в односемейных домах, при этом было очевидно, что места проникновения в дома и преступное поведение на месте преступления (включая повреждение имущества в доме) по способу достаточно схожи. Эта информация позволила немедленно определить и задержать подозреваемого, домашний адрес которого был в центре сгруппированного картографического анализа.

В городе Кноксвилле штата Теннеси по делу об изнасиловании на карте были отображены места проживания лиц, ранее привлекавшиеся к ответственности и проживающие недалеко от места преступления. Согласно полученных данных установлено, что в пределах 2 миль от места преступления проживало 5 ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности, 15 условно-досрочно-освобожденных и 2 несовершеннолетних правонарушителя. Их оперативная проверка позволила идентифицировать преступника. В последующем данный опыт получил распространение и в случае совершения преступлений, потерпевшим представлялись для опознания подозреваемые, адреса которых устанавливались по цифровой карте, путем сопоставления их близости от мест совершения преступлений.

Следовательно, при картографическом анализе преступлений, отсутствие возможности интегрировать базу данных об адресах проживания подучетных лиц, лишает оперативного получения сведений о местах проживания возможных подозреваемых.

Дальнейший опыт применения правоохранительными органами зарубежных стран цифровой картографии преступлений связан с применением в конце 80 — начале 90 годов XX века полноценных ГИС, т.е. использующих глобальную систему координат. Этот период был связан со снижением цен на компьютеры, когда затраты на компьютерную обработку информации стали снижаться и программное обеспечение стало более доступным. Некоторые департаменты полиции даже модифицировали версии программных обеспечений под индивидуальные потребности.

Экспертная оценка полицейских департаментов, проводимая в 1997-98 годы показала, что только 13 процентов из 2004 опрошенных ответили, что департаменты используют компьютерную картографию. Более чем одна треть сотрудников в крупных департаментах (где штатная численность более 100 сотрудников полиции) ответили, что используют, однако, только 3 процента сотрудников из числа небольших подразделений дали аналогичный ответ. Картография преступности использовалась в основном сотрудниками по анализу преступлений и небольшим количеством патрульных полицейских.

Другие сведения, полученные в ходе экспертной оценки, касающихся компьютерной картографии, показали, что 88 процентов опрошенных пользовались имеющимися в наличии программами по работе с ГИС, из них Maplnfo(около 50 процентов), ArcView(около 40 процентов), Arclnfo(около 20 процентов) и других (около 25 процентов). Некоторые департаменты не ограничивались только одним программным продуктом. Среди департаментов полиции, применяемых картографию, приблизительно 38 процентов модифицировали некоторые параметры программного обеспечения и 16 процентов использовали технологию глобальной системы позиционирования (GPS).

С одной из важных проблем, с которой пришлось столкнуться при использовании ГИС, является работа с корректностью ввода адресных сведений. Сущность данной проблемы заключалась в том, что  адреса, как правило, неоднозначны и ошибочно вводятся в поля установочных параметров.

К таким общим ошибкам относятся:

  • Присвоение улице неверного идентификатора направления, таких как направления на восток вместо запада или севера вместо юга.
  • Присвоение улице неверного суффикса или типа улицы (Например, «avenue» (проспект) вместо «boulevard» (бульвар) или отсутствие суффикса в названии улицы, где его наличие обязательно).
  • Использование сокращений не распознаётся базой данных улиц (Например, St., Ave., Av., orBlvd.).
  • Орфографические ошибки в названии улиц.
  • Полное отсутствие адреса.

Другая проблема, не менее важная, была связана с присвоением геокода адресам совершения преступлений. Геокодирование является необходимым условием для картографии преступлений, поскольку это главный способ получить в ГИС сведения о местах совершения преступлений или связанных с ним данных. Учеты преступлений всегда содержат адреса или другие характеристики определения мест их совершения, и поэтому данная информация позволяет связать между собой базу данных учета преступлений и электронной карты.

Вначале ГИС осуществляет попытку автоматического геокодирования, в ходе которого адреса мест совершения преступлений либо другие сведения, имеющие адресную привязку сверяются с существующей базой данных адресов. Совпавшим адресам моментально назначаются соответствующие координаты. Данный процесс осуществлялся автоматически в один этап. Затем необходимо было заняться адресами, которые не были автоматически геокодированы.

Что же касается отечественного опыта использования ГИС в информационно-аналитическом обеспечении, то их история исчисляется единицами, из последних следует отметить попытки визуализировать места совершенных преступлений в городе Москве и Московской области и Республике Марий Эл. Однако, как известно, до настоящего времени отечественные правоохранительные органы лишены возможности использовать ГИС как в качестве эффективного инструмента информационно-аналитического обеспечения, так и в целях выявления, раскрытия и расследования преступлений.

До недавнего времени решением специализированных задач, связанных с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений были так называемые АРМы (автоматизированные рабочие места) и СТРАСы (специализированные территориально распределенные системы). На сегодняшний день в ОВД насчитывается несколько тысяч наименований разнообразных АРМов и СТРАСов. Наряду с этим, из-за отсутствия единых подходов в области информатизации, нехватки ведомственных стандартов и унифицированных аппаратно-программных решений реально функционирует лишь их малая часть.

В настоящее время проводятся работы по выработке единых решений для их интеграции в единое информационное пространство (ЕИП). В частности, разрабатываются типовые программно-технические комплексы (ПТК) нескольких видов. В рамках реализации Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» в 2005-2007 гг. во всех информационных центрах внедрен ПТК «ИБД-Р». Для ведения фототек внедрена автоматизированная информационная система «СОВА» («СОВА-Опознание»).

Тем временем, такие просчеты и постоянное обновление программных средств, не оправдывающих себя в практической деятельности, не позволяют эффективно выполнять свои функции тем, кто действительно находится в прямой зависимости от специализированных учетов.

Так, в городе Новосибирске в 2011 году была зарегистрирована серия квартирных краж, которая продолжалась в течение трех месяцев в разных местах города. При этом территория обслуживания города Новосибирска имеет распределение между десятью территориальными органами внутренних дел. Раскрытие данной серии преступлений потребовало обобщения и анализа информации с целью выявления закономерностей между совершенными преступлениями.

Управлением уголовного розыска ГУ ГУВД по Новосибирской области был направлен запрос в подразделение оперативно-розыскной информации на проведение комплексного анализа с графическим отображением на карте мест совершения прступлений, сбыта похищенного имущества и других сведений, представляющих оперативный интерес для организации работы по раскрытию данной серии квартирных краж. Из подразделения оперативно-розыскной информации поступил ответ, в котором сославшись на ведомственные нормативно-правовые акты, не предусматривающие проведение их подразделением картографического анализа преступлений по запросам оперативных подразделений ОВД, предоставили только усеченный анализ, который не представлял интереса для сотрудников уголовного розыска из-за наличия у них таких же сведений.

В связи с тем, что задача не была выполнена в полном объеме, центральным аппаратом уголовного розыска был подготовлен подробный картографический анализ на бумажной карте г.Новосибирска с отражением 25 мест совершения квартирных краж и сведений, полученных из подразделения оперативно-розыскной информации, а также информация, полученная сотрудниками уголовного розыска  по оперативно-справочным учетам ОВД, в том числе КУСП.

Подготовленный картографический анализ представил общую картину совершенных преступлений, которая позволила установить, что преступники совершали кражи с определенной концентрацией в одних районах, а затем в других районах. Это было связано с тем, что на территории обслуживания ОВД после совершения ряда краж усиливалась плотность нарядов наружных служб, что служило для преступников своего рода предупреждением того, что на данной территории в ближайшее время совершать преступления не стоит. После чего они продолжали совершать квартирные кражи на сопредельной территории, где были благоприятные условия для продолжения своей преступной деятельности.

Последующая реализация оперативно-розыскных мероприятий на основе подготовленного картографического анализа преступлений, способствовала раскрытию серии квартирных краж. Задержание преступников и пресечение их противоправной деятельности позволило остановить серию фактов хищения имущества из квартир граждан в городе Новосибирске.

Использование функций ГИС при организации профилактики правонарушений представляют широкие возможности в плане информационно-аналитического обеспечения и являются необходимыми на современном этапе для успешного решения задач, стоящих перед правоохранительными органами.

Рассмотренные выше проблемы должны быть предусмотрены при формулировании требований к функциям ГИС для использования в информационно-аналитическом обеспечении деятельности ОВД по профилактике правонарушений. Однако отдельные аспекты использования геоинформационных систем представляют собой достаточно сложные процессы и нуждаются не только в практике и опыте, но и требуют комплексного и системного подходов для проектирования данных систем под нужды правоохранительных органов.

Список использованной литературы:

  1. 1.Thomas F.Rich. The Chicago Police Department’s Information Collection for Auto mated Mapping (ICAM) Program — U.S. Department of Justice, Washington, DC – 1996 г.
  2. Michael D. Maltz, Andrew C. Gordon, Warren Fredman. (2000) [1990]. Mapping Crime in Its Community Setting: Event Geography Analysis.http://www.uic.edu/depts/lib/forr/pdf/crimjust/mappingcrime.pdf
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 29 июля
  4. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144 – ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: WindowsME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска
  5. Об обязательном экземпляре документов [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Российская газета от 17 января 1995 г
  6. Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства до 2010 года от 6 мая 2008 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска
  7. 7.Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista: Загл. с этикетки диска
  8. 8.Концепция управления государственными информационными ресурсами: [Электронный ресурс]: Рекомендована Правительством Российской Федерации для использования при разработке федеральных программ по формированию общедоступных государственных информационных ресурсов. – Режим доступа: www. URL: elrussia/166776
  9. Электронная Россия (2002–2010 годы): Федеральная целевая программа [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. Спец. подборка прав. док. и учеб. материалов к осеннему семестру 2008 г. / КонсультантПлюс. – М., 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. – 12 см. – Мин. аппарат. и программ. требования: Windows ME/NT4/2000/XP/Vista