УДК 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10723 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УМНЫХ ГОРОДОВ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMART CITIES IN THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук МД-402.2019.6 Панасейкина Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ «Кубанский государственный университет», […]
УДК 338.43.01 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10722 ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ FOOD SECURITY IN RUSSIA: THREATS AND OPPORTUNITIES IN A POST-PANDEMIC REALITY Шейхова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Ростовская область, Россия Сафонова Светлана Геннадиевна, кандидат экономических […]
УДК 332.146.2 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10721 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE LOCAL COMMUNITY: OPPORTUNITIES, CHALLENGES AND SOLUTIONS Овчинников Олег Григорьевич, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, 123995 Москва, Хлебный пер.2\3, olego-2005@yandex.ru Ovchinnikov Oleg Grigoryevich, PhD in Economic Sciences, Chief Research Fellow of the Institute of […]
УДК 332.13+338.22 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10720 АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ ANALYSIS OF STATICTICAL ANNUAL REPORTS OF THE FEDERAL SERVICE FOR STATE REGISTRATION, CADASTRE AND CARTOGRAPHY DEPARTMENT IN THE CITY OF MOSCOW AND THE PROSPECTS FOR […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10719 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ CURRENT PROBLEMS OF THE OIL INDUSTRY AND WAYS TO SOLVE THEM BASED ON THE DIVERSIFICATION OF ENTERPRISES ACTIVITIES Гавриличев Денис Александрович, Пермский национально исследовательский политехнический университет Gavrilichev Denis Alexandrovich Пестриков Сергей Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический […]
УДК: 374.3 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10718 Некоторые итоги проведения университетских суббот в Государственном университете по землеустройству в 2020 году Some results of University Saturdays at the State University on land use planning in 2020 Липски С.А., д.э.н., доц., Государственный университет по землеустройству, Москва Lipski Stanislav, doctor of economic sciences, docent, State University of land use planning, Moscow […]
УДК 332.3.33 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10717 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ООПТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF LAND USE OF SPNT KHANTY-MANSIYSKIY DISTRICT OF TYUMEN REGION Евтушкова Е.П., ФГБОУ ВО Государственный агарный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия, Evtushckova17@yandex.ru Симакова Т.В., ФГБОУ ВО Государственный агарный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия, simakova.tamara@mail.ru Evtushkova E.P., Candidate of […]
УДК 332 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10716 Межхозяйственное землеустройство при образовании землепользования Владимирской гидроаккумулирующей станции на территории Владимирской области Inter-farm land management in the formation of land use of the Vladimir hydro-accumulating station on the territory of the Vladimir region Семочкин Виталий Николаевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры землеустройства ФГБОУ ВО ГУЗ, Москва Баканова Жанна Николаевна, кандидат экономических […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10715 ВЛИЯНИЕ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ФЕРМЕНТАТИВНУЮ АКТИВНОСТЬ МЕРЗЛОТНЫХ ПОЧВ THE EFFECT OF OIL POLLUTION ON THE ENZYMATIC ACTIVITY OF PERMAFROST SOILS Сивцев Семен Исаевич, лаборант-исследователь, аспирант, Институт проблем нефти и газа СО РАН – обособленное подразделение ФИЦ ЯНЦ СО РАН, Якутск, Россия, sivtsevsemen@mail.ru Ерофеевская Лариса Анатольевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Институт проблем нефти […]
УДК 338.462 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10714 Перспективы развития деловой авиации в регионах России Prospects for business aviation development in the Russian regions Зуева Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва Zueva Т.I., t-zueva@list.ru Аннотация. Положительная тенденция экономического развития ведущих регионов России создает благоприятные условия для развития деятельности предприятий, расширения деловых […]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УМНЫХ ГОРОДОВ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMART CITIES IN THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA
Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук МД-402.2019.6
Панасейкина Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
Panaseikina V.S., candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University, vspjuly@mail.ru
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизма реализации задач, закрепленных в Указе Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», а также «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г» в части развития подходов и инструментов внедрения проекта «Умный город» в опорных арктических регионах России.
Summary. The relevance of the study is due to the need to develop a mechanism for implementing the tasks enshrined in the Decree of the President of the Russian Federation of March 5, 2020 N 164 «On the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period up to 2035», as well as «Fundamentals of State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation for the period up to 2030 ”in terms of developing approaches and tools for implementing the“ Smart City ”project in the key Arctic regions of Russia.
В настоящее время российская Арктика является местом реализации международных и отечественных фундаментальных и прикладных исследований в области проблем устойчивого развития нашей планеты, изменения климата, сохранения биологического разнообразия, безопасности, разведки и добычи полезных ископаемых, культуры северных народов и т.д
Однако существует ряд ограничивающих факторов, которые объективно сужают спектр возможностей комплексного развития территорий, несмотря на их огромный потенциал, а именно неразвитость транспортной инфраструктуры, значительная отдаленность населенных пунктов между собой и по отношению к промышленно развитым центрам, практически отсутствующая современная социальная и коммунальная инфраструктура в сельской местности, и как следствие значительный отток оттуда населения, ухудшение здоровья населения, сокращение территорий традиционного природопользования. В этой связи растущие потребности в модернизации инфраструктуры, обновлении объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитии инфраструктурных проектов, в том числе социального характера и многих других сферах требуют более активного развития партнерских отношений государства и частного бизнеса.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;
обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации;
развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации;
развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;
охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации [1].
В таблице представлены основные задачи в сфере экономического и инфраструктурного развития Арктической зоны.
В 2018 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства был запущен проект «Умный город», а с 2019 года он стал осуществляться в рамках Программы «Цифровая экономика» и национального проекта «Жилье и городская среда». В проекте участвуют 177 городов РФ, находящихся, в том числе, и в Арктике. В 2019 году началась реализация проекта «Умные города Мурманской области» [2]. Тестовой площадкой для опробования новых технологий стал город-спутник Кольской АЭС Полярные Зори, в котором с 2019 года начал работать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». В состав комплекса входят различные цифровые сервисы по электронному голосованию по общегородским вопросам или по управлению сферой ЖКХ. Одним из таких сервисов является интерактивная карта Полярных Зорь, на которой обозначены «проблемные» городские объекты.
С 2019 года программа «Умный город» работает и в Якутске. Она объединяет в себе более 100 различных сервисов и технологий: энергоэффективные технологии, цифровую инфраструктуру города, системы безопасности, онлайн-мониторинг систем ЖКХ и телекоммуникации [3].
В настоящее время для арктических регионов важным направлением является внедрение интеллектуальных систем экологической безопасности.
Основными экологическими проблемами арктических регионов являются:
загрязнение окружающей среды;
деградация земель и нарушение условий землепользования;
негативные последствия глобальных изменений климата;
ухудшение среды обитания и условий традиционного природопользования;
изменение биоразнообразия и сокращение запасов биоресурсов [4].
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:
установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения;
рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения.
Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся вокруг промышленных предприятий. Из-за особенностей циркуляции воздушных масс в Арктике загрязняющие вещества, газовые и аэрозольные примеси скапливаются в ее атмосфере. Основные угрозы экологического характера в Арктической зоне России увеличение загрязнения и деградация компонентов природной среды в условиях растущей антропогенной нагрузки, накопление отходов; высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов; глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения вечной мерзлоты, развитие опасных гидрометеорологических, ледовых и других природных процессов, увеличение риска и ущерба от этих процессов.
Одной из первостепенной задачей для внедрения интеллектуальных систем экологической безопасности является автоматизация системы управления обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, внедрение автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей оптимизировать маршруты движения специализированной техники для обеспечения эффективного использования ресурсов при сборе и вывозе отходов, а также обеспечение контроля за передвижением и работой специализированной техники в онлайн – режиме позволит обеспечить бесперебойную работу по вывозу твердых коммунальных отходов.
Также, требуется организация взаимодействия региональных и муниципальных органов власти, регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, перевозчиков отходов и полигонов захоронения, которая в свою очередь будет способствовать повышению эффективности деятельности регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, прозрачности деятельности по сбору, вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов.
В результате реализации проекта «Умный город» возможно:
привлечь инвестиции в экономику арктических регионов;
Иванова С.А., Карагулян Е.А. Применение концепции умного устойчивого города в решении проблем пространственного развития Арктической зоны России // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 5. — С. 797–816. doi: 10.18334/ce.14.5.109383