Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10195

Особенности управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми

Features of management in the field of production and processing of agricultural products in the Republic of Komi

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

The article was prepared within the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAA-A20-120022790009-4

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Center » Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences»

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher, Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Center » Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences»

Аннотация. В данной статье исследуются особенности управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, так это тема очень актуальна на сегодняшний день в Республике Коми. Исследования показали, что в настоящее время производители сырья имеют крайне низкую эффективность производства. Также в статье раскрывается суть государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса». Указаны основные направления в области промышленного развития Республики Коми на период до 2036.Дан анализ особенностей, факторов и условий, стимулирующих и тормозящих развитие сельского хозяйства. Определены основные направления повышения эффективности агропромышленного комплекса региона. Показано социально-экономическое положение отрасли и предложены основные направления совершенствования управления аграрным сектором. Указана структура государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Коми по уровням бюджета, рентабельность производства в сельскохозяйственных организациях Республики Коми без субсидий и с учетом субсидий. В статье представлены функции по управлению в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми. Данная статья рассматривает и концепции развития сельский территорий, предложенные зарубежными исследователями. Таким образом, Республика Коми расположена в северной части Российской Федерации и характеризуется доминирующей сырьевой ориентацией. В связи с наличием в республике сложных климатических условий для развития аграрного сектора региона участие государства обязательно.

Summary. This article examines the features of management in the field of production and processing of agricultural products, so this topic is very relevant today in the Republic of Komi. Studies have shown that raw material producers currently have extremely low production efficiency. The article also reveals the essence of the state program «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food, development of the fisheries complex». The main directions in the field of industrial development of the Komi Republic for the period up to 2036 are indicated. The analysis of the features, factors and conditions that stimulate and hinder the development of agriculture is given. The main directions of increasing the efficiency of the agro-industrial complex of the region are determined. The socio-economic situation of the industry is shown and the main directions for improving the management of the agricultural sector are proposed. The structure of state support for agricultural producers in the Republic of Komi by budget levels, the profitability of production in agricultural organizations of the Republic of Komi without subsidies and taking into account subsidies is indicated. The article presents the management functions in the field of production and processing of agricultural products in the Republic of Komi. This article also examines the concepts of rural development proposed by foreign researchers. Thus, the Komi Republic is located in the northern part of the Russian Federation and is characterized by a dominant raw material orientation. Due to the presence of difficult climatic conditions in the republic for the development of the agricultural sector of the region, the participation of the state is mandatory.

Ключевые слова: сельская местность, министерство сельского хозяйства, аграрный сектор, государственная поддержка, Республика Коми.

Keywords: rural area, Ministry of Agriculture, agricultural sector, state support, Komi Republic.

Сохранения нынешней тенденции урбанизации городов и сокращения населения сельской местности приведет к тому, что производство сельскохозяйственной продукции в отдаленных сельских поселениях будет осуществляться на вахтовой основе. Сельское хозяйство республики на современном этапе является органической частью единого агропромышленного комплекса (АПК), развивающегося в суровых природных условиях Севера и Крайнего Севера. Сельская местность Коми характеризуется слаборазвитой транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой. В период рыночных преобразований строительство дорог в сельской местности прекратилось. За 2003-2019 гг. на строительство сельских дорог было направлено лишь 1,7 млн. руб., или 0,06% общего объема бюджетных средств на развитие инфраструктуры сельских территорий[1].Сейчас большая часть автомобильных дорог приходится на грунтовые, состояние которых остается неудовлетворительным. Лишь два из шести периферийных сельских районов (Койгородский и Усть-Куломский) имеют транспортную связь с г. Сыктывкаром по дорогам с твердым покрытием [2]. Низкая обеспеченность сельских дорог с твердым покрытием не позволяет сельскому населению своевременно получить услуги образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания. Многие малолюдные деревни характеризуются недоступностью или малоустойчивой автодорожной доступностью. 84% сельского населения проживает в негазифицированных населенных пунктах, 10% населенных пунктов получают электроэнергию от автономных электростанций [3].

В настоящее время доля ветхого и аварийного жилищного фонда в сельской местности составляет 14,3% против 2,0% в городе. Большинство жителей сельских населенных пунктов лишены элементарных коммунальных удобств. Благоустройство жилищного фонда на селе существенно отстает от города. Жилищный фонд села обеспечен водопроводом в 3,5 раза, канализацией – 5,5, центральным отоплением и газом – 2,5, горячим водоснабжением – 8,7, ваннами – в 7,9, напольными электроплитами – в 3,8 раза меньше, чем в городе.

В сельской местности неразвита система информационно-консультационного обслуживания. Информационно-консультационный отдел функционирует только на региональном уровне в составе Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка. Отсутствие консультирования в сельских районах сдерживает доступ малых форм хозяйствования и сельских жителей, особенно отдаленных мест, к информации и консультационным услугам [4].Создание межмуниципальных центров консультирования позволит увеличить охват малых и средних организаций и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространять инновации, повысить уровень координации и интеграции службы с наукой и образованием. Зарубежные исследователи рассматривают различные концепции развития сельских территорий. Первая концепция определяет развитие сельских районов как общую модернизацию сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса и ставит его развитие на первый план. Вторая концепция, конвергенция, связывает развитие сельских районов только с сокращением разрыва между наименее развитыми сельскими районами и остальной экономикой. В третьей части рассматривается сельское развитие в целом, основанное на использовании всех ресурсов и интеграции всех компонентов и секторов на местном уровне [5].

Задача продовольственного обеспечения населения республики Коми решается за счет развития аграрных предприятий, размещенных в городах и пригородных территориях. Сельская периферия остается, по существу, за рамками активного государственного управления. В настоящее время как на федеральном, так и региональном уровнях отсутствует комплексный подход к управлению сельским развитием. Госпрограммы развития сельских территорий должным образом между собой не скоординированы. Минсельхоз Коми не имеет полномочий на координацию деятельности других министерств и ведомств на сельских территориях. Местное самоуправление сельских поселений не располагает собственной финансовой базой для выполнения социальных функций, модернизации инфраструктуры села и стимулирования сельской экономики. Дефицит бюджетов покрывается за счет субвенций, дотаций и субсидий. Сейчас в муниципальных образованиях с полностью сельским населением доля безвозмездных поступлений составляет 69-79% [6].

Функции по управлению в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми возложены на Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка республики [7].

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми – республиканский орган исполнительной власти, разрабатывает государственную политику и участвует в нормативно-правовом регулировании в сфере агропромышленного комплекса, рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, устойчивого развития сельских территорий, а также земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения [8].

На территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная Правительством Республики Коми 31.10.2019 № 525 (ред. от 02.11.2020), целью которой является обеспечение устойчивого развития АПК на территории республики. Данная программа включает в себя следующие подпрограммы:

  1. Развитие отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
  2. Поддержка малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации.
  3. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Коми.
  4. Обеспечение ветеринарного благополучия на территории Республики Коми [9].
  5. Комплексное развитие сельских территорий.
  6. Обеспечение реализации Государственной программы.

Меры государственной поддержки включают в себя:

  • субсидии на производство сельскохозяйственной продукции;
  • субсидии на комбикорма для КРС;
  • субсидии на поддержку племенного животноводства;
  • государственная поддержка инвестиционной деятельности;
  • государственная поддержка приобретения техники и оборудования;
  • грантовая поддержка К(Ф)Х;
  • субсидии на содержание сельскохозяйственных животных и взрослой птицы;
  • государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан;
  • субсидии на мероприятия по повышению плодородия почв;
  • субсидии на несвязанную поддержку и завод семян;
  • субсидии на мелиорацию земель [10].

Основными направлениями в области промышленного развития Республики Коми на период до 2036 года являются:

  • устойчивый рост промышленного производства и повышение его социально-экономической эффективности;
  • диверсификация экономической структуры в сторону дальнейшего развития обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;
  • повышение вклада малых и средних предприятий в развитие промышленного производства в Республике Коми;
  • формирование эффективной инновационной и производственной инфраструктуры для развития промышленного производства [11].

Запуск новых крупных производств в анализируемый период не ожидается. Основными направлениями развития будут полное использование производственных мощностей действующих предприятий, модернизация и техническое оснащение, поддержание и расширение рынков сбыта готовой продукции в результате повышения их конкурентоспособности [12].

Таким образом, можно сказать о широком диапазоне государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Коми. При этом большая часть государственной поддержки приходится на средства регионального бюджета, что можно увидеть на рисунке 1.

При этом наибольшая доля приходится на поддержку производственной деятельности, что можно увидеть на рисунке 2.

Как следствие, существующая структура государственной поддержки позволяет обеспечить безубыточное производство продукции с учетом субсидий (рис. 3) [13].

Однако, это не способствует кардинальным изменениям в динамике развития АПК региона, что требует разработки мероприятий по совершенствованию инструментов управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми[14].

Среди перспективных направлений агропромышленной интеграции в Республике Коми: укрепление взаимоотношений между фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными службами; расширять переработку сельскохозяйственной продукции в специализированных промышленных предприятиях, а также в местах их производства силами и средствами сельских товаропроизводителей; установление одинаково выгодных экономических отношений между агрокомпаниями и партнерами[15].

Сегодня необходимо разработать конкретные задачи комплексного развития села и сельского хозяйства Республики Коми с учетом дифференцированного природного и социально-экономического потенциала каждого муниципального сельского образования, для эффективного распределения мер государственной поддержки и их реализации. устойчивое развитие. Пара решает накопившиеся в деревне проблемы и завершает дискуссию об экономической целесообразности развития сельского хозяйства на Севере.

Список литературы

  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 26 (ч.1). – Ст.3378
  2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасно­сти Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 // Собр. законодательства РФ. – 2020. – № 1. – Ст.502.
  3. О Государственной программе развития сельского хозяй­ства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия на 2013–2024 годы: постановление Прави­тельства РФ от 14.07.2012 № 717 (с изм. и доп.) // Собр. законода­тельства РФ. – 2012. – № 32. – Ст.4549
  4. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сель­ских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 6. – Ст.1014
  5. Об утверждении прогноза социально-экономического раз­вития Республики Коми на период до 2030 года: распоряжение Пра­вительства Республики Коми от 13.10.2015 № 388-р. – URL: http://docs.cntd.ru/document/432804335
  6. Щербакова Е.С. Совершенствование экономического механизма развития аграрной сферы Республики Коми // Устойчивое развитие сельских территорий: взгляд молодых ученых. материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. — 2020. — С. 102-104
  7. Юдин А.А., Облизов А.В., Еремина И.А., Тарабукина Т.В. Стратегия управления инновационным развитием агропромышленного сектора России в региональном аспекте (на примере Республики Коми): монография. – Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2020. – 238 с.
  8. Аль-Байдани И.Д.А. Развитие инструментов стратегического управления устойчивым развитием АПК региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18. —№ 11 (482). — С. 2131-2140
  9. Мальцева И.С. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве Республики Коми // Материалы V Всероссийского симпозиума по региональной экономике. — 2019. — С. 303-308Ахметов Р.Г. и др. Экономика предприятий агропромышленного комплекса. – М.: Юрайт, 2020. – 431 с.
  10. Бабкина В.С. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях глобализации на основе инновационного развития АПК // Материалы международной научной конференции молодых ученых и специалистов. — 2019. — С. 309-313
  11. Буторин С.Н. Совершенствование системы управления АПК региона: теоретико-методологический аспект // Экономика сельского хозяйства России. — 2020. —№ 4. — С. 24-28
  12. Герусова О.И., Лихолетов Е.А. Особенности управления АПК на современном этапе развития // Приоритетные научные исследования и инновационные технологии в АПК: наука – производству: материалы Национальной научно-практической конференции. — 2019. — С. 372-377
  13. Иванов В.А. Методические и практические аспекты стратегического управления устойчивым развитием аграрного сектора Северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2019. — № 1. — С. 16-33
  14. Официальный сайт Комистата [Электронный ресурс]. – URL: https://komi.gks.ru/statistical-compilation
  15. ЯшковаН.В., Маслова С.С. Теоретические аспекты государственной поддержки АПК как механизма обеспечения продовольственной безопасности страны // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. -№ 1 (99). — С. 12-19