Система управления сбытом продукции в условиях цифровой экономики
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях цифровизации коммерческий успех бизнеса и предприятий определяется не только производством, но и организацией эффективной системы управления сбытом продукции. В статье анализируется влияние цифровизации экономики на систему управления реализацией продукции. Сфера бизнеса в целом и сбытовая часть деятельности предприятий играют существенную роль в развитии экономики страны. Представлены авторские взгляды на цифровую экономику, систематизированы особенности и требования к управлению сбытовой деятельностью предприятий в условиях цифровой трансформации экономики. Обладая определённой гибкостью в отношении быстро меняющихся требований к функционированию в современных условиях информационных технологий, система управления сбытом предприятия легче адаптируется и перестраивается, что становится особенно актуальным в эпоху цифровизации. В статье отмечена необходимость использования цифровой трансформации при выборе оптимальных каналов и стратегии управления сбытом продукции. Система управления сбытовой деятельностью предприятий является актуальной проблемой в связи с усилением конкурентной борьбы, что приводит к необходимости использования современных информационных технологий. В статье также рассматриваются актуальные вопросы и проблемы системы управления сбытовой политикой предприятий в условиях цифровых технологий, в рамках которых раскрываются сущность, функции, особенности и инструменты трансформации сбытовых и логистических процессов. Также в условиях стремительного развития цифровой экономики возрастает необходимость и обоснованность цифровизации процессов управления сбытом. Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях цифровизации наблюдается бурный рост электронной торговли. Это предполагает необходимость совершенствования цифровых технологий, разработки интернет-платформ, настройки каналов сбыта и инструментов интернет-маркетинга для продвижения на онлайн-рынке с целью получения запланированной прибыли. Внедрение этих решений в бизнес-процессы способствует формированию систем управления сбытом, оптимизации процесса продвижения продукции в цепочке от производителя к потребителю и повышению эффективности деятельности предприятий. Эта система функционирует в соответствии с выбранной политикой сбыта организации.

Ключевые слова:
Азербайджан, цифровая экономика, управление сбытом, конкуренция, эффективность, совершенствование, технология
Список литературы

1. Азербайджан 2030: О Национальных Приоритетах социально-экономического развития. //Утверждено Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 02 февраля 2021 года.-Баку:- [Электронный ресурс ]:https://president.az/az/articles/view/50474

2. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутиков. – М.: Экономика, 1991. – 271 с. – ISBN 5-282-00833-5.

3. Бабкин, А. В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. //А.В. Бабкин. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2020.

4. Барановский, С. И., Шишло С. В. Управление сбытом.// С.И. Барановский, С.В. Шишло – Минск: БГТУ, 2014. – 106 с.

5. Василенко, Н. В. Особенности формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в цифровой среде. // Н.В.Василенко. n-ecohomy, 2019, №5.

6. Вернич, А. Д. Цифровая трансформация системы управления сбытом для обеспечения ее адаптивности. /А.Д.Вернич [Электронный ресурс]: https://elib.bsu.by/bitstream/PDF

7. Ибрагимли, Ч. А., Гусейнов М. М. Основы коммерческой деятельности./ Ч. А. Ибрагимли, М. М. Гусейнов. Уч. пособие. – Баку: Изд-во «Наука и образование», 2015. – 344 с.

8. Концепция Цифрового Развития Азербайджанской Республики.// Утверждена Указом Президента Азербайджана от 16 января 2025 г. Баку. [Электронный ресурс]: e-qanun.az/framework 158765

9. Ляпунов, А. Д. Формирование и оптимизация системы сбыта на основе системного анализа. [Электронный ресурс]: https://economics.ihbt. ifmo.ru/file/article/302.pdf

10. Макарченко, М. А., Ляпунов А. Д. Этапы управления системой сбыта программного обеспечения. // М. А. Макарченко, А. Д. Ляпунов // Научно-технические ведомости СПбГПУ, №6, 2011.[Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/viewer

11. Носкова, А. А. Основные элементы системы управления сбытовые деятельности.//А.А. Носкова [Электронный ресурс]: https://sеienceforum.ru/article

12. Наумов, В. Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: теория, методология, стратегии.// В.Н. Наумов – СПб.: Политехника-Сервис, 2011. – 290 с.

13. Рыбосова, М. В., Серона Е. И. Современные методы цифровизации деятельности предприятия. // М.В. Рыбосова, Е.И. Серона. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 58(4), с. 247–261 [Электронный ресурс]: https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-11

14. Сорокина, И. Г. Управление сбытом в условиях конкурентной борьбы на отраслевом рынке. // И.Г. Сорокина. [Электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/article

15. Трушевская, А. А. К вопросу об инструментах управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий в условиях цифровизации экономики. // А.А. Трушевсая, А.В. Зацепина, Д.Г.Ремизов.2020. Т. 28. №1, с. 66–78. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/k-voprosu-ob-instrum

16. Управление бизнесом в условиях цифровой экономики: монография / К. Е. Гришин [и др.]; под общ. ред. К. Е. Гришина, А. Ш. Галимовой. – Уфа: РИЦБашГУ, 2022. – 88 с. [Электронный ресурс]: https://zenodo.org/record

17. Хамитова, А. Н., Габидуллина Г. Р. Влияние цифровой трансформации на рынке труда // А.Н. Хамитова, Г.Р. Габидуллина, Russian Studies in Law and Politics, Volume 5, Number 1, 2021, с. 57–64.

18. Цифровое развитие Азербайджана. Статистический сборник. – Баку, 2024. [Электронный ресурс]: https://stаt.gov.az/menu/6/Statistical-yearbooks/source/digital-development-2024.pdf

19. Цифровое управление сбытом. [Электронный ресурс]: https://axiont.ru/tsifrovoye-upravlenie-sbytom

20. Шукюрова, А. А. Формирование и совершенствование системы реализации продукции агробизнеса. //А.А. Шукюурова М.: Экономика и предпринимательство. ЭП, 2020, №9(122), с. 1340–1345.

21. Шукюрова А. А. Направление разработки сбытовой стратегии товара-производителя сельского хозяйства в Азербайджане. // А.А. Шукурова М.: Московский экономический журнал, 2021, №3. [Электронный ресурс]: https://qje.su/ekonomiceskaya-teoriya/moskovskiy…3.2021-19

Войти или Создать
* Забыли пароль?