УДК 339.132.024 Воздействие на предложение
В статье рассматриваются проблемы использования CRM-маркетинга как фактора обеспечения конкурентоспособности организации. CRM-маркетинг является популярным и высоко эффективным инструментом реализации маркетинговой стратегии компании. Высокая ценность данного инструмента заключается в его относительной экономичности в сопоставлении с традиционными методами привлечения новых потребителей. Активные цифровые преобразования экономической системы предусматривают возрастание эффективности цифровых инструментов коммуникаций, в числе которым CRM-маркетинг. Цель работы: обосновать использование CRM-маркетинга как фактора обеспечения конкурентоспособности организации. Методы исследования: анализ и синтез, критическое осмысление научных публикаций в рассматриваемой области, а также практики деятельности организаций, внедривших технологии CRM-маркетинга. Структура исследования включает поэтапное раскрытие следующих вопросов: определение основных факторов конкурентоспособности современных организаций на примере продуктового ритейла; характеристика наиболее популярных инструментов CRM-маркетинга с точки зрения их влияния на конкурентоспособность организации. Результаты исследования: определены основные преимущества CRM кампаний в сравнении с кампаниями по привлечению новых клиентов; выделены параметры конкурентоспособности, на которые оказывает влияние CRM-система. Обоснованы экономические и конкурентные эффекты от использования CRM-маркетинга на примере удачных кейсов в области разработки и реализации CRM-стратегии. Выявлена связь использования инструментов CRM-маркетинга и положительной динамики таких показателей, как: выручка на одного клиента; ROI реферальной программы. Комплекс эффектов, которые можно получить в результате применения CRM-маркетинга позволяет говорить о возможном приросте конкурентоспособности организаций. Ключевым фактором успеха в данном случае является наличие базовой лояльности уже имеющихся клиентов.
медиаинфляция, мобильное приложение, реферальная программа, цифровой профиль клиента, чат-бот, CRM-маркетинг, CRM-система
1. Рубцова Н.В. Медиаинфляция в контексте исследований современного медиарынка / Н.В. Рубцова. // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 3. — С. 525–541.
2. Тесов, К. С. Использование crm-систем в маркетинге как способ развития взаимоотношений с клиентом / К. С. Тесов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 29-38..
3. Стефанова, Н. А. CRM-системы как средство реализации маркетинга отношений / Н. А. Стефанова, Н. Русских // Вопросы устойчивого развития общества. – 2023. – № 6. – С. 26-38.
4. Купрейчик, А. С. Оптимизация управления данными для повышения эффективности цифрового маркетинга / А. С. Купрейчик // Cifra. Информационные технологии и телекоммуникации. – 2024. – № 4(4). – DOIhttps://doi.org/10.60797/itech.2024.4.4.
5. Вергун, Т. В. Мессенджер-маркетинг как инструмент продвижения сервисных предприятий / Т. В. Вергун, Д. В. Гришин // Общество и личность: теория и практика гуманизации в современных реалиях: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 13 мая 2022 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2022. – С. 270-273.
6. Михайлов, А. Н. Применение RFM-сегментации в CRM-маркетинге для повышения эффективности кампаний / А. Н. Михайлов // Вестник науки. – 2024. – Т. 3, № 10(79). – С. 184-187.
7. Саенко, И. И. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И. И. Саенко, А. С. Маликов, С. А. Керашева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 3. – С. 91-96. – EDN FSHGIX.
8. Муртазин, Р. Р. Имидж организации как фактор повышения её конкурентоспособности / Р. Р. Муртазин // Современные вопросы развития общества в условиях цифровизации: Материалы II Национальной научно-практической конференции. В 2-х частях, Саранск, 28–29 ноября 2023 года. – Саранск: ООО "Типография Рузаевский печатник", 2023. – С. 285-289.
9. Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939 (дата обращения: 04.03.2025). – Режим доступа: по подписке.
10. Esg-рейтинг как фактор повышения конкурентоспособности компании / Е. К. Грошева, Н. Б. Грошева, И. А. Болтенков, К. В. Евстифейкин // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2021. – № 3(20). – С. 29-32.
11. Новыш, Б. В. Модель оценки уровня конкурентоспособности организаций с учетом цифровых факторов / Б. В. Новыш, Д. В. Шаститко // Проблемы управления (Минск). – 2024. – № 1(91). – С. 39-45.