В статье проанализированы международные межгосударственные и научные исследовательские организации, регулирующие вопросы Арктического региона. Перечислены государства, которые входят в эти организации. Приведены основные приоритеты и задачи международных организаций. Дана оценка деятельности научно-исследовательских организаций.
нормативные правовые акты, международная организация, государство, чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, предупреждение, реагирование, координация, декларация, департамент, концепция, научная деятельность, сотрудничество.
Нормативные правовые акты и договоры, принятые на международном уровне, позволяют совершенствовать национальные законодательства государств, входящих в Арктическую зону. Все государства выработали стратегии развития, использования и охраны своих арктических территорий. Большинство арктических государств выступают за развитие многостороннего сотрудничества в регионе.
Основы современного международно-правового режима государств и территорий закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), принятом 26 июня 1945 г. (изменения и дополнения в 1963, 1965 и 1973 гг.) [1].
ООН предпринимает различные организационные действия, направленные на международное сотрудничество в сфере международной безопасности, в том числе и предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В 1971 году было создано Управление по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (UNDRO) со штаб-квартирой в г. Женеве.
После организации Департамента ООН по гуманитарным вопросам (DHA), на основе резолюции ООН № 46/182, вступившей в силу с 1 апреля 1992 г., UNDRO был включен в состав указанного департамента. Штаб- квартиры DHA располагались в г. Женеве и Нью-Йорке.
В результате организационных реформ 1998 г., DHA было реорганизовано и преобразовано в Управление по координации гуманитарных вопросов (OCHA) Секретариата ООН [2]. Объем обязанностей новой организации был расширен и включает: предупреждение и реагирование на гуманитарные проблемы, ликвидацию их последствий, координацию предоставления гуманитарной помощи, разработку принципов и процедуру решения гуманитарных вопросов.
Обратим внимание на Управление ООН по уменьшению опасности бедствий (UNDRR), которое было создано в декабре 1999 г. в соответствии с резолюцией № 54/219 Генеральной Ассамблеи ООН [3]. Основной целью деятельности указанного управления является обеспечение разработки и реализации международной стратегии уменьшения опасности бедствий и их предотвращения.
Сфера предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике очень специфична со своими особенностями, которые диктуют необходимость индивидуальных подходов к решению проблем.
Одновременно с этим, каждое государство вправе разрабатывать и принимать региональные соглашения, а также создавать органы в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Региональные соглашения позволяют оперативно снизить ущерб или своевременно предотвратить угрозы.
На сегодняшний день, одной из ведущих и признанных международных организаций является Арктический совет.
Арктический совет состоит из восьми арктических государств. Они имеют в Арктике территории, и таким образом, выполняют роль распорядителей региона. Их национальная юрисдикция и международное право регулируют земли, окружающие Северный Ледовитый океан и его воды. Северные провинции арктических государств являются домом для более чем четырех миллионов человек, чье здоровье и благополучие находятся на первом месте в повестке дня Арктического совета [4].
В Арктический совет входят такие государства как:
1. Российская Федерация;
2. Канада;
3. Королевство Дания;
4. Финляндия;
5. Исландия;
6. Норвегия;
7. Швеция;
8. Соединенные Штаты Америки (США).
Помимо вышеуказанных государств, большой интерес к Арктике проявляют и другие государства. Этому свидетельствует наличие наблюдателей в Арктическом Совете.
В рамках Арктического Совета действует Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR), которая определяет приоритеты и разрабатывает проекты международного сотрудничества в исследуемой сфере.
Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) - учрежден как орган межправительственного взаимодействия в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры [5].
Идея и концепция разработана норвежскими политиками. В состав СБЕР вошли такие государства как: Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Европейская комиссия. Помимо государств-участников, в СБЕР есть и государства-наблюдатели: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, США, Франция, Япония.
11 января 1993 года в г. Киркенес (Норвегия) прошла конференция по сотрудничеству в Баренцевом/Евроарктическом регионе. В ней приняли участие Главы МИД, а также представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ. В этот же день была подписана декларация о сотрудничестве (Киркенесская декларация).
Данная декларация в первую очередь рассматривала сотрудничество государств для обеспечения стабильности и устойчивого развития в регионе и мира в целом. Она определяла цели и задачи деятельности организации, определяла территориально - административные единицы государств-членов. Основными сферами были определены охрана окружающей среды, обеспечение прав коренного населения, научно-техническое сотрудничество, культурное сотрудничество и др.
В 2023 году Российская Федерация вышла из Совета Баренцева/Евроарктического региона. Из заявления Российского МИД «на протяжении 30 лет СБЕР «являлся полезным и эффективным форматом трансграничного взаимодействия, способствовавшим поддержанию мира и стабильности на Севере, его устойчивому социально-экономическому развитию, защите окружающей среды, укреплению культурно-гуманитарных связей и контактов между людьми, включая представителей коренных народов» [6].
Помимо международных межгосударственных организации, также функционируют научные исследовательские организации. К таким организациям относятся: Международный арктический научный комитет (IASC) [7] и Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) [8].
Международный арктический научный комитет (IASC) продвигает и поддерживает междисциплинарные исследования с целью содействия более глубокому научному понимаю Арктического региона и его роли в системе Земли.
IASC инициирует, координирует и продвигает научную деятельность на международном уровне. Предоставляет механизмы и инструменты для поддержки развития науки. Стремится обеспечить сохранность научных данных и информации из Арктики, свободный обмен ими и доступность к ним. Продвигает полярное сотрудничество посредством взаимодействия с соответствующими научными организациями.
Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) – совместная российская и международная инициатива с целью содействия научному сотрудничеству и устойчивому развитию в российской Арктике по следующим приоритетным направлениям:
инициирование и планирование международных исследовательских программ для решения ключевых задач в российской Арктике;
создание форума для обеспечения взаимодействия по текущим или планируемым двусторонним проектам;
содействие улучшению доступа научных групп к исследованию российской Арктики;
консультирование по вопросам финансирования и организации проектных исследований.
Комитет был создан после окончания Холодной войны. Были и препятствия, которые нужно было преодолеть, чтобы сотрудничество стало реальным. На тот момент отсутствовало взаимодействие между российскими и западными учеными, сложности с финансированием и др. Все трудности были успешно преодолены.
Как показывает практика, международные межгосударственные организации и международные научные организации успешно регулируют вопросы Арктического региона и являются хорошей площадкой для разработки новых международных нормативных правовых актов.
1. Устав ООН // Организация Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.
2. Управление по координации гуманитарных вопросов. URL: https://www.unocha.org.
3. UNDRR.ORG. URL: https://www.undrr.org.
4. Арктические государства // Арктический совет. URL: https://arctic-council.org/ru/about/states/.
5. Совет Баренцева/Евроарктического региона. URL: https://barents-council.org.
6. На севере становится все морознее. Почему Россия вышла из Совета Баренцева/Евроарктического региона. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6223786.
7. Официальный сайт Международного арктического научного комитета (IASC). URL: https://iasc.info/about.
8. Международная научная инициатива в Российской Арктике (ИСИРА) https://iasc.info/our-work/isira.