в статье рассматриваются концептуальные варианты реализации федеральной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей государственное управление в сфере обеспечения общественной безопасности, на основе совокупного массива информации, содержащейся в региональных системах-112. Обоснована необходимость автоматизации решения указанной задачи. Перечислены пользователи (выгодоприобретатели) автоматизированной системы. Показана необходимость и безальтернативность использования сведений региональных систем-112. Описаны возможные варианты внедрения автоматизированной системы обеспечения общественной безопасности, отражены сильные и слабые стороны каждого из вариантов. Обоснованы выбор оптимального варианта реализации автоматизированной системы, возможность нивелирования недостатка указанного варианта в части требования значительных объемов потребных ресурсов и временных затрат путем использования в качестве базового ресурса единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех».
обеспечение общественной безопасности, государственное управление, система-112, реализация, вариант, автоматизированная информационная система, единая цифровая платформа Российской Федерации «ГосТех».
В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России остается повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения эффективности реагирования на них экстренных служб. Одним из путей решения этой задачи является повышение качества государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, включая действия по обеспечению межведомственного, межрегионального и межсистемного экстренного реагирования, в том числе в Арктической и 12-мильной зонах Российской Федерации, а также в форматах СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и Союзного государства, в ситуациях, требующих компетенций федерального уровня.
Рост объемов, скорость поступления и вариативность потока данных, необходимость проведения многофакторного анализа массивов информации практически в режиме реального времени, в том числе определения тенденций развития событий, исключения человеческого фактора при решении важных, но рутинных задач, не оставляет альтернатив использованию автоматизации в сфере государственного управления системой обеспечения общественной безопасности [1] путем внедрения профильных автоматизированных информационных систем.
Важнейшими элементами, определяющими возможность и адекватность автоматизированного анализа информации, являются алгоритмы решения задач и достоверность и полнота наборов данных.
Широкий спектр решаемых задач, ведомственный и территориальный охват системы обеспечения общественной безопасности определяет перечень пользователей систем автоматизации в составе ответственных федеральных органов государственной власти (включая их территориальные органы и подразделения в муниципальных образованиях), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (включая подобные подчиненные структуры) [2]. Результаты автоматизированного анализа также могут быть полезны при принятии решений Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации единственными системами, легитимно обладающими практически исчерпывающими массивами информации [3, 4], характеризующей состояние общественной безопасности на территории муниципальных образований и регионов с детализацией до адресов, описаний и времени конкретных происшествий и чрезвычайных ситуаций, являются системы обеспечения вызовов по единому номеру «112» субъектов Российской Федерации. В совокупности базы данных всех региональных систем-112 содержат массив информации, характеризующей всю[19] территорию Российской Федерации. Количество обработанных вызовов (событий) в системах-112 за 2021 и 2022 год составило более 105 и 103 млн соответственно.
Системы-112 обеспечивают прием [5] сообщений от заявителей и сигналов от датчиков, осуществляют информационное обеспечение диспетчерских служб, в том числе их информационное взаимодействие в целях организации реагирования на происшествия, осуществляют взаимодействие как между собой, так и с региональными медицинскими информационными системами, Государственной автоматизированной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС», Единой системой информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (в части сервиса обеспечения деятельности дежурных частей), Многоуровневой навигационно-информационной системой мониторинга транспортных средств МЧС России, а также с иными информационными системами в сфере общественной безопасности, обеспечения жизнедеятельности, мониторинга гидрометеорологической обстановки и лесопожарной опасности, объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, а также поисковыми, аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными службами, информационными системами органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
Региональные системы-112 входят в состав сил и средств обеспечения общественной безопасности [1], взаимоувязаны с органами повседневного управления РСЧС.
Вопросы обеспечения правопорядка, общественной безопасности, обеспечения экологической безопасности, координации вопросов здравоохранения, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении [6] Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Соответственно могут быть реализованы следующие варианты внедрения автоматизированной информационной системы (далее – АИС) системы обеспечения общественной безопасности:
создание региональной АИС (за счёт средств субъекта Российской Федерации, территориальный охват решаемых задач и пользователей АИС будет ограничен территорией региона и, возможно, центральными органами управления ответственных федеральных органов государственной власти). Этот подход приведет к неоптимальному расходованию ресурсов на создание однотипных АИС, временному (пиковому) дефициту профильных специалистов в сфере информационных технологий, рискам недофинансирования или нерегулярного финансирования, увеличения длительности региональных проектов несогласованности сроков ввода АИС в эксплуатацию;
использование АИС федерального уровня ответственных федеральных органов государственной власти. В настоящее время перечень созданных и/или создаваемых ведомственных АИС ограничен МНИС и СОДЧ. Опыт создания СОДЧ показал сложность и длительность создания такой системы. МНИС предназначена только для решения ведомственных задач МЧС России. При таком подходе не будет обеспечена возможность подключения существенной части пользователей. Присутствует высокий риск недостатка и невозможности достаточной масштабируемости ресурсов МНИС и/или СОДЧ для решения задач обеспечения общественной безопасности в масштабах Российской Федерации;
создание единой АИС федерального уровня под эгидой [2, 7] МЧС России, предоставляющей необходимый набор услуг в сфере государственного управления системой обеспечения общественной безопасности для всех пользователей и объединяющей в единое информационное пространство данные со всей территории Российской Федерации. Этот подход потенциально позволяет решить весь перечень задач автоматизации системы обеспечения общественной безопасности, оптимален с технической, технологической и организационной точек зрения, но имеет недостаток в части требования значительных объемов потребных ресурсов и временных затрат.
Таким образом, единственным вариантом реализации АИС системы обеспечения общественной безопасности, удовлетворяющим целям создания такой АИС с учетом территориальной, ведомственной и иных плоскостей использования системы, является создание единой АИС федерального уровня, использующей в качестве исходных данных оперативную информацию региональных систем-112, в статусе [8] государственной информационной системы. Эффективность подобного подхода [9] была подтверждена при модернизации ведомственной информационной системы МЧС России «Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (АИУС РСЧС-2030)
Возможность нивелирования недостатка в части требования значительных объемов потребных ресурсов и временных затрат обеспечивается использованием в качестве базового ресурса единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех».
Дополнительно к функциональности обеспечения общественной безопасности наличие в АИС федерального уровня массивов оперативной информации региональных систем-112 позволит повысить качество и эффективность их функционирования путём проведения анализа качества работы систем-112, автоматического сбора отчётности региональных систем-112, централизованных создания алгоритмов и разработки программных модулей для повышения эффективности систем-112. Соответственно, в перечень пользователей единой АИС системы обеспечения общественной безопасности необходимо включить операторов систем-112.
Таким образом, оптимальным вариантом автоматизации государственного управления в сфере обеспечения общественной безопасности, представляется создание государственной информационной системы федерального уровня, используемой заинтересованными федеральными органами государственной власти (включая их территориальные органы и подразделения в муниципальных образованиях), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, операторами систем-112, функционирующей на ресурсах единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» и использующей в качестве исходных данных совокупный массив информации, содержащейся в региональных системах-112.
1. Концепция общественной безопасности, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685. [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/.
2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/.
3. Грачев В.Л. Обзор методического обеспечения создания и развития системы-112 // В сборнике: НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ. Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 84-86.
4. Грачев В.Л. Развитие нормативного правового обеспечения системы-112 // В сборнике: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ. Сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 20-22.
5. Обязательные требования к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 1931. [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/.
6. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/.
7. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868. [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/.
9. Агеев С.В., Грачев В.Л., Качанов С.А. Пути модернизации автоматизированной системы антикризисного управления МЧС России // Технологии гражданской безопасности, том 12, 2015, № 3 (45). С. 14-17.