ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Привлечение финансирования для инвестиций в проекты возобновляемой энергетики (ВИЭ) - это один из существенных аспектов, влияющих на перспективы ее развития. Очевидно, что инвестиции в традиционные источники энергии доминируют в общих инвестициях в энергетику, таким образом, основным для оценки перспектив рынка возобновляемой энергетики является вопрос, как получить достаточно инвестиций для изменения направления инвестирования в сторону ВИЭ. Требует внимания для оценки перспектив роста ВИЭ анализ источников финансирования. Здесь важно проанализировать взаимосвязь между источниками финансирования и областями возобновляемой энергетики, в которые это финансирование направляется. Помимо собственно получения дохода от вложений, инвестирование в ВИЭ может быть привлекательно инвесторам для диверсификации инвестиционного портфолио, а также для увеличения надежности энергетической системы на отдельных рынках и получения энергетической безопасности отдельных регионов. Целью исследования в данной статье является установление взаимосвязи, как отдельные виды финансирования создают предпосылки для развития отдельных видов ВИЭ, а также выявление и систематизация барьеров, которые оказывают влияние на привлечение финансирования в возобновляемые источники на различных этапах инвестирования.

Ключевые слова:
возобновляемые источники энергии, финансирование проектов, инвестиции в возобновляемую энергетику
Текст
Введение Целью данного исследования являлось изучение и выявление взаимосвязи между различными источниками финансирования проектов возобновляемой энергетики, привлекаемыми на различных этапах жизненного цикла реализации проектов ВИЭ, а также возникающих барьеров при реализации проектов и мер, способствующих преодолению таких барьеров. Материалы и методы Данное исследование основано на обзоре и анализе статистических источников информации международных агентств о финансировании проектов возобновляемой энергетики с целью выявления и систематизации связей между инструментами, используемыми для привлечения финансирования в проекты возобновляемой энергетики, мерами государственной и межгосударственной политики, направленной на развитие рынка возобновляемой энергетики и барьерами, на преодоление которых направлено использование данных инструментов и мер. Полученные результаты исследования Все источники финансирования проектов в энергетике можно разделить на два основных сектора: публичные и частные финансы, дезагрегированные на: инвестиции в разработки из частных и публичных источников, частные инвестиции в новые проекты, инвестиции в новые проекты из публичных источников. В 2017 году из общего объема инвестиций в ВИЭ в 279,8 млрд дол, инвестиции из непубличных источников в новые проекты в форме проектного частного финансирования составили более 77% от общего объема инвестиций [1,2]. Несмотря растущий тренд увеличения объема инвестиций в ВИЭ с 47 млрд долл. в 2004 году до максимального значения в 323,4 млрд долл. в 2015 году тенденции показывают снижение до 279,8 млрд долл. в 2017 году (снижение на 13% к 2015 году) и соответствующее увеличение чувствительности к риску у финансистов [1-3]. Однако, для дальнейшего продвижения и масштабирования технологии возобновляемой энергетики требуют значительных инвестиций в компании, проекты и инфраструктуру до 8,5 трлн. долл. за период с 2018 по 2050 год [4,5]. На сегодняшний день более 150 стран приняли специальную политику в отношении возобновляемой энергетики, 75 страны политику в отношении выработки тепла на основе возобновляемых источников энергии и 72 страны для возобновляемых источников энергии в транспорте [6,7]. Меры поддержки и государственной политики развиваются вместе с развитием самой отрасли. В ранние периоды развития отрасли возобновляемой энергетики большинство меры было направлено на компенсацию разрыва в затратах на производство энергии из возобновляемых источников и в традиционной энергетике. Но по мере развития технологий и расширения отрасли новые инициативы политики поддержки становятся направленными на сокращение рисков инвесторов, производящих капиталоемкие инвестиции. «Зеленые» тарифы были ключевыми в ускорении развертывание возобновляемых источников энергии и остаются доминирующей формой политической поддержки производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии; но 2015 год стал первым годом с 2000 года, в котором не были запущены новые схемы схемы поддержки [6,8]. Положительный показатель зрелости рынка является растущая популярность использования аукционов для закупок электроэнергии из возобновляемых источников: в более чем 60 странах был внедрен механизм аукционов в 2015 году [6,8]. При принятии решений инвесторы делают выбор между финансированием проектов ВИЭ и проектов традиционной энергетики, в том числе принимая во внимание меры поддержки, которые предлагаются государственными институтами. Поэтому для институтов, занимающихся продвижением возобновляемой энергии необходимо предлагать решения, помогающие преодолевать институциональные, политические, финансовые, экономические и барьеры, с которыми инвесторы сталкиваются (рис.2). Выбор инструментов и источников финансирования проектов возобновляемой энергетики в существенной степени зависит от стадии реализации проекта. На базовых и прикладных этапах НИОКР технологии разрабатываются государственными научно-исследовательскими институтами и университетами, а также частными фирмами, которым предоставляются необходимые финансовые средства через гранты и субсидии. На этапе демонстрации и коммерциализации, частные финансисты, такие как бизнес-ангелы, и венчурные капиталисты (VC) инвестируют в стартапы и небольшие инновационные фирмы, тогда как крупные или зрелые фирмы используют внутренние средства для текущей деятельности в области НИОКР и коммерциализации. Технологии достаточно зрелые, чтобы обеспечить увеличение масштабов производства, финансируются долгосрочными проектными инвестициями. Начиная со стадии коммерческого запуска, субъекты частного сектора способствуют продвижению технологии. Компании концентрируются на рынке развития, в то время как банки, частные инвесторы и фонды должны обеспечить финансирование производства и маркетинга [9]. В силу относительной новизны технологии и отсутствия у инвесторов достаточного опыта полной коммерческой реализации проектов возобновляемой энергетики институтам, продвигающим возобновляемую энергетику, необходимо создавать для инвесторов условия преодоления специфических барьеров, ограничивающих продвижение и масштабирование ВИЭ, в том числе через использование специальных методов финансирования таких проектов [10]. Технологические барьеры Наиболее важный технологический барьер, который необходимо преодолеть для устойчивого развития ВИЭ - это появление устойчивого понимания, что для ВИЭ имеет место широкое использование в настоящем и будущем [11]. При выборе альтернатив для инвестирования частный инвестор в первую очередь будет полагаться на зрелые традиционные технологии энергетики. Для преодоления этого технологического барьера эффективным будет финансирование в форме партнёрств с публичными источниками, государственными структурами, а также специализированными негосударственными структурами такими, например, как Advanced Research Projects Agency -Energy (ARPA-E) [12]. На стадии тестирования и демонстрации важно обеспечить для инвесторов достоверную информацию об осуществимости, коммерческой жизнеспособности проекта, что позволит снизить информационную ассиметрию и содействовать дальнейшему инвестированию [11,13]. Институциональные барьеры Институциональные барьеры ассоциируются с изменением социального поведения. Традиционные источники энергии имеют устойчивые рынки и развитую инфраструктуру. Для преодоления институциональных барьеров требуется, чтобы структуры, продвигающие развитие ВИЭ, поддерживали развитие инфраструктуры и инфраструктурных технологий с привлечением инвесторов из отраслей традиционной энергетики, для обеспечения, в частности доступности электрических сетей для включения в них вновь создаваемых проектов ВИЭ. Для коммерческой стадии важно создание и поддержание режима государственного регулирования, предоставляющего гарантии инвесторам в долгосрочной перспективе [11]. При реализации проектов, требующих согласования на реализации со стороны населения, необходимо создание среды для получения таких одобрений, а также формирование положительного имиджа для проектов ВИЭ среди населения. Экономические барьеры Отсутствие достаточной информации о прибыльности реализуемых проектов, особенно в сравнении со значительными данными о реализованных проектах традиционной энергетики формируют экономические барьеры для инвесторов. Bloomberg New Energy Finance опубликовало ежегодный отчет о развитии мировой энергетики New Energy Outlook 2018 [4]. В нем утверждается, что к 2050 году инвестиции в мировую «зеленую» энергетику составят свыше 8,5 трлн долларов, а доля возобновляемой энергетики в общемировой выработке будет более 50%, а с учетом гидроэнергетики и атомной энергетики более 70% [4]. При сравнении экономики проектов выработки энергии из возобновляемых и традиционных источников инвестор часто не учитывает в стоимости последних отрицательные воздействия на окружающую среду. На стадии разработки основным экономическим барьером является отсутствие достоверной оценки коммерческой реализации и рыночная неопределенность. В этом случае гранты и субсидии являются механизмом для стимулирования инвестиций. При этом снижение субсидий в традиционную энергетику было бы сигналом для демонстрации направления инновационного развития [13]. На стадиях от тестирования до коммерческого запуска основными экономическими барьерами являются высокая стоимость запуска, высокая ставка дисконта на будущие поступления при привлечении заемного финансирования. В этой стадии понадобится рефинансирование для венчурного капитала, зашедшего в проекты в предыдущих стадиях. На стадии коммерческого запуска важно формирование устойчивого спроса со стороны потребителей. Такие формы, как различные налоговые скидки могут на данном этапе создать конкурентное преимущество для ВИЭ. Для ВИЭ такие дополнительные стимулы, как введение тарифов на поставку, специальных сертификатов и введение квот также будут способствовать расширению инвестиций. Финансовые барьеры Финансовые барьеры происходят из информационной асимметрии поскольку финансисты обычно не обладают достаточными знаниями технологическими или политическими для оценки рисков и эффективности возврата инвестиций между традиционными источниками и новыми чистыми технологиями. Поэтому имеет место недостаточное инвестирование в исследования и разработки по чистой энергии. Для привлечения на данном этапе частных инвесторов необходимы государственные гарантии, обеспечивающие предоставление частных кредитов, а также инвестиции в капитал со стороны инновационных компаний [14]. Эти барьеры могут быть смягчены финансированием через объединение государственных и частных инвестиционных банков, например, для инвестиций в инфраструктуру. Для привлечения частных инвестиций и расширения рыночных возможностей необходимо создание в среде понимания перспективы рынка, ожидания тренда его роста. Прямое финансирование, инвестиции в проекты поддержки технологий и стимулирования спроса, а также фискальная политика будут формировать достаточную силу для преодоления финансовых барьеров[14]. Со стороны государственных органов требуется создание инвестиционной среды и минимизации регуляторных и политических рисков. Чтобы привлечь институциональных инвесторов в ВИЭ, требования в отношении рисков и создания резервов должны быть смягчены специально в отношении инвестиций в ВИЭ. Для стимулирования инвестиций со стороны таких институциональных инвесторов как инвестиционные фонды, необходим выпуск специальных регуляционных норм. Политические барьеры Политические барьеры в первую очередь связаны с недостаточной координацией различных государственных и межгосударственных институтов, а также часто отсутствием, либо слабостью государственной политики в отношении диверсификации энергетики [15]. Для совершенства такой политики требуется включение в нее как направления поддержки непосредственно инвестиций в ВИЭ, так и совершенствование политики в отношении поддерживающей это развитие инфраструктуры - транспорта, энергетики, сельского хозяйства. Изменения государственной политики могут оказывать негативный эффект, поскольку различные методы поддержки могут быть заложены инвесторами при принятии решений об инвестировании, и нестабильность политической среды будет препятствовать притоку инвестиций. Кроме того, необходимо учитывать политическое влияние со стороны лоббистов традиционной энергетики, которая также получает государственную поддержку по отдельным направлениям, и будет препятствовать изменениям, связанным с диверсификацией в пользу ВИЭ [11,15]. Для преодоления политических барьеров необходимо прежде всего совершенствование государственной политики и обеспечение ее стабильности в долгосрочном периоде. Политические барьеры имеют существенное влияние на всех стадиях реализации проектов ВИЭ. Трансформационные барьеры Трансформационные барьеры имеют место на стадии перехода между разработкой и тестированием и запуском проектов в коммерческую эксплуатацию, и связаны с самой природой запуска новых технологий. Преодоление данного барьера возможно за счет привлечения новых инвесторов с опытом запуска проектов в коммерческую реализацию, таких как венчурные капиталисты. Открытая конкуренция и как можно более полная информация о коммерческих возможностях позволит мобилизовать частное финансирование на данной стадии. Создание экономической среды, заинтересованной в развитии «чистых» технологий, будет способствовать преодолению трансформационных барьеров и росту заинтересованности со стороны инвесторов и проектам ВИЭ. Заключение Рост финансирования в проекты ВИЭ связан с преодолением технологических, экономических, политических, финансовых и трансформационных барьеров. В данной статье исследованы причины возникновения и специфика барьеров для привлечения финансирования и развития проектов в области возобновляемой энергетики. Для преодоления их и привлечения инвесторов важным является предложении различных форм государственной и межгосударственной поддержки и формирование устойчивых правил регулирования рынка. Рынок ВИЭ подвержен большей неопределенности, чем традиционная энергетика, и испытывает дополнительные воздействия ее со стороны, поскольку дальнейшая диверсификация энергетики в пользу ВИЭ будет связана с перераспределением финансовых и инвестиционных потоков со стороны традиционных источников.
Список литературы

1. Global trends in renewable energy investment 2018 // Frankfurt School-UNEP Centre/BNEF. 2018. http://www.fs-unep-centre.org (Frankfurt am Main)

2. World energy outlook 2017 // IEA International Energy Agency. https://www.iea.org/weo2017

3. Renewable energy medium-term marker report 2016 // IEA International Energy Agency. https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/MTRMR2016.pdf

4. New Energy Outlook 2018. BNEF’s annual long-term economic analysis of the world’s power sector out to 2050 // Bloomberg New energy finance.2018. https://bnef.turtl.co/story/neo2018.

5. Renewables Global Futures Report: Great debates towards 100% renewable energy. Paris: REN21 Secretariat. http://www.ren21.net/future-of-renewables/global-futures-report/

6. RECAI. Renewable energy country attractiveness index // E&Y. 2015. № 45.

7. World energy outlook 2016 // IEA International Energy Agency. https://www.iea.org/weo2016

8. Renewables 2018. Global status report. Paris: REN21 Secretariat. 2018. http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2018/06/17-8652_GSR2018_FullReport_web_final_.pdf

9. Global landscape of renewable energy finance // IRENA International Renewable Energy Agency. 2018. http://www.irena.org/publications/2018/Jan/Global-Landscape-of-Renewable-Energy-Finance

10. Mariana Mazzucatoa, Gregor Semieniuk. Financing renewable energy: Who is financing what and why it matters // Technological Forecasting & Social Change. 2108. № 127. С. 8-22.

11. Risk Quantification and Risk Management in Renewable Energy Projects // Altran Arthur D. Little. 2011. http://iea-retd.org/wp-content/uploads/2011/11/RISK-IEA-RETD-2011-6.pdf

12. ARPA-E Impacts: A Sampling of Project Outcomes. 2017. Volume II. https://arpa-e.energy.gov/sites/default/files/Volume%202_ARPA-E_ImpactSheetCompilation_FINAL.pdf

13. Financing renewable energy. Options for Developing Financing Instruments Using Public Funds // The World Bank. 2013. http://siteresources.worldbank.org/EXTENERGY2/Resources/SREP_financing_instruments_sk_clean2_FINAL_FOR_PRINTING.pdf

14. Unlocking renewable energy investment: The role of risk mitigation and structured finance // IRENA International Renewable Energy Agency. 2016. http://www.irena.org/publications/2016/Jun/Unlocking-Renewable-Energy-Investment-The-role-of-risk-mitigation-and-structured-finance

15. Matthew J. Burke, Jennie C. Stephens. Political power and renewable energy futures: A critical review // Energy Research & Social Science. 2018. № 35. С. 78-93.

Войти или Создать
* Забыли пароль?