Согласно положениям Гражданского кодекса РФ объектами недвижимостиявляются земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с земельной поверхностью, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (сооружения, объекты незавершенного строительства). В соответствии с федеральным законом №218-ФЗ«О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимости - это процесс внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах [1].В настоящее время полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Вплоть до 2017 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регламентировал работу автоматизированной системы АИС «Юстиция» и программного комплекса Единого государственного реестра прав с одной стороны, и АИС ГКН (государственного кадастра недвижимости), с другой. Для ведения информационного обеспечения реестра недвижимости была внедрена Федеральная государственная информационная система единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), направленная на взаимодействие с внешними ведомствами и системами (рисунок 1) [2, с. 80]. Согласно представленной схемы отметим основные механизмы ФГИС: - идентификация (в том числе аутоинтефикация) - устанавливает непосредственный контакт между системой и её пользователем; -управление процессом - обеспечивает непрерывный спектр функций по приёму, анализу, сбору и обработке информации; - курирование очередями - обеспечиваеткомпьютеризированное дистанционное ведение электронных возможностей в результате широкого спектра услуг; - организация контента - предоставляет загрузку и сохранение пространственной информации в ближайший к пользователю узел; - информационное взаимодействие - направлено на согласование внешнего и внутреннего механизма [3, с. 151, 4]. Изменения в сфере кадастра недвижимости отразились и на одной из основных функций управления объектами недвижимости - государственной кадастровой оценке. С 1 января 2017 года вступили в силу изменения №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», где отмечено, что проведение кадастровой оценки осуществляется исключительно на государственном уровне посредством наделения полномочиями бюджетных учреждений. В Краснодарском крае такими полномочиями было наделено государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ». На сегодняшний день определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется по единой утвержденной методике, что обеспечиваеткачество и объективность результатов оценки. Кроме того, ГБУ определяет кадастровую стоимость с такими статусами объектов недвижимости каквновь учтенные, ранее учтённые и измененные объекты недвижимости, в результатевнесеныизменения в их количественные и качественные характеристики. На примере Краснодарского края отметим, что в 2018 году была проведена государственная кадастровая оценка 2 812 065 объектов недвижимости:объектов капитального строительства, а также земельных участков из состава земель лесного и водного фонда.Было установлено, что сведения об объектах недвижимости, находящиеся в архивах Росреестра, не полностью отвечают требованиям для выполнениякадастровой оценки. Только 19% объектов оценки имели полноценнуюи непротиворечивую характеристику, по 81% объектов проводился дополнительный сбор информации [5, 6]. Комплексным решением вышеуказанной проблемы является создание определенного алгоритма по использованию кадастровой информации исходя из состава, содержания и точности типа данных.Основой такого подхода послужит интеграция методов компьютерной обработки, сбора, хранения и анализа информации. Достичь компьютеризации кадастровой информации возможно посредством географических порталов (геопорталов), так как они обладают достаточно высокой точностью, а такжеслужат основой для формирования функциональных зон и прочих элементов градостроительного обеспечения территории. Отметим, что 20% объектов недвижимости на территории населённых пунктов имеют высокое содержание реестровых ошибок, которые заключается в неверном формализованном описании объекта. Для функционального информационного обеспечения реестра недвижимости предлагается комплексное использование геопортальных и ГИС-технологий. Геоинформационная система - это программный продукт, который применяется для непрерывной актуализации пространственных данных, имеющий ряд преимуществ перед бумажными носителями. При использовании геоинформационных системпроцесс актуализации информации становится менее трудоёмким, повышается оперативность выполнения большого сектора задач, результат выполненных работ является более качественным по сравнению с традиционными способами этих работ. Ведение ГИС необходимо на всех уровнях управления земельными ресурсами и управления объектами недвижимости. Муниципальная ГИС является инструментом комплексного управления совокупностью задач на территории муниципального образования. Региональные ГИС содержат пространственные данные на территорию субъектов РФ, федеральных округов, крупных природных и экономических районов, включая природоохранные зоны, бассейны добычи полезных ископаемых и другие территории (акватории) [4, с. 167]. Применение геопорталов на основе ГИС решает ряд актуальных проблемсегодняшнего дня при работе с пространственной информацией. Во-первых, исключается разночтение информации, поскольку ранее информация поступала в различных системах координат, с разными масштабами и форматами. При подготовке информации посредством ГИС используются разные классификаторы и структуры данных, различные средства кодирования и символизации объектов. Во-вторых, решается вопрос с хранением информации, которая исключает ведение бумажных архивов и фондов. Поэтому одной из важнейших задач формирования ЕГРН является создание единой инфраструктуры пространственных данных, обеспечивающей совместимость получаемой информации. Обеспечение актуализации сведений в единой информационно-справочной системе существенно повлияет на уровень территориального управления, как следствие, минимизирует затраты на систему электронного межведомственного взаимодействия. Отметим функции ГИС для создания геопортала при подготовке картографической основы (рисунок 2). Согласно вышеуказанным функциям, представим алгоритм подготовительных работ для создания геопортала, включающий в себя три основных этапа функциональных работ (рисунок 3). Построение геопорталарегламентируется на основе многоуровневой архитектуры, состоящей из фигурирующих блоков представления данных, программно-вычислительных приложений (атрибутов) и управления. Структуризация геопорталов осуществляется посредством программных продуктов таких как, SEWGeomixer, QGIS или ArcGIS[7]. Резюмируя вышесказанное, отметим направленность информационного обеспечения реестра недвижимости при рациональном управлении объектов недвижимости в схематическом виде (рисунок 4) [4]. Согласно представленной схеме, рассмотрены ГИС-технологии, используемые в качестве информационного обеспечения ЕГРН на региональном (ГИС Краснодарского края) и муниципальном (ГИС г. Краснодара) уровнях управления объектами недвижимости (рисунок 5). Как видно, применение ГИС-технологий на региональном уровне имеет выраженный потенциал к ведению электронных информационных реестров. Данный факт обусловлен масштабностью и необходимостью к ведению единых реестров. Создание единой региональной автоматизированной системы на основе геопортала позволит устранить существующие проблемы при управлении объектами недвижимости, такие как: неактуальность (дублирование, разночтение) сведений; отсутствие систематизации пространственной информации, которая влечёт к потере правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов; нарушения «прозрачности» совершения сделок с недвижимостью.