Актуальное направление управленческой практики- разработка плана по оптимизации и повышению эффективности распределения трудовых ресурсов c применением аутсорсинга [1] с целью повышения конкурентоспособности предприятия на рынке услуг по обслуживанию зданий и сооружений. О важности и актуальности подобных решений говорится в таких исследованиях отечественных и зарубежных авторов, как: Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента, Бережнов Г.В. Интернализация и экстернализация как инструменты повышения конкурентоспособности бизнеса / Г.В. Бережнов, Йооп Д. Схааке Аутсорсинг в развитых странах Европы / Йооп Д. Схааке // Проблемы теории и практики управления. Для эффективного распределения трудовых ресурсов компании требуются современные базы и банки знаний для создания интеллектуальной информационной системы управления аутсорсинга отдела продаж. Эффективное управление бизнес-процессами требует разработки и применения инновационной стратегии и необходимости развития интеллектуальных информационных технологий на всех уровнях управления в специализированных бизнес-процессах. Для этого на предприятии необходимо изменять свое поведение и своевременно реагировать на влияние внешней среды, появление новых знаний, предложений и технологий. Для создания инновационной системы сбалансированного распределения трудовых ресурсов на предприятии необходимо разрабатывать и реализовывать процедуры активного обмена знаниями и систематическое управление бизнес-процессами. Знания - это совокупность структурированного и систематизированного опыта, технологий, контекстуальной информации. Чтобы ими оперативно пользоваться необходимо создание структурированной системы управления знаниями, весь процесс которой начинается с концептуального моделирования, что и положено в основу данной статьи. В статье предложен пакет концептуальных моделей: общей, базово-уровневой и модификацонной, который в дальнейшем позволит создать прикладную систему знаний, основная цель которой предоставление нужной информации нужным людям и в нужное время, что приведет к повышению конкурентоспособности и увеличению прибыли. 1. Общая концептуальная модель аутсорсинга бизнес-процессов Аутсорсинг - повышение эффективности предприятия или его функций операционной деятельности, путем использования внешнего источника или ресурса, за счет передачи компании-контрагенту части непрофильных процессов или видов предпринимательской деятельности, на основе договорных отношений, направленных на оптимизацию затрат компании с целью минимизации издержек, организации бесперебойной работы отдельных систем и передачи не профильных процессов, «компании-профессионалу», в передаваемых на аутсорсинг трудовых ресурсах на рынке услуг по обслуживанию зданий и сооружений и в конечном итоге повышения конкурентоспособности предприятия [2,3]. 2. Базово-уровневая концептуальная модель аутсорсинга трудовых ресурсов предприятия Аутсорсинг- это динамический, т.е. имеющий несколько режимов жизненного цикла процесс (анализ, подготовка, функционирование, развитие, замена/отирание). Распределенность его функционирования характеризуется неодинаковыми мгновенными значениями параметров процесса и его фазами в различных точках пространства. Аутсорсинг-выполняет следующие функции: 1. Аутсорсинг части трудовых ресурсов для выполнения отдельных функций бизнес-процесса (поиск клиентов, ведение переговоров); 2. Высвобождение внутренних трудовых ресурсов компании, путем передачи функции компании-аутсорсеру; 3. Аутсорсинг ориентированный на специфический сегмент покупателей; 4. Аутсорсинг ориентированный на определённый продукт; 5. Сокращение издержек, путем оптимизации расходов на ФОТ и другие статьи расходов, связанные с работой персонала, за счет сокращения штата и трансформации постоянных издержек в переменные; 6. Предоставление услуг внутреннему потребителю (сотрудникам) наилучшего качества, путем передачи функций компании профессионалу в своей сфере деятельности; 7. IT-аутсорсинг. Информационные системы компании и обязанности по их обслуживанию предаются организациям, занимающимся аппаратной и программной поддержкой, путем передачи компании-контрагенту специфических непрофильных бизнес-процессов по обслуживанию зданий и сооружений на основе договорных отношений, направленных на минимизацию затрат компании с целью организации бесперебойной работы отдельных систем и повышения конкурентоспособности предприятия. 3. Модификационная концептуальная модель аутсорсинга бизнес-процессов по обслуживанию зданий и сооружений Аутсорсинг - это процесс динамический, состоящий из нескольких стадий жизненного цикла отдельных процессов, для которых требуются соответствующие рангу трудовые ресурсы (анализ, подготовка, функционирование, развитие, замена, передача и др.). Приоритетность функций, их необходимость к реализации определяется на этапе анализа, направленного на выявление наиболее специфического несовершенного процесса с точки зрения оптимального распределения трудовых ресурсов на предприятии, с целью оптимизации и повышения эффективности деятельности предприятия в целом [2,3]. Выводы по работе: Перевод отдела продаж на аутсорсинговую систему работы необходим для повышения эффективности следующих функций предприятия: 1. Аутсорсинг посреднических бизнес-процессов, например, таких как поиск клиентов (постоянных и корпоративных) на взаимовыгодных условиях; 2. Передача специфических, второстепенных функций компании аутсорсеру с целью сокращения издержек; 3. Аутсорсинг, ориентированный на определенный продукт, технологию, на специфический сегмент рынка, покупателя, конкурента, партнера и т.д. 4. Предоставление некоторых услуг внутреннему потребителю (сотрудникам) наилучшего качества, путем передачи части функций компании профессионалу в определенной сфере деятельности; 5. IT-аутсорсинг, путем передачи некоторых функций информационной системы организациям, которые занимаются технической и программной поддержкой. В результате повышается эффективность поиска клиентов, путем передачи обязанностей по выполнению определенных этапов продаж специализированным компаниям, профессионально занимающимся «холодным обзвоном». Для максимизации эффекта повышения эффективности необходимо совместно с компанией-контрагентом разработать скрипт и технологию продаж, на основе имеющегося у предприятия опыта и специфики сферы обслуживания зданий и сооружений с целью достижения необходимого результата в кратчайшие сроки и с минимальными издержками. Сокращаются издержки на обслуживание и содержание трудовых ресурсов, путем оптимизации по количественному признаку штата отдела продаж. На основе проведенного в будующем анализа, будет определен этап и количество человек, подлежащих оптимизации, направленной на повышение эффективности работы, как отдела продаж, так и предприятия в целом, с целью повышения его конкурентоспособности на рынке обслуживания зданий и сооружений, фокусировании предприятия на профильной деятельности предприятия.