В настоящее время Российская Федерация повернула свой вектор геостратегического развития на Восток по следующим причинам: мировой экономический кризис, санкции западных государств, внутренние причины вызвали замедление темпов экономического роста. Рассматривая пути и возможности решения возникших проблем, Правительство РФ обратило внимание на Восток страны. Еще М. Ю. Ломоносов говорил: «Могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Рассуждая о Дальнем Востоке, П.А. Столыпин подчеркивал: «Отдаленная наша суровая окраина, вместе с тем, богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годными для культуры. И при таких обстоятельствах, господа, при наличии государства, густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, господа, оно уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию» [1]. Вопросами изучения истории аграрных реформ в России занимались такие исследователи как В. С. Дякин, И. Д. Ковальченко, В.В. Казарезов, Л.Ф. Скляров, И.А.Христофоров, М.А. Давыдов, А.Я. Аврех, С.Ю. Рыбас и др. Дальний Восток - это земли, занимающие 36,1 % территории России, богатые природными ресурсами и имеющее большое геополитическое значение, как плацдарм выхода в АТР. На Дальнем Востоке проходит граница с самыми густонаселенными странами мира - Китаем, США, Северной Кореей, Японией. При этом в регионе проживает лишь 4,3 % населения страны [2]. Минерально-сырьевой потенциал только одного субъекта Дальневосточного федерального округа - Республики Саха (Якутия) - составляет 78,4 трлн. руб. [3]. При проведении новой политики на Дальнем Востоке Российской Федерации необходимо опереться на накопленный временем исторический опыт во избежание лишней затраты времени и ресурсов, учесть национальную специфику региона, получить знания о конкретных особенностях тех районов, куда предполагается переселенческий процесс. Современный курс развития дальневосточных регионов, как программа «Дальневосточный гектар», имеет схожие близкие прецеденты в истории России, где наблюдались одинаковые предпосылки, схожесть мотиваций для приобретения и заселения земли в аналогичных программах, таких как екатерининская колонизация Поволжья XVIII века, американские гомстед-акты XIX века, Столыпинская аграрная реформа начала XX века и пр. Исходя из нынешней ситуации с трудовыми ресурсами, привлечением инвестиции и социально-экономическим развитием Дальнего Востока, необходимо провести историческую параллель с аналогично осуществленными программами, которые реализовывались в новейшей истории России для выработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию реализации современной программы «Дальневосточный гектар». Проведение масштабных преобразований развития Дальнего Востока требует необходимость обращения к историческому прошлому страны. Век назад в России проводилась схожая реформа - это Столыпинская аграрная реформа. Суть реформы подразумевала осуществление широкого комплекса преобразовательных мероприятий в сельском хозяйстве, которая проводилась под руководством Петра Аркадьевича Столыпина, и была направлена на достижение двух целей: разрешение «аграрного вопроса» путем переселения безземельных и малоземельных крестьян в районы Сибири и Дальнего Востока и развитие сельского хозяйства, развитие крестьянства через активную интеграцию в рыночную экономику и создание крепкого среднего класса крестьян-собственников, через освоение пустующих земель Сибири и Дальнего Востока, которое бы поспособствовало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, созданию класса земельных собственников по образцу американских фермеров в США. Для осуществления аграрной реформы правительство Столыпина поставило перед собой следующие задачи: предоставление права крестьян на закрепление надельных земель в собственность; упразднение крестьянской общины как крупного собственника на землю; предоставление широкого кредитования крестьян для помощи в приобретении земельного надела; скупка помещичьих земель государством для перепродажи крестьянам на льготных условиях; организация землеустроительных комиссий для осуществления размежевания земель, предназначенных для крестьян-собственников, которое позволит ликвидировать чересполосицу и оптимизировать крестьянские хозяйства. Преобразования осуществлялись путем разрушения крестьянской общины, предоставления права крестьянам выхода из общины с передачей надела в личную собственность. Выход крестьян из общины и закрепление земли в собственность осуществлялись в формах хуторов и отрубов. Государство наметило ряд мер, облегчавших крестьянам получение земли. Был создан Крестьянский банк, предоставлявший кредит на приобретение земли по минимальным процентам. Указом от 3 ноября 1906 года на данный банк была возложена задача оказывать крестьянам помощь в виде выдачи ссуд для покупки земли, и усилением операций по приобретению земель за счет собственных средств банка [4]. Банку было разрешено финансово гарантировать покупку земли за ее пределами и, с уважением, земли за свой счет, было разрешено у крестьян полная покупная цена с кредитами на очень низких 4,5% проценты со сроком погашения до 55 лет; так как банк должен был заплатить Продавцы дворянства приблизились к рыночным ставкам - 5 или 6% - действовали при финансовом дефиците. Государственные дотации крестьянской земле. Банк достиг 145 миллионов рублей накануне войны - субсидии покупки крестьянских земель. Результаты были впечатляющими. За 10 лет, с 1906 по 1916 год, продажи банка крестьянство составляло в среднем почти миллион десятин в год, почти в три раза среднегодовые продажи за период 1883-1905; владение землевладением в европейской части России сократилось на 21% или на 11,2 миллион десятин. С помощью банковских операции и другие аспекты земельной реформы, характер землевладение в европейской части России значительно изменилось [5]. Создавались многочисленные кредитные, ссудо-сберегательные товарищества, земские кассы мелкого кредита. Согласно столыпинской аграрной реформе, глава семьи получал в собственность 5 га земли, остальные члены его семьи - 45 га земли и освобождение от уплаты налогов на 5 лет. Для крестьян, переселившихся на Дальний Восток, вводились специальные переселенческие ссуды в сумме 165 руб., а в другие регионы - от 60 до 100 руб. Кроме того, крестьяне-переселенцы получили право безвозмездного проезда по Транссибирской железной дороге [6]. Одной из преференций переселенцев стало освобождение от воинской повинности и уплаты налогов на несколько лет. Особо активно действовал государственный аппарат, начиная министрами и губернаторами и заканчивая земскими участковыми начальниками и сельскими старостами изданием соответствующих циркуляров и приказов для осуществления переселенческой политики. Новым инструментом популяризации и разъяснения целей реформы стала правительственная пропаганда путем издания книг и брошюр, разъясняющих сущность распоряжений правительства [7]. Вторым направлением Столыпинской аграрной реформы была политика переселения крестьян. За счет переселения П. А. Столыпин рассчитывал уменьшить земельный голод в центральных губерниях России, и заселить и освоить безлюдные восточные земли России. Главной целью переселенческой политики было развитие регионов на Востоке страны, появлению и укреплению частной собственности, что позволяло снизить социальное напряжение в центральной России, освоить пустующие земли в Сибири и на Дальнем Востоке и создать предпосылки для сельскохозяйственного и промышленного развития страны. Отчасти эта политика себя оправдала. По мнению М.А. Давыдова число переселенцев перевалило к 1916 г. за 2,5 миллиона человек, которые освоили и использовали пустующие земли на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока [8]. Переселенцы сформировали необходимый рынок для сбыта промышленной продукции, произведенной на территории России и привезенной из соседних государств и начали осваивать богатейшие запасы природных ресурсов окраин России. Но им встречались трудности в ходе освоения своего надела из-за плохо отлаженного и не до конца продуманного процесса переселения, размещения и предоставления помощи со стороны местных органов власти на местах. Однако, благодаря первым переселенцам был осуществлен значительный прирост урожаю злаковых культур, что в свою очередь повысило социально-экономическое развитие окраин России и вывело всю его экономику на новый этап развития. Заселение русскими людьми пограничных территорий также способствовало решению геополитических задач России. Осуществление преобразования шло через принятие законов в Государственной думе и издание указов Совета министров Российской империи. Первым мероприятием правительства стала передача казённых, удельных и кабинетских земель в собственность крестьян, которая была реализована во исполнение указа «О предназначении казённых земель к продаже для расширения крестьянского землевладения» от 27 августа 1906 г. [9]. Следующим шагом по закреплению в собственность надельных земель крестьянам стал указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г. [10] Этот закон стал главным законодательным актом аграрной реформы Столыпина. В последующем этот закон был дополнен другими нормативными актами в части, где все общины, в которых не было общих переделов с момента наделения их землею, признавались общинами с подворным землевладением, а владельцы участков в общинах с подворным землевладением получили права частных собственников, даже если они и не заявляли такого желания [11]. Интересно, что в законе «О землеустройстве» (1911 г.) был определен курс на выделение хуторов и отрубов и на полное выделение отрубов сельских обществ. Собственно, самой раздачей земель занимались землеустроительные комиссии, созданные в 1906 г. [12]. Данные законы и мероприятия были направлены на укрепление в собственность крестьян надельных земель. Также 14 и 15 октября 1910 г. вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит [13]. Создание учреждений потребительской и кредитной кооперации (т. н. «мелкого кредита»: кредитные товарищества, ссудо-сберегательные товарищества, земские кассы мелкого кредита). Еще в 1904 г. было принято «Положение о мелком кредите» [14], которое отражало сдвиг ориентации правительства на «крепких» хозяев. Для расширения прав крестьян с целью уравнения их прав с другими сословиями был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» (1906 г.), который ослаблял власть крестьянской общины над своими членами [15]. Итоги реформы Столыпина показывают, что более успешно развивалось кооперативное движение в сельской местности. Увеличилось число зажиточных крестьян, по валовому сбору хлеба и зерна Россия была на 1 месте в мире, на новые земли переселились около 2,5 млн. человек. К 1917 г. количество крестьянских хозяйств, объединенных под Столыпинскую реформу, составила около 1,8 млн., или 12% всего крестьянского домашнего хозяйства, а еще 1,6 миллиона крестьянских хозяйств получили разрешение от комиссий [16]. Таким образом, переселенцами было освоено около 30 млн. десятин целинных земель. Принимая во внимание тот факт, что каждый год в среднем 19% поселенцев вернулось обратно, чистое число мигрантов в 1906-1914 гг. составило 2,5 миллиона крестьян [18]. Таким образом, выдвинутое число переселившихся крестьян М.А. Давыдовым, совпадает с цифрами исследователя. Правами собственности комиссии удалось ратифицировать только 44% заявки на консолидацию и 43% заявок для групповых поселений за период 1907-1914 [21]. Таким образом, Столыпинская реформа способствовала росту численности свободной рабочей силы за счет выхода крестьян из общины, развитию сельской буржуазии и созданию условий развития капитализма в сельском хозяйстве. Подводя итог, надо отметить, что Столыпинская аграрная реформа 1906 г. и современная, несомненно, отличаются причинами, целями и инструментами реализации. Столыпинская реформа проводилась с целью решения крестьянского вопроса в условиях роста революционных настроений в обществе. Современная реформа нацелена, прежде всего, на решение геополитических интересов России. Можно сказать, в условиях обострения отношений со странами запада, наметился «поворот России на восток». В целом, Столыпинская реформа имеет положительные и отрицательные моменты. К положительным моментам надо отнести то, что из общины выделилось большое количество индивидуальных и коллективных крестьянских хозяйств. Усилилось расслоение деревни на богатые и бедные крестьянские хозяйства. Из Европейской части России переселилось 2,5 млн. человек. 4 млн. общинных десятин земель были заселены, освоены и введены в экономический оборот. С 1890 по 1913 гг. доход на душу сельского населения вырос в 1,5 раза [23]. Начался процесс организации фермерских хозяйств. Был повышен уровень производительности сельскохозяйственного труда путем совершенствования агротехники (использование машин, удобрений), внедрение новых технологий обработки земли, распространение и углубление сельскохозяйственных знаний среди крестьян и пр. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что реформа оказало большое влияние на экономическое составляющее Российского государства: увеличения экспорта хлеба заграницу, освоение 30 млн. десятин целинных земель и развитие кооперативных формы хозяйствования. К отрицательным итогам реформы относятся то, что 70% - 90% вышедших из общины крестьян сохранили связи с общиной, составив основную массу крестьян в трудовых хозяйствах; возвращение в Центральную Россию составило 20% от общего числа переселенцев; в местах переселенческих потоков возникали конфликты с местным населением из-за незнания последними сути и целей проводимой реформы. Обозначались тенденции противоречия между крестьянами и помещиками из-за земельных споров и противоречия между богатыми и бедными крестьянами на ниве хозяйственного расслоения между ними. Таким образом, Столыпинская аграрная реформа в какой-то степени исторически повлияла на принятие Закона о Дальневосточном гектаре. Такие положения, как процедура предоставления земли у соответствующих инстанций и помощь в финансировании на покупку, все это значительно помогло новоявленным хозяевам получить свои гектары, причем по самой упрощенной процедуре. Стратегия правительства и выбранный курс на развитие Дальнего Востока еще раз доказало свою актуальность и необходимость еще с давних времен. Современный дальневосточный гектар, является процессом освоения труднодоступных, и экономически неосвоенных земель. Так же, почти 100 лет назад, наши предшественники начали этот процесс, который продолжается и по сей день. С уверенностью можно сказать, что предоставление дальневосточного гектара - важная составляющая развития отдаленных регионов, и экономики страны в целом, что во многом обеспечит рост благосостояния на последующие годы и десятилетия.