Введение Стратегическое видение взаимосвязано непосредственно с миссией и имеет перспективное значение, то есть, это представление предприятия, каким оно будет в будущем. Миссия - это представление о том, чем занимается предприятие в настоящее время. Стратегическое видение представляется как основные направления развития предприятия, являясь частью бизнеса, позволяет оптимально распределить ресурсы и выбрать основные направления организационно-технического развития. Стратегическое видение с учетом миссии корпорации является наивысшим стратегическим планом развития, составляет основу для разработки последующих планов и выражает сверхзадачу предприятия. Оно должно ответить на вопросы (рис. 1). Менеджеры должны показать, что знают, куда движется корпорация, и какие внутренние и внешние изменения ждут ее на этом пути. Менеджеры и специалисты должны объяснить работникам корпорации, что новое стратегическое видение необходимо потому, что старые методы снижают возможности организационно-технического развития корпорации. Анализ деятельности предприятий радиопромышленности показал, что задачи разработки полноценного стратегического видения, отвечающего требованиям, даже, может быть, и неполно сформулированной миссии, решаются неудовлетворительно. Разрабатываются мероприятия по выполнению плана, но при этом недостаточно комплексно учитывается, какой должна быть корпорация через 5 лет. При этом недостаточно полно и комплексно учитываются основные направления деятельности: - диверсификация по продукту в условиях меняющегося спроса; - основные комплексные направления научных исследований, исходя из меняющихся требований рынка; - основные параметры развития технико-экономических показателей, обеспечивающих устойчивое развитие и т.д. Отсутствует детальное описание этих основных направлений развития с тем, чтобы каждый сотрудник понимал, как развивается корпорация. Это подтверждается анализом опыта работы многих предприятий. Возникают вопросы: «Как вы можете руководить, не зная, куда идете?», «Как изменится корпорация, например, через 5 лет?» и т.д. Эти проблемы и недостатки организации управления корпорации, выпускающей сложную техническую продукцию, являются следствием недостаточной подготовки менеджеров и специалистов как высшего, так и среднего звена, и отсутствия системного и комплексного организационно-экономического механизма организации, технологии, методов и моделей разработки стратегического видения, а это является следствием того, что достойные по содержанию и объему научные разработки недостаточно доступны менеджерам предприятий по уровню их знаний, а следовательно, требуют перевода в научно-практическом плане в область практического их использования. От миссии к стратегическому видению Опираясь на разработанную миссию, предприятие формирует свой будущий бизнес, будущих целевых потребителей и основные направления деятельности и развития. В нашем случае стратегическое видение рассчитано на пять лет. Исследования показали, что для выбора направлений развития предприятию необходимо оценить ряд важнейших параметров (рис. 2), в том числе и уточнить горизонт планирования: Определение горизонта планирования Стратегия предприятия и бизнес-план определяют необходимые действия, которые должны осуществляться немедленно, а также проблемы, которые надлежит решить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для любого предприятия планирование временных параметров - главная и первостепенная задача. Чем шире горизонт планирования, тем более сложным и обязывающим является анализ. Поскольку долгосрочное планирование требует огромных материальных и временных ресурсов, то в большинстве случаев целесообразно планировать только на то время, которое действительно необходимо предприятию. Реалистичным для определения горизонта планирования организационно-технического развития предприятия выбираем подход, при котором учитываются два обстоятельства: сколько времени уйдет на разработку нового товара и каков период возврата инвестиций. В результате может быть определен либо краткосрочный горизонт планирования для предприятий, быстро разрабатывающих новый продукт и с коротким сроком выплат, либо долгосрочный горизонт планирования для предприятий с длительным сроком разработки нового товара и долгосрочными выплатами по обязательствам. Можем предположить, что эти сроки могут лежать в пределах: машиностроение, в том числе и радиопромышленность при разработке и производстве сложных систем - 4-5 лет, а в ряде случаев возможно и более. В течение каждого горизонта планирования предприятия могут отделять краткосрочные и долгосрочные цели и основные задачи реализации плана. Краткосрочную цель детализировать и определить количественно. По мере разработки плана предприятию следует корректировать прогнозы и продолжать разрабатывать проекты. Таким образом, мы пришли к выводу и можем сформулировать основное правило выбора горизонта планирования для предприятий, которое учитывает: - время разработки нового товара; - срок возврата инвестиций. Горизонт планирования должен быть не меньше срока возврата инвестиций. В процессе исследования определено, что в простейшем виде сущность процесса разработки стратегического видения сводится к поиску ответов на важнейшие четыре вопроса: - Каково нынешнее положение предприятия? - Каким мы хотим его видеть в будущем? - Что может помешать нам? - Что следует предпринять, чтобы добиться поставленных целей? Указанный процесс не очень отличается от любого процесса решения проблемы или принятия решения; различие состоит в том, что в процессе разработки стратегического видения на основе миссии следует анализировать возможности, а не просто решать проблему. Прежде всего, следует провести анализ основных видов стратегических данных, учесть важнейшие параметры, оценка которых позволит выбрать основные направления деятельности (мрис. 2), рассмотреть и определить на основе проведенного анализа, по каким направлениям развития следует рассматривать, какой корпорация будет через 5 лет. В процессе исследований с большой степенью достоверности можно полагать, что корпорация будет развиваться по направлениям предложенной типизированной модели «Основные направления развития» (рис. 3). Руководствуясь этой моделью, руководство корпорации (опираясь на проект, разработанный центром стратегического управления (ЦСУ)) дает рекомендации, допущения и основные установки, еще раз уточняются «Прогнозы состояния внешней среды» и разрабатываются основные технические задания по основным семи элементам модели «Основные направления развития». На основе этих заданий ведется разработка основных мероприятий по этим направлениям развития. Предлагаемая технологическая модель разработки стратегического видения представлена на рис. 4. Как мы видим, стратегическое видение - это не мечты о будущем, а реализация творческого подхода, который означает способность нестандартно подойти к подготовке корпорации к будущему. Иногда запланированное развитие нарушается сильными потрясениями в бизнес-среде, требующими радикального пересмотра стратегического курса. По реакции корпорации на изменение среды можно судить о ее жизнеспособности и умении реализовать новые возможности. Многим преуспевающим корпорациям необходимо менять курс не для того, чтобы выжить, а для того, чтобы развивать свой успех. Четко сформулированное стратегическое видение вдохновляет сотрудников корпорации на достижение поставленных целей, ясно и четко определяет направления движения корпорации. Предложенные в процессе исследования методологические принципы, которым необходимо следовать при разработке стратегического видения, представлены на рисунке 1. Выводы и заключение 1. Представленное в работе научно-техническое обоснование разработки стратегического видения дает возможность менеджерам-разработчикам стратегии использовать технологию, разработанную на основе научных теоретических разработок, которая переводит эти разработки в область практического применения. Это позволяет вести разработку стратегического видения более комплексно и системно, базируясь на применении типовой технологической модели «Основные направления развития предприятия», с учетом необходимости адаптации ее к объекту стратегического планирования. 2. Определен выбор горизонта планирования. 3. Представлена разработанная технология процесса подготовки данных для реализации процесса разработки стратегического видения, что создает условия для Центра стратегического управления предприятия более качественно и последовательно вести разработку стратегического видения с учетом основных факторов, воздействующих на содержание и структуру стратегического видения. 4. Представлена разработанная типовая технологическая модель структуризации «Основных направлений развития» предприятия. Раскрывая содержание ее структурных элементов при разработке основных направлений развития, определяем, каким мы можем видеть предприятие, например, через 5 лет. 5. Представлены основные методологические принципы разработки стратегического видения, а также приведены примеры основных структурных элементов технологической модели (то, что менеджерам разных уровней управления - разработчикам стратегии необходимо, чтобы обеспечить более качественное и комплексное по содержанию стратегическое видение предприятия в будущем развитии).