Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10210

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СТРАНАХ ЛИДЕРАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА

KEY MECHANISMS OF STATE EXPORT PROMOTION IN TOP EXPORT COUNTRIES 

Черкасова Юлия Алексеевна, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Россия, 119454, Москва, Проспект Вернадского,76,  E-mail: juliacherkasova@yahoo.com

Охотников Илья Викторович, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ)

Сибирко Иван Владимирович, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент», Российского университета транспорта (МИИТ)

Cherkasova Iuliia Alekseevna, FSAEI HE “Moscow state Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation”, Russian Federation,119454, Moscow Vernadskogo avenue, 76

Okhotnikov Ilya Viktorovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory and Management Department of the Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

Sibirko Ivan Vladimirovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory and Management Department of the Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

Аннотация. В статье анализируются основные субъекты и механизмы систем государственной поддержки экспорта в странах-лидерах по показателю экспорта. Целью статьи является изучение иностранного опыта и выборка мер, применимых к российским условиям. В результате проведенного исследования на основе методов анализа и сравнения изложен ряд рекомендаций по реформированию системы государственной поддержки экспорта в России.

Summary. The article analyzes the main actors and mechanisms of state programmme of export promotion in top export countries. The purpose of the research is to study international experience in this area and to select best practices applicable to Russian circumstances. Analysis and comparison methodsapplication resulted in a number of recommendations for reforming Russian state system of export promotion are outlined.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, экспорт, государственная поддержка экспорта, США, Германия, Япония.

Key words: external economic activity, export, state export promotion, USA, Germany, Japan.

В настоящий момент помимо КНР лидерами среди стран-экспортеров являются США, Германия и Япония. Чтобы выявить закономерность между успешной внешнеэкономической деятельностью компаний из данных стран и государственной поддержкой, необходимо рассмотреть меры, реализуемые органами власти. [1]

В Америке за внешнеэкономическую деятельность отвечает целый ряд государственных ведомств и служб, а также иных организаций. Прежде всего, существуют отраслевые министерства, регулирующие оборот конкретных товаров. Все подразделения Министерства торговли США так или иначе связаны с системой государственной поддержки экспорта. [2] Министерство финансов отвечает за валютный контроль, взаимодействует с иными компетентными органами. [3] Важно отметить наличие специализированного органа Управления по делам малого бизнеса, который занимается непосредственно внешнеторговой деятельности МСП. [4] Особую роль играет экспортно-импортный банк, выполняющий типичную функцию: кредитование предприятий, планирующих выход на мировой рынок. Широко распространено применение механизмов лизинга. [5]

В целом, система поддержки экспорта в США не отличается от привычной, однако существуют свои особенности: инструмент лизинга и скорость предоставления кредитов, а также наличие особого органа развития малых и средних предприятий.

Среди субъектов, отвечающих за реализацию мер Германии поддержки Федеральное министерство экономики и энергетики, которое помимо создания общей стратегии взаимодействует с малыми и средними предприятиями и разрабатывает планы внедрения инновационных стратегий в различные процессы. [6] Ему подведомственно Агентство по внешнеэкономической деятельности ФРГ, основная функция которого сводится к осуществлению информационной поддержки бизнеса. Под управлением данного агентства сеть представительств Германии в зарубежных странах. [7] Поддержку осуществляют и представители Министерства иностранных дел, взаимодействуя с государственными органами зарубежных. Кроме того, в зарубежных странах существуют внешне торговые палаты Германии. На территории ФРГ экспортерам помогают Торгово-промышленные палаты. За финансовую поддержку экспортеров в Германии отвечает Euler Hermes — крупнейшая в Европе страховая компания. [8] Непосредственно кредитование могут осуществлять как государственные структуры, так и частные банки, при наличии страхового покрытия. В ФРГ колоссальное внимание уделяется ярмарочно-выставочной деятельности. Для отбора оптимальных мероприятий за рубежом создан специализированный орган – Выставочно-ярморочный комитет Германии. [9, c. 22]

Немецкой модели государственной поддержки экспортной деятельности характерна специфическая система делегирования полномочий: единую политику вырабатывает Федеральное Министерство экономики и энергетики, а реализацию конкретных мер осуществляют не только центральные органы, а в основном территориальные организации.

В Японии учреждено Министерство экономики, торговли и промышленности, разрабатывающее внешнеторговую политику. [10] Также предусмотрен особый орган по развитию внешней торговли ДЖЕТРО. Его цели подразделяются как на операционные: поддержка японских компаний за рубежом, так и глобальные: содействие развитию мировой экономики. Сегодня в условиях нестабильности мировой экономике и росту популярности электронной торговли ДЖЕТРО реализует масштабный проект по поддержке продаж и закупок японских товаров на крупных зарубежных торговых онлайн-площадках. [11] Финансовую поддержку экспортеров осуществляет Банк международного сотрудничества Японии [12], который считается частью японской Финансовой корпорации, подведомственной Министерству финансов Японии. Страхование экспортных операций относится к компетенции Экспортно-импортного агентства Японии. Многосторонняя диверсификация страхового продукта делает японскую систему одной из лучшей в мире.

Обзор системы поддержки экспорта Японии показал наличие в стране значительно меньшего объема субъектов системы поддержки экспорта, чем в других странах. Опыт Японии доказывает, что количество акторов не определяет качество реализуемых мер.

После изучения основных компонентов систем поддержки экспорта в странах-лидерах международного обмена можно сделать несколько выводов. Во-первых, все системы имеют определенное сходство в субъектах, реализующих государственную политику в данной сфере. Во-вторых, основа любой системы государственной поддержки — это финансовая и нефинансовая помощь, подразделяющиеся на конкретные меры, которые обычно включают кредитование, предоставление гарантий, информационную поддержку, экономическую дипломатию и прочее.

Тем не менее, в каждой модели существуют практики, которые можно проанализировать и адаптировать к российским условиям, чтобы достичь результатов, превосходящих текущие. Среди таких практик можно выделить следующие. Реализация лизинга на основе опыта США приведет к расширению перечня финансовой помощи, предоставляемой экспортерам России. Такой инструмент способствует ускорению внутренних процессов в компаниях. Например, если организация берет кредит на развитие производства, то оборудование можно будет приобрести только после получения средств. При лизинге компании могут сразу получать оборудование. Данное преобразование можно осуществить на базе Росксимбанка, а также его крупных коммерческих партнеров, таких как ПАО «Сбербанк» и ПАО «Банк-ВТБ» Из опыта Германии уже сегодня можно заимствовать сильно развитую поддержку выставок и ярмарок. Для осуществления более качественного отбора приоритетных и перспективных направлений таких мероприятий, а также снижения бремени нагрузки с РЭЦ, можно расширить компетенции ВЭБ, отнеся к ним функцию по финансированию масштабного участия российских экспортеров в зарубежных выставках. Применение другой характерной черты германской модели – кардинальное изменение привычной структуры государственных органов и сильная децентрализация функций по реализации внешней торговли может привести к нежелаемым последствиям. Кроме того, создание органов, которые бы занимались выработкой политики в сразу нескольких сферах, также может усугубить ситуацию, и без того осложненную большим количеством акторов. Такой подход требует долгосрочного планирования, и оценка целесообразности замены некоторых министерств одним должна осуществляться продолжительное время. В Японии процесс сокращения количества государственных субъектов поддержки экспорта был успешно реализован благодаря слиянию нескольких органов в один новый. Также опыт Японии показывает, что наделение одной из организаций функциями по улучшению и поддержке имиджа страны на мировом уровне способствует повышению доверия к японскому производителю в других странах. В России этими полномочиями можно наделить, например, РЭЦ, который смог бы взаимодействовать с аналогичными зарубежными структурами и продвигать интересы отечественных экспортеров за рубежом.

Список литературы

  1. Официальный сайт Всемирного банка // [Электронный ресурс] URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS (Дата обращения: 28.01.21)
  2. Официальный сайт Министерства торговли США // [Электронный ресурс] URL: https://www.commerce.gov (Режим доступа: 14.01.2021)
  3. Официальный сайт Министерства финансов США // [Электронный ресурс] URL: https://home.treasury.gov (Режим доступа: 14.01.2021)
  4. Официальный сайт Управления по делам малого бизнеса США // [Электронный ресурс] URL: https://www.sba.gov (Режим доступа: 14.01.2021)
  5. Официальный сайт Экспортно-импортного банка США. URL: http://www.exim.gov (Режим доступа: 14.01.2021)
  6. Официальный сайт Федерального Министерство экономики и энергетики Германии // [Электронный ресурс] URL: https://www.bmwi.de/Navigation/EN/Home/home.html (Дата обращения: 21.01.21)
  7. Официальный сайт Агентства по внешнеэкономической деятельности Германии // [Электронный ресурс] URL: https://www.gtai.de/gtai-en/welcome-ru (Дата обращения: 21.01.21)
  8. Официальный сайт Euler-Hermes. // [Электронный ресурс] URL: http://www.eulerhermes.com (Дата обращения 21.01.21)
  9. Зарубин В. С. Повышение эффективности участия российских экспонентов в выставочно-ярмарочных мероприятиях в Германии // Инновации. 2011. №5. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-uchastiya-rossiyskih-eksponentov-v-vystavochno-yarmarochnyh-meropriyatiyah-v-germanii (Дата обращения: 21.01.2021).
  10. Официальный сайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии // [Электронный ресурс] URL: https://www.meti.go.jp/english/index.html
  11. Официальный сайт японской организации ДЖЕТРО. // [Электронный ресурс] URL: https://www.jetro.go.jp/russia/whats.html (Дата обращения: 15.01.21)
  12. Официальный сайт Банк международного сотрудничества Японии // [Электронный ресурс] URL:https://www.jbic.go.jp/en/ (Дата обращения: 15.01.21)