Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 316.334.55.61(470+571)

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10501 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПАНДЕМИИ 

THEORETICAL JUSTIFICATION OF SOME PRACTICAL CHANGES IN THE RURAL HEALTH ORGANIZATION FOR SUCCESSFUL PANDEMIC RESPONSE

Рубцова Вера Николаевна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник  лаборатории  социального развития агропромыщленного комплекса  Института аграрных проблем РАН, Саратов  

Rubtsova Vera Nikolaevna, Doctor of Economic Sciences, Leading Researcher, Laboratory of Social Development of the Agrarian and Industrial Complex, Institute of Agrarian Problems, Russian Academy of Sciences, Saratov mailofnick@yandex.ru 

Аннотация. В статье обобщены  теоретические научные положения, сформулированные в рамках  идей о структурной сложности, разнообразии  и специфичности проблем развития сельских территорий,  интерпретированные  автором в  направлении определения  специфичности  причин появления и распространения коронавирусной инфекции в сельских территориях. Разработана и  использована  методология, позволившая посредством применения   общенаучных  междисциплинарных   подходов  получить следующие результаты: разработать категориальный аппарат, необходимый для достижения цели исследования, установить   наличие  специфических причин, вызывающих вспышки пандемии в группах сельских территорий, статистически доказать, что слабая  организация   сельского здравоохранения не обеспечивает противодействия коронавирусной инфекции.  Предложены  рекомендации  по изменениям в организации сельского здравоохранения для успешного противодействия  пандемии.  

Abstract. The article summarizes the theoretical scientific provisions formulated within the framework of ideas about the structural complexity, diversity and specificity of the problems of the development of rural areas, interpreted by the author in the direction of determining the specificity of the causes of the emergence and spread of coronavirus infection in rural areas. Developed and used methodology made it possible to develop a categorical apparatus necessary to achieve the goal of the study, to establish the presence of specific causes of pandemic outbreaks in groups of rural areas, to statistically prove that a weak organization of rural health care does not provide a response to the coronavirus infections. Recommendations for changes in the organization of rural health care are offered.

Ключевые  слова: сельская местность, сельские территории, коронавирусная инфекция,  организация, сельское здравоохранение, противодействие 

Keywords: countryside, rural areas, coronavirus infection, organization, rural health, response

Введение

Проблемы, связанные с противодействием   коронавирусной инфекции   не изменили структуру национальных целей развития России. Сохранение населения,  здоровье и благополучие людей    занимают  первое место среди целей ее национального развития [1].

 Возникновение и распространение коронавирусной инфекции  на территории России привело  к необходимости   срочной   разработки и  введения   в действие   государственных мер воздействия  на   организацию  национальной системы  здравоохранения для противодействия пандемии, рассчитанное  на ее  применение   на  территории России  [2]. 

  Была  подготовлена  и введена в действие   законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность    государственных, региональных, муниципальных органов, медицинских организаций  по  противодействию коронавирусной инфекции. Разработана и реализована  система перераспределения    материальных  и наращивания кадровых ресурсов,   необходимая для  эффективного    противодействия коронавирусной инфекции [3].

В январе 2021 года,  после достижения  достаточно   устойчивых показателей  некоторого ограничения распространения  пандемии в городах, была поставлена на  государственном уровне   задача   борьбы с коронавирусной инфекцией в  сельской   местности [4].  Выдвинутая  на государственном уровне задача актуализировала   необходимость разработки  теоретической базы и практических  мер,  позволяющих внести изменения в организацию сельского здравоохранения для эффективного противодействия  коронавирусной инфекции.                                       

Характеристика источников

Изучение источников,   посвященных проблемам  противодействия  коронавирусной инфекции,  доказало, что вопросы изменения  организации  сельского здравоохранения в условиях пандемии в селе являются  инновационной темой.   

Приоритетное значение  решения  проблемы  сохранения и укрепления  здоровья населения России  изложено и закреплено в Указе Президента России №474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [1].

Детализированная характеристика  мероприятий по повышении. организации национального здравоохранения  для противодействия  коронавирусной инфекции в России содержатся в Аналитическом докладе «Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России» [2].

В электронном сборнике  «Нормативные документы по вопросам противодействия  распространению  коронавирусной инфекции  в РФ» изложена   законодательная и  нормативно-правовая база, охватывающая все основные стороны  профилактики, лечения, поведения населения и медицинских работников  в условиях противодействия коронавирусной инфекции COVID-19 [3].

Вывод о необходимости проведения  более активной государственной политики противодействия коронавирусной инфекции в сельской местности  сделан на заседании Президиума координационного  совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19 [4].

  В  Аналитическом  докладе под ред. В.И. Стародубова оцениваются сильные и слабые стороны системы  российского здравоохранения [5].

 Идеи о структурной сложности, разнообразии и  специфичности проблем развития сельской местности  и необходимости нестандартных подходов к их решению сформулированы в RURAL 3.0: People Centred Rural Policy [6].

  1. B. Dollery, L. Robotti разработали научный подход, согласно которому приоритетным направлением получения нового знания     об общественном развитии является  разработка  теоретических вопросов, имеющих выход на практику, обобщенных в «новой экономической теории»   [7].
  2. B. O’Sullivan et al на примере США, Канады, Австралии доказывают, что слабые стороны организации   сельского здравоохранения  проявились в недостаточно эффективном противодействии коронавирусной инфекции, обосновывают  необходимость   усиления клинических ресурсов сельского здравоохранения[8]. 
  3. S. Boren указывает на необходимость развертывания и укрепления первичного звена сельского здравоохранения [9].

 Вывод  о  неравенстве  сельского населения в  получении медицинской помощи по сравнению с  горожанами  содержится в COVID-19 Policy Brief:  Disparities Among Rural Communities in the United States [10].

В материалах  ВОЗ (Rapid risk assessment of acute public health events) указываются  критерии  устойчивости  сельского населения к инфекционным заболеваниям,  главным среди которых является  соблюдение населением стандартных санитарно-эпидемиологических норм противодействия   инфекции  [11].

 Исследование закономерностей  распространения  коронавирусной инфекции   в сельских  административных районах Саратовской области  произведено  коллективом авторов противочумного института «Микроб» Роспотребнадзора и  Управления Роспотребнадзора по Саратовской области [12]. 

Цель исследования состоит в авторской интерпретации идей о структурной  сложности, разнообразии, специфичности проблем развития сельских территорий,    принятых в международном научном сообществе,  для обоснования специфичности причин возникновения и распространения  коронавирусной инфекции в сельских территориях России, слабости сельского здравоохранения  и обоснования  необходимости изменений в организации сельского здравоохранения  в период пандемии.  Цель исследования включает  выработку практических   рекомендаций для необходимых изменений в  организации сельского здравоохранения, обеспечивающих успешное противодействие  коронавирусной инфекции. 

Методология исследования

 Применение логического метода исследования позволило  разработать этапы   процесса  исследования представленной темы. Использование  монографического метода предоставило возможности для выявления малоизученных аспектов повышения  готовности  сельского здравоохранения  отвечать на вызовы коронавирусной инфекции. К ним была отнесено   выявление специфических причин возникновения и распространения  коронавирусной инфекции в сельских территориях, доказательство  слабости    системы организации сельского здравоохранения,   научное  обоснование необходимости  изменений в организации сельского здравоохранения для успешного противодействия коронавирусной инфекции и разработка рекомендаций  по изменению организации  сельского здравоохранения в условиях пандемии. Применение теории измерений позволило выявить специфические  причины возникновения и распространения  пандемии в сельских территориях и доказать слабость системы  сельского здравоохранения. 

Результаты

Первым этапом  формирования нового знания о необходимости изменений в  организации сельского здравоохранения  стала выработка  рабочих определений категорий, значимых для достижения цели предпринятого  исследования.

Организация  системы сельского  здравоохранения  рассматривается    как внутренняя   согласованность взаимодействий  медицинских организаций в период пандемии. В категорию «организация» включена совокупность  целенаправленных  внутренних и внешних воздействий,  повышающих упорядоченность  сельских  медицинских   организаций в процессе противодействия  коронавирусной инфекции.

 Готовность сельского здравоохранения к вызовам пандемии  получила  в статье определение наличия в сельских медицинских организациях  необходимых экономических, материальных, кадровых ресурсов для противодействия коронавирусной инфекции.                           

Сельское здравоохранение получило авторское определение специфической подсистемы национального здравоохранения. Это означает, что для успешного противодействия пандемии и в последующий период после прохождения пика коронавирусной  инфекции,   для   полноценного развития системы сельского здравоохранения на каждом территориальном уровне   в ее организацию должны быть включены особые органы управления, действующие  в общей системе управления национальной системой здравоохранения. Кроме этого, для успешного функционирования система сельского здравоохранения должна обладать собственной нормативно-правовой базой, содержащей  нормативы ресурсного и кадрового обеспечения сельского здравоохранения, имеющие обязательный для исполнения, а не рекомендательный  характер. Сельское здравоохранение  должно  также обладать устойчивой  системой  финансирования, опирающейся на государственное обеспечение и  сетью  медицинских организаций, расположенных с учетом особенностей современной системы  сельского расселения.

Следующий этап исследования предложенной  темы статьи  содержит    выявление и оценку  негативных  факторов, повысивших риски распространения коронавирусной инфекции.   

 К  факторам, препятствующим  полноценному противодействию медицинских организаций  пандемии автором отнесены  нетривиальные причины ее возникновения  и ускоренного распространения в некоторых сельских административных районах и группах районов, не поддающиеся стандартным мерам  сокращения пандемии. Например,  в 2020 году в  группе сельских административных  районов Саратовской области коллективом противочумного института «Микроб» и Управления  Роспотребнадзора по Саратовской области  было проведено исследование показателей распространения пандемии [12]. Авторское исследование, предпринятое  на его основе, позволило выделить группу сельских административных районов с максимальными показателями заболевших  коронавирусной инфекцией в расчете на 100000 населения от 1876,1 чел до 814,3 чел. При этом  численность врачей  колебалась от 17,3 врача  до 18,4 врачей на 10000 чел,  а  обеспеченность больничными  койками составляла   от 43,2 койкомест  до  41,4 койкомест на 10000 человек.     Показатели  ресурсного обеспечения здравоохранения  группы сельских административных районов с максимальными показателями распространения пандемии были значительно ниже аналогичных  показателей по Саратовской области.  Предпринятое исследование привело к выводу о том,  что основной  причиной возникновения   пандемии в этой группе районов было их приграничное положение на восточной границе области. Приграничное положение и явилось  в данном случае особым фактором, не присутствующим  в других административных районах; низкая ресурсная обеспеченность  территориальных звеньев здравоохранения  и отсутствие стратегии выявления и  противодействия пандемии в  группе районов с максимальным количеством заболевших коронавирусной инфекцией на 100000 населения  содействовало ее молниеносному распространению.

 Сельское здравоохранение не было подготовлено к внезапным вспышкам  коронавирусной  инфекции в сельских территориях в силу слабой организации, многократно  отмеченной зарубежными  авторами [7, 8, 9]. Выявлена и статистически подтверждена слабость системы сельского здравоохранения в России. В России ситуация осложнилась   проведенными реформами здравоохранения в виде его  модернизации и оптимизации. Для сельского здравоохранения последствия реформ состояли в сокращении численности  участковых больниц, организаций первичного звена сельского здравоохранения, сектора санитарно-эпидемиологического надзора в селе.   Число медицинских  организаций в сельской местности России  сократилось с  8249 организаций в 2005  году до 1109 организаций,   в 2017 году, то есть в 7,5 раз. При этом число   стационарных организаций  было сокращено в 4,9 раз –  с 4632 организаций   в 2005 году  до 939 организаций  в 2017 году. В сельских населенных пунктах существенно сократилось число  амбулаторных организаций. Если в 2005 году  число медицинских организаций первичного звена сельского здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь населению, составляло  7404 организации, в     2017 году их количество сократилось до  37 организаций [13]. Аналогичные изменения произошли  в показателях обеспеченности сельского населения больничными койками, врачами и средним медперсоналом [14].  В результате неудачно проведенных  реформ население мелких, удаленных от  центров расселения,  не имеющих  дорог с твердым покрытием,  оказалось  лишенным медицинской помощи, так как мелкие медицинские организации были закрыты или перемещены в районные центры, потеряв для них доступность. Последствия  реформ стали  разрушительными для организации сельского здравоохранения в целом. Была утрачена взаимосвязь сельских   медицинских учреждений  с центрами управления.  Вследствие полного слияния  с Центральными районными больницами мелкие организации потеряли  самостоятельность, стали бесправными; была разорвана связь между организациями первичного звена здравоохранения, осуществляющими амбулаторную  медицинскую помощь и пациентами. Структурная однородность организаций первичного сельского здравоохранения вступила в противоречие с многообразием и динамикой  форм сельского расселения [15].

Выявленные негативные факторы позволили  научно обосновать  необходимость внесения  изменений в организацию сельского здравоохранения.   

Содержанием третьего этапа исследования стала авторская адаптация к применению  в изменении организации сельского здравоохранения практических  мер целенаправленного внешнего воздействия, реализуемых в рамках национального здравоохранения.

  1. На государственном уровне для практических изменений в организации сельского здравоохранения   рекомендуется: 
  • в выделенных  из резервного  фонда  Правительства  РФ Министерству здравоохранения средствах на  оснащение и переоснащение  коечного фонда  для субъектов РФ указывать отдельной строкой  объем  средств, направляемых  на  оснащение и переоснащение  коечного фонда   для оказания медицинской помощи  больным  COVID-19 в сельской местности;
  • выделять  отдельной строкой направляемые  из Федерального бюджета в регионы   межбюджетные трансферты в территориальные  фонды ОМС для оплаты лечения больных COVID-19 в сельской местности;
  • в национальном проекте «Здоровье» проводить отдельной строкой  выделение машин повышенной проходимости для оказания скорой медицинской помощи в селе;
  • обеспечить временный  государственный контроль  над уровнем цен  на любые  лекарства  для сельской медицины;
  • принять законодательные  меры  по ограничению  на определенный срок   цепочек посредников, поставляющих группы товаров, необходимых для предотвращения распространения  коронавирусной инфекции в селе.

Для информационного обеспечения   повышения  готовности   сельского  здравоохранения  к ответам на  вызовы коронавирусной инфекции  рекомендуется  создание единого Федерального регистра учета  пациентов с  коронавирусной инфекцией в сельской местности России, Федеральных округов, субъектов РФ в абсолютных и относительных показателях,    в том числе – с легкими, средними, тяжелыми формами коронавирусной инфекции, показателями летальности, представляющих собой единую аналитическую базу, необходимую для  научных исследований.  Особенное внимание должно быть сосредоточено на учете  больных без клинических  признаков коронавирусной инфекции. В структуру показателей   рекомендуется  включение показателей  количества инфекционных коек, в том числе  – реанимационных; численности врачей и среднего медперсонала, обслуживающих  заболевших  COVID-19 в селе.  Информационную базу  необходимо  формировать  на основе статистических форм медицинских организаций, расположенных в сельской   местности, с учетом  городских медучреждений, принимающих больных коронавирусной инфекцией   из села (от 15 до 30%  пациентов).      

 Представляется необходимым формирование государственной  системы отслеживания продвижения средств из Федерального бюджета  до каждого сельского  медработника,  имеющего право на надбавку  к окладу и наложение   санкций за неисполнение государственных  обязательств, установленных законодательно для финансового обеспечения, материального снабжения и  государственной кадровой   поддержки  уровня готовности  сельских медицинских организаций к ответу на вызовы коронавирусной инфекции.

  1. На региональном уровне для повышения подготовленности сельского здравоохранения к вызовам коронавирусной инфекции предложено следующее:
  • разработка  в сельских стационарных медицинских  организациях   (ЦРБ, РБ, участковых больницах) планов готовности  к ответу  на вызовы коронавирусной инфекции с обоснованием необходимых материальных и кадровых изменений, необходимых для повышения готовности к  вызовам пандемии, включающих:

а) определение источников и формирование  финансовых, материальных, кадровых ресурсов для приема, диагностики, лечения  больных со средними и тяжелыми формами  коронавирусной  инфекции в стационарных медицинских организациях;

б) оснащение и переоснащение больничных коек для приема больных, оснащение медицинской техникой реанимационных коек, ускоренная  подготовка медицинских кадров для их  полноценного использования;

в) прохождение медицинским персоналом медучреждений, расположенных в сельской местности,   онлайн-курса  по диагностике, лечению,  профилактике коронавирусной инфекции, организованного Министерством здравоохранения;

г) подготовленность  администрации к разъяснению межрегиональных   различий в размере  надбавок к заработной плате  врачам, среднему медперсоналу,  обслуживающему персоналу  медучреждения, имеющему контакты с пациентами с коронавирусной инфекцией.  

Обсуждение

Завершающим этапом исследования заявленной в статье  темы   стала авторская  разработка  обоснования изменений в организации территориальных систем  сельского здравоохранения  в  сельских административных районах с максимальными показателями распространения коронавирусной инфекции

По мнению автора, основным территориальным звеном управления  противодействием коронавирусной инфекции должен  стать  сельский административный район, так как он расположен в непосредственной близости от сельского населения и обладает устойчивой  структурой амбулаторных и стационарных медицинских организаций, парком скорой медицинской помощи, необходимыми для противодействия коронавирсной инфекции медицинскими кадрами.  Активизация политики  противодействия COVID-19 в селе должна в первую очередь осуществляться в сельских административных районах субъектов РФ с максимальными показателями  заболевших коронавирусной инфекцией на 100000 населения;  именно в этих районах население районных центров и  мелких  населенных пунктов, расположенных на значительных расстояниях от центров расселения, не имеющих дорог с твердым покрытием,  в условиях недоступности медицинской помощи и отсутствия санитарно-эпидемиологических мер противодействия коронавирусной инфекции  рискует стать источником ее распространения.

К изменениям  организации систем сельского здравоохранения в  группах сельских административных районов субъектов РФ  с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией, повышающим внутреннюю упорядоченность и согласование взаимодействий  медицинских организаций территориальных систем сельского здравоохранения, автор относит следующие  меры:   

  • создание на территории сельских административных районов с неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуацией оперативных штабов  по борьбе с коронавирусной инфекцией,  с широкими полномочиями;
  • развертывание  в группах сельских административных районов с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией  на 100000 населения дополнительных  стационарных медицинских организаций  (межрайонных ковидных  центров,  антиковидных госпиталей, парка  машин повышенной проходимости для оказания скорой медицинской помощи);
  • расширение первичного звена сельского  здравоохранения за счет  размещения в мелких населенных пунктах  расположенных на значительных расстояниях от центров расселения, не имеющих дорог с твердым покрытием  и населением,  лишенным  доступа к  медицинской помощи, домовых хозяйств с правом оказания  доврачебной медицинской помощи, медицинских и фельдшерских пунктов;  
  • в группах  близко расположенных    друг от друга  мелких сельских населенных  пунктах с неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуацией рекомендуется    разместить офисы   врачей общей практики или, в зависимости от демографического статуса населенных пунктов,  семейных врачей, освоивших и подтвердивших прохождение  онлайн-курса для врачей, при установлении участка  не менее 1000 человек;
  • освоение средним медицинским   персоналом  онлайн-курсов  противодействия коронавирусной инфекции по соответствующим их квалификационным уровням  методикам. Пока такие методики Министерство здравоохранения предлагает только  для  врачей;
  • медицинский персонал  стационарных, амбулаторных, оказывающих скорую медицинскую помощь медицинских организаций,  контактирующий    с пациентами с подозрением на коронавирусную инфекцию,   должен быть автоматически   включен  в категорию медперсонала, подвергающегося риску заражения   коронавирусной инфекцией с начислением законодательно установленных надбавок к окладу (врачи – 100%, средний медперсонал и представители домовых хозяйств – 50%).

Область применения результатов 

Рекомендации по изменению организации сельского здравоохранения,  предложенные в  статье, могут применяться  в практике управления  противодействием  коронавирусной инфекции  в сельской местности России и сельских административных районах  с максимальными показателями заболевших COVID-19 на 100000 населения. 

 Выводы 

Результаты исследования  изменений в  организации сельского здравоохранения, необходимых для успешного противодействия коронавирусной инфекции  позволили сделать следующие выводы:

  • основными  причинами вспышек коронавирусной инфекции  в сельских территориях, наряду со слабостью  сельского здравоохранения, явился объективный фактор, реализующийся в  нетривиальности причин  появления и ускоренного  распространения COVID-19  в  некоторых сельских территориях, отсутствующий в городах;
  • система сельского здравоохранения из-за ресурсной, финансовой, кадровой, собственно организационной слабости, усугубленной  проводимыми реформами,  не может оказать полноценного противодействия  распространению коронавирусной инфекции, что приводит к вспышкам пандемии в группах сельских территорий;        
  • для отслеживания  причин и  пресечения механизмов   распространения коронавирусной инфекции  в  сельских территориях необходима  разработка и применение организационных, финансовых,  информационных  изменений в  организации сельского здравоохранения, повышающих готовность сельского здравоохранения к противодействию коронавирусной инфекции;
  • изменения в организации территориальных систем сельского  здравоохранения прежде всего  должны осуществляться  в  сельских территориях России с максимальными показателям  заболевших COVID-19 на 100000 населения, так как население этих районов может стать источником угрозы  распространения пандемии на другие сельские территории.  

Научная работа выполнена  в соответствии  с планами  научных исследований  Института  аграрных  проблем  Российской академии наук.

В списке использованной литературы указаны источники,  послужившие основой для  проведенного авторского исследования

Список источников 

  1. Указ Президента России № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года», подписанный В.В. Путиным  21 июля 2020 года
  2. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России.  Москва: 2020. 744 с.
  3. Нормативные документы по вопросам противодействия распространению коронавирусной инфекции в Российской Федерации: электронный оперативный сборник  (по состоянию на 30 марта 2020 г.) [Электронный ресурс]. – М.: НМИЦ ФПИ, 2020 https://nmrc.ru/all/b5/elektronnyj-operativnyj-sbornik-koronavirus-2020.pdf (Дата обращения: 16.09.2020)
  4. Костарнова Н. Коронавирус идет в деревню. “Коммерсантъ”от 19.01.2021 https://www.kommersant.ru/doc/4653502 (Дата обращения: 18.09.2020)
  5. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базаров И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Аналитический доклад. Под ред. акад. РАН В. И. Стародубова. “Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения” Министерства здравоохранения Российской Федерации. М. 2020. – с.45
  6. RURAL 3.0: People Centred Rural Policy. OECD 2019. https://www.oecd.org/rural/rural-development-conference/documents/Rural-3.0-Policy-Highlights.pdf (Accessed 20.08.21)
  7. Dollery, B. E., Robotti, L. (ed.) The Theory and Practice of Local Government Reform. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2008.
  8. O’Sullivan B., Leader J., Couch D., Purnell J. Rural Pandemic Preparedness: The Risk, Resilience and Response Required of Primary Healthcare//Risk Management and Healthcare Policy. Volume 13. P. 1187–1194. Published online 2020 Aug 17.  DOI: 10.2147/RMHP.S265610 https://www.dovepress.com/rural-pandemic-preparedness-the-risk-resilience-and-response-required–peer-reviewed-fulltext-article-RMHP (Accessed 20.09.2021)
  9. Boren S., Journalist’s Resource, Rural health care and COVID-19: A research roundup, June 10, 2020. Available at: https://journalistsresource.org/studies/government/health-care/rural-health-care-covid-19-research/ (Accessed 15.09.2021)
  10. COVID-19 Policy Brief: Disparities Among Rural Communities in the United States. IDSA. 2020. https://www.idsociety.org/globalassets/idsa/public-health/covid-19/covid19-health-disparities-in-rural-communities_leadership-review_final_ab_clean.pdf (Accessed 10.09.2021)
  11. Rapid risk assessment of acute public health events. World Health Organization. Geneva. 2012 https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70810/WHO_HS?sequence=1 (Accessed 16.09.2021)
  12. Иванова А. В., Поспелов М. В., Зимирова А. А., Карнаухов И.Г., Щербакова С.А., Кутырев В.В., Вяткин И.Н., Матвеева Н.И., Кожанова О.И. 2020. Характеристика эпидемического процесса COVID-19 в Саратовской области. ФКУЗ Российский НИИ противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.COVID19-REPRINTS.MICROBE.RU.https://doi.org/10.21055/preprints-3111894 (Дата обращения: 15.09.2021 )
  13. Сельское здравоохранение   России в 2017 году (статистические материалы). Министерство здравоохранения  Российской Федерации. Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf; Сельское здравоохранение  в России в 2014 и 2016 году (статистические материалы). Министерство здравоохранения  Российской Федерации. Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России  https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2016-god (Дата обращения: 17.09.2021)
  14. Рубцова В.Н. Ресурсная обеспеченность и обоснование  стратегических приоритетных направлений  разработки и реализации здравоохранительной политики  в сельской местности.  Вестник   СГСЭУ. № 2. 2019. С. 102-108
  15. Рубцова В.Н. Сопоставление структур первичного звена сельского здравоохранения с особенностями сельского расселения // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. Вып. 4. С. 712–724. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-4-712-724

References

  1. Ukaz Prezidenta Rossii № 474 «O nacional`ny`x celyax razvitiya Rossii do 2030 goda», podpisanny`j V.V. Putiny`m  21 iyulya 2020 goda
  2. Obshhestvo i pandemiya: opy`t i uroki bor`by` s COVID-19 v Rossii. Moskva: 2020. 744 s.
  3. Normativny`e dokumenty` po voprosam protivodejstviya rasprostraneniyu koronavirusnoj infekcii v Rossijskoj Federacii: e`lektronny`j operativny`j sbornik  (po sostoyaniyu na 30 marta 2020 g.) [E`lektronny`j resurs]. – M.: NMICz FPI, 2020 https://nmrc.ru/all/b5/elektronnyj-operativnyj-sbornik-koronavirus-2020.pdf (Data obrashheniya: 16.09.2020)
  4. Kostarnova N. Koronavirus idet v derevnyu. “Kommersant“” ot 19.01.2021 https://www.kommersant.ru/doc/4653502 (Data obrashheniya: 18.09.2020)
  5. Starodubov V.I., Kady`rov F.N., Obuxova O.V., Bazarov I.N., Endoviczkaya Yu.V., Nesvetajlo N.Ya. Vliyanie koronavirusa COVID-19 na situaciyu v rossijskom zdravooxranenii. Analiticheskij doklad. Pod red. akad. RAN V. I. Starodubova. “Central`ny`j nauchno-issledovatel`skij institut organizacii i informatizacii zdravooxraneniya” Ministerstva zdravooxraneniya Rossijskoj Federacii. M. 2020. – s.45
  6. RURAL 3.0: People Centred Rural Policy. OECD 2019. https://www.oecd.org/rural/rural-development-conference/documents/Rural-3.0-Policy-Highlights.pdf (Accessed 20.08.21)
  7. Dollery, B. E., Robotti, L. (ed.) The Theory and Practice of Local Government Reform. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2008.
  8. O’Sullivan B., Leader J., Couch D., Purnell J. Rural Pandemic Preparedness: The Risk, Resilience and Response Required of Primary Healthcare//Risk Management and Healthcare Policy. Volume 13. P. 1187–1194. Published online 2020 Aug 17. DOI: 10.2147/RMHP.S265610 https://www.dovepress.com/rural-pandemic-preparedness-the-risk-resilience-and-response-required–peer-reviewed-fulltext-article-RMHP (Accessed 20.09.2021)
  9. Boren S., Journalist’s Resource, Rural health care and COVID-19: A research roundup, June 10, 2020. Available at: https://journalistsresource.org/studies/government/health-care/rural-health-care-covid-19-research/ (Accessed 15.09.2021)
  10. COVID-19 Policy Brief: Disparities Among Rural Communities in the United States. IDSA. 2020. https://www.idsociety.org/globalassets/idsa/public-health/covid-19/covid19-health-disparities-in-rural-communities_leadership-review_final_ab_clean.pdf (Accessed 10.09.2021)
  11. Rapid risk assessment of acute public health events. World Health Organization. Geneva. 2012 https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70810/WHO_HS?sequence=1 (Accessed 16.09.2021)
  12. Ivanova A. V., Pospelov M. V., Zimirova A. A., Karnauxov I.G., Shherbakova S.A., Kuty`rev V.V., Vyatkin I.N., Matveeva N.I., Kozhanova O.I. 2020. Xarakteristika e`pidemicheskogo processa COVID-19 v Saratovskoj oblasti. FKUZ Rossijskij NII protivochumny`j institut «Mikrob» Rospotrebnadzora, Upravlenie Rospotrebnadzora po Saratovskoj oblasti.COVID19-REPRINTS.MICROBE.RU.https://doi.org/10.21055/preprints-3111894 (Data obrashheniya: 15.09.2021 )
  13. Sel`skoe zdravooxranenie   Rossii v 2017 godu (statisticheskie materialy`). Ministerstvo zdravooxraneniya  Rossijskoj Federacii. Departament monitoringa, analiza i strategicheskogo razvitiya zdravooxraneniya FGBU «Central`ny`j nauchno-issledovatel`skij institut organizacii i informatizacii zdravooxraneniya» Minzdrava Rossii http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf; Sel`skoe zdravooxranenie  v Rossii v 2014 i 2016 godu (statisticheskie materialy`). Ministerstvo zdravooxraneniya  Rossijskoj Federacii. Departament monitoringa, analiza i strategicheskogo razvitiya zdravooxraneniya FGBU «Central`ny`j nauchno-issledovatel`skij institut organizacii i informatizacii zdravooxraneniya» Minzdrava Rossii  https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2016-god (Data obrashheniya: 17.09.2021)
  14. Rubczova V.N. Resursnaya obespechennost` i obosnovanie  strategicheskix prioritetny`x napravlenij  razrabotki i realizacii zdravooxranitel`noj politiki  v sel`skoj mestnosti.  Vestnik   SGSE`U. № 2. 2019. S. 102-108
  15. Rubczova V.N. Sopostavlenie struktur pervichnogo zvena sel`skogo zdravooxraneniya s osobennostyami sel`skogo rasseleniya // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2020. T. 10. Vy`p. 4. S. 712–724. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-4-712-724

Для цитирования: Рубцова В.Н. Теоретическое обоснование некоторых практических изменений в организации сельского здравоохранения для успешного противодействия пандемии // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-52/

© Рубцова В.Н., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.