Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.02

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_274

ПРИОРИТЕТЫ МИНИМИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА В РФ

PRIORITIES FOR MINIMIZING MUNICIPAL DEBT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Таранова Ирина Викторовна, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»,
E-mail: taranovairina@yandex.ru

Иванов Николай Иванович, доцент, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: Ivanov@guz.ru

Сыроватская Валентина Ивановна, доцент, кандидат педагогических наук, Невинномысский технологический институт (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, E-mail: Vale.serovatskaya@yandex.ru

Янченко Елена Анатольевна, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», E-mail: Yn70@mail.ru

Taranova Irina Viktorovna, Professor, Doctor of Economics, FSBEI HE «Russian state social university», FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: taranovairina@yandex.ru

Ivanov Nikolay Ivanovich, Docent, Doctor of Economics, FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: Ivanov@guz.ru

Syrovatskaya Valentina Ivanovna, Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk Technological Institute (branch) of the North Caucasus Federal University, E-mail: Vale.serovatskaya@yandex.ru

Yanchenko Elena Anatolyevna, Docent, Candidate of Agricultural Sciences, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova –

branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University», E-mail: Yn70@mail.ru

Аннотация. В статье рассчитаны динамика и структура задолженности муниципальных образований РФ за период 2017-2021 гг, обоснован комплекс административно-правовых и организационно-экономических мер, направленных на снижение долговой нагрузки муниципальных образований РФ, в частности: упрощение доступа муниципалитетов к дешёвым кредитным ресурсам, увеличение доли муниципальных образований при распределении налоговых поступлений в бюджетную систему РФ; введение временного моратория на привлечение заимствований от кредитных организаций. Результаты исследования могут использоваться органами местного самоуправления при управлении бюджетным процессом, финансовыми органами субъектов РФ для осуществления средне- и долгосрочного бюджетного планирования.

Abstract. The article calculates the dynamics and structure of the debt of the municipalities of the Russian Federation for the period 2017-2021, substantiates a set of administrative, legal and organizational and economic measures aimed at reducing the debt burden of the municipalities of the Russian Federation, in particular: simplifying the access of municipalities to cheap credit resources, increase in the share of municipalities in the distribution of tax revenues to the budget system of the Russian Federation; introduction of a temporary moratorium on borrowing from credit institutions. The results of the study can be used by local governments in the management of the budget process, the financial authorities of the constituent entities of the Russian Federation for medium- and long-term budget planning.

Ключевые слова: финансы, бюджет, бюджетная система РФ, муниципальные образования, долг, динамика, структура

Key words: finance, budget, RF budget system, municipalities, debt, dynamics, structure

Введение

В условиях резко усилившегося санкционного давления на экономику Российской Федерации, исследование проблематики финансовой стабилизации бюджетной системы РФ, повышения её эффективности, устойчивости к внешнеэкономическим шокам приобретают особую актуальность и своевременность.

Методы

При подготовке статьи нами использовались эконометрические и статистические методы расчёта динамики, выявления основных трендов, синтеза и анализа эмпирической информации, что позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых результатов и выводов исследования.

Результаты и обсуждение

В трудах отечественных учёных-экономистов раскрываются различные аспекты оптимизации государственных финансов. Механизм государственного гарантийного обеспечения долговых обязательств в контексте обеспечения устойчивого экономического развития, раскрывается в трудах Галазовой С. С. и др. [11]. Направления совершенствования управления бюджетными процессами муниципального образования исследуются в работе Федоровой К.С., Иванова Н.И. [7], параметры и компоненты финансовой безопасности на микро- и мезоэкономическом уровнях (в т. ч. региональном), исследуются в трудах Тарановой И. В., Подколзиной И. М., Сыроватской В. И., Ревунова С. В. [6, 9, 10]. Предложения по модернизации бюджетной системы РФ, согласования частных, государственных, муниципальных интересов обоснованы в работах Горбаневой О. И., Мурзина А. Д., Ревунова Р. В. [2, 5].

Динамика и структура задолженности муниципальных образований РФ за период 2017-2021 г. представлены в таблице 1 [4].

Анализ информации, представленной в таблице 1, позволяет сказать следующее. За период наблюдения отмечается рост величины совокупного долга муниципальных образований РФ с 364,33 млрд руб. в 2017 г. до 376,75 млрд руб. (+12,42 млрд руб., +3,41 %). Среди позитивных тенденций необходимо отметить постепенное снижение суммы выданных муниципалитетам банковских кредитов с 226,81 млрд руб. до 220,04 млрд руб. за период наблюдения (-6,77 млрд руб., -2,98 %), при одновременном увеличении суммы бюджетных кредитов, полученных муниципалитетами РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ с 103,75 млрд руб. до 132,39 млрд руб. В анализируемом периоде наблюдается тенденция резкого снижения объёма предоставляемых муниципалитетами гарантий, с 18,26 млрд руб. до 4,46 млрд руб. (-13,79 млрд руб., -75,56 %). В тоже время отмечается увеличения эмитированных муниципальными образованиями долговых обязательств, обращающихся на фондовом рынке (+4,37 млрд руб., +28,25 % за период наблюдения).

Рассматривая структуру муниципального долга РФ за 2017-2021 гг необходимо отметить следующие тенденции. Доля банковских кредитов уменьшилась за период наблюдения с 62,25 % до 58,40 % (-3,85 %). В тоже время, удельный вес бюджетных кредитов увеличился с 28,48 % до 35,14 % (+6,67 %). Доля муниципальных гарантий в общем объёме долговых обязательств резко сократилась с 5,01 % в 2017 г. до 1,18 % (-3,83 %). Удельный вес иных долговых обязательств муниципалитетов за период наблюдения изменился незначительно и не превышал 0,01 %.

Заключение

Подводя итог сказанному необходимо сформулировать следующие основные выводы:

  1. Установленное налоговым и бюджетным законодательством РФ [1, 3] распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации обеспечивает централизацию поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей, что подразумевает последующее распределение финансовых потоков между регионами и муниципальными образованиями РФ. При этом, наблюдается устойчивая тенденция передачи государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на исполнение муниципальным образованиям без предоставления надлежащего финансового обеспечения данного функционала. Подобная практика широко распространена в публичном секторе, в части обеспечения предоставления физическим и юридическим лицам массовых государственных услуг. Указанные факторы провоцируют хроническую несбалансированность, выражающуюся в виде дефицитов, муниципальных бюджетов, что побуждает органы местного самоуправления к постепенному наращиванию заимствований.
  2. Мы наблюдаем тенденцию роста совокупного объёма муниципальной задолженности. Вместе с тем, отмечается тенденция постепенного улучшения качества долга. В частности, сумма и удельный вес банковских кредитов, являющихся наиболее дорогим видом заимствований, постепенно снижается, замещаясь кредитами, предоставляемыми муниципалитетам другими уровнями бюджетной системы (бюджетное кредитование). Устанавливаемые законодательными и нормативными правовыми актами ставки бюджетных кредитов являются очень низкими и не превышают 0,5 % годовых [1, 8]. Очевидно, что обслуживание бюджетного кредита обходится местному бюджету гораздо дешевле аналогичного банковского.
  3. По нашему мнению, в целях повышения эффективности использования денежных средств налогоплательщиков, поступающих в виде налогов в бюджетную систему РФ, а также стабилизации финансового состояния муниципальных образований необходима реализация комплекса административно-правовых и организационно-экономических мер по следующим направлениям: упрощение доступа муниципалитетов к дешёвым кредитным ресурсам (может быть реализовано посредством предоставления Банком России, Правительством РФ целевых кредитных линий уполномоченным государственными банкам для последующего кредитования муниципалитетов по ставке, не превышающей установленную законом для федеральных бюджетных кредитов); увеличение доли муниципальных образований при распределении налоговых поступлений в бюджетную систему РФ; введение временного моратория в отношении муниципалитетов на привлечение заимствований от кредитных организаций. Реализация предлагаемых направлений позволит значительно снизить ежегодные расходы муниципальных бюджетов на обслуживание заимствований и будет способствовать финансовой стабилизации муниципальных образований РФ.

Список источников

  1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ
  2. Горбанёва О. И. Механизмы управления согласованием интересов участников муниципально-частного партнерства / Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Ревунов Р.В. // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №2. С. 22-32.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (частьвторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
  4. Официальный сайт Министерства финансов РФ https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt/ дата обращения 29.04.2022 г.
  5. Ревунов Р. В. К вопросу модернизации бюджетной системы России / Ревунов Р.В. // В сборнике: Проблемы экономического развития Юга России. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, ФГБОУ ВПО “Новочеркасская государственная мелиоративная академия”; редколлегия: А.П. Москаленко, Н.Б. Сухомлинова, М.А. Стрежкова. 2011. С. 75-79.
  6. Таранова И. В. Процесс обеспечения финансовой безопасности как элемента национальной безопасности РФ / Таранова И.В. // В сборнике: Глобализация социально-экономических процессов в условиях цифровизации и устойчивой трансформации бизнес-среды. сборник материалов Международной научно-практической конференции. Полоцкий государственный университет, Физико-технический институт АН Таджикистана, Шаньдунский университет Инцай, Российский государственный социальный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Смоленский государственный университет, Донской государственный технический университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный аграрный университет. 2022. С. 655-659.
  7. Фёдорова К. С. Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования / Федорова К.С., Иванов Н.И. // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2018. №2. С. 33.
  8. Федеральный закон от 06.12.2021 №390-ФЗ “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”
  9. Podkolzina I. M. Innovative approaches in financial support for regional economic security / Podkolzina I. M., Taranova I. V., Paytaeva K. T., Revunov S. V., Abrosimova T. F. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. “Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 205” Heidelberg, 2021. С. 549-558. DOI: 10.1007/978-3-030-73097-0_62
  10. Taranova I. V. Banking management as the basis for effective management of a commercial bank / Taranova I. V., Tokova L. D., Shavrina J. O., Syrovatskaya V. I., Ivanova E. A. // В сборнике: Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Institute of Scientific Communications Conference. Cham, 2021. С. 2137-2144. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_234
  11. Kutsuri G. N. Warranties of public-law entity as a type of debt obligation in a systemic economy / Kutsuri G. N., Sanginova L. D., Galazova S. S. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 129 LNNS. С. 1094-1101. DOI: 1007/978-3-030-47945-9_119

References

  1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 №145-FZ
  2. Gorbanyova O. I. Mekhanizmy upravleniya soglasovaniem interesov uchast-nikov municipalno-chastnogo partnerstva / Gorbaneva O.I., Murzin A.D., Revunov R.V. // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2021. №2. S. 22-32.
  3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast vtoraya) ot 05.08.2000 №117-FZ
  4. Oficialnyj sajt Ministerstva finansov RF https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt/ data obrashcheniya 29.04.2022 g.
  5. Revunov R. V. K voprosu modernizacii byudzhetnoj sistemy Rossii / Revu-nov R.V. // V sbornike: Problemy ekonomicheskogo razvitiya Yuga Rossii. materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo selskogo hozyajstva RF, FGBOU VPO “Novocherkasskaya gosudar-stvennaya meliorativnaya akademiya”; redkollegiya: A.P. Moskalenko, N.B. Suhomlinova, M.A. Strezhkova. 2011. S. 75-79.
  6. Taranova I. V. Process obespecheniya finansovoj bezopasnosti kak elementa nacionalnoj bezopasnosti RF / Taranova I.V. // V sbornike: Globalizaciya socialno-ekonomicheskih processov v usloviyah cifrovizacii i ustojchivoj transformacii biznes-sredy. sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Polockij gosudarstvennyj universitet, Fiziko-tekhnicheskij institut AN Tadzhikistana, Shan’dunskij universitet Incaj, Rossijskij gosudarstvennyj social’nyj universitet, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, Smolenskij gosudarstvennyj universitet, Donskoj gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, Severo-Kavkazskij federalnyj universitet, Stavropol’skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. 2022. S. 655-659.
  7. Fyodorova K. S. Sovershenstvovanie upravleniya finansovymi resursami municipal’nogo obrazovaniya / Fedorova K.S., Ivanov N.I. // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologij Integral. 2018. №2. S. 33.
  8. Federal’nyj zakon ot 06.12.2021 №390-FZ “O federal’nom byudzhete na 2022 god i na planovyj period 2023 i 2024 godov”
  9. Podkolzina I. M. Innovative approaches in financial support for regional economic security / Podkolzina I. M., Taranova I. V., Paytaeva K. T., Revunov S. V., Abrosimova T. F. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. “Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 205” Heidelberg, 2021. С. 549-558. DOI: 10.1007/978-3-030-73097-0_62
  10. Taranova I. V. Banking management as the basis for effective management of a commercial bank / Taranova I. V., Tokova L. D., Shavrina J. O., Syrovatskaya V. I., Ivanova E. A. // В сборнике: Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Institute of Scientific Communications Conference. Cham, 2021. С. 2137-2144. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_234
  11. Kutsuri G. N. Warranties of public-law entity as a type of debt obligation in a systemic economy / Kutsuri G. N., Sanginova L. D., Galazova S. S. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 129 LNNS. С. 1094-1101. DOI: 1007/978-3-030-47945-9_119

Для цитирования: Таранова И.В., Иванов Н.И., Сыроватская В.И., Янченко Е.А. Приоритеты минимизации муниципального долга в РФ // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-10/

© Таранова И.В., Иванов Н.И., Сыроватская В.И., Янченко Е.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.