Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

УДК 339.9

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10135

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ РФ

THE IMPACT OF ECONOMIC SANCTIONS ON THE RUSSIAN BANKING SYSTEM

Трошин Максим Сергеевич, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва 

Troshin M.S., Broody026@gmail.com

Аннотация. Санкции, которые направлены на российскую банковскую систему России могут существенно внести изменения в российскую экономику. Все это связано с тем, что российская банковская система вплотную связана с мировой банковской системой, которая подконтрольна и управляемая США и ЕС. Ведь российские бизнесмены активно используют счета в американских и европейских банках и также наоборот, европейские бизнесмены, имея бизнес в России, пользуются услугами российских банков. Самыми распространенными в применении и в то же время наиболее спорными в использовании являются международные экономические санкции, под которыми обычно понимают разрыв существующих экономических сделок или ограничение доступа к экономическим ресурсам государства. Все санкции начались впоследствии присоединения Крыма к России, и, казалось бы, то, что сделано населением, добровольно повлечет такие последствия на банковскую систему РФ и экономику в целом.

Summary. Sanctions that are aimed at the Russian banking system of Russia can significantly change the Russian economy. All this is due to the fact that the Russian banking system is closely linked to the global banking system, which is controlled and managed by the United States and the EU. After all, Russian businessmen actively use accounts in American and European banks, and vice versa, European businessmen, having business in Russia, use the services of Russian banks. The most common in application and at the same time the most controversial in use are international economic sanctions, which are usually understood as breaking existing economic transactions or restricting access to the economic resources of the state. All the sanctions were learned after the annexation of Crimea to Russia, and it would seem that what the population has done will voluntarily entail such consequences for the banking system of the Russian Federation and the economy as a whole.

Ключевые слова: экономические санкции, санкции, банк, банковская система, экономическая борьба, экономическая война.

Keywords: economic sanctions, sanctions, bank, banking system, economic struggle, economic war.

Постановка проблемы. Современный период политико-экономических отношений России со странами Запада характеризуется постепенным наращиванием напряженности и ухудшением взаимодействия в экономическом и политическом аспектах. В этом смысле точкой отсчета таких отношений стал 2014 год, который ознаменовался началом введения взаимных ограничений в виде санкций.

Санкции – это закон с указанием кары за его нарушение. Данный феномен условно можно определить как «санкционные войны», которые в большей или меньшей степени увеличивают разрыв в дипломатических отношениях и экономическом взаимодействии двух сторон условного конфликта. Подобное определение выходит из взаимного обмена ограничениями двух сторон, которые наносят ущерб финансово-экономического характера.

Целью статьи является влияние санкций на российскую банковскую систему.

Анализ последних исследований и публикаций. Основные предпосылки и причины введения санкций освещены в работах ученых:

Изложение основного материала исследования. Особенностью международных санкций с учетом времени их введения выступает длительность их действия. Режим санкций может существовать десятилетиями, в течение которых сменяются политические лидеры стран, меняется экономико-политическая система и государственное устройство участников таких мер. Разрушаются отдельные страны, но при этом сами санкции остаются.

Специалисты Института международной экономики Moret E., Biersteker T., Giumelli F, которые являются общепризнанными экспертами в области исследования принудительных экономических мер воздействия, определяют международные экономические санкции как «умышленную, инициированную правительством отказ или угрозу отказа от обычных торговых или финансовых отношений» [9, с. 13].

Oxienterra S., Olsson P. в отношении применения методов экономического давления для достижения как экономических, так и политических целей. Он утверждает, что экономическое влияние может быть использовано тремя различными способами: как международные экономические санкции, торговые войны и экономическая борьба. Когда государство использует экономическое давление для достижения экономических целей, он определяет это торговой войной, а не международными экономическими санкциями [10, с. 17].

Продолжая мнение эксперта, Анохина А.А., Алентьева Н.В, со своей стороны, подчеркивают, чтобы квалифицировать экономическое принуждение экономическими санкциями, они должны быть применены для достижения политических целей [1, с. 504].

Наку Е.Р., Мельник М.С объясняя собственное определение, утверждают, что международные санкции действуют через механизм контроля доступа на рынок или исполнения торговых сделок и имеют политические цели [6, с. 211].

Zakirova D.F., Zakirova E.F отмечают, что «термин «экономические санкции» насчитывает различные интерпретации, а, следовательно, применение этого инструмента становится возможным для достижения как экономических, так и политических целей». Ученые, со своей стороны, рекомендует определять экономические санкции в широком смысле, чтобы охватить все принудительные экономические методы государственного воздействия. Особенно Zakirova D.F., Zakirova E.F отрицают ограничения в определении экономических санкций как инструмента для достижения политических целей. Он утверждает, что термин «экономика» имеет широкую природу, поэтому трудно установить границы для определения, какие принудительные меры должны быть включены или исключены из понятия «экономические санкции». К тому же, по мнению ученого, экономические средства одинаково эффективны в достижении экономических и политических целей [11, с. 22].

Gros D., Mustilli F. все случаи использования международных экономических санкций делят на пять видов по поставленной целью:

1) направлены на достижение незначительных изменений в целевой стране;

2) целью которых является дестабилизация целевого правительства;

3) применяются для ослабления способности целевой государства проводить тактические военные операции;

4) имеют целью подорвать военный потенциал «цели»;

5) направлены на значительные политические трансформации целевой страны [8].

Со своей стороны, Gros D., Mustilli F. утверждают, что некоторые из этих видов не следует рассматривать как международные экономические санкции, поскольку они фактически являются экономической войной. Примером последней являются экономические средства, направленные на дестабилизацию правительства или подрыв военного потенциала целевой страны. Такие инструменты применяются для того, чтобы сделать «цель» другой, привести к кардинальным политическим/внешнеполитическим изменениям или существенного подрыва его военной или экономической мощи. В то время как предупреждение или прекращение незначительных военных операций предусматривает санкционное принуждение для целевого государства [8].

То есть механизм реализации «экономической войны» отличается от способа действия международных экономических санкций для достижения политической цели. В связи с тем, что указанные выше экономические средства действуют дифференцированно, они должны иметь разные названия.

Другой аргумент Горбунова Е.И., Владыка М.В., для четкого разграничения понятий «экономическая война» и «экономические санкции» является то, что последние являются интегральной составляющей «стратегии принуждения на основе силы». Экономические санкции не отличаются от военных средств, используемых для преследования политических целей. Как пример, ученый приводит морскую блокаду, введенную для запрета поставок оружия [4, с. 105]. Учитывая такую логику, политические факторы эффективности принудительных средств внешнеполитического воздействия должны иметь общую природу. Вероятно, если ученые рассматривали замораживание активов целевой страны или атак на ее валюту тщательнее, он разработал бы более четкие механизмы/критерии успешности, чтобы различать эффективность экономического принуждения, которое используется для подрыва военного потенциала или дестабилизации правительства, от применения военной силы для достижения вышеуказанных целей. Более того, страны могут расценить блокаду исключительно как стратегический элемент, а не международные экономические санкции, и наоборот.

Бисултанова А.А. в своем широком определении также включает военные элементы в концепцию международных экономических санкций [3, с. 124].

С таким подходом соглашается и Вараев У.С., который утверждает, что на современном этапе международные санкции используются США для предотвращения распространения оружия массового уничтожения и баллистических ракет, предупреждения вооруженной агрессии и смены правительства [2, с. 145].

Добрынин С.С. под международными экономическими санкциями понимает принудительную внешнюю политику, что предполагает разрыв экономических связей с другой страной ради достижения таких целей:

1) заставить целевое государство изменить свое поведение на международной арене;

2) аккумулировать давление населения на правительство, что в конце концов приведет к изменению его политической линии;

3) спровоцировать недовольство или восстание, которое приведет к перевороту в целевой стране и прихода к власти новой элиты/оппозиции, лояльной к внешнеполитическим интересам государства-санкционера [5, с. 80].

Предложение иностранной помощи будет позитивной экономической санкцией. Традиционным направлением в исследовании экономических средств воздействия является понимание под международными экономическими санкциями наказания, мести, штрафов, принуждения или угрозы таких действий.

Несколько случаев, позиционируют отмену иностранной помощи как международные санкции. Может быть так, что страна, которая привыкла получать помощь от другой, будет расценивать прекращение действия экономической поддержки как наказание. Но следует помнить, что любые проявления помощи является стимулом. И когда страна отказывается предоставлять определенные преференции, это не обязательно является разновидностью международных экономических санкций, а может объясняться объективной природой экономического развития.

Итак, в ходе научных дискуссий принято понимать под экономическими санкциями целеустремленные, инициированные правительством ограничения в торговых или финансовых отношениях для достижения внешнеполитических целей.

Исходя из этой формулировки, определим два центральных элемента, формирующие концепцию экономических санкций в банковской системе:

  • принудительные меры, имеющие экономическую природу
  • преследуют внешнеполитические цели.

Это автоматически исключает преследование с помощью них экономических интересов.

Таким образом, можно дать понятию «санкционные войны» следующую дефиницию – это форма отношений между отдельными странами, сопровождающаяся введением взаимных ограничительных мер экономического, торгового, финансового, правового характера за нарушение установленного правила или нормы международных отношений с целью достижения определенных интересов посредством нанесения экономического ущерба.

Важным вопросом, определяющим будущее социально-экономического, технологического и политического развития России, становится степень, глубина и продолжительность «санкционных войн» [2].

В связи с этим целесообразно рассмотреть ретроспективу такого феномена как введение международных санкций в отношении банковской системы.

Именно большой объем в банковской системе именно российского капитала (32%) и поэтому есть повод задуматься о последствиях санкций.

Активы российских банков в мировой банковской системе занимают 18%. До того, как были введены первые санкции, то снятие депозитов в российских банках было в два раза больше, чем в других учреждениях.

В отношении России были введены экономические секторальные санкции США и ЕС, которые способствовали ограничения в сфере кредитования банков.

Резервные активы в 2019 году увеличились на 27 млрд. долл. США за счет полного погашения перед Банком России задолженности банков по операциям валютного рефинансирования.

Рассмотрим, какие же ограничения были введены руководством стран ЕС и правительство США в отношении российских банков. Сущность санкционных ограничений заключается в следующем:

  1. Запрещено приобретать ценные бумаги банков, которые находятся под государственным контролем, и торговать ими на фондовом и европейском рынке. Этот запрет относится к инвесторам ЕС, как для физических, так и для юридических лиц.
  2. Отказ долгосрочных заимствований в ЕС крупнейшим российским банкам, которые имеют преимущественный госпакет акций. Разрешено использование долгосрочных заимствований в ЕС только на небольшой период не более трех месяцев. Данное разрешение исключило возможность использовать крупные стратегические операции с планированием на перспективу.

США и ЕС применили санкции только к тем российским банкам, которые имеют 50% плюс одна акция, то есть мажоритарный государственный акционный пакет.

К таким банкам, к которым применены санкции, относятся крупные российские банки, а именно: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Россельхозбанк, Банк Москвы, Банк России

Воспрепятствования работе российских банковских учреждений, денежных и бизнес-структур. Среди них «Собибанк», «Инвесткапиталбанк», СМП Банк, «Финсервис» и еще два аффилированные с российским управлением банка. Санкции против них, а также крымского «Черноморнефтегаза» ввели США, Канада и ЕС. Международные платежные системы Visa и Mastercard закончили обслуживать эмитированные данными банками карты. Банк Jpmorgan Chase в день заблокировал платеж посольства РФ в Астане.

Общие потери РФ от санкций, в отношении российской банковской системы, примерно 23 млрд. долл. за 2 года и 28 млрд. долл. потеряли страны ЕС [5].

Долг российских банков перед европейскими кредитными учреждениями превысил 180 млрд. долларов, которые будут возвращаться из резервного форда страны, и составят треть его объёма. То есть оставшаяся сумма сходит на общественные нужды, а модернизацию и формирование экономики нужно на время отсрочить.

Желая насолить России, Запад лишь стимулировал правило разработки своей платёжной системы «Мир», которая будет главным средством взаиморасчётов на внутреннем рынке, и не станет зависеть от остальных международных платёжных систем.

С тех пор, как против России были введены санкции со стороны западных государств через аннексию Крыма, клиенты банка сняли со своих счетов около 9 млрд. рублей (248 млн. долл.). При этом 4 млрд. руб. вывели из банка физические лица, и еще 5 млрд. руб. – юридические лица. Впрочем, владельцы банка, которые также имеют в нем свои депозиты, не забирали своих средств со счетов. Так, например, СМП банк («Северный морской путь») входит в 50 крупнейших российских банков. По 38,05% акций СМП Банка напрямую принадлежат братьям Аркадию и Борису Ротенберг, которые причисляют к ближайшему окружению российского президента, и имена которых фигурируют в списке лиц и структур, санкции против которых ввели свои санкции США [3].

Если Россия продолжит эскалацию напряжения, то банки должны быть готовы заплатить еще большую цену

ЕС также обнародовал список из 33 человек, которым в течение полугода запрещен въезд на территорию ЕС, и заморозил их банковские счета.

Также ЕС ввели ограничения для граждан, которые заключались в запрете покупки разных ценных бумаг российских банков. Так данные действия применены на практике нескольких банков, таких как «Собинбанк», АКБ «Россия», «СМП Банк». Для этих банков произошло воздействие санкций в виде блокировки банковских карт VISA и MasterCard этих банков. Ведь из-за этих санкций клиенты данных банков не могли больше международные эквайринговые каналы. Однако это было частичное применение санкций для некоторых банков, так как полностью отключаться от российских банковских карт VISA и MasterCard не планируется.

Еще одним аспектом санкций для российских банков стало то, что на Западе ввели ограничения на кредитование российских организаций. Ни для кого не секрет, что условия займов в РФ хуже, чем на Западе, так как в России высокая процентная ставка, а на Западе низкая.

Таким образом, влияние санкций по отношению к российской банковской системе поначалу не вызывал никаких опасений, и руководители банков утверждали, что санкции никаким образом не повлияют на работу банков. Однако по истечении времени все происходит иначе и санкции влияют на работу российских банков и с каждым разом приводит к негативным последствиям для российской экономики.

Гораздо болезненнее будут санкции и тот отток капитала, который будет следствием ожидания следующих санкций. Проблема в том, что с компаниями тех людей, которые перечислены в списке, и тех, кто может оказаться в следующих списках, ни американская компания не может иметь дела. Это уже огромный удар по российской экономике и та неопределенность – то, что западные инвесторы думают над тем, против кого потом будут санкции и как это повлияет на курс акций и облигаций. Паника разовьется уже очень скоро.

Среди других последствий в отношении российских банков: падение курса рубля, инфляция, ослабление банковской системы и ухудшение инвестиционного климата. Во многих случаях цели применения экономических санкций являются комплексными и необязательно являются наказанием за нарушение.

Список литературы

  1. Анохина А.А., Алентьева Н.В. Экономические санкции и их влияние на экономику Российской Федерации // В сборнике: Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. 2019. С. 503-506.
  2. Вараев У. С. Как повлияли санкции на банковскую систему Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 16. С. 144–147.
  3. Бисултанова А.А. Некоторые черты современной банковской системы России // Вектор экономики. 2019. № 5 (35). С. 124.
  4. Горбунова Е.И., Владыка М.В. Влияние экономических санкций западных стран на банковскую систему Российской Федерации // В сборнике: Культура. Политика. Понимание. 2018. С. 103-110.
  5. Добрынин С.С. Построение финансово-экономической модели оценки российского банка в условиях санкций // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2019. № 5. С. 78-86.
  6. Наку Е.Р., Мельник М.С. Влияние экономических санкций на банковскую систему РФ // В сборнике: Финансовые рынки и финансовые институты: системные аспекты развития. 2019. С. 210-216.
  7. Центральный банк Российской Федерации // Точка доступа: http://www.cbr.ru
  8. Gros D., Mustilli F. The Economic Impact of Sanctions against Russia: Much ado about very little. URL: https://www.ceps.eu/system/files/DGandFM_RussianSanctions.pdf
  9. Moret E., Biersteker T., Giumelli F. etc. The new deterrent? International sanctions against Russia over the Ukraine crisis: Impacts, Costs and Further Action. Geneva, 12 October 2016, 43 p.
  10. Oxienterra S., Olsson P. The economic sanctions against Russia: Impact and prospects of success. 2015. September. 88 p.
  11. Zakirova D.F., Zakirova E.F. Assessment of the economic sanctions influence on the Russian banking system // Actual problems of economics and law. 2018. Т. 12. № 1 (45). С. 19-32.