Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.3

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10479 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОЛОС ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

IMPROVING THE METHOD OF THE FORMATION OF A HIGHWAY RIGHT-OF-WAY

Костеша Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры геодезии и геоинформатики, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Kostesha Vladimir Aleksandrovich, Senior Lecturer at the Department of Geodesy and Geoinformatics, FGBOU VO GUZ, Moscow

Марычева Ольга Алексеевна, факультет кадастра недвижимости, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Marycheva Olga Alekseevna, of the faculty of real estate cadastre, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Moscow 

Аннотация. Данная научная статья посвящена особенностям формирования полос отвода автомобильных дорог и основным проблемам, существующим в данной сфере. Рассмотрены несоответствия нормативно-правовых актов, правоустанавливающих документов и фактического землепользования на примере автомобильной дороги А-103 «Щелковское шоссе».  В ходе работы проанализирован участок полосы отвода, наглядно отражающий проблематику определения площади, ширины и конфигурации вследствие разночтений нормативно-правовых актов и изломанности границ полос отвода в результате захвата земель частными землепользователями. Предложен алгоритм стандартизации и приведения земельных участков полос отвода к нормативным значениям.

Abstract. This scientific article is devoted to the issue of the formation of highway right-of-way and the main problems existing in this area. The inconsistencies of regulatory legal acts, title documents and actual land use are considered on the example of the A-103 Shchelkovskoe Highway. In the course of the work, the section of the right-of-way is analyzed, which clearly reflects the problems of determining the area, width and configuration as a result of discrepancies in regulatory legal acts and the fractured boundaries of the right-of-way as a result of land seizure by private land users. The algorithm of standardization and reduction of land plots of allotment lanes to standard values is proposed.

Ключевые слова: автомобильная дорога, полоса отвода, земельный участок, геоинформационное обеспечение, геоинформационная система

Keywords: highway, right-of-way, land plot, geoinformation support, geoinformation system

Введение

Транспортная система играет важную роль в развитии экономической и социальной жизни страны. Удобство, эффективность и безопасность использования автомобильных дорог напрямую зависит от степени развитости дорожной сети, ее технического и эксплуатационного состояния.

Согласно Федеральному закону N 257 от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, который включает в себя:

  • полосу отвода;
  • конструктивные элементы автодороги (земляное полотно, дорожное покрытие);
  • одственные объекты, элементы благоустройства).

Полоса отвода автомобильной дороги – это земельный участок, предназначенный для размещения конструктивных элементов и дорожных сооружений. Для территорий в границах полосы отвода устанавливается особый режим использования земельных участков и их частей с целью соблюдения требований законодательства в сфере организации безопасности дорожного движения, а также создания условий для беспрепятственного проведения капитального ремонта, реконструкции и содержания автодорог.[2-3]

Формирование границ полос отвода осуществляется на основании документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории).

При определении необходимой ширины полосы отвода учитывают: категорию дороги, количество полос движения, высоту насыпи и глубину выемки.

Нормативные показатели для определения ширины полосы отвода в зависимости от вышеуказанных критериев утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N717 от 02.09.2009 г. «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» [4]. Также в нормативном акте содержится таблица, отражающая усредненные показатели площадей полосы отвода на 1 линейный километр автодороги в зависимости от ее категории, количества полос движения и уклона местности. Однако, на практике большая часть полос отвода устанавливается в соответствии с индивидуальными проектными решениями.

Постановка проблемы

Трудоемкость установления границ и наличие тенденции захвата земель в границах полос отвода при постановке частных землепользований на государственный кадастровый учёт приводит к изломанности границ и уменьшению площадей земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственности. Осложняет сложившуюся ситуацию отсутствие общедоступной базы данных, содержащей информацию о месте прохождения границ полос отвода. Данные обстоятельства сказываются на безопасности дорожного движения и приводят к усложнению процесса капитального ремонта и реконструкции.

Методология проведения исследования

В ходе написания данной статьи авторами был проведен визуальный и геоинформационный анализ участка автомобильной дороги А-103 Щелковское шоссе на предмет соответствия фактической ширины полосы отвода её нормативному значению, полученному путем расчета ширины, согласно требованиям Постановления Правительства N717. В ходе исследования были произведены измерения основных параметров автомобильной дороги и сравнение фактических ширины, площади и конфигурации границ участка полосы отвода. 

Ход исследования

Объектом исследования выступал земельный участок полосы отвода автомобильной дороги А-103 Щелковское шоссе, которая является дорогой класса «обычная автомобильная дорога» и относится к категории II. В целях определения фактической ширины полосы отвода автомобильной дороги и параметров, в зависимости от которых рассчитывают нормативную ширину, были произведены полевые геодезические измерения данного участка.

Для наглядности был составлен поперечный профиль участка полосы отвода автомобильной дороги, представленный на Рисунке 2.

Цель геодезических измерений – определение плановых и высотных координат, а также расчет поперечного уклона местности, высоты насыпи и крутизны откосов. В результате обработки было выявлено, что рассматриваемый в рамках статьи участок автомобильной дороги, расположен на равнинной местности (поперечный уклон от 0 до 9 процентов) на насыпи высотой 1 метр, крутизна откосов переменная и составляет 1:1,75-1:2.

Для определения нормативной ширины полосы отвода, согласно полученным параметрам, следует использовать приложение №3 Постановления Правительства N717. В данном нормативном акте норма отвода может быть обозначена одним, двумя и тремя числами, также может стоять прочерк. Первое (или единственное, в случаях с нормами, представленными одним числом) число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости. Второе число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов. Третье число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна. Прочерк обозначает, что в данном случае ширина полосы отвода должна быть установлена на основании расчетов, производимых в рамках разработки индивидуального проектного решения.

Используя рассчитанные параметры, находим в нормативном акте нужную норму, в данном случае указанное положение нормативного акта не может быть использовано для определения ширины полосы отвода.

Согласно осредненным нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог, представленных в Приложении №18 к вышеназванному Постановлению, необходимая площадь для участков с поперечным уклоном местности менее 1:20 для автомобильных дорог II категории, составляет 6,5 га на 1 линейный километр.

Существующая площадь земельного участка рассматриваемой полосы отвода составляет 3,89 гектара. Таким образом, получаем, что данный участок полосы отвода имеет площадь меньше, чем установлено нормативно-правовым актом, регулирующим сферу формирования полос отвода автомобильных дорог.

Одной из острейших проблем, распространённой в сфере эксплуатации полос отвода автомобильных дорог, является возможность захвата земель в границах полос отвода в ходе постановки на государственный кадастровый учёт частных землепользователей. Результатом данной деятельности является уменьшение площади земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Рассмотрим участок автомобильной дороги А-103 Щелковское шоссе на предмет изменения конфигурации полосы отвода. На рисунке совместим границы полосы отвода, согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Государственного акта на право бессрочного пользования землей № 000247, выданного ФКУ «Центравтомагистраль» под строительство автодороги. (Рис. 3)

На рисунке видно, что из-за захвата земли для строительства магазина, произошло уменьшение площади полосы отвода автомобильной дороги, вследствие чего недостающая площадь была добавлена из земель, не стоящих на государственном кадастровом учете, что привело к усложнению конфигурации полосы отвода. [5]

Для решения данной проблемы считаем целесообразным усложнить процесс передачи земель в границах полос отвода частным землепользователям, а также разработать и ввести в эксплуатацию геоинформационную систему для информационной поддержки в принятии управленческих решений органам власти муниципальных образований.

Еще одним фактором, влияющим на усложнение конфигурации полос отвода, является особенность кадастрового учета, которая заключается в том, что согласно статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации [6], границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов.  Учет данного положения нормативно-правового акта при кадастровом учете полос отвода автодорог является причиной дробления земельных участков по границам территориальных единиц. На рисунке 4 представлен пример формирования границы полосы отвода с изломом с целью недопущения пересечения границы населенного пункта.

Выводы и предложения

Законодательная база, устанавливающая нормативные размеры ширины полос отвода, требует внесения изменений, в силу того, что ее положения не позволяют определить нормативные параметры для большей части дорог.

Основная проблема заключается в том, что использование существующих регламентов, в частности Постановления Правительства №717, в полной мере могут быть использованы исключительно проектировщиками, в то время как органы власти, дающие разрешение частным землепользованиям на оформление земель в границах полос отвода и перевод их в частную собственность, не имеют возможности с помощью положений данного нормативного акта установить, происходит ли захват земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности.  Также единый порядок для формирования земельных участков без учета индивидуальных характеристик объекта, таких как большая протяженность, приводит к дроблению полосы отвода на множество земельных участков и изломанности их границ. [7-10]

В сложившейся ситуации целесообразно ввести упрощенный порядок определения параметров полос отвода и произвести стандартизацию нормативных значений минимальной ширины полосы отвода. В соответствии со стандартизированными нормами, ширина полосы отвода будет определяться в зависимости от категории дороги и количества полос движения. В целях обеспечения безопасности дорожного движения и создания условий для беспрепятственного ремонта и реконструкции следует учитывать расширение полосы отвода для создания боковой видимости и устройства боковых резервов.

Вследствие изменения регламентов возникнет необходимость приведения границ полос отвода к новым нормативным значениям. Для достижения данной цели предлагается использовать схему, представленную на Рисунке 5.

Также есть необходимость создания геоинформационной системы, представляющей собой общедоступную базу данных, размещенную в сети-Интернет, в которой будут отображены границы полос отвода автомобильных дорог. Благодаря такому ресурсу у органов власти появится возможность определять возможность передачи земель вблизи автомобильных дорог в собственность частным землепользователям.

Стандартизация положений нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и государственный кадастровый учет полос отвода автомобильных дорог, разработка и внедрение геоинформационной системы для поддержки в принятии управленческих решений позволят минимизировать дополнительные денежные расходы на выкуп земель, ранее переданных в частную собственность землепользователям.

Таким образом, сложность системы определения границ полос отвода, наличие процессов, связанных с захватом земель в их границах, и отсутствие общедоступной базы данных, содержащей информацию о полосах отвода автомобильных дорог, диктуют необходимость совершенствования системы формирования полос отвода. Данная необходимость состоит, по нашему мнению, в разработке упрощенных регламентов, проведении сплошных инвентаризаций с целью приведения полос отвода к нормативным показателям и создании архитектуры геоинформационной системы, которая позволит наглядно отображать границы существующих и проектируемых полос отвода автомобильных дорог.

Список источников

  1. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 20.07.2020)// Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 46. – Ст. 5553.
  2. Гончарова А.В, Гальченко С.А., Антропов Д.В. Правовое регулирование формирования землепользований линейных объектов // Московский экономический журнал. 2020. – № 4. – С. 18-27.
  3. Волков С.Н., Пименов В.В., Иванов Н.И., Петрова Л.Е., Свирежев К.А., Сивцов И.А. Землеустроительное проектирование. Установление и размещение зон с особыми условиями использования территории: учебно-методическое пособие. Москва: ГУЗ, 2014. – 124 с.
  4. Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 (ред. от 11.03.2011) «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».
  5. Рышкова Е.В., Рышкова Л.В. Правовой режим земель автомобильного транспорта: перспективы развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2016. – Т. 2 (68). № 4. – С. 106-114.
  6. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2020) // Информационно-правовая систем «Консультант Плюс». – Текст: электронный.
  7. Костеша В.А., Рулева Н.П., Колесникова И.К. Проблемы и перспективы совершенствования кадастрового учета автомобильных дорог // Известия высших учебных заведений «Геодезия и аэрофотосъемка». – Т.65. – №3. – 2021. – 366-374
  8. Алтынцев М.А. Автоматизированное определение характерных линий автомобильных дорог по данным мобильного лазерного сканирования // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2016.
  9. Ковязин В.Ф., Пинчук А.А. Отвод земельного участка для строительства автомобильной дороги в Гатчинском районе Ленинградской области // Астраханский вестник экологического образования № 4 (34). – 2015. С. 71-76.
  10. Москвина М.В. Рациональное использование земель в зоне прохождения автомобильных дорог: проблемы и пути решения // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №1. – 2018.

References

  1. Federal`ny`j zakon «Ob avtomobil`ny`x dorogax i o dorozhnoj deyatel`nosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» 08.11.2007 N 257-FZ (red. ot 20.07.2020)// Sobranie zakonodatel`stva RF. – 2007. – № 46. – St. 5553.
  2. Goncharova A.V, Gal`chenko S.A., Antropov D.V. Pravovoe regulirovanie formirovaniya zemlepol`zovanij linejny`x ob“ektov // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2020. – № 4. – S. 18-27.
  3. Volkov S.N., Pimenov V.V., Ivanov N.I., Petrova L.E., Svirezhev K.A., Sivczov I.A. Zemleustroitel`noe proektirovanie. Ustanovlenie i razmeshhenie zon s osoby`mi usloviyami ispol`zovaniya territorii: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: GUZ, 2014. – 124 s.
  4. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 02.09.2009 N 717 (red. ot 11.03.2011) «O normax otvoda zemel` dlya razmeshheniya avtomobil`ny`x dorog i (ili) ob“ektov dorozhnogo servisa».
  5. Ry`shkova E.V., Ry`shkova L.V. Pravovoj rezhim zemel` avtomobil`nogo transporta: perspektivy` razvitiya // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskie nauki. – 2016. – T. 2 (68). № 4. – S. 106-114.
  6. Rossijskaya Federaciya. Zakony`. Zemel`ny`j kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 18.03.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 18.03.2020) // Informacionno-pravovaya sistem «Konsul`tant Plyus». – Tekst: e`lektronny`j.
  7. Kostesha V.A., Ruleva N.P., Kolesnikova I.K. Problemy` i perspektivy` sovershenstvovaniya kadastrovogo ucheta avtomobil`ny`x dorog // Izvestiya vy`sshix uchebny`x zavedenij «Geodeziya i ae`rofotos“emka». – T.65. – №3. – 2021. – 366-374
  8. Alty`ncev M.A. Avtomatizirovannoe opredelenie xarakterny`x linij avtomobil`ny`x dorog po danny`m mobil`nogo lazernogo skanirovaniya // Intere`kspo Geo-Sibir`. – 2016.
  9. Kovyazin V.F., Pinchuk A.A. Otvod zemel`nogo uchastka dlya stroitel`stva avtomobil`noj dorogi v Gatchinskom rajone Leningradskoj oblasti // Astraxanskij vestnik e`kologicheskogo obrazovaniya № 4 (34). – 2015. S. 71-76.
  10. Moskvina M.V. Racional`noe ispol`zovanie zemel` v zone proxozhdeniya avtomobil`ny`x dorog: problemy` i puti resheniya // Mezhdunarodny`j zhurnal prikladny`x nauk i texnologij «Integral» №1. – 2018.

Для цитирования: Костеша В.А., Марычева О.А. Совершенствование методики формирования земельных участков полос отвода автомобильных дорог  // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-31/

© Костеша В.А., Марычева О.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.