Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.05

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10395  

РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ОПЫТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

DEVELOPMENT OF THE FOREST SECTOR OF THE COUNTRY’S ECONOMY: THE EXPERIENCE OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Мезенина Ольга Борисовна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия

Ле Чунг Хиеу, кандидат экономических наук, Данангский Экономический университет, г. Дананг, Вьетнам

Mezenina Olga B., mob.61@mail.ru

Le Chung Hieu, hieult@due.edu.vn 

Аннотация. В данной статье мы представили краткое исследование существования лесного комплекса Вьетнама и своим исследованием показали необходимость дальнейшего развития лесного хозяйства для эффективной экономики страны, в частности определенных ее территорий. По проведенному анализу существующего управления лесными ресурсами страны авторы отметили немало упущений для экономики, например, что влияние, которое оказывают леса, проявляющееся в сохранении биоразнообразия и генетической базы, в экотуризме и др. не учтено в ВВП лесного хозяйства, также не учитываются объёмы продукции лесного сектора, которая производится, перерабатывается и  реализуется физическими лицами. Авторы сделали определенные выводы о состоянии управления землями лесного фонда Вьетнама.

Summary. In this article, we have presented a brief study of the existence of the forest complex of Vietnam and with our research we have shown the need for further development of forestry for the effective economy of the country, in particular certain of its territories. According to the analysis of the existing management of the country’s forest resources, the authors noted many omissions for the economy, for example, that the impact of forests is manifested in the preservation of biodiversity and the genetic base, in ecotourism, etc. it is not taken into account in the GDP of forestry, and the volumes of forest sector products that are produced, processed and sold by individuals are also not taken into account. The authors made certain conclusions about the state of land management of the forest fund of Vietnam.

Ключевые слова: экономика лесного сектора Вьетнама, ВВП лесного хозяйства, управление землями лесного фонда; защитные леса,  леса специального назначения и производственные леса.

Key words: the economy of the forest sector of Vietnam, the GDP of forestry, land management of the forest fund; protective forests, special-purpose forests and industrial forests. 

Во Вьетнаме лесной сектор управляет и организует производственную деятельность на самой большой территории по сравнению с другими секторами национальной экономики. Площади лесных угодий находятся, в основном, в горных и холмистых районах по всей стране, что составляет три четверти территории страны, где проживает 20 миллионов человек (в стране 97,5 млн. человек, Вьетнам является самой густонаселенной страной Юго-Восточной Азии), представляющих разные этнические группы. Эти люди имеют низкий общеобразовательный уровень, практикуют отсталые методы ведения сельского и лесного хозяйства, и имеют много проблем, связанных с обеспечением средств к существованию, эти районы характеризуются низкими темпами экономического развития.

Лесное хозяйство не только обеспечивает производство продукции из древесины в виде товаров и услуг, вносящих вклад в национальную экономику, но и играет важную роль в охране окружающей среды, например, в  защите водосборных площадей и почв, сохранении водных ресурсов и регулировании климата, способствует защите национальной безопасности, а также приграничных и островных территорий; кроме того оно вносит важный вклад в повышение уровня жизни и снижение бедности  населения в сельских и горных районах.

В соответствии с опубликованными сейчас данными, ВВП лесного сектора составляет чуть более 1% общего ВВП страны. Величина ВВП лесного хозяйства определяется в соответствии с нынешней практикой статистического учёта как официальный плановый объём производственной деятельности без учёта объёмов продукции лесного сектора, которая производится, перерабатывается и  реализуется физическими лицами; поэтому количественные показатели, относящиеся к лесоперерабатывающей промышленности, занижены.

 Значительное влияние, которое оказывают леса, проявляющееся, в том числе, в защите водосборных площадей, прибрежной и городской среды, в сохранении биоразнообразия и генетической базы, в экотуризме и т. п., не было учтено в ВВП лесного хозяйства. Это приводит к недостаточному пониманию в обществе эффективности лесного сектора, управляющего почти половиной национальной территории с богатыми лесными ресурсами. Это недопонимание может повлиять на формирование политики государства, связанной с развитием и инвестированием в лесной сектор.

По данным различных исследований в 1943 году во Вьетнаме было 14,3 млн. га естественных лесов, охватывающих 43%  общей площади земель страны. Однако к 1990 году площадь лесов резко снизилась – до 9,18 млн. га, и составила 27,2%  от общей площади земель. За период 1980-1990 годы потери во Вьетнаме составляли в среднем 100 тыс. га лесов в год. С 1995 года площадь лесов увеличилась в результате восстановления леса и плантационных программ. К концу 2020 года площадь лесов во Вьетнаме составила 14,63 млн. га (42% от общей площади земель), из которых 10,3 млн. га – естественные леса и 4,33 млн. га – лесные плантации (табл. 1) [2].

Площадь лесов увеличилась на 59,3% в период 1990-2020 гг., что эквивалентно 5,45 млн. га. В настоящее время в стране насчитывается более 600 тыс. га больших лесных массивов и более 200 тыс. га стандартных производственных лесов.

В период с 1999 по 2009 год производство лесной продукции увеличивалось на 2,85% в год, а в период 2010-2020 годов – до 5,86% в год. За последние 75 лет лесной сектор движется к интенсивной и широкой международной интеграции. В 2020 г. он заработал 13,17 млрд. долл. США от экспорта, что составит 2,3% от общей стоимости экспорта и более 26% от общей стоимости экспорта агро-лесного и рыбного хозяйства. Вьетнам стал 5-м по величине экспортером лесной продукции в мире, 2-м в Азии и крупнейшим в Юго-Восточной Азии. В настоящее время вьетнамская мебель из дерева встречается более чем в 120 странах и территориях по всему миру.

Сейчас во Вьетнаме насчитывается более 5500 предприятий по переработке древесины и лесной продукции. В период 2011–2020 годов сектор выплатил почти 2 трлн. донгов в виде платы за лесные экологические услуги.

Для повышения лесистости, в 2021 г. Правительство Вьетнам предлагает

программу: «Посадка миллиарда деревьев в период 2021-2025 гг». Цель проекта – к концу 2025 года во всей стране посадить не менее одного миллиарда деревьев, из которых 690 миллионов деревьев будут посажены в городских и сельских местностях, 310 миллионов деревьев в защитных лесах и лесах специального назначения, а также производственных лесах с целью защиты экологической среды, улучшения ландшафта и реагирования на изменение климата. Проект направлен на социально-экономическое развитие, улучшение качества жизни населения и устойчивое развитие страны.

Состояние управления землями лесного фонда Вьетнама

Земельный фонд Социалистической Республики Вьетнам по последнему Земельному закону 2013 г. составляет 33123,1 тыс. га. В его структуре доминируют земли сельскохозяйственного назначения, площадь которых составляет 27289,2 тыс. га, или 82,4% от общей территории страны. Площадь несельскохозяйственных земель равна 3773,6 тыс. га, или 11,4%, а неиспользуемых земель – 2060,3 тыс. га или 6,2% (рис.1) [1, 4].

Такое соотношение земельных ресурсов прямо указывает на высокий уровень сельскохозяйственной освоенности земель. Земли для сельскохозяйственного производства занимают почти 11498,5 тыс. га, или 42,1% от общей площади. Лесным фондом занято 14630,5 тыс. га (53,6%). Земли для рыбоводства составляют 795,3 тыс.

га (2,9%) и прочие сельскохозяйственные земли – 364,9 тыс. га (1,4%) (рис.2) [1].

Земли лесного фонда подразделяются Земельным и Лесным законами на защитные леса, леса специального назначения и производственные леса (рис. 3).

Согласно Лесному закону, защитный лес – это лес, используемый в основном для защиты водных ресурсов, защиты почвы, борьбы с эрозией, ограничения стихийных бедствий, регулирования климата и охраны окружающей среды. Собственно защитные леса включают: водоохранные леса; ветрозащитные и песчано-защитные леса; леса для защиты от приливов и предотвращения вторжения моря; леса для защиты окружающей среды.

Леса специального назначения, которые используются в основном для охраны природы, национальных лесных экосистем и генных биологических источников; для научных исследований; охраны памятников истории и культуры, а также ландшафтов; для отдыха и туризма, защиты окружающей среды, включая: национальные леса, природоохранные зоны, ландшафтные заповедники, научно-исследовательские и экспериментальные леса.

Производственные леса, которые используются в основном для производства и продажи древесины и недревесных лесных товаров в сочетании с защитой, охраны окружающей среды, в том числе: естественные продуктивные леса, посаженные продуктивные леса, посев леса.

На рисунке 4 представлена структура управления лесами на землях лесного фонда во Вьетнаме. По Лесном закону, Правительство осуществляет единое государственное управление защитой и развитием лесов. Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов несет ответственность перед правительством за осуществление государственного управления защитой и развитием лесов в масштабах всей страны.

Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство общественной безопасности, Министерство обороны и другие министерства, а также ведомства министерского уровня в рамках своих задач и полномочий должны координировать свои действия с Министерством сельского хозяйства и развития сельских районов при осуществлении государственного управления защитой и развитием лесов.

Народные комитеты на всех уровнях должны осуществлять государственное управление защитой и развитием лесов в соответствующих населенных пунктах в соответствии со своей компетенцией.

Государство единообразно управляет и распоряжается естественными лесами и лесами, созданными за счет государственного капитала, причем леса представляют собой высаженные леса, на которые право собственности перешло от лесовладельцев к государству; лесные дикие животные; лесные микроорганизмы и окружающая среда. Государство предоставляет лесовладельцам права лесопользования в формах передачи лесного участка, аренды леса, признание прав лесопользования, права собственности на лесонасаждения; и определяет права и обязанности владельцев лесов.

Государство передает леса специального назначения и защитные леса  без взимания платы за лесопользование Советам управления лесами специального назначения, научно-исследовательским и технологическим  институтами для управления, защиты и развития лесов в соответствии с утвержденными планами. Государство сдает в аренду хозяйственным организациям леса специального назначения, являющиеся ландшафтно-защитными зонами, с ежегодной арендной платой для защиты и развития лесов в сочетании с ландшафтным бизнесом, оздоровлением и / или экологическим туризмом.

Государство передает защитные леса без взимания платы за лесопользование Советам управления защитными лесами, хозяйственным организациям, домашним хозяйствам и отдельным лицам, проживающим в них, для управления, защиты и развития леса в соответствии с планами. Государство сдает защитные леса в аренду хозяйственным организациям с ежегодной арендной платой для защиты и развития лесов в сочетании с лесохозяйственной, сельскохозяйственной и рыбной продукцией, ландшафтным бизнесом, оздоровлением и / или экологическим туризмом.

Государство  передает естественные производственные леса и лесонасаждения без взимания платы за лесопользование домашним хозяйствам и лицам, живущим в них и непосредственно вовлеченным в лесохозяйственный труд, хозяйственным организациям по производству саженцев лесных растений; частям народных вооруженных сил, а также Советам по защитным лесам. Государство сдает производственные леса в аренду хозяйственным организациям, домашним хозяйствам и физическим лицам с ежегодной арендной платой для ведения лесного хозяйства,  производства комбинированного лесного, сельскохозяйственного и рыбного хозяйства, ландшафтного бизнеса, оздоровительного и / или экологического туризма.

Для повышения эффективности  управления лесами  государство наладило взаимодействие с общинами и оплачивает их работу по охране местных лесов и посадке деревьев; местные жители теперь встали на «передний край» борьбы за соблюдение закона по пресечению незаконных рубок леса, что свидетельствует о важности и экономической выгоде взаимодействия государства с гражданским обществом и общинными организациями в борьбе с обезлесением.

Правительство Вьетнама за последние годы уделяло особенное внимание устойчивому управлению лесами и лесными ресурсами. Государство издало несколько правовых документов, в том числе Положение об устойчивом управлении лесами и защите леса: Закон о защите лесов и развитии (2004 г.), Закон об охране окружающей среды (2004 г.), Закон о земле и др. Государство также приняло крупномасштабные программы, такие как Программа лесовосстановления (5 млн. га), Положение по сокращению эксплуатации естественных лесов. Для выполнения государственных решений и инструкций управление лесным сектором осуществляло различные меры и правила, которые содержат указания по устойчивому управлению лесами, и в 2007 году правительство приняло «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Вьетнама на 2006-2020 годы» [7], в которой была поставлена задача доведения доли площадей под лесопосадки до 47 % от общей территории страны к 2021 году (по состоянию 2020 года площадь лесов составляет 42% территории страны).

Стратегией на 2006-2020 годы также предусмотрены важные мероприятия по институциональной организации отрасли и упорядочению оборота лесных участков включая: создание лесного кадастра, инвентаризацию лесных угодий; классификацию лесных угодий по категориям лесопользователей; подготовку нового пакета нормативных документов для различных категорий лесопользователей. Часть из этих мероприятий выполнена, но полноценно лесной кадастр во Вьетнаме по состоянию на конец 2020 года ещё не заработал.

Для повышения лесистости в 2021 г. Правительство Вьетнама предлагает программу «Посадка миллиарда деревьев в период 2021-2025 гг». Соответственно, реализация проекта на участках, предназначенных для лесохозяйственного планирования, включает в себя земли, предназначенные для развития защитных лесов (при этом особое внимание уделяется верхним защитным лесам и защитным лесам в прибрежных районах); участки без лесов в национальных парках, природных заповедниках, зонах сохранения биотопов и зонах защиты ландшафта; земли, предназначенные для посадки новых производственных лесов.

В частности, в 2021 году в стране будет посажено около 182 миллионов деревьев, из которых 120 миллионов отдельных деревьев, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2020 годом (в 2020 году – 80 миллионов отдельных деревьев). С 2022 по 2025 год планируется сажать 204,5 миллиона деревьев ежегодно, из которых отдельных зеленых деревьев – 142,5 миллиона, что в 1,8 раза больше по сравнению с 2020 годом.

Средства для реализации проекта выделяются в основном из мобилизуемых средств через национальные государственные инвестиционные программы и проекты на период 2021-2025 гг., взносов инвесторов, программ международного сотрудничества, проектов для инвестирования в защиту и развитие защитных лесов, лесов специального назначения и посадку деревьев, а также часть средств будет выделена из государственного бюджета для покупки саженцев, руководства, поддержки, инспекции, мониторинга, оценки и т.п.

В последние годы всё более значительная часть средств, расходуемых государственными органами управления Вьетнама на лесное хозяйство, предназначены на программы развития отрасли, в то время как доля расходов на текущее содержание аппарата контроля сокращается. Предприятия, занимающиеся плантационным разведением лесов на основе интенсивной модели лесопользования, образуют холдинги и альянсы с деревообрабатывающими и мебельными фабриками. Указанные выше и другие особенности указывают на целесообразность выбора в качестве объекта анализа помимо признанных стран лидеров лесной отрасли, в условиях устойчивого развития предприятий ЛПК также и новейших практик управления земельными ресурсами лесного фонда Вьетнама.

Экологическое состояние лесов и лесных побережий Вьетнама в последние годы стабилизировано. Запрет на вырубку естественных лесов, создание 10 крупных природоохранных зон на территории страны и другие мероприятия в рамках целенаправленной государственной политики в значительной степени позволили справиться с проблемами сохранности и экологии лесов, которые обострились в 1990-е гг.

Следовательно, по проведенному анализу состояния управления лесами Вьетнама можно сделать вывод о том, что лесная политика вьетнамского правительства направлена:

  • на усиление социальных функций леса, в том числе, рекреационных функций;
  • на увеличение площадей под защитные леса;
  • на увеличение площадей под лесные плантации для повышения объемов заготовки древесины с целью обеспечения собственным сырьем деревообрабатывающих производств;
  • на усиленное восстановление естественных лесов.

Литература

  1. Главное статистическое управление Вьетнама. Статистический ежегодник 2020. – Ханой: Издательство Статистическое, 2020.114. Официальный сайт таможенной службы Вьетнама. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.gov.vn
  2. Данные Института лесоведения Вьетнама. – Ханой. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vafs.gov.vn/vn/
  3. Закон о защите и развитии леса №29/2004/QH11 от 03.12.2004
  4. Земельный закон Вьетнама. №45/2013/QH13 от 29.11.2013
  5. Лесной закон Вьетнама. № 16/2017/QH14 от 15.11.2017
  6. Официальный сайт таможенной службы Вьетнама. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.gov.vn
  7. «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Вьетнама на период с 2006 по 2020 г.» (утверждена Премьер-министром 05.02.2007 г. под номером 18/2007/QD-TTg).