Russian Federation
The analysis of the creation and development of the State program "Digital Economy" is given, the thesis of the active involvement of information resources and systems in economic turnover is substantiated. The concept of the market value of information resources and systems created at the expense of the state is presented. A methodology for the cost and rental of personal data of citizens of the Russian Federation and the United States has been developed and tested. The article provides a model for calculating the market value of a citizen's digital profile. The author's conceptual proposal for the creation of an information system, namely the unified spatial cadastre of Russia. Modern interpretations of the concepts of land management and land use are given.
the sanctions economy, information technology, civil law transactions, market value, personal data, market value assessment, profit
Многие ведущие мировые ученые-экономисты стали выделять информационные ресурсы (ИР) в качестве самостоятельных наряду с классическими факторами производства. В общем процессе глобализации, в котором информационные потоки являются артериями мирового сообщества, Россия не должна быть исключением. Государственная программа «Цифровая экономика» [Распоряжение…,2017] ставит задачи активного введения информационных ресурсов и систем (в том числе и т.н. Big Data) в хозяйственный оборот, регистрировать в реестрах (с применением Blockchain технологий), производить их постановку на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, заключать сделки и смарт-контракты. Но сейчас это не представляется возможным осуществить в полном объеме - возникает необходимость стоимостной оценки информационных ресурсов и систем.
Появление интернета создало виртуальную электронную среду и стало триггером для развития информационного общества в глобальном масштабе. В период с конца 90-х – начала 2000-х годов тема информационного пространства была предметом тщательного изучения многих ученых (Цыпкин, 2022).
В 1999 году аналитики задумались над решением проблемы актуальности и надежности различных баз данных на электронных носителях. Одной из первых и наиболее востребованной на рынке становления городской экономики стала информационная система объектов недвижимости города Москвы. Нашей командой под моим руководством были предложены методики оценки рыночной стоимости такого ИР с целью его постановки на учет и поддержания в необходимом для эффективного функционирования уровне.
В начале 2000-х в процессе выполнения заказа Департамента имущества города Москвы по оценке нескольких ИР экспертами был разработан и материализован тезис о значимости информации, что она является средством управления и стоит денег. Данная идея возникла еще задолго до создания крупнейшего в мире на данный момент ресурса, всеми знакомого как Facebook*. *(Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России Тверским судом г. Москвы 21 марта 2022 г.)
Такой значимый и положительный опыт и научно-практические навыки экспертов не обошли вниманием и другие прогрессивно мыслящие структуры московского правительства. Следующим был ГУП «Мосгоргеотрест», пред которым стояли задачи нового высотного строительства. Требовалось предпринять смелое управленческое решение относительно имеющиеся у него картографических данных города. Так специалистами было предложено оценить рыночную стоимость редкой карты города Москвы с большим разрешением. Результат расчетов оказался весьма объективным, а главное – востребованным и поставленная на учет по новой стоимости картографическая подоснова города зажила новой жизнью. Появились средства на ее актуализацию, модернизацию и дальнейшее совершенствование (Цыпкин, 2018).
Положительный и полезный эффект от превращения информации из «пространственного эфира» в конкретный объект гражданско-правовых сделок позволил пересмотреть сложившуюся практику и выделить в отдельную главу оценки, учета и регистрации ИР в ГЦП «Электронная Москва», принятую правительством Москвы в 2001 году [Закон…, 2001].
Мы продолжили заниматься данной деятельностью, и она обрела системный характер. Программой было определено разработать универсальную методику оценки рыночной стоимости информационных ресурсов и систем. Провести унифицированную экспериментальную оценку баз данных города Москвы, созданных за счет государственных средств.
Как раз в это время в мире возникает новая парадигма – повальное увлечение социальными сетями (Facebook*, Одноклассники, ВКонтакте и прочие). *(Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России Тверским судом г. Москвы 21 марта 2022 г.).
Положительным эффектом нашей результативности и упорных трудов, включая привлеченных нами экспертов, по реализации экспериментальных оценок рыночной стоимости ИР и систем, а также после одобрения со стороны различных государственных структур, включая Контрольно-счетную палату г. Москвы, экспертов-информационщиков и экономистов-оценщиков, повлекли за собой подготовку и вынесение Постановления Правительства города Москвы от 6 декабря 2005 г. № 982-ПП «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАВ НА НИХ" [Постановление…, 2005]. Данный документ в полной мере рассматривал вопросы вовлечения ИР в гражданский оборот и их практического применения. Это было большим прорывом не только в России, но и в международной научной мысли.
Применяя нормы указанного документа и используя экспертные знания и навыки, моей компанией были проведены оценки ряда информационных ресурсов и систем, находящихся в управлении города Москвы. Так, например:
Перечень информационных ресурсов (ИР):
1. Адресный реестр зданий и сооружений города Москвы;
2. База данных автоматизированной информационной системы «Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере»;
3. Базы данных, реестры и информационные ресурсы Единой государственной картографической основы города Москвы.
Перечень информационных систем (ИС):
1. Автоматизированная информационная система «Единый реестр объектов и единый реестр организаций-участников инвестиционно-строительной деятельности на территории города с информацией по всем этапам инвестиционного цикла строительства в городе Москва»;
2. Интегрированная автоматизированная система «Государственный градостроительный кадастр города Москвы».
После проведения оценочных и регистрационных работ эти объекты начали появляться на учете в Казне города.
В период международного финансового кризиса 2007-2008 годов частное и государственное финансирование работ по данному направлению по объективным причинам резко сократилось. Как общеизвестно, что эффективность результата – это отдача на инвестиции, как говорил В. Шекспир «из ничего не будет ничего». Появление новых разработок сократилось.
Идеи и предложения по юридическому оформлению нематериального информационного массива (как сейчас бы назвали BigData) в материальный ресурс различных организаций (предприятия) представлялись нами в адрес Минсвязи России, Роснедвижимости, Роснедра, налоговой и таможенной служб. Но на тот момент тотальной цифровизации экономики не просматривалось (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Таким образом, концептуальное предложение заключается в формировании и создании информационной системы - единого пространственного кадастра России, в котором будут отображаться не только объекты земли, недвижимого и движимого имущества, но и водные, лесные и природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и цифровой профиль граждан страны. Данные должны быть актуальны, защищены и иметь все основные характеристики, включая их рыночную (балансовую или кадастровую) стоимости. Теперь важно определиться в терминах и определениях. Необходимо дать современные толкования ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА и ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ (Комов, 2023).
В нашем представлении сегодня Землеустройство — это система мероприятий технологического, юридического и экономического свойства, направленная на рациональное и эффективное использование всех ключевых ресурсов, существующих на пространственном базисе – земле. К этой системе относятся все виды земель, водных объектов, недра и лесной фонд, городские и сельские территории – решительно все в границах государства. Землепользование же, на наш взгляд, как экономиста, это импламентация землеустроительных мероприятий и одновременно корректирующее само землеустройство нового трека с целью решения задач комфортного проживания человека на земле и устойчивого развития всей экосистемы, собственно это и есть ESG – концепция.
В основном все ключевые ресурсы имеют свои реестры в РФ, пусть разрозненные, но существует Росгеофонд, Рослесфонд, учет рыбных и прочих биоресурсов. Но главное сейчас наиболее сложное в интеллектуальном осмыслении – это человеческий капитал, модернистский афоризм, что люди - это новая нефть (Цыпкин, 2020).
После почти десятилетнего перерыва в эпоху глобализации разработки экономической составляющей цифрового профиля возобновились. Впервые в мире в 2017 году нами была предложена оценка рыночной стоимости персональных данных граждан России и США. Главный собственный капитал человека в XXI веке - его персональные данные. За них борются соцсети, маркетологи, а иногда и мошенники. В Минсвязи России уже заинтересовались, как рассчитать стоимость такой информации. А мною была предложена универсальная формула для этого (Цыпкин, 2022).
Сейчас невозможно полноценно существовать в социуме и не делиться при этом своими персональными данными. Рассказывать о себе нужно постоянно - и при походе к врачу, и при регистрации в новом приложении на смартфоне. Информацию о человеке используют во всех сферах. Для компаний-операторов персональных данных это не только удобный инструмент для повышения продаж, но и постоянная головная боль. Собрать информацию о человеке легко, а вот уберечь ее уже сложнее. Если данные попадают в руки недоброжелателям, то это может плохо закончиться. В лучшем случае ваших клиентов начнут переманивать конкуренты, а в худшем - на них начнут оформлять кредиты. До сих пор оставалось неясным, как оценить ущерб, который нанесли человеку злоумышленники, завладевшие персональными данными, или недобросовестные операторы, которые не смогли их защитить. Какую компенсацию должен получить человек, если информация о нем утекла туда, куда не следовало? Например, базы данных ГИБДД или БТ (Цыпкин, Папаскири, Орлов, 2022).
Еще одна проблема с персональными данными кроется в несправедливости. Очевидно, что самыми богатыми людьми сегодня являются владельцы цифровых технологий и сервисов на их базе. Сколотить многомиллиардные состояния им удалось именно с помощью персональной информации, которой делятся пользователи. Причем, делают они это абсолютно бесплатно и по своей воле. В итоге компании получают доходы практически из воздуха, а владельцам персональных данных не достается ничего, кроме персонифицированной рекламы. Тогда мы рассуждали, возможно, в скором времени мы придем к тому, что за личную информацию и право ее обработки придется платить нечто вроде арендной платы. Только так получится решить ту несправедливость, которая сложилась в современном цифровом пространстве. Что сегодня, спустя 7 лет уже и произошло!
Таким образом, я представляю свою модель, как рассчитать рыночную стоимость персональных данных (Цыпкин, 2018).
Сколько стоят данные гражданина? Ни в России, ни за рубежом, методику оценки рыночной стоимости еще не проводили. Поэтому мы отталкивались от опыта своих расчетов стоимости 1 МБ информации в структуре информационных систем. Это исследование мы проводили еще 18 лет назад. И тогда никто не мог представить, на сколько актуальным оно будет в 2024 году.
По нашим расчетам персональные данные приносят своим операторам примерно 10% от всего дохода. Именно поэтому предлагаю считать универсальную стоимость информации о человеке в разрезе государства как 10% от удельного, соотнесенного на душу населения ВВП.
ВВП на душу населения — это рыночная стоимость всей готовой продукции, которую произвели на территории страны. То есть, это продукция, которая предназначена для реализации и конечного потребления, а не дальнейшего участия в производстве других продуктов.
По данным МВФ, в России ВВП на душу населения в 2018 году составил
Соответственно, стоимость персональных данных гражданина России должна составить около
Так, например, социальная сеть Nimses, запущенная в 2017 году, для привлечения пользователей основой своей платформы сделала валюту – Nim, которую она «выплачивает» им – пользователям за нахождение в сети и за их активность в программе. Каждую минуту пользователь получает по одному ниму. 1 доминим – 683748 нимов, равен 120$. Из этого можно сделать вывод, что такая величина, как время в сети и активность играет немаловажную роль в стоимости данных пользователя сети и данный пример подтверждает идею и концепцию ценности информации в веб-пространстве в денежном эквиваленте. Бизнес уже дошёл до этого в 2018 году. Осталось лишь ждать, пока передовые государства тоже присмотрится к данной идее (Fomin, Tsypkin, Kamaev, Kozlova, 2021).
Поправки на индивидуальность. Универсальная формула – это удобно, подойдет для любой страны и ситуации. Но правда заключается в том, что данные разных людей имеют разную стоимость. Например, паспортные данные человека, которого относят к такой группе населения, как люмпены, пригодятся только для того, чтобы открыть по ним компанию-однодневку. А утечка персональной информации политика, просто очень богатого человека, Илон Маск, например, может привести к более глобальным последствиям.
Люмпены - группа населения, которую исключили из гражданского общества, экономически деклассированные слои населения. К ним обычно относят бродяг, нищих, уголовных элементов и других асоциальных личностей. В типичном случае люмпен — это человек без собственности и профессии, который живет случайными заработками или на государственные социальные пособия (Цыпкин, Кудряшов, 2018).
В связи с этим нами предложено скорректировать усредненную стоимость персональных данных одного человека конкретной страны с учетом его индивидуальности. А точнее, с учетом его вклада в бюджет государства. Для этого можно использовать декларацию о совокупном доходе гражданина. По моему мнению - стоимость персональных данных будет более точной, если к сумме, которая получилась по универсальной формуле, прибавить 10% от годового дохода гражданина. Причем, финальная стоимость будет равна половине такой суммы (Орлов, 2001).
Пример 1: гражданин России, Иванов И.И. заработал за 2018 год 1 млн. руб. Стоимость его персональных данных как гражданина, по универсальной формуле, составит
Аренда персональных данных. Из открытых источников известно, что чистая прибыль компании Facebook* *(Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России Тверским судом г. Москвы 21 марта 2022 г.) за 2018 год составила $22,1 млрд, а количество его пользователей – 2,32 млрд ч. Я рассчитал, что Facebook* *(Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России Тверским судом г. Москвы 21 марта 2022 г.) получает с каждого пользователя чистую прибыль около
На наш личный взгляд, такие корпорации, которые зарабатывают на персональных данных пользователей, должны выплачивать им дивиденты за индивидуальный капитал в размере 10% от своей удельной прибыли. Каждому пользователю социальной сети ВКонтакте собственники должны бы были выплачивать примерно по 13 руб. в год, а пользователям Facebook* *(Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России Тверским судом г. Москвы 21 марта 2022 г.) – примерно $1. И это только одна сеть, а если человек зарегистрирован в 10 и более? Кто еще активно зарабатывает на людях, так это блогеры. Например, весьма известные из них, имеют до 4,5 миллионов подписчиков. А размещение рекламы на их каналах стоит от 5 млн. руб. Это на 2018 год.
Пример 2: гражданин России Иванов И.И. разбирается в IT-технологиях на среднем уровне и зарегистрирован в 14 приложениях, где указал свои персональные данные (соцсети, ФНС, банки, такси, системы здравоохранения, госуслуги и т.д.). Предположим, что каждое из приложений, зарабатывает на Иванове И.И. столько же, сколько социальная сеть Вконтакте ($1,85). А номинальная ставка капитализации без учета инфляции на долгосрочный период равна 10%. Тогда совокупная арендная плата за использование информации о нем, ежегодно будет составлять:
Если учесть, что продуктивный жизненный цикл трудового потенциала человека, в период которого его персональные данные представляют наибольшую ценность, составляет 49 лет, то за это время Иванов И.И. заработает
Если сравнить индивидуальную стоимость персональных данных из Примера 1 и размер арендной платы за 49 лет, то видно, что эти суммы практически совпали. Расхождение всего лишь в 1,5%, что говорит о логичности и правомерности подхода (Цыпкин, Кудряшов, 2019).
Зачем еще это нужно? Как нам представляется, что обогатиться на получении аренды за регистрацию в соцсетях не получится. Если подобную плату введут, то скорее ради справедливости. Другое дело – земельные и природные ресурсы, которые являются реальным аналогом виртуального пространства. Нами утверждается, что по той же системе можно посчитать доходность или «природную ренту» на душу населения от национального достояния России (полезные ископаемые, углеводороды, недра, леса, биоресурсы, кубометр воды, крутящий турбину гидроэлектростанции и т.п.). В будущем это поможет ответить на вопрос эффективности и целесообразности их использования.
Что можно сделать из всего этого в интересах всех шейкхолдеров АПК и эффективного управления корпорацией под названием «государство»? На базе существующей службы Росреестр создать единый кадастр всех объектов гражданских прав: земельных и водных ресурсов, лесного хозяйства и недр, недвижимого имущества и вот теперь персональных данных граждан. Для этого надо провести оценку, регистрацию прав и поставить на учет в единый государственный кадастр. Ну а затем управление этими активами оставить в профильных ведомствах (возродив федеральный орган по управлению земельными ресурсами – базисной первоосновой), а сам Росреестр упразднить, объединив его с Федеральной налоговой службой. Основная цель и назначение государственного кадастра – это начисление налогов, чем, собственно, и занимаются налоговые службы. Такая структура, собственно, и работает в государственном управлении многих стран мира и в историческом аспекте неминуемо будет и у нас. Основные функции для граждан и организаций будет выполнять ППК РОСРЕЕСТР (Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП «О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы»).
Развитие цифровых технологий и появление интернета в конце XX и начале XXI веков побудило ученых правоведов и законодателей продумать и урегулировать новую сферу жизнедеятельности членов общества. Появилась потребность и крайняя необходимость в защите прав и интересов субъектов, использующих технологии в своей деятельности. Информация и информационные продукты не укладывались в существующие в то время формы правовых отношений. Первоочередным действием считалось создание современных механизмов урегулирования данных отношений. Для этого информация была включена в сферу регулирования гражданского законодательства как объекта гражданских прав [Статья…,1994]. Но вскоре со вступлением в силу п. 8 ст. 17 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", информация перестала значиться в этом перечне объектов, как и ее составляющее – персональные данные. Исключение их из гражданского оборота объяснимо целями государства по защите конституционных прав граждан и личности [Статья…,1993]. Персональные данные регулируются режимом личных неимущественных благ (ввиду отсутствия неразрывной связи с личностью ее обладателя). Их оборот в настоящий момент невозможен в связи с отсутствием актуальных правовых механизмов для отчуждения таких данных.
В настоящее время достаточно часто в различной научной литературе можно встретить такую категорию, как «информогенная катастрофа». Под ней следует понимать последствия или даже злоключение, как последствие умышленной или по неосторожности, неосведомленности дезинформации.
На сегодняшний день — это как никогда актуальная проблема. Вспомним новость про вмешательство в выборы президента США, которая явилась результатом информационной войны. Это совершенно иной уровень политического развития, даже можно сказать революция в области политики.
В период же проведения СВО информация стала критически важнее всего – она эквивалент жизни.
В тоже время, методика определения размера страховых компенсаций при гибели военнослужащих при проведении специальных военных операций, косвенный денежный эквивалент стоимости «жизни», также была нами разработана и опубликована в журнале «Закон и право» № 1 за 2020 г.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii ot 12.12.1993.
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ.
3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 N 230-FZ.
4. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2006 g. N 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii».
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossii ot 28 iyulya 2017 g. №1632-r.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 12 aprelya 2005 g. N 204-PP «O poryadke raboty po ocenke stoimosti imuschestva v sdelkah s uchastiem goroda Moskvy».
7. Postanovlenie pravitel'stva Moskvy ot 06.12.2005 g. № 982-PP «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke provedeniya ocenki rynochnoy stoimosti informacionnyh sistem i resursov goroda Moskvy i prav na nih».
8. Zakon g. Moskvy ot 21.10.2001 g. №52 «Ob informacionnyh resursah i ob informatizacii goroda Moskvy».
9. Cypkin, Yu. A. Ekologicheskiy aspekt povestki dnya ESG kak mehanizm ustoychivogo razvitiya / Yu. A. Cypkin, A. V. Fomina, I. V. Chuksin // Mezhdunarodnye nauchnye resheniya, New York, 09 fevralya 2022 goda. – New York: Scientific publishing house Infinity, 2022. – S. 173-178. – DOIhttps://doi.org/10.34660/INF.2022.90.82.028. – EDN JDPNPQ.
10. Cypkin, Yu.A. «Do kopeechki: skol'ko zaplatyat kompanii za personal'nye dannye rossiyan»/ Yu.A. Cypkin, A.G. Papcov, R.A. Kamaev, S.V. Orlov. RBK. 2019. S. 1-3.
11. Cypkin, Yu.A. «Informatizaciya agrarnogo sektora ekonomiki s ispol'zovaniem blokcheyn-tehnologiy – strategicheskiy element ustoychivogo razvitiya Rossii»/ Yu.A. Cypkin, Yu.N. Kudryashov. Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2019. S. 7.
12. Papcov, A.G. «Stoimost' personal'nyh dannyh – klyuchevoy vopros cifrovoy ekonomiki»/ A.G. Papcov, R.A. Kamaev, S.V. Orlov, Yu.A. Cypkin. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2019. S. 24.
13. Cypkin, Yu.A. «Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologiy v sovremennom universitete»/ Yu.A. Cypkin, I.S. Feklistova, S.L. Pakulin. V sbornike: Issledovanie po obschestvennym naukam Sbornik materialov Mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferenciy «Issledovanie po obschestvennym naukam». 2018. S. 10-13.
14. Cypkin, Yu.A. «Novye informacionnye tehnologii dlya rynka nedvizhimogo imuschestva»/ Yu.A. Cypkin, Yu.N. Kudryashov. V sbornike: Pravovoe regulirovanie sbalansirovannogo razvitiya territoriy Sbornik materialov Mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferenciy «Ekologicheskaya politika: vektory sbalansirovannogo razvitiya» i «Pravovoe obespechenie kompleksnogo razvitiya territoriy». 2018. S. 315-319.
15. Cypkin, Yu.A. «Primenenie blokcheyn-tehnologiy v informacionnyh sistema v sfere kadastrovogo ucheta i registracii prav na nedvizhimoe imuschestvo»/Yu.A. Cypkin, Yu.N. Kudryashov. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel'. 2018. № 4 (159). S. 38-42.
16. Cypkin, Yu.A., «Primenenie blokcheyn-tehnologiy sposobno kachestvenno uluchshit' medicinskoe obsluzhivanie naseleniya Rossii»/Yu.A. Cypkin, L.A.Gridin, Yu.N. Kudryashov. – M.:Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2018. № 3 Cypkin Yu.A., Gridin L.A., Kudryashov Yu.N.
17. Cypkin, Yu.A. «Zemel'nyy kadastr v sisteme ekonomicheskogo razvitiya goroda Moskvy»/ Yu.A. Cypkin, R.G. Borisychev, S.V. Orlov. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel'. 2018. № 4 (4). S. 69-74.
18. Orlov, S.V. «Rynochnaya ocenka imuschestva goroda» [Tekst]: uchebnoe posobie/ S.V. Orlov, Yu.A. Cypkin, – M. OOO «Izdatel'stvo «Yuniti-Dana», 2003. – 312 s.
19. Henson, U. «Internet-marketing» [Tekst]: uchebnoe posobie/ U. Henson, Yu.A. Cypkin, – M. OOO «Izdatel'stvo «Yuniti-Dana», 2001. – 527 s.
20. Orlov, S.V. «Sovremennye informacionnye tehnologii v analize proshlogo (o knige S.F. Grebenichenko «Diktatura i promyslovaya Rossiya v 1920-e g.g.»)»/ S.V. Orlov, Yu.A. Cypkin, G.A. Goncharov. Informacionnoe obschestvo. 2001. S. 66-67.
21. Orlov S.V. «Ocenochnaya deyatel'nost' – osnova upravleniya sobstvennost'yu»/ S.V. Orlov, Yu.A. Cypkin. Gorodskaya sobstvennost'. № 9 (25). S. 11-15.
22. Eriashvili, N.D. «Marketing, principy i tehnologiya marketinga v svobodnoy rynochnoy sistema» [Tekst]: uchebnoe posobie/ N.D. Eriashvili, K. Hovad, Yu.A Cypkin, – M. OOO «Izdatel'stvo «Yuniti-Dana», 1998. – 256 s.
23. Cypkin, Yu. A. Sovershenstvovanie sistemy obyazatel'nogo gosudarstvennogo strahovaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii / Yu. A. Cypkin, P. A. Derkach // Zakon i pravo. – 2020. – № 7. – S. 22-26. – DOIhttps://doi.org/10.24411/2073-3313-2020-10309. – EDN NAPXSU.
24. Komov, N. V. Novoy Rossii nuzhna effektivnaya sistema upravleniya zemel'nymi resursami / N. V. Komov, Yu. A. Cypkin, L. P. Podbolotova // Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel'. – 2023. – № 6. – S. 326-330. – DOIhttps://doi.org/10.33920/sel-04-2306-01. – EDN BBSAHE.
25. Cypkin, Yu. A. Prakticheskie aspekty ispol'zovaniya informacii o sdelkah s ob'ektami nedvizhimosti v opredelenii kadastrovoy stoimosti zemel'nyh uchastkov / Yu. A. Cypkin, A. V. Pylaeva, O. V. Kol'chenko // Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel'. – 2023. – № 7. – S. 417-423. – DOIhttps://doi.org/10.33920/sel-04-2307-05. – EDN BFVGPK.
26. Aktual'nye problemy kadrovogo obespecheniya nacional'noy sistemy prostranstvennyh dannyh / A. V. Sevost'yanov, Yu. A. Cypkin, N. V. Komov [i dr.] // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. – 2023. – № 1. – S. 232-238. – DOIhttps://doi.org/10.56539/20733305_2023_1_232. – EDN KHFIZF.
27. Prostranstvennoe razvitie Rossiyskoy Federacii: osnova geostrategii i geopolitiki strany / Yu. A. Cypkin, M. N. Gavrilyuk, V. O. Petrov [i dr.] // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. – 2023. – T. 8, № 4. – DOIhttps://doi.org/10.55186/2413046X_2023_8_4_223. – EDN AQXJHU.
28. Perspektivy sovershenstvovaniya geostrategicheskogo upravleniya aktivami strany na osnove edinoy sistemy prostranstvennyh dannyh / Yu. A. Cypkin, T. V. Papaskiri, S. V. Orlov [i dr.] // Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel'. – 2022. – № 12. – S. 757-765. – DOIhttps://doi.org/10.33920/sel-04-2212-01. – EDN GMKALY.
29. Formation of an Effective Strategy of Nature Protection Activities in a Region in the Conditions of the Digital Economy's Development / A. A. Fomin, Y. A. Tsypkin, R. A. Kamaev, N. V. Kozlova // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Vol. 314. – Springer International Publishing : SPRINGER INTERNATIONAL PUBLISHING AG, GEWERBESTRASSE 11, CHAM, SWITZERLAND, CH-6330, 2021. – P. 721-728. – DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-56433-9_76. – EDN NYVNAU.
30. TSYPKIN, YU.A. «INCREASE OF QUALITY OF PROVISION OF SOCIAL AND INFORMATION SERVICES TO POPULATION IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY»/ YU.A. TSYPKIN, R.A. KAMAEV, S.V. ORLOV, A. PAKULINA ALEVTYNA, L. KALINICHENKO LUDMILA. DIGITAL FUTURE ECONOMIC GROWTH, SOCIAL ADAPTATION, AND TECHNOLOGICAL PERSPECTIVES. 2020. S. 253-264.